Безусловные рефлексы-ответная реакция организма на раздражение сенсорных рецепторов, осуществляемая с помощью нервной системы.
И.П.Павлов выделил безусловные рефлексы, направленные на самосохранение организма: пищевые, оборонительные, ориентировочные, детские безусловные рефлексы.
П.В. Симонов выделил три разных класса рефлексов:
-витальные безусловные рефлексы-обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма(пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный, ориентировочный, рефлекс экономии сил)
-ролевые безусловные рефлексы-могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида (эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, формирования групповой иерархии)
-безусловные рефлексы саморазвития-ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред (исследовательское поведение, безусловный рефлекс свободы, подражания и игровой рефлекс)
-безусловные двигательные рефлексы-делятся на следующие группы
1. Рефлексы новорожденных или детей раннего возраста (сосательный рефлекс, хватательный рефлекс)
2. Оборонительные (защитные рефлексы)-отдергивание руки при касании горясим предметом
3. Шагательный рефлекс
4.Выпрямительные рефлексы-восстановление нарушенной позы
Таксисы-это перемещение всей клетки или всего организма, вызываемое и направляемое определенным внешним стимулом. Таксисы делтся на положительные и отрицательные. Существует их классификация в соответствии с природой их раздражителя: положительный фототаксис-эвглена плывет к свету, отрицательный фототаксис, положительный хемотаксис, аэротаксис, геотаксис,отрицательный хемотаксис, геотаксис и т.д.
Безусловный рефлекс — это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища, тактильное раздражение и т. д.) стимула, адекватного для данного вида деятельности. Всю совокупность безусловных и образованных на их основе условных рефлексов принято по их функциональному значению делить на ряд групп.
Главными из них являются пищевые, оборонительные, половые, статокинетические и локомоторные, ориентировочные, поддерживающие гомеостази некоторые другие. К числу пищевых рефлексов относят рефлекторные акты глотания, жевания, сосания, слюноотделения, секреции желудочного и поджелудочного сока и др. Оборонительными рефлексами являются реакции устранения от повреждающих и болевых раздражений. В группу половых рефлексов включаются все рефлексы, связанные с осуществлением полового акта; в эту же группу можно отнести и так называемые родительские рефлексы, связанные с выкармливанием и выхаживанием потомства. Статокинетическими и локомоторными рефлексами являются рефлекторные реакции поддержания определенного положения и передвижения тела в пространстве. К рефлексам, поддерживающим сохранение гомеостаза, можно отнести рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные и те сосудистые, которые способствуют сохранению постоянства артериального давления, и некоторые другие.
Ориентировочный рефлекс-
Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс. Большинство безусловных рефлексов представляет собой сложные реакции, в состав которых входит несколько компонентов. Так, например, при безусловном оборонительном рефлексе, вызываемом у собаки сильным электрокожным раздражением конечности, наряду с защитными движениями происходят также усиление и учащение дыхания, ускорение сердечной деятельности, появляются голосовые реакции (визг, лай), изменяется система крови (возникают лейкоцитоз, тромбоцитоз и др.). В пищевом рефлексе также различают его двигательный (захват пищи, жевание, глотание), секреторный, дыхательный, сердечно-сосудистый и другие компоненты. Среди компонентов условного рефлекса различают главные, специфические для данного вида рефлексов, и второстепенные, неспецифические компоненты. В оборонительном рефлексе главным является двигательный компонент, в пищевом - двигательный и секреторный. Изменения дыхания, сердечной деятельности, сосудистого тонуса, сопровождающие главные компоненты, также важны для целостной реакции животного на раздражитель, но они играют, как говорил И. П. Павлов, «чисто служебную роль». Так, учащение и усиление дыхания, учащение сердечных сокращений, повышение сосудистого тонуса, вызываемые условным оборонительным раздражителем, способствуют усилению процессов обмена веществ в скелетной мускулатуре и тем самым создают оптимальные условия для осуществления защитных двигательных реакций. При исследовании условных рефлексов экспериментатор часто выбирает в качестве показателя какой-либо один из его главных компонентов. Поэтому и говорят об условных и безусловных двигательных или секреторных или вазомоторных рефлексах. Необходимо, однако, учитывать, что они представляют собой лишь отдельные компоненты целостной реакции организма.
6.Инстинкт-это врожденная форма приспособительного поведения. Это врожденная запрограммированная форма поведения организма, побуждаемая биологическими потребностями и специфическими раздражителями внешней среды. Инстинктивное поведение запрограммировано в ЦНС, а внешние специфические стимулы не только побуждают, но и корригируют поведение. Для осуществления инстинктов необходимы высшие отделы головного мозга. Нейроанатомия инстинкта похожа на нейроанатомию условного рефлекса.
Модификация инстинктов(предлагаемая в учебнике Смирнова)
1. Таксисы
2. Безусловные двигательные рефлексы(рефлексы новорожденных, шагательный рефлекс, выпрямительный рефлекс, ориентировочный рефлекс, оборонительный рефлекс)
3. Инстинкты по происхождению
первая группа-инстинкты, происхождение которых связано с изменениями внутренней среды организма
-гомеостатический инстинкт направлен на сохранение внутренней среды организма(питьевое, пищевое поведение, мочевыделение)
-инстинкт отдыха и сна
-половой инстинкт
-строительный инстинкт(птица строят гнезда весной в период сезонных гормональных сдвигов)
Вторая группа-инстинкты, связанные с изменениями внешней и внутренней среды организма (инстинкты зимней спячки, миграции птиц и рыб во время их нереста) Они являются окологодичным биоритмом и являются работой биологических часов. Программа инстинктов запускается внешними стимулами (продолжительность светового дня) и внутренними изменениями (изменения интенсивности метаболизма, сдвиги во внутренней среде организма)
Третья группа- инстинкты, связанные с изменениями окружающей среды организма
-инстинкт защиты(избавление и избегание от нападения, неблагоприятных воздействий окружающей среды)
-территориальный инстинкт (мечение территории и изгнание с территории других особей) Мечение территории осуществляется по-разному. Например, у собак-это мочеиспускание на деревья, у медведей – зарубки на деревьях, причем как можно выше.
-свободы и сследования
-инстинкт лидерства и подражания(имитации)
Четвертая группа- инстинкты, которые запрограммированы в ЦНС
-санитарный инстинкт(гнездо, берлога содержатся в чистоте) Например, птенцы для испражнений вылезают на край гнезда.
-родительский инстинкт (воспроизведение и охрана потомства)
-инстинкты движения и игровой инстинкт
Немецкий зоолог Г.Э. Циглер (1964) предложил следующие критерии инстинктивного действия:
1)побуждение и способность к действию (наследственные свойства вида)
2) действия не требуют предварительного обучения
3)действия выполняются одинаково всеми нормальными представителями вида
4)действие связано с нормальным функционированием органов животного
5)действие приспособлено к экологическим условиям обитании вида
Инстинкт способен индивидуальной изменчивости. К внутренним факторам проявления инстинкта относят гуморально- гормональные отклонения в организме от обычного физиологического уровня. Такие сдвиги во внутренней среде могут быть настолько сильными, что даже в искусственных условиях полной изоляции животного могут привести к выполнению им стереотипных инстинктивных действий. В естественных условиях для проявления инстинктов необходимы также и ключевые (пусковые) стимулы. А при отсутствии стимулов, но при наличии соответствующей потребности, животное часто приступает к активному поиску этих стимулов (поиск партнера в период полового возбуждения)
Выделяют два этапа целостного поведения: поисковое (подготовительное)- поиск жертвы хищником, и завершающее. Поисковое поведение –наиболее пластичная и изменчивая часть инстинктивного поведения, важную роль играет индивидуальный жизненный опыт, а завершающая фаза- наиболее стабильная, генетически фиксированная спаривание, поедание добычи) Инстинкты передаются по наследству. Действие инстинктивного поведения разворачивается по принципу «ключ-замок» и реализуется в стереотипном двигательном акте.
Схема инстинкта
Ключевой стимул-Рецепция- Сенсорная система(повышение чувствительности сенсорных систем, избирательно настроенных на внешние стимулы, адекватные данной потребности)-Система запуска, контроля поведения-Моторная программа(командные нейроны- клетки, активация которых запускает соответствующий поведенческий акт, но они не являются мотонейронами)
7. Импринтинг.
Запечатле́ние или импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности. Это особая форма неассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития организма.
Работы австрийского этолога Конрада Лоренца. Он изучал гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом в момент вылупления был сам К. Лоренц, гусята повсюду следовали за исследователем, а не за стадом гусей и достигнув половой зрелости, гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида.
К. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущимуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца, импринтингом (запечатлением).Другие исследователи показали,что импринтинг может быть вызван любым объектом: футбольным мячом, подушкой, животным иного вида, картонной коробкой, при условии что этот объект движется. Механизм импринтинга важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попавший в поле зрения гусят-это их мать, она становится для них моделью, которая дает им возможность адекватно проявлять формы поведения присущие данному виду. У ребенка социальные связи устанавливаются очень рано и носят глубокий характер.
Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.
1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи.
2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей)- имитационное поведение. Его разновидность- половой импринтинг (половое поведение особей внутри своего вида, но половое поведение у животных может быть направлено и на особь другого вида, с которым воспитывался детеныш)
3. Реакция следования- «слепое» следование новорожденного за родителями. Форма импринтинга, которая наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появления комплекса оживления уже на 2-м месяце жизни.
в этологии и психологии импринтинг -специфическая форма обучения; фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения).
Признаки запечатления
Сходство с безусловным и условным рефлексами:
1)подобно безусловным рефлексам, эти реакции сохраняются, как правило, всю жизнь
2)реакции являются врожденными, но для их проявления нужны определенные условия.
Отличия импринтинга от условных и безусловных рефлексов
1) Импринтинг проявляется в определенные критические периоды (чаще сразу или после рождения, причем в короткие сроки, иногда сроки могут быть отдалены)
2)запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза(реакция следования)
3)происходит без пищевого или иного подкрепления
4)характеризуется необратимостью
Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).
Импринтинг и половое поведение человека
Импринтинг, в отличие от условного рефлекса, отвечает за быстрое образование чрезвычайно устойчивых следов в психике, иногда даже после однократного переживания. Если определённый раздражитель подействует в критические моменты формирования личности, он легко запечатлевается в психике, приобретая необычайную яркость и стойкость по сравнению с другими раздражителями. Это запечатление в дальнейшем сильно определяет поведение человека в тех или иных ситуациях.
Существует мнение, что возраст от шести недель до шести месяцев является критическим для формирования отношений ребенка с матерью. У новорожденных в первые месяцы жизни определяющим фактором в возникновении привязанности к матери является чувство комфорта и ощущение безопасности, существенное значение имеют кормление матерью своего ребенка, гигиенический уход, интонация голоса и звуки речи.
8.Привыкание
Это форма пассивного нацчения.Угасание ориентировочной реакции (рефлекса «что таоке» по И.П. Павлову) Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, то организм прекращает на него реагировтаь, развивается привыкание (габитуация)У человека и животных новый раздражитель вызывает не только соматические, но и вегетативные реакции: изменение частоты сердечных сокращений, десинхронизацию ЭЭг и т.д. Если раздражитель не имеет никакого значения для организма,то при последующем его повторении угасают и вегетативные, и соматические реакции. Пример: человек, живущий на шумной городской улице, не обращает внимания на посторонний шум транспорта и ночью крепко спит.
Привыкание- негативное обучение, эффект которого состоит в отсутствии реакции на определенный стимул. В самом общем виде П. сводится к постепенному уменьшению амплитуды реакции в ходе повторений стимула. От утомления и истощения П. отличается тем, что реакцию можно вызвать снова простым изменением стимула. Наиболее отчетливо П. проявляется в системе ориентировочного рефлекса
В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель. Это усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения. (писк комара).В основе механизма этого вида научения лежит механизм синаптического облегчения(улучшение проведения в синапсах после короткого раздражения афферентных путей)
9. Классификация условных рефлексов.
Условный рефлекс — это благоприобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).[1] Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.
Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звонит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.
Условные рефлексы- рефлексы на будущие события. Их биологическое значение состоит в предупредительной роли, они имеют для организма приспособительное значение, готовя организм к будущей полезной поведенческой деятельности и помогая ему избежать вредных воздействий.
Существует множество классификаций условных рефлексов:
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |