Нормы управления в именных и глагольных словосочетаниях




Нормы согласования в именных словосочетаниях

14. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1.Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город.

2. За (последние, последних) три месяца в городе побывали многие артисты.

3. Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля.

4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену.

5. (Каждые, каждых) три месяца лаборатория сдаёт отчёт о работе.

6. Четыре корпуса, (построенные, построенных) в рекордные сроки, приняли своих

новосёлов.

Нормы управления в именных и глагольных словосочетаниях

16. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм глагольного и именного управления.

1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

2. Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ.

3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.

4. В очерке журналист описывает о жизни в деревне.

5. Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению соревнований.

6. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

7. Лектор оперировал с точными фактами.

31. Определите смысловые отношения в следующих словосочетаниях.

Говорить вполголоса, увлеченный книгой, наедине с природой, цветущих черемух, трое юношей, двадцать четыре бойца, желанный гость, готовый простить, боязнь проиграть, чай по-китайски, на высоком месте, туфли с бантиком, губы бантиком, платье в горошек, с глубоким уважением.

 

 

 


 

         
   
 
   
 
   
 
 

 


СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ И СЛОВОМ
  СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Сходство 1) выполняют номинативную функцию; 2) функционируют в составе предложения; 3) имеют парадигму и начальную форму; 4) могут участвовать в процессе словообразования (марсоход – от ходить по Марсу, каплевидный – от в виде капли).
Различие 1) выражает одно понятие;   1) это сложное название, сочетание связанных друг с другом понятий; 2) имеет более сложную структуру, т. к. включает в себя не менее двух знаме- нательных слов;
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сходство 1) включают в свой состав более мелкие единицы – словоформы (синтаксемы) с различными синтаксическими значениями; 2) строятся на основе подчинительных связей (предложения строятся также на основе предикативных и др. связей).  
Различие 1) выполняет номинативную функцию; 2) входит с состав предложения; 3) формируется на основе подчини- тельной связи; 4) не обладает предикативностью; 5) не обладает модально-временнóй характеристикой. 1) выполняет комуникативную функцию (служит для вражения сообщения, во- проса или побуждения); 2) характеризуется смысловой и интона- ционной законченностью, а словосо- четание не выражает суждения и не имеет интонации сообщения; 3) имеет грамматическую (предикатив- ную) основу; 4) обладает модально-временнóй харак- теристикой (т.е. содержит указание на то, насколько реально в том или ином времени или возможно, желательно описываемое событие).

 

       
 
 
   

 

 


СОЧЕТАЕМОСТЬ КОМПОНЕНТОВ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
На лексическом уровне (референциальном) На семантическом уровне На синтаксическом уровне
проявляется в способности лексем сочетаться между со-бой (сочетаться могут только те слова, которые называют предметы, связанные между собой в объективной действи-тельности: трава – зеленая, густая, мягкая, засохшая и т.д.). важно согласование сем – они не должны противоречить друг другу. Например, глаго-лы и прилагательные, обозна-чающие действие или признак живого существа, могут соче-таться только с одушевленны-ми существительными: чело-век закричал, больной человек. В случае нарушения такой со-четаемости либо разрушается структура словосочетания (воздух закричал, больной камень), либо возникает сред-ство художественной вырази-тельности (зал закричал – ме-тонимия, больная совесть – метафора). важны и лексическая семанти-ка, и принадлежность слова к той или иной части речи. Лек-сико-грамматическое значе-ние главного слова в словосо-четании прогнозирует воз-можные зависимые словофор-мы. Так, с лексическим значе-нием глагола отказаться свя-зываются отношения: от че-го? от кого?– от покупки, по-чему? – из-за безденежья, ког-да?– в конце месяца. Одинако-вую сочетаемость имеют род-ственные слова: дружить с Сашей, дружба с Сашей, дру-жен с Сашей. Одинаковую со-четаемость могутиметь слова одной семантической группы: любовь / сострадание / неж-ность к детям (к больному, к матери).
Сочетаемость между компонентами словосочетания может определяться и принадлежностью главного слова к определенному семантико-грамматическому разряду в пределах частей речи. Так, глаголы, выражающее действие, прямо переходящее на предмет, сочетаются с В.п. без предлога: украсить торт, купить цветы; сравнительная степень прилагательного (компаратив) – с Р.п. без предлога: быстрее ветра, смелее льва и т.д. Такая сочетаемость называется частеречной (категориальной).

 

 


 

 


 

 

 


 

Следует различать примыкание и управление

Её обувь – это примыкание (чье?), увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

Бежать в магазин – управление, пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к. могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК В ПОСТРОЕНИИ КОНСТРУКЦИЙ С УПРАВЛЕНИЕМ
1. Иногда после одного и того же слова, например глагола, возможно употребление разных падежей и предлогов, что объясняется различием в значении словосочетаний: знать теорему — знать о теореме, забыть билеты — забыть о билетах, объявить забастовку — объявить о за-бастовке. Однако часто замена одного падежа и предлога другим является речевой ошибкой.
2. Чаще всего ошибки в управлении обусловлены влиянием близких по значению, а иногда и однокоренных слов, требующих после себя разных падежей: смотреть на портрет — любоваться портретом (ошибка любоваться на портрет), беспокоиться о детях — тревожиться за детей (ошибка беспокоиться за детей), характерно для этого ученика — присуще этому ученику (отсюда ошибочные варианты характерно ему, присуще для него).
3. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо только тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога: подбирать и готовить юных спортсменов, прочитать и пересказать английский текст. Речевой ошибкой является постановка одного зависимого слов при двух или более главных с разным управлением: с помощью и в сотрудничестве с родительским комитетом, советовать и контролировать спортсменов.
4. Речевой погрешностью считается также употребление рядом одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительного падежа: реформа здравоохранения с целью улучшения системы охраны здоровья матерей и детей и повышения рождаемости.
5. Следует также избегать словосочетаний с одинаковыми предлогами: вопрос о соглашении о взаимных поставках, беседа с ветераном с большим жизненным опытом, рассказал об указе Петра I о реформе армии.
6. Используется предложное сочетание там, где нужна беспредложная конструкция (говорят: разъяснение о смысле указа. Правильно: разъяснение смысла указа).
7. Неверное с точки зрения семантики использование производных предлогов благодаря, вслед-ствие, ввиду. Эти производные предлоги не потеряли полностью своего первоначального значения. По-этому предложение «Я не пришел на занятия, благодаря болезни» – неправильно. Следует употребить предлог из-за. А вот: «Благодаря помощи родителей, я могу учиться» правильно.
8. Предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с дательным падежом: согласно указу (а не указа), вопреки распоряжению (а не распоряжения).
9. Предлоги в – из и на – с в просторечии часто смешиваются, в результате чего образуются ненормативные словосочетания: прийти с института, вернуться с магазина. Следует помнить, что две пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться, т. е. противоположные по смыслу словосочетания (с одним и тем же зависимым словом) образуются только с предлогами одной и той же пары: если мы говорим пошла на работу, то вернулась с работы, пошла в институт, вернулась из института.
Административно-географические наименования обычно употребляются с предлогами в – из: еду в город, в район, в Сибирь, в Москву, в Сковородино, а возвращаюсь из города, из района, из Сибири, из Москвы, из Сковородина (географические названия, заканчивающиеся на – о, склоняются как сущест-вительные среднего рода. В Приамурье таких названия много, и не следует об этом забывать: И.п. Албазино, Поярково, Мазаново, П.п. в Албазине, Пояркове, Мазанове и т. д.). Однако некоторые су-ществительные, названия горных областей, употребляются с предлогами на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кавказа, на Алтае – с Алтая, но в Хибины – из Хибин. То же самое происходит с наимено-ванием Украина. Норма употребления на Украине – с Украины, на Полтавщине – с Полтавщины. Возможно, здесь есть влияние украинского языка, а устойчивость сочетания на Украине поддержива-ется общностью названия Украина и однокоренных слов край, окраина, образующих сочетания с пред-логом на: на краю, на окраине.
Ошибки допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойном подчинении. Например: Институт организовал и руководил работой студентов в летний период (организовал кого, руководил чем). Подбор и наблюдение над фактами (подбор чего и наблюдение над чем). Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове. Например: Организовал студентов и руководил их работой. Подбор фактов и наблюдение над ними. В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: играть роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предположения.

           
   
 
 
 
   

 

 


СИНОНИМИЧНЫСЛОВОСОЧЕТАНИЯ
ИМЕННЫЕ 1. Сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже. Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора – нора лисы, Петин карандаш – карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.
2. Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны. Сравните: ночная тишина – тишина ночи, дивизионный штаб – штаб дивизии, каменная плита – плита из камня, шерстяные носки – носки из шерсти, годовой отчет – отчет за год, молочный бидон – бидон для молока, школьный товарищ – товарищ по школе.
3. При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и суще-
СИНОНИМИЧНЫСЛОВОСОЧЕТАНИЯ
  ствительного, так и соответствующим этому словосочетанию при-лагательным: дом в пять этажей – пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров – десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов – при тысячеградусной температуре.
ГЛАГОЛЬНЫЕ 1. Способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне – рассказывать про сына, указать недостатки – указать на недостатки, платить рубль за килограмм – платить по рублю за килограмм и т. п.
2. Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами – работал по вечерам, летели самолетом – летели на самолёте, испытывать всхожесть семян – испытывать семена на всхожесть, нужный всем – нужный для всех и т. п.
3. Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни – из-за болезни – по причине болезни, вошёл в кухню – на кухню, ушёл из кухни – с кухни, ехать на метро – в метро, просеять через сито – сквозь сито и т п.
ОТГЛАГОЛЬНЫЕ   Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными суще-ствительными (сравните: вопрос о кадрах не решён – вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве – совещание по животноводству и т. п.).
Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните:ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.

 

ПРЕОБРАЗОВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СВЯЗЬЮ
согласование в словосочетание со связью управление управление в словосочетание со связью согласование примыкание в словосочетание со связью управление
1. Найти в исходном словосоче-тании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн. 2. Задать от этого главного сло-ва падежный вопрос: бассейн для чего? 3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла.   1. Найти в исходном словосоче-тании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо. 2. Зависимое слово нужно заме-нить согласованным опреде-лением (прилагательным, при-частием, порядковым числитель-ным, местоимением), отвеча-ющим на вопрос какой? чей? гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня – то-пот (чей?) конский.   1. Найти в исходном словосоче-тании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать. 2. Зависимое слово (а оно все-гда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью при-лагательного или наречия) на-речие внимательно следует пре-образовать в имя существи-тельное: слушать (как?) с вни-манием. Например: поехать рабо-тать – поехать на работу.

 

АЛГОРИТМ ЗАМЕНЫСЛОВОСОЧЕТАНИЯ СИНОНИМОМ
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимо-му) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно.
2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания – зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании – прилагательным, при управлении – существительным.
АЛГОРИТМ ЗАМЕНЫСЛОВОСОЧЕТАНИЯ СИНОНИМОМ
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченнорассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем си-нонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может изме-ниться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово нахо-дится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении – ПОСЛЕ главного (ваза из хрус-таля).

 

СХЕМА СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3. Определить, простое словосочетание или сложное. 4. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или нареч­ное). 5. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и ука- зать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу). 6. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

 

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВАМИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
определительные объектные обстоятельственные
отношения между словами, обозначающими предметы и их признаки отношения между словами, обозначающими действия и предметы (объекты) отношения между словами, обозначающими действия и их обстоя­тельства
главные слова обозначают пред­меты, а зависимые слова – при-знаки этих предметов (качество, материал, принадлежность, по-рядковый номер) главные слова обозначают дейст­вия и состояния, а зависимые слова – разные предметы (объ­екты), связанные с этими дей-ствиями и состояниями главные слова обозначают дей­ствия, а зависимые – различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, место, цель, качество и др.)
вкусная ягода, стеклянный сосуд (какая ягода? какой сосуд?), моя шапка (чья шапка?), пятый дом (который дом?) пилить дрова (чтопилить?) (действие и предмет, на ко-торый оно направлено); пилить пилой (чем пилить?) (дей­ствие и орудие действия); помириться с товарищем (с кем помириться?) (действие и его участник); тосковать о родине (о чём тосковать?) (состояние и объект, с кото-рым связано это состояние). уехать завтра, уехать перво-го мая (когдауехать?) (вре-мя); пойти вправо (куда пойти?) (направление дейст­вия); жить в Харцызске (где жить?) (место действия); сде-лать назло (с какой целью сделать?) (цель действия); отве­чать хорошо (какотве-чать?) (действие и его качест-во)
    главное слово обозначает каче-ство, а зависимое – степень этого качества или то, с чем сравнива-ется это качество
    очень простодушный, очень простодушно (в какой степе-ни?) (степень качества); по-весеннему свежий (счем сравнимый по свежести?) (ср. свежий, как весна)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: