Содержание
1. Мотивы выбора темы
2. Радио в жизни общества
3. Развитие и деятельность автозаводского радио в первые десятилетия "Автогиганта"
4. Трудные военные годы
5. Первое десятилетие деятельности на ГАЗе
6. Мирные будни районного радио
7. Совершенствование методов работы заводского радио
8. Автозаводское радио сегодня
9. Использованная литература
Мотивы выбора темы
Эту тему я выбрала для реферата, т.к. за 70 лет своей работы автозаводское радио стало неотъемлемой частью жизни нашего района. К сожалению, мы настолько привыкли к радиовещанию, что не придаем значения той огромной роли, какую играет радио в жизни общества, в жизни человека. А за этим стоят люди и их судьбы. История же самих районной и заводской радиоредакций не собрана и существует только в отдельных воспоминаниях и в газетных строчках. И я решила попытаться восстановить некоторые страницы истории нашего радио.
Радио в жизни общества
Дело радиовещания и радиофикации стало одной из основных форм агитационно-пропагандистской работы.
Несмотря на успешное развитие, радиосеть осталась несовершенной: линии были подвешены на опорах электросетей. Специальных линейных материалов не было, московские передачи транслировались через батарейные приемники, поэтому прием радиопередач сопровождался высоким уровнем помех.
Крошечное радиохозяйство районного радио уже в 1931 году играло большую роль в культурной жизни района. Оно занималось техническим обслуживанием, вело прямые репортажи с заводских митингов, встреч строителей и рабочих автогиганта с известными людьми - Г.К. Орджоникидзе, А.А. Ждановым, М.И. Калининым, В.П. Чкаловым, рассказывало о рекордах заводских стахановцев...
|
Автозаводский радиоузел образовался и рос вместе с автогигантом. Люди тоже росли, обретали подлинное мастерство. С 1937 года с радиоотделом связаны трудовые судьбы П.П. Гиркова, Б.И. Сычева, И.Н. Белянцева и многие другие. По радио автозаводцы узнавали самую злободневную информацию о жизни нашей страны и за рубежом, слушали музыку, передачи на разнообразные темы. Радио делает их жизнь интереснее, содержательнее, отвечает на многие вопросы.
3. Развитие и деятельность автозаводского радио в первое десятилетие "Автогиганта"
22 декабря 1924 года пущена построенная Нижегородской радиолабораторией передающая радиостанция предназначенная для обслуживания Нижегородской губернии. 24 декабря 1924 года прошла первая радиопередача, а уже 27 декабря 1924 года начало работать местное регулярное радиовещание через радиостанцию "Малый Коминтерн".
В сентябре 1925 года через радиостанцию впервые были переданы программы, полученные из Москвы.
В 1931 году в деревянном сарайчике Административного центра будущего социалистического города был смонтирован первый радиоузел, который представлял собой примитивный маломощный (30 ватт) усилитель ручного управления с сетью нескольких десятков громкоговорителей. Задача его коллектива - обслуживать строительную площадку и несколько рабочих общежитий.
В начале 1932 года в доме № 2 по проспекту Ильича создается новый радиоузел. Началась радиофикация цехов автогиганта и домов в Автозаводском районе.
В сентябре 1932 года Борис Казимиров пришел в радиоузел учеником монтера. Первым его наставником в радиоузле стал школьный учитель физики В.И. Виноградов. Однажды на уроке он сказал:
|
- Ребята, есть возможность сделать приемник. Можно будет слышать "голос" самой столицы.
И Борис записался в школьный кружок радиолюбителей. Занятия здесь, по сути дела, и помогли выбрать жизненный путь.
Свою трудовую деятельность в Горьковском радиотрансляционном узле Борис Алексеевич начал с 1932 года, на различных должностях: электромонтером, техником, старшим техником, инженером, старшим инженером, начальником Автозаводского участка.
"За время работы он проявил себя исключительно добросовестным и исполнительным работником" Ему неоднократно приходилось обеспечивать усиление выступлений на торжественных митингах горьковчан. Так было на памятной встрече избирателей с кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, Героем Советского Союза В.П. Чкаловым, которая произошла осенью 1937 года.
Старейшему автозаводскому радисту довелось работать с аппаратурой при ведении прямого репортажа по всесоюзному радио о рекорде стахановца-кузнеца, ныне Героя Социалистического Труда Александра Харитоновича Бусыгина. А сколько было волнений!
Тогда предварительной записи на пленку и монтажа радиопередач не существовало. В эфир шли только прямые выступления. Все это накладывало большую ответственность не только на сотрудников редакции, но и на технический персонал, который обслуживал аппаратную, осуществляя качественное звучание местного вещания.
За период работы в автозаводском радиоузле Казимиров внес несколько рационализаторских предложений. Например, он предложил перенести провода со столбов на крыши домов, им разработана система охлаждения мощных усилителей.
|
В 1935 году техник Назаров А.В. один из первых в стране сконструировал автоматику дистанционного управления подстанциями. Это стало важнейшим этапом в качественном обновлении проводного вещания в нашей стране. С этого момента вся сеть города управлялась дистанционно. Наряду с Назаровым А.В. много выдумки, труда и изобретательности вложили специалисты С.А. Королев, И.У. Гор, И.И. Кокурин и многие другие.
На автозаводе насчитывалось 600 радиоточек. С ростом Соцгорода и рабочих поселков бурно развивалось радиовещание, и к 1941 году радиосеть района обслуживала уже 13 тысяч радиоточек.
Трудные военные годы
В воскресный день 22 июня, в час дня из репродукторов послышались гулкие удары метронома. Суровая и грозная весть потрясла людей - война! И работники Автозаводского радиоузла объявили себя мобилизованными.
С ноября 1941 года начались периодические налеты фашистской авиации на автозавод.
"Случалось, что бомбы падали у радиоузла, выбивая стекла в окнах, и от взрывной волны были случаи повреждения в монтаже оборудования.
Центральная аппаратура была перебазирована в рядом стоящий недостроенный дом, с предварительно углубленным подвалом и усиленным междуэтажным перекрытием. Однако, несмотря на трудности, местные передачи выходили в эфир в установленное время. Аппаратура находилась в круглосуточной готовности, и при минимальном количестве работников, как правило, к утру мы восстанавливали аппаратуру, работа которой нарушалась от сотрясения."
В радиоузле из мужчин остались Казимиров, Красильников, а из женщин: А.Ф. Виноградова, З.П. Щербакова, К.П. Молозова и А.Г. Казимирова.
В период войны в дирекции радиотрансляционной сети (ДРТС) трудились: В.А. Королев, А.В. Назаров, А.И. Левин, В.В. Блинков, И.Н. Воронкин, А.В. Матвеева, В.С. Тимина, Т.М. Менхен, Е.Н. Камская, А.Ф. Кокурина, М.В. Репина, С.В. Королева под руководством: В.А. Козлова, Ф.А. Лобова, Н.С. Файнгеш, Д.К. Славникова и Д.Ш. Савина.
На протяжении двух недель безвыходно в радиоузле находились: начальник Чирков, Казимиров, Красильников, и монтер Гарельников. Женщины, дежурные техники, были отпущены к семьям, т.к. все имели детей. Повреждения линий устраняла бригада монтеров под руководством старшего линейного техника Б.И. Сычева.
В кратчайшие сроки были смонтированы подстанции в Приокском поселке вместо полностью уничтоженной от бомбежки существовавшей 50-ватной подстанции. Большая работа была проведена по восстановлению радиосети в разных местах Автозавода. На период восстановления Автозавода радиопередачи начинались на час (с 5 часов утра) раньше городской передачи.
"Во время войны, когда в районах области было тяжело, мы неоднократно выезжали в районы на устранение повреждений.
В 1944 году в освобожденных городах наша бригада монтировала УП-8 и ВУО-30, что требовало много усилий, а ранее используемое СО-II, ВУО-500 мы отправили в Харьков и другие города".
Кроме того, по радио объявляли о воздушных налетах противника на Горьковский автомобильный завод.
"У нас, - рассказывает Борис Алексеевич - был радиоприемник, и мы, примерно, за час до начала бомбардировки знали о приближении фашистской авиации. С разрешения районного штаба местной противовоздушной обороны. Благодаря этому, тогда многие спасли свои жизни: автозаводцы успевали уйти в бомбоубежище"
Первое десятилетие деятельности радио на ГАЗе
О том, что на заводе будет свое радио я узнала случайно осенью 1949 года, - вспоминает Надежда Павловна Попова, чья жизнь непосредственно связана с радио. Работала она воспитателем в детском саду и подрабатывала систематически в "Автозаводце". После денежной реформы в 1948 году она ушла из детского сада на постоянную работу, в печать. В "Автозаводце" вакансий не было, но редактор М. Калиганов сказал ей, что партком решил оборудовать на заводе радиоузел и при нем радиовещание.
"Узел был создан в оборонных целях, для быстрого оповещения тревоги, как постоянно действующая единица, а редакция радиовещания - как бы в целях конспирации - будет заниматься информацией, пропагандирующей достижения, "колокольчики" во всех цехах, и по заводу буду работать между сменами и в обеденный перерыв, а также в столовых, раздевалках, не говоря о приемных и кабинетах начальства."
Редактором партийный комитет поставил Иосифа Семеновича Гликмана.
И.С. Гликман родился в мае 1910 года, в городе Иланске Красноярского края, в семье крестьян-середняков. С 1932 года начал работать в газете "Автогигант". С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт. Вернувшись к работе в 1946 году, избирался партийным секретарем редакции. С 1949 года по 1970 год возглавлял редакцию заводского радио.
"Он был строгим и требовательным руководителем. Заботясь о престиже редакции, придирчиво принимая кадры, назначая исполнительный срок. Держал жесткую дисциплину: находясь на работе, сотрудники должны были всецело думать только о ней, без малейших задержек сдавать материалы в выпуск, проверив все досконально во избежание малейших ошибок. В то же время, если ими допускались какие-то оплошности, на "съедение" корреспондента не давал, разбирался и ставил точки над "I""
"Мое участие в работе заводского радиовещания вызвано тем, что его первый редактор (ныне покойный) Иосиф Семенович Гликман был мне лично знаком еще с довоенных лет, он тогда работал сотрудником газеты "Автогигант", где и я начинал рабкоровскую деятельность. И когда в 1949 году создалось заводское радио, он-то и пригласил нас рабкоров "Автогиганта", также некоторых сотрудников газеты, например, И.О. Филатова, к участию в работе радио.
Первые годы я давал небольшие информации как положительного, так и отрицательного характера, они нередко были использованы в звуковых выпусках и листах колючего конвейера. Но Иосиф Семенович постоянно просил давать более обстоятельные материалы о новинках, внедренных в производство, и людях, которые их внедряли, о культуре производства, при этом подсказывал, как это сделать. Так постепенно мои заметки стали увеличиваться в размерах, а в 1954 году меня впервые избрали в профсоюзный комитет и поручили возглавлять комиссию охраны труда. Немного освоившись с общественной нагрузкой, я стал давать информации и на эту тему, одновременно с этим я писал о рационализаторах и выявленных ими резервах производства".
"Редакционную работу Иосиф Семенович сочетал долгие годы с партийной, будучи секретарем парторганизации отдела технической информации. Нагрузка была солидной, и Гликман многое делал по заданиям парткома завода. Но никакие отвлечения не могли заслонить его главной заботы - своевременного выхода радиопередач.
Уже будучи на пенсии, Гликман Иосиф Семенович часто заходил в редакцию, по-прежнему болел за неё. И коллектив встречал его приветливо, обращаясь за советами и помощью "
Секретарем по пропаганде в парткоме завода была Лидия Ивановна Некрасова. До этого она работала в "Автогиганте". От неё в первую очередь зависел подбор кадров во вновь организуемой редакции радиовещания.
Третьим работником стал Иван Осипович Филиппов. "Он был не особенно грамотным, но мог "собирать материал", писать заметки. В редакции "Автогиганта" Филиппов работал как "выдвиженец" из рабочего класса уже после войны. Во время войны он работал где-то "в органах" - мы его не расспрашивали - не полагалось. Был он обременён семьёй - четверо или трое детей. Вот и стал заместителем редактора.
Надо сказать, как редакция мы долгое время существовали как бы нелегально, т.е. мы были и, как бы, нас "не было". В штатном расписании мы числились – редактор как старший мастер цеха связи, а литработники – как мастера цеха связи".
Короткое время диктором работала Владилена Менхина, которая до этого работала на районном радио. "У нее был хорошо поставленный, красивый голос. Но редакция находилась "на птичьих правах", и нашего диктора взяли в цех связи – "мотать проволоку", - вспоминает Попова Н.П. Впоследствии Лина и Володя Менхин – радист уехали в Заволжье".
До 1957 года мы читали сами. Постепенно обзаводились техникой. Сначала и "Днепр" был достижением. Радисты – В.Малоземов, В.Есенин, М.Палев крутили пластинки с любимой музыкой. Особенным спросом тогда пользовались "Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно", "Эх, дороги, пыль да туман…" Идешь по заводу, и звучит любимая музыка или передача о "последних известиях".
В наших выпусках освещается ход социалистического соревнования, производственные рекорды в честь очередного политического события или праздника – годовщины Октября, 1 Мая, день рождения вождя и отца народов товарища Сталина, В.И.Ленина и другие. Критиковать мы не имели права. Это было вроде удобно – никого не трогать и тебе как журналисту спокойнее. Но с другой стороны, как это журналист не может высказать свое отношение к вопиющим фактам?! Иосиф Семенович нашел выход: практический материал, оформляется в виде листков "Колючего конвейера". Работал над ним Александр Дудковский - в то время он был художником и руководил художественной самодеятельностью в одном из цехов. А вообще человек незаурядный, талантливый - все автозаводцы помнят его (к сожалению уже ушедшего из жизни) по работе во Дворце культуры.
И так к 1953 году мы организовались в БНТИ бюро научно-технической информации. Начальником стал А.И. Фоминых. Старый большевик, участник третьего съезда комсомола, видевший своими глазами Ленина, что придавало ему в наших глазах больше значение. Поскольку Иосиф Семенович был инициатором и продвигал наше суденышко к намеченной цели, то и редакция фактически распоряжалась выделенным для БНТИ цехом связи помещением. Вся правая половина, включая зал радиостудии, была занята кроссами, которые считались как бы дублирующими телефонную станцию завода, находящуюся в кузовном корпусе. Предполагалось оставить только справочную, остальное передать БНТИ, а на этих площадях разместить все хозяйство из линейного цеха № 5.
Против объединения протестовал Дом техники, где был самостоятельный директор и даже главный инженер. Новый же отдел не знал, куда пристроить художников у которых были особенно тяжелые условия труда. Все это было в конце концов утрясено. В 1954 году наш новый коллектив избрал партбюро, которое возглавил Гликман; парткомом-председателем стала я и переизбрана была через 7 лет. Тогда в БНТИ работало 60 человек (позже в 60-70-х годах - 97).
Художников - В. Лудина, А. Шабанова, А.Шарпана, А.Рязанова - поместили в маленькой комнате, где сейчас редакция радиовещания, позже они переехали в Дом техники. Фотограф кочевал по разным помещениям, немало пришлось хлопот и на долю профкома. В конце концов фотограф обосновался в Доме техники. Наша редакция к 1957 году из пяти человек, включая машинистку, помещалась в комнате рядом с радиостанцией. Из-за этого зала шел спор "под ковром" с заводским комитетом, но в один прекрасный день наши радисты штурмом очистили донельзя захламленный зал и врезали свои замки, и в конце 1957 года редакция переместилась в ту комнату, которую занимали до сих пор. В 1959 году я перешла работать во вновь открывшуюся научно-техническую библиотеку в отдел патентно-технической литературы, а на мое место была принята Зоя Ивановна Тырышкина.
Когда Иосиф Семенович Гликман ушел в 1970 году на пенсию, она стала редактором".