ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ




КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ (КЕЙСЫ)

ДОШКОЛЬНИКИ

1. Молодые родители жалуются на непослушание своего 3-х-летнего ребенка. Он слишком активный, подвижный, упрямый, настаивает на своем. Любые запреты вызывают у него протест, просьбы и уговоры не действуют. Не хочет подчиняться семейным правила: отказывается обедать совместно со всеми, убирать игрушки; рвет книжки, пытается ударить родителей. Супруги просят дать совет как заставить ребенка слушаться.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации родителям.

 

2. Девочка 3-х лет пришла из детского садика и сказала своему любимому намного старшего ее брату (20 лет) «нехорошее» слово, которое услышала от кого-то из сверстников. Брат «опешил», в смятении…

Как ему психологически правильно себя повести по отношению к своей маленькой, но неделикатной сестренке?

 

3. Одинокая мама испытывает сомнения в правильности воспитания своей 5-ти-летней дочери. Девочка посещает школу бальных танцев, учится рисованию, изучает английский язык и курсы подготовки к школе. Причем занимается везде с удовольствием. У мамы нет возможности водить ребенка на занятия, поэтому ее сопровождает бабушка, которая жалуется на слишком сильную загруженность девочки серьезными занятиями. Мама просит дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, в частности, по соответствию нагрузки возрасту ребенка.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации маме.

 

4. Ребенок старшего дошкольного возраста болезненный, не посещает детский сад, почти не гуляет во дворе со сверстниками, любит находиться дома и играть один. Родители испытывают затруднение в подготовке ребенка к школе и просят объяснить им, как лучше подготовить его к школьному обучению.

-Проанализировать проблемную ситуацию дошкольника. Дать рекомендации родителям.

 

5. Обратилась к психологу молодая мама по поводу «трудного» характера своей дочки, которой 2,5 года. Пример \один из\ конфликтной ситуации: дочка бросает \не роняет\ чашку на пол на кухне. Ей так захотелось\каприз\. При этом присутствует папа. Он говорит жене: «Убери! Что тебе трудно?»

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

6. Молодая мама обратилась к психологу по поводу «трудного» характера своего 4-х-летнего сына. Пример конфликтной ситуации: мальчик увидел в киоске новую машинку и начал настойчиво просить, чтобы ему ее купили. Машинка стоила недешево. Дома у него много машинок. Мама объяснила ему, что сейчас купить не может. Но он всю дорогу домой шел и упрямо твердил \маме\: «Машинку! Машинку! Машинку…»

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

7. К психологу обратилась мама 5-ти летней девочки, удочеренной за год до этого, с запросом – как ей реагировать на вопросы девочки, относящиеся к событиям раннего детства: «как они ходили в лес вместе с тетей, когда она была маленькая». Родная мать девочки была лишена родительских прав, и ребенок был помещен в возрасте 3-х лет в Дом ребенка. Отрывочные воспоминания о прежней жизни сопровождаются у девочки печалью. Приемная мама переживает, что для девочки очень значимо связать свою нынешнюю ситуацию с сохранившимися смутными воспоминаниями о прошлом.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

8.Девочка 7-ми летобижается на маму за какой-либо запрет или если мама за что-то строго делает ей замечание. Эта обида может длиться до 7-ми дней! То есть она не хочет разговаривать с мамой. Зато разговаривает с папой. За консультацией обратилась мама по поводу трудного характера единственной дочки.

- Сделать заключение по результатам беседы. Дать рекомендации по конкретному обращению и общие рекомендации по построению отношений родителей с ребенком старшего дошкольного возраста.

9. Учительница начальных классов обеспокоена тем, что у мальчика второклассника не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми. С ним не хотят сидеть за одной партой, не общаются на переменах, обзывают его, смеются над его внешним видом (ребенок ходит в школу недостаточно опрятным). Мальчик обижается, кидается драться, кусается, иногда плачет.

- Проанализировать проблемную\конфликтную ситуацию ученика. Дать рекомендации.

 

10.Школьный психолог в ходе планового обследования (наблюдение, анкетирование и др.) выявил нарушение взаимоотношений ученика 3-го класса с учителем. Ребенок нестандартный, одаренный, на уроках скучает, развлекается, комментируя действия учителя. Учитель раздражается, ставит двойки в журнал за поведение, снижает оценки за ответ. Опишите адекватные действия психолога. Дать рекомендации.

11.К психологу обратились молодые родители 6-летнего ребенка. Мальчик категорически отказывается идти в 1-й класс на будущий год. Ребенок не посещал детский сад – находился либо с мамой, либо с бабушками. Мать не работает. В развивающие кружки не ходит, так как живет в загородном доме. Попытка заниматься в кружке рисования закончилась истерикой. Есть два друга-ровесника – соседи. Оба мальчика также отказываются идти в 1-й класс.

 

Сделайте заключение - с какой проблемой в развитии ребенка столкнулись родители. Какая психологическая структура не сформирована у ребенка. Опишите рекомендации психолога родителям по формированию у ребенка готовности к школе.

 

 

12. Учительница жалуется, что не может сформировать школьные навыки у первоклассника. Он не усидчив, ходит по классу во время урока, не слушает заданий и не выполняет их ни дома, ни в классе. С нетерпением ждет перемены, с удовольствием играет с одноклассниками в подвижные игры и машинки.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации.

 

13. Проблемная ситуация \обратилась мама\: девочка 9 лет, 2-й класс прогимназии \престижная школа, проходили вступительные испытания\. Учится отлично,- что является показателем высокого уровня умственных способностей, познавательной мотивации и сформированной произвольности. Их учительница перешла в другую школу. Проблема в том, что девочка в течение нескольких недель не хочет идти в школу \ октябрь-ноябрь месяц\. Девочка долго не может уснуть \мама сидит с ней до 2-3-х часов ночи\, после чего она утром либо не идет на занятия, либо идет в плохом состоянии. Снятся тревожные сны.

- Проанализировать проблемную ситуацию ученицы 2-го класса. Дать рекомендации.

 

 

14. Мама третьеклассника жалуется на неуспеваемость ребенка по основным предметам. По словам мамы мальчик отставал в развитии от сверстников, поздно начал говорить, особые трудности испытывал со счетом. Мама затрудняется оказать помощь ребенку, просит дать рекомендации.

- Проанализировать проблемную ситуацию ученика. Дать рекомендации.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

15. В пятый класс пришла новая ученица с яркой, привлекательной внешностью. Девочки класса не приняли ее, спрятали портфель, закрыли в классе, толкнули в лужу и т.д. Родители обратились за помощью к школьному психологу, т.к. девочка отказывается ходить в школу.

- Проанализировать проблемную\конфликтную ситуацию ученицы. Дать рекомендации.

 

16. Отец подростка 14-ти лет жаловался на трусость и робость сына, которые проявлялись с раннего детства. Отец пытался воспитывать сына как «мужчину»: посылал одного вечером в лес, чтобы преодолеть страх; бросал в воду на глубоком месте, чтобы научить плавать и т.п. Ребенок оставался боязливым, нерешительным. Отец другие способы воспитания не использовал: «В голову не приходило».

- Заключение и рекомендации психолога отцу подростка по предъявленной проблемной ситуации.

 

17. К психологу обратилась мама 13-летней девочки. Дочка хорошо учится, послушная, занимается музыкой и учится в художественной школе. Проблема в том, что дочь очень тяжело переживает школьные неудачи, связанные с учебой. Например, недавно она получила 2-ку по английскому языку – прибежала домой в истерике, не досидев до конца уроков. Очень боится учителя математики, хотя самостоятельно решает все домашние задания и всегда готовится к урокам.

- Проанализировать проблемную ситуацию девочки-подростка. Дать рекомендации как маме, так и ей самой \если она согласится поговорить с психологом\.

 

Обратилась мама: сыночку 13. Он очень несамостоятельный. До сих пор встречаю его из школы. А иначе прилет без переобувки, телефон забудет в раздевалке. Как это изменить?

 

- Заключение и рекомендации психолога маме подростка по предъявленной проблеме.

 

18. Классный руководитель обратилась к психологу по поводу конфликтной ситуации, возникшей в ее классе.

В одной из школ в 9 классе принято 1 раз в месяц каждому участвовать в генеральной уборке. Влад попросил своего друга Мишу подежурить вне очереди за него, т.е. поменяться дежурствами. Миша ответил, что готов дежурить без обмена, но за соответствующую плату. Влад возмущен: у Миши отец — успешный бизнесмен, нужды в деньгах нет, как он может предлагать такое другу? Влад рассказал о случившемся классному руководителю.

 

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике.

 

19. К школьному психологу обратилась девочка-подросток 13 лет:

Моя подруга стала эмо. Она сильно изменилась. Стала больше общаться со старшеклассниками, стала раздражительной. Мы дружим с ней уже 7 лет. Сейчас она говорит, что нужно смотреть на жизнь через черные очки, все плохо… Я не хочу ее терять. Подскажите, что мне делать.

 

- Проанализировать ситуацию вместе с девочкой-подростком, сделать заключение и дать рекомендации.

 

20. К школьному психологу обратилась девушка-подросток 14 лет:

Я серьезно поссорилась со своей лучшей подругой, а мы сней дружим уже 5 лет. Я не знаю, что мне делать. На перемене я плакала. Мне очень плохо без нее. Как мне с ней помириться? Она сказала, что не хочет со мной общаться, я ее раздражаю, и она связалась с другими девчонками, которые отговорили дружить со мной. Она забыла о нашей дружбе. Я очень скучаю. Помогите, посоветуйте, что мне делать.

 

- Проанализировать ситуацию вместе с девочкой-подростком, сделать заключение и дать рекомендации.

 

21. К психологу обратилась ученица 10-го класса престижной в городе гимназии. Учится хорошо – на 5 и 4. Ведет дневниковые записи. Пишет стихи, сочиняет. Внешне привлекательна, выглядит старше своего возраста. Есть три подружки. Обратилась в апреле через некоторое время после весенних каникул - ранняя весна. Говорит о том, что удерживается примерно два месяца подавленное состояние (настроение). На занятия ходит, по учебе успевает. Оставила постепенно все дополнительные увлечения (рисование, теннис…). В стихах часто повторяется тема смерти, что очень насторожило маму. С мамой стала грубее, резче.

- Проанализировать проблемную ситуацию старшеклассницы. Дать рекомендации.

 

22.К психологу обратилась 40-летняя женщина (мама) с просьбой подсказать, как ей уговорить сына (10-классника) поступать «по стопам отца» в медицинский. Она – домохозяйка, по образованию филолог, практически не работала по специальности. Муж – успешный кардиохирург. Сын с детства увлекался музыкой, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, участвует в различных конкурсах и хочет поступать в консерваторию. Бабушка по линии матери была профессиональной пианисткой.

 

- Охарактеризовать вид клиенткого запроса, по Л.Б. Шнейдер. Дать заключение и рекомендации матери старшеклассника по проблеме профориентации сына.

 

23. Одиннадцатиклассница обратилась к психологу с проблемой\переживаниями в своих «личных» отношениях. Когда она училась еще в 9-м классе, она встречалась с молодым человеком, который был на 6-ть лет ее старше. Они встречались год. Потом расстались. Сейчас они опять встречаются, но этот молодой человек живет гражданским браком с другой девушкой уже 2 года. Он это от нее не скрывает. Говорит, что с той девушкой он живет по привычке. А ее он любит по-настоящему. Ее эта ситуация «напрягает», она переживает. Ситуация длится уже год.

- Заключение и рекомендации психолога одиннадцатикласснице по предъявленной проблемной ситуации.

 

 

24. Старшеклассница обратилась к школьному психологу с давней, немного «детской» проблемой страха пауков. «Я боюсь пауков, панически, до истерики». Ей хочется избавиться от этого навязчивого состояния.

- Заключения, рекомендации и действия психолога-консультанта по предъявленной проблемной ситуации.

 

 

25. Одиннадцатиклассница (Юля) обратилась по поводу повторяющихся конфликтов с мамой при выборе и покупке себе одежды. Мама не дает ей деньги для самостоятельного выбора и покупки. Они ходят за покупками только вместе. Юля любит, уважает, жалеет маму (она в разводе с отцом Юли). То, что выбирает мама – ей не нравится, приходится долго отстаивать свой выбор модели джинсов, шортов или кофточки. Иногда это требует повторного похода в магазин, чтобы настоять на своем выборе. Юля в итоге покупает то, что сама выбрала. Мама при этом продолжает критиковать ее выбор, она не очень разделяет ее молодежный стиль. В общем, конфликты приобрели устойчивый, каждый раз повторяющийся характер.

Она просит совет, как ей изменить, облегчить эту ситуацию? Заключение и рекомендации психолога по предъявленной проблематике.

 

26. Обратилась мама: сыну 15 лет. Его ничто не увлекает. Скоро определяться с профессией, а его волнует лишь футбол и прогулки с друзьями. Она просит совет, что делать, какие приннмать решения? Заключение и рекомендации психолога по предъявленной проблематике.

ВЗРОСЛЫЕ \РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ\

27. Студент 5-го курса очного отделения одного из ВУЗов г. Воронежа обратился к психологу с проблемой в своих личных отношениях с девушкой. Она тоже студентка очного отделения ВУЗа. Они встречаются около года. Проблема в том, что девушка, живя в общежитии, часто участвует в компаниях с выпивкой и может напиваться очень сильно. Он разговаривал с ней по этому поводу; конфликтовал, говорил, что не будет это терпеть. Но она «держалась» недолго. Через некоторое время все повторялось. Он на грани разрыва отношений, потому что уже не верит, что она изменится.

- Заключение и рекомендации психолога клиенту по предъявленной проблемной ситуации.

 

28. Девушка 27-лет обратилась к психологу по поводу своего гражданского мужа, с которым они живут 5 лет. Они учились в одном колледже, встречались, потом стали жить вместе, то есть знакомы уже 7 лет. Муж работает в строительстве. Очень хорошо зарабатывает. Ее очень любит. Оплачивает их съемную квартиру, отдает ей практически всю зарплату. Она работает менеджером в одном из торговых центров. Проблема в том, что он выпивает. Примерно раз в два месяца у него бывают недельные запои. Она перепробовала все: ссорилась с ним, расставалась с ним, обращалась к наркологам.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике.

 

29. Обратилась молодая женщина \23 года \ по поводу конфликтов с мужем.

В браке 2 года. Сыну 1 годик. Встречались до брака 4 года - пока она закончит институт. У него – среднее техническое образование, занимается ремонтом оборудования на стройке. В отношениях все было хорошо. Живут в отдельной квартире \его дедушки\. Ребенка хотели оба. Через год после свадьбы родился мальчик.

Проблема клиентки: она очень устает с ребенком \помочь некому\. Муж практически не помогает. Только приносит небольшую зарплату. Старается меньше бывать дома после работы \что-то ремонтирует друзьям. Его отношение к ней не изменилось. Его все устраивает кроме, конечно, ее обид и скандалов. Она сильно раздражается на него за то, что он ребенка хотел, а помогать растить его не хочет. Все обязанности по дому переложил на нее. Она ругается с ним, вплоть до оскорблений. Не хочет с ним жить. Ее обижает такое его отношение.

- Заключения и рекомендации психолога-консультанта клиентке по предъявленной проблемной ситуации.

 

30. Девушка 24-х лет обратилась по поводу неудовлетворяющих отношений со своим гражданским мужем. Они живут вместе 2 года, ему 30 лет. Он предлагал ей оформить отношения, она отказывается. Он служит в МЧС вахтовым методом на Севере. Он зарабатывает в несколько раз больше нее (он – 50т., она – 15т.), оплачивает их съемную квартиру. Его карточка доступна для нее, но расходы он контролирует. Он любит дорогую одежду, дорогие продукты из супермаркетов. Дома ведет себя «по-барски»: разбрасывает свои вещи, не моет после себя посуду и т.д. В интимной сфере он удовлетворяет только себя. Она никак не решит, что ей делать.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике.

 

31. Студент- пятикурсник подрабатывает в баре, настраивает музыкальную аппаратуру. Работа хорошо оплачивается, удобный график работы. Его не устраивает, что к концу смены все члены коллектива (афицианты, бармены) выпивают. В такой обстановке трудно удержаться. Он тревожится по поводу того, что может периодическая выпивка на работе «за компанию» может перерасти в привычку (зависимость). В то же время от работы отказываться не хочется.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике

 

32. Девушка 20 лет (Таня, студентка 4-го курса) обратилась по поводунеудовлетворяющих отношений с матерью. Таня живет своей семьей – с мужем и дочкой \2года 9 мес.\ в отдельной квартире. Мама живет в соседнем доме с сыном \родным братом Тани, он младше на 3 года\. Отец живет в маленьком городке в области, они не в разводе. Маме нравится жить в Воронеже. Ей 51 год, она на пенсии, не работает \работала главным бухгалтером на Севере\. Она каждый день приходит к Тане, что-то убирает, готовит, гуляет с внучкой – Таню все это раздражает. Таня: «Мне «много мамы». Она слишком много участвует в нашей жизни. Я не нуждаюсь так много в ее помощи. Я ей намекала, чтобы она так часто не приходила. Она обижается, но ненадолго. Я не знаю, что мне делать».

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике.

 

33. Студентка 5-курсница обратилась по поводу конфликтной ситуации со своим молодым человеком, с которым они собираются пожениться и начали жить вместе (оба студенты очных отделений). Он обиделся на нее и долго выражал свое недовольство за то, что она пошла без него на концерт «Студенческой осени» своего факультета, так как он заболел и не мог с ней пойти. В то время как сам помимо учебы работает диджеем в ночном клубе, аргументируя тем, что он творческий человек и эта работа ему «по душе». Девушка переживает, что он на нее обижается.

- Заключение и рекомендации психолога студентке по предъявленной проблематике.

 

34. Обратилась девушка 20-ти лет, студентка по поводу конфликтной ситуации родителей. С недавнего времени она узнала, что мать изменяет отцу. Она очень переживает. Хочет поговорить с матерью, но очень волнуется. Она злится на мать, но не хочет портить с ней отношения. Она всегда была с ней ближе, чем с отцом. Отца ей не жалко, так как он давно сильно выпивает. Нередко бывают запои.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике

35. Подруге 38. У нее роман с моим экс-супругом. Мы с ним развелись 3 года назад по взаимному согласию. И пусть я сейчас счастлива в новом браке – все равно при виде этой влюбленной парочки мне не по себе… Почему так?

- Заключение и рекомендации психолога клиентке по предъявленной проблематике.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: