Да будете сынами света (Ин. 12, 36)




ЯКО С НАМИ БОГ

С. ЛАВРОВ

Я есмь Альфа и Омега,

Начало и конец,

Говорит Господь,

Который ксть и был и

Грядет, Вседержитель.

Откр. 1, 8

Типография Почаевской Лавры

Благословение

Свято-Успенским Почаевским Лавры

 

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец,

Говорит Господь,

Который есть и был грядет, Вседержитель

Откр. 1, 8

От автора

После возвращения из космического полета Юрий Гагарин сказал: «Я был в межпланетном пространстве и не видел Бога. Значит, Бога нет». Некоторые рядовые люди приняли это заявление за истину: современная наука якобы опровергает существование Бога. Другие, видя, что Гагарин не долетел даже до Луны, заключили: вряд ли он был вправе заявить, будто исследовал все космическое пространство. Ведь для этого, чтобы пролететь нашу Галактику со скоростью света (300000 км. В сек.), потребовалось бы 1 миллион лет и полтора миллиона лет, чтобы достигнуть другой галактики. А таких галактик биллионы! Принять за истину наивное рассуждение покойного Гагарина могут лишь люди, умышленно отвергающие Бога. В противоположность им, первая группа американских астронавтов, долетевших до Луны и сделавших на ней высадку, читала в орбите Луны 1-й стих 1-й главы Библии: «В начале Бог сотворил небо и землю», и это чтение передавалось по телевидению во всем мире. Заключение Гагарина ни в коей мере не было принято ни другими астронавтами, ни, тем более, учеными. Так, ученый Бьерке говорит: «Современная наука не убила фундаментальные истины Библии. Я верю в Бога, я верю в Иисуса, и я верю в Библию».

Среди безчисленного множества небесных светил, планет и звезд наша Земля – крохотная, незаметная пылинка, и на этой пылинке живет человек: здесь произошло его грехопадение и здесь совершилось его спасение. Сам Творец мира, приняв образ человеческий, сошел на землю и жил под человеческим покровом 33 с половиной года; но творение восстало против своего Творца и предало Его крестной смерти.

Что человек по сравнению с Богом? Ничто. Но и сейчас, как когда-то, он бросает дерзкий вызов небу: в своем безумии он отрицает своего Творца и тем самым обрекает себя на вечную погибель. Однако вера в Бога не может исчезнуть: она жила и будет жить в народе, пока существует мир; она живет в сердцах таких чистых людей, как Демьян Лукич – мудрый старец, с котором ты, дорогой читатель, познакомишься на страницах этой книги.

 

Часть 1

Диспут

Пока свет с вами, веруйте в свет,

Да будете сынами света (Ин. 12, 36)

На праздник рождества Христова я поехал к своим родственникам в село Покровское, и там произошло событие, которое побудило меня написать эту работу.

Перед Праздником по селу были расклеены объявления, что в помещении Дома культуры состоится лекция «Как произошла вера в Бога?». В объявлениях также указывалось, что после доклада лектора общества «Знание» тов. Матюхин И.П. состоится диспут. Покровка испокон века слыла в области оплотом православия. Почти в каждом доме была религиозная литература. Уже с раннего возраста дети ходили со старшими в церковь. А потом в школе из них выбивали, как могли, религиозный «туман».

Подбор лектора для Покровки имел поэтому особое значение.

Народу пришло много: врачи, учителя во главе с директором школы, школьники; молодые и пожилые, верующие и атеистически настроенные заполнили зал Дома культуры. Слово «диспут» магически притягивало людей.

Чтобы не ударить в грязь лицом перед приезжим лектором, директор Дома культуры позаботился о соответствующем оформлении зала. В зале развесили плакаты: «Религия – это опиум для народа», «Религия – это дурман» и «Ни одного отстающего в пути».

Подобные мероприятия проводились в Покровке редко, поэтому представлял лектора сам директор Дома культуры Альтшулер. В противоположность тучному, с холодным надменным взглядом и пискливым голосом Альтшулеру, лектор Матюхин выглядел спокойным, общительным: добрые глаза и приветливая улыбка располагали к себе. На вид ему было лет около сорока.

Альтшулер представил лектора и напомнил, что после лекции состоится диспут, в котором могут принять участия все желающие. Выйдя на трибуну, Матюхин преобразился: с губ слетела улыбка, в глазах погасла доброта, лицо стало самоуверенным и решительным.

-- Как известно, -- уверенно начал он, -- атеистическое мировозрение – самое передовое мировоззрение в мире…

Альтшулер бросил в зал взгляд, который как бы говорил: «Это вам не со мной, сейчас товарищ покажет вам кузькину мать, а то ишь, размолились тут».

-- Религиозные представления формировались в обстановке невежества, страха, безсилия человека перед природой, -- продолжал внушать лектор. – Солнце, луна, планеты, звезды казались людям могучими богами, к ним они обращались с молитвами, приносили дары.

На присутствующих обрушился поток цифр, цитат, высказываний ученых и писателей, отвергающих религию. Матюхин ссылался на верования народов и племен Азии, Африки, Австралии. Избитые факты в его устах приобретали какой-то особый смысл. Он упивался своими знаниями, ошеломлял слушателей своей ученостью. Все было направлено на то, чтобы не оставить от религии, от веры в Бога камня на камне.

-- перед лицом современной науки наглядно видна безнадежная устарелость религиозных воззрений, --продолжал Матюхин. – Мы живем в век, когда человеческий разум проявляется во всей своей силе и мощи: космическое пространство сегодня превращено в гигантскую лабораторию, опытную площадку; запущены тысячи спутников Земли, межпланетные аппараты побывали на Луне, Венере, Марсе. Полеты людей в космос стали обычным явлением, человек уже ступил на поверхность Луны. – Он сделал паузу, оглядел зал, развел руками и с издевкой заметил: -- И представьте себе, никто не видел в небе Бога! Все это и многое другое опровергает религиозные догмы, содействует угасанию религиозных пережитков. Просто не хочется верить, чтобы в наш век, когда человеческий разум достиг своего апогея, религия, вера в таинственное, в сверхъестественное сохраняла еще власть над умами и сердцами людей.

Матюхин обвел взглядом зал, довольного Альтшулера и, почувствовав, что выполнил поставленную задачу, убежденно закончил: -- Религия – это старое дерево. Главные корни этого дерева мы уже порубили, и мы уверены, что скоро придет время, когда религию можно будет сдать в музей, как какую-нибудь допотопную прялку.

Альтшулер встал из-за стола и радостно захлопал. Люди, зараженные атеизмом, тоже дружно зааплодировали. Да-а, «наверху» знали, кого послать в Покровку!

Верующим же было прискорбно и от самой лекции, и от того, что их односельчане успели заразиться духом безбожия.

После доклада был объявлен перерыв. Многие подошли к Демьяну Лукичу, местному пасечнику.

Это был старик лет шестидесяти, с небольшой рыжеватой бородкой и чистыми, спокойными глазами. Он слыл среди односельчан человеком знающим: был весьма любознательным, много читал, внимательно следил за происходящим в мире событиями. А еще он очень любил природу, по-детски умилялся ею, благоговея перед всяким созданием Божиим, насекомое. Во всем он видел премудрость Творца.

Сельчане относились к Лукичу с уважением, называли мудрым и часто обращались за советом. Всех он называл на «ты», и у него получалось это как-то мягко, ласково… Больше всего Лукич любил потолковать о Божественном. Говорил просто, понятно, а главное, убежденно.

На лекцию Демьян Лукич пришел со своим внуком, десятилетним Трофимушкой.

-- Очень уж мудрено говорил этот лектор, -- заметил кто-то из сельчан. – каких только народов нет на свете, и у каждого своя вера. Страсть! Что тут ему скажешь?

-- Ну как, Лукич, чувствуешь себя? – поинтересовался другой. – Найдется, о чем с ним потолковать?

-- Да уж, как Бог вразумит, -- ответил тот смиренно.

-- А не пойти ли нам, Лукич, домой? – предложил самый близких его друг. – Что связываться с безбожниками, засмеют да и только.

-- Я так думаю: защищать веру нужно не ради безбожников, а чтобы предостеречь от соблазна верующих. А то некоторые стали колебаться… посидим, послушаем, что они еще скажут, -- и Демьян Лукич пошел на свое место.

Он сидел и думал: «какой народ нынче маловерный! Свои и те готовы бежать, боятся насмешек… Раньше христиане шли за Христа на мучения, на смерть, как на праздник. Неужели можно сомневаться в Боге?»

Демьян Лукич не мог себе представить, чтобы разумный человек мог жить без Бога. Всех безбожников он считал обманщиками: они только притворялись, что не верят в Бога, а в душе вера у них все-таки тлеет… Разве они не бегут в мыслях к Богу, пусть и безсознательно, а то и бегут в церковь в трудную минуту! А лектор этот? Наговорил много чего, а доказать ничего не доказал. Посмотрим, как он ответит на некоторые вопросы…

 

1.НАЧАЛО ДИСПУТА

Перерыв кончился, все расселись по местам. Директор Дома культуры Альтшулер пригласил желающих выступить, но никто не отозвался. Он повторил приглашение, и тогда в первом ряду не спеша поднялся Демьян Лукич. Альтшулер пристально посмотрел на него.

-- Вы желаете? Пожалуйста.

Демьян Лукич откашлялся.

-- Много ты, милый человек, -- обратился он к докладчику, -- нам тут всякого наговорил. Сравнил даже религию с прялкой – мол, ее тоже скоро в музей сдадут… Да разве может такое быть? Религия – ведь не предмет какой-то, взял да выбросил, это жизнь народа, а к серьезным вещам надо относиться серьезно. И насчет того, что Бога дикари придумали от страха, тоже скажу: это не так! Дикари выдумали не Бога, а богов, идолов, потому что -- ты сам говорил – обожествляли природу, поклонялись солнцу, деревьям, камням. Это были языческие боги, а мы в таких не верим. Мы верим в единого Бога, Творца неба и земли, и нам нечего Его выдумывать, потому что Он есть, был и всегда будет. – Демьян Лукич немного помолчал. – говоришь. Бога нет. Не ты первый, не ты последний! Тут как-то выступал один, бывший священник, отрекся от Бога. «Я, говорит, вас раньше обманывал, внушал, что Бог есть, а на самом деле Его нет». Я, конечно, не вытерпел, спросил: «Если ты раньше нас обманывал, кто же тебе теперь поверит?» Ну а ты, милый мой, можешь доказать нам, что Бога нет?

-- А что тут доказывать? Я только что говорил, что об этом ясно свидетельствуют величайшие достижения науки. 20-й век – век науки и техники, век космических полетов. Религия уже отжила, -- убежденно повторил Матюхин.

-- Ошибаешься, дорогой, -- возразил Демьян Лукич. – Наука Бога не ищет, у нее задачи совсем другие. Наука изучает природу, ее законы, открывает их, и ты, конечно, знаешь, что очень много знаменитых ученых были верующими. Например: Ломоносов, Пирогов, Павлов, Филатов, Циолковский… Вера в Бога не мешала и не мешает им делать открытия, напротив, помогает: Бог вразумляет их, чтобы они, видя в природе премудрость Его, прославляли Творца. Вера в Бога была, есть и всегда будет. Почему? Да потому, что человеческая душа стремится к небу, как птица, тоскует по нему, такой она создана Богом. Даже наши писатели это признают. Читал я недавно книгу Владимира Солоухина – может, знаешь? – так он там интересно сравнивает. Жили, мол, в пруду караси, жили – не тужили, и вдруг одному, вроде бы карасиному космонавту, пришло в голову выпрыгнуть и посмотреть, что за жизнь там, наверху. Выпрыгнул – и задохнулся, и давай быстрее на дно! «Ну что там?» -- спрашивают его сородичи. «Да ничего. Ничего там нет!» Вот так и люди: слетали в космос, на вершок от земли подпрыгнули и уже кричат: «Мы летали, а Бога не видели! Бога нет!» Да разве Бога из ракеты увидишь! Он живет а Свете неприступном… А как мы можем узнать о Нем? Через Его творение. Оглянись – и увидишь, всюду Его следы…

Зал внимательно, напряженно слушал.

 

2.ПЧЕЛЫ

-- Есть у меня на пасеке пчелы, -- продолжал Демьян Лукич. – Сколько я наблюдаю за ними и все удивляюсь: как мудро они работают! Как дивно стоят соты – такие правильные и красивые ячейки мастерят, нам таких ни за что не сделать. А как собирают и откладывают мед! Я читал, что даже ученые удивляются пчелиной мудрости. Вот и хочу спросить тебя: откуда у них эта мудрость? Кто научил их?

-- Никто их не учил, -- тут же ответил докладчик, -- и это, как вы выражаетесь, мудрость ничто иное, как инстинкт, или интуиция. Инстинкт свойствен и человеку, и животным, и насекомым, короче, всем живым существам. Действует он всегда безсознательно, но целесообразно, т.е. достигает нужной цели. Вот и пчелы: они не осознают, что делают, хотя действия их полезны, целесообразные. Поняли вы теперь?

-- Понять-то понял, да не о том я спрашивал. Я спрашивал: откуда у них эта мудрость, или инстинкт этот?

-- Откуда? – переспросил Матюхин. – От привычки. Привычка – это тоже свойства человека и животных. Например, мы привыкли ходить, привыкли писать и делаем это безсознательно, механически. Подобные привычки есть и у животных. Приобретаются они не сразу, а вырабатываются сотнями, даже тысячами лет…

-- Смотри-ка, -- удивился Демьян Лукич. – Что же получается – получается, что пчелы тысячи лет назад были умнее нынешних архитекторов?

-- Как так? – не понял Матюхин.

-- Да так. Если они давным-давно привыкли делать такую работу, какую ученые и поныне не осилят! Ведь ученым мед с цветков ни за что не собрать, а пчелы справляются с этим быстро и легко. Да еще, я читал, прибавляют к меду 25 процентов воды и какого-то противогнилостного вещества, чтобы предохранить мед от брожения. Кто научил их? Мы, люди, и то сами не можем научиться читать и писать, даже ходить нас учат, а тут пчелы, насекомое – неужто они сами научились?

Матюхин ответил не сразу: видно было, что он немного растерялся. Альтшулер его выручил.

-- Выступайте по докладу! – сказал он. – Как произошла вера в Бога? – Вот тема доклада. Прошу не уклоняться.

-- А он и не уклоняется! – бросил кто-то из зала. – Он дело говорит. – Нечего увиливать. Пусть докладчик отвечает!

 

3.ДАРВИНИЗМ

-- В науке существует особая теория, называемая дарвинизмом, -- снова заговорил Матюхин. – Как известно, она названа так по имени английского ученого Дарвина. Этот ученый доказал, что в мире все постепенно развивается и совершенствуется. Происходит с природой так называемая эволюция, т.е. постепенное развитие. Миллионы лет назад животный и растительный мир был совсем не такой, как сейчас. В природе постоянно идет борьба за существование, в процессе которой слабое, неприспособленное гибнет, а здоровое, сильно выживает, укрепляется и развивается. Этот процесс по-научному называется естественным отбором. Помимо него существует отбор искусственный, с помощью человека. Скотоводы, к примеру, скрещивают разные породы животных, улучшают их, то же делают садоводы с растениями путем прививок. Новые приобретенные качества передаются по наследству, закрепляются в последующих поколениях, и таким образом происходит усовершенствование отдельных видов.

-- Ну, ладно, -- внимательно выслушав все это, согласился Демьян Лукич, -- пусть будет эволюция, но даже если она есть -- это ведь только следствие! А я тебя спрашиваю о причине, о начале начал, т.е. о Боге, от Которого и эволюция, и интуиция, и все прочее.

Матюхин снова замолчан, и Альтшулер воспользовался паузой.

-- Вопрос исчерпан, -- сказал он. Но Демьян Лукич и не думал отступать.

-- Какое там исчерпан, -- смиренно заметил он, -- у меня ты уж меня прости, вопросы только начались… Я вот тоже хочу сказать о садовнике, есть у меня знакомый в городе. Какие он цветы выращивает – настоящее чудо! Как-то спросил я его: «А можешь ты вырастить какой-нибудь цветок, ну скажем, из крапивы? – «Нет, конечно!» -- удивился он моему вопросу. – «Это уж совсем чепуха!» Почему? Да потому, что в природе есть законы, и их не переступишь. Попробуй привить что-нибудь к засохшему дереву – хоть всех садовников собери, ничего не получится, потому что в нем нет жизни… И с пчелами не так-то просто. Не садовник же и не скотовод, и даже не пчеловод научил их стоить соты и собирать мед, и ни с кем их не скрещивали, не прививали. Откуда же известны им такие хитрости? Вот на этот вопрос я никак не добьюсь у тебя ответа! Не скрой же, почтенный, пчелиного учителя, скажи, кто научил пчелу мудрости?

Матюхин все молчал. Демьян Лукич хотел, чтобы ему ответили конкретно! Бог научил пчелу или природа? И чтобы добиться ответа, привел пример.

-- Давайте возьмем самолет и птицу, -- ответил он. – В полете и по своему строению они похожи, ведь самолет создавали по подобию птицы. Но вот какое интересное дело: птицу можно убить, разобрать по косточкам, и самолет можно разобрать на части. Ясно, что самолет собрать можно, а птицу никому не удастся, потому что она – живое существо. Теперь ответь: кто сделал самолет?

-- Разумеется человек. Конструктор.

-- А птицу? Ее кто сотвори?

Матюхин молчал, и за него тут же ответил Альтшулер:

-- Разумеется, природа!

 

4.О ПРИРОДЕ

-- Значит, и пчелиный учитель, и конструктор птицы – природа, так я тебя понял? – переспросил Демьян Лукич.

-- А кто же еще? Природа, никто иной, -- сказал Матюхин. – Она есть великий учитель и конструктор. Она производит, она делает отбор, она создала птицу. Все она делает.

-- Смотри-ка, -- снова удивился Демьян Лукич. – Тогда ответь мне: что такое природа?

-- Природа – это все, что нас окружает, -- принялся объяснять Матюхин. – Все, что мы видим, и все, что существует. Небо и звезды, моря и земля, и растения, и весь животный мир – все это природа.

-- Стало быть, начал вслед за Матюхиным рассуждать Демьян Лукич, -- природа состоит из одушевленных существ и неодушевленной материи, так ведь? Теперь давай возьмем одушевленных: человека, животных, птиц и мысленно уберем их из природы и спросим: «Земля, воздух, вода и прочее будет одушевленно, если все живое убрать?» Нам скажут: «Нет, это неодушевленная материя». А имеет она разум?

--Нет, неодушевленная материя не мыслит.

-- значит, есть природа одушевленная и неодушевленная, мыслящая и немыслящая, -- заключил Демьян Лукич. – мы отделили одушевленную природу от неодушевленной и теперь поразмыслим: кто же из нее создал птицу? Человек? Нет. Животные? Нет. Сама себя птица создать не может… Или земля создала? Или вода, воздух? Или они все вместе сели за стол и общими силами все продумали? Опять же нет! А почему? Да потому, что если уж разумный человек не может создать живое существо, то что говорить о неодушевленной природе! Неодушевленная природа никогда не создаст одушевленное существо, как яблоня не уродит вместо яблок морского ежа. Из мертвой материи, не имеющей разума, может ли сам собой получиться разумно устроенный мир и разумный человек? Или по-другому сказать: мертвая женщина, имеющая во чреве плод, может родить живого ребенка? Как ты думаешь?

-- Нет, конечно.

-- от и разъясни, -- попросил Демьян Лукич, -- кто же из природы, одушевленной или неодушевленной, создал птицу и научил пчелу такой великой мудрости? Известно ведь, что сто дураков одного не сумеют сделать умным, а умный один может сто дураков уму-разуму научить. Какое же такое существо создало птицу и научило пчелок уму-разуму?

-- Ведь я уже разъяснил, что пчелы делают все не по разуму, а по инстинкту, -- с оттенком раздражения ответил Матюхин. – У них нет своего сознания и воли.

-- Это-то еще дивнее, -- заметил Демьян Лукич. – легко научить человека, у которого есть разум и язык, а вот попробуй корову или лошадь научить читать и писать! Это было бы настоящее чудо. А еще большее чудо – научить маленьких пчелок делать дивные дела, на какие не способны самые ученые люди. Скажи, наконец, кто же это чудо совершил. Кто?!

Молчание. И в зале было тихо. Спор всех захватил.

-- Читал я, в далекие времена, -- продолжал Демьян Лукич, -- многие языческие народы – египтяне, финикийцы, греки –представляли себе происхождение мира так: раньше был вечный хаос, первобытные океан, из этого темного безсмысленного скопления стихий возник наш разумно устроенный мир. Это древнее языческое учение воскресили современные атеисты. Они тоже объявили, что вселенная возникла из безсмысленной неразумной материи, и науку они используют в своих интересах: что им подходит, признают, а что не подходит, отбрасывают…

Альтшулер недовольно поморщился.

-- Я запрещаю обсуждение посторонних вопросов!

-- тут надо серьезно подумать и разсудить, -- не обращая внимания на окрик, говорил демьян Лукич, -- проверить надо, правильно ли это учение? Для примера давайте возьмем книгу «Война и мир» льва Толстого. Прочитаем ее, потом разрежем на отдельные буквы и всю эту огромнейшую кучу букв рассыпем по земле. Получится у нас книга «Война и мир»? нет, получится хаос. А чтобы из этого хаоса снова создать книгу, что надо?

-- Ясно, что, -- усмехнулся Альтшулер, -- голова нужна.

-- Э, милый, голова и у обезьяны есть, а она тебе даже из готовых слов книгу не составит. К голове-то что надо? Разум. Чей? Писателя Льва Толстого. Так ведь?

Матюхин неохотно кивнул.

-- А чтобы из первобытного океана, из хаоса получился наш разумный, прекрасный мир – для этого что надо? – не отставал Демьян Лукич.

-- Тоже разум нужен, -- пробормотал Матюхин.

-- Чей, человеческий?

--Нет…

--Чей же?

-- Надо полагать… высший какой-то.

--Да! И этот высший Разум есть Бог!

Последние слова Демьян Лукич произнес громко, радостно. В душе его зазвучал торжественный призыв Псалмопевца: «Научу беззаконныя путем твоим и нечестивии к Тебе обратятся». Матюхин же чувствовал себя скверно, точно в западне. Что отвечать этому старику? Смешно же утверждать, что солнце или звезды, растения или животные создали птиц и научили пчел. Все они не имеют разума. И… Неужели, подумал он вдруг, весь этот разумный мир сам собой образовался из мертвой, неорганизованной материи? Как возник мир? Вот вопрос вопросов! Случайно? Из стечения обстоятельств? Но тогда вокруг был бы беспорядок, хаос… откуда же такая дивная гармония в природе, такая точность во всем, такой глубокий смысл?

Матюхина бросило в пот, и он жадно пил воду. Альтшулер опять пришел ему на помощь: объявил перерыв.

 

5.ПЕРЕРЫВ

Чтобы верить, будто из немыслящей, неодушевленной материи сам собою возник наш разумный прекрасный мир, -- да это надо быть сумасшедшим, надо быть фанатиком!

Большой знаток русской души ф. М. Достоевский о вере атеистов писал: «Легко сделаться атеистом русскому человеку, нежели другим нациям, живущим во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, они верят как бы в новую веру, не замечая того, что уверовали в НУЛЬ…»

Люди в коридоре шумели, громко спорили. Многих серьезно интересовал вопрос о вере в Бога; Демьяна Лукича окружили тесной толпой, благодарили, засыпали вопросами… Ведь у многих, особенно у молодежи, атеизм был непродуманный, налетный; точно пыль с одежды, его легко было сдуть. До сих пор они вряд ли задумывались всерьез, если ли Бог? Просто повторяли то, о чем всюду говорят. А говорят и пишут, что Бога нет, что Его выдумали темные неграмотные люди, и наивная молодежь приняла эту ложь за истину… А сейчас Демьян Лукич немного расшевелил ее, заставил призадуматься. Некоторые уже говорили, что Матюхин провалился, несмотря на свою ученость, и простой деревенский пасечник доказал ему как дважды два, что Бог существует…

Между тем Матюхин с Альсшулером сидели в комнате за сценой; Матюхин рассеянно перелистывал блокнот со своими записями.

-- Вот не ожидал, что вылезет этот дед, -- раздраженно сказал Альтшулер. – Думал, встанет кто-нибудь из нашей интеллигенции, задаст один-два вопросика, и по домам. Вы же понимаете, что никакого диспута не планировалось, объявили так, для рекламы, чтобы народу побольше собрать…

-- Что ему все же ответить? – с беспокойством спросил Матюхин. Альтшулер пожал плечами.

-- Убедите его, что природа создала пчел, напустите побольше туману или еще чего… В общем, вам виднее, вас же там специально учили.

-- Очень уж смекалистый, начитанный, да и упрямый: так и гнет свою линию. Я ему про инстинкт, а он: кто его дал? Я ему эволюцию, а он снова свое: откуда она взялась? Я ему природу, он опять: какая такая природы научила пчел? Вот и изворачивайся! Его не затуманишь!

… Время перерыва давно прошло. Матюхин сидел задумавшись… Народ нетерпеливо шумел.

-- Пойдем, и так сильно запаздываем, -- сказал Альтшулер. Они вошли в зал. Как только лектор появился на трибуне, стало тихо.

 

6.НЕПОСТИЖИМАЯ СИЛА

-- В своем выступлении Демьян Лукич говорил о том, что пчелы обладают особыми качествами, которыми они якобы наделены от Бога, -- начал он. – Я уже ответил, что не Бог, а природа научила их мудрости. Это ответ не удовлетворил моего собеседника, но лишь потому, что у него неверное представление о сущности природы. Наука признает, что природа состоит не только из видимых веществ, или материи, но и еще из многих заключающихся в материи сил. Посмотрите на небо: там солнце, луна, планеты, звезды. На чем они держаться? Оказывается, в природ есть сила притяжения. Ученые выяснили, что каждая планета обладает такой силой и притягивает к себе другие планеты. Силу эту нельзя не видеть, ни осязать, но она несомненно существует.

Во вселенной весьма много таинственных, непостижимых, невидимых сил. Они проявляют себя в так называемой мертвой материи, но особенно много тайн и неразрешимых загадок содержит живая природа. Взять хотя бы все тот же инстинкт пчел. Какая-то таинственная, непостижимая сила действует в этом инстинкте. Но она несомненно существует. Вот эта сила и есть учитель, о котором вы спрашиваете, -- обратился к Демьяну Лукичу Матюхин и на этом кончил свою речь.

 

7.КНИГА ПРИРОДЫ… КТО ЕЕ АВТОР?

Демьяну Лукичу это объяснение пришлось по душе. Казалось, он все вопросы задавал для того, что подвести Матюхина к такому ответу.

-- спаси тебя, Господи, за твои пояснения! Сразу видно, что ты человек умственный и рассудительный! – похвалил он Матюхина. – А то как-то пришли ко мне два товарища и завели спор. Твердят одно: ничего, кроме природы, в мире нет, никаких тайн, непостижимых сил. Одна только, говорят, материя, и больше ничего. Вывели меня из терпения – прекратил с ними разговор: дурака ведь ни в чем не убедишь, напрасно только время потратишь… А ты вот другое дело, с тобой, почтенный, можно побеседовать. Ты только поясни мне насчет пчелиного учителя: какая же непостижимая и таинственная сила научила их?

-- Неизвестно, -- неохотно отвечал Матюхин. – Я только что сказал: наука не знает природы этой силы. Она остается пока загадкой.

-- Но все-таки это сила разумная? Зрячая или слепая? Толковая? Как ты, почтенный, думаешь?

-- Да ничего неизвестно, -- с неудовольствием повторил Матюхин. – решительно ничего нельзя сказать о ней!

Но Демьян Лукич на этом не успокоился. Вопрос о таинственной силе, научившей пчел мудрости, был, казалось, совсем ясным, понятным даже малорассудительной публике. И только Матюхин почему-то не хотел признать этого.

И Демьян Лукич начал снова:

-- Непонятно тебе? Ну, давай возьмем другой пример. Вот книга. Что надо, чтоб она появилась? Сначала ее надо придумать, не тау ли, дорогой? А потом уже писать. И когда человек напишет ее, мы можем сказать, что она – плод его ума. Откроем книгу, прочитаем, познакомимся с писателем, узнаем, способный ли он, -- из книги все можно узнать о ее авторе… И вот Макарий Великий говорит, и ученые подтверждают, что природа --- тоже Книга, раскрытая Книга, ее корки – небо и земля. Читай со вниманием, в ней все написано. Вот ученые и читают, познают, сколько в этой Книге премудростей. И вот что самое главное: законы в природе они не устанавливают, а только открывают! Но если мы признаем законы в природе, то должны признать и Законодателя, не так ли? Человеческий разум не может вместить всего, что сокрыто в природе, но он может увидеть, может убедиться, что все здесь написано красиво, мудро, разумно, как ты говоришь – целесообразно. А что это значит? Это значит, что все создано Разумом. Каким? Наш конечно разум не в состоянии постигнуть безконечный Разум, который есть Бог.

Как точно и убедительно рассуждал этот деревенский старик о таких сокровенных понятиях! И правда, если взять две книги: Книгу природы и книгу, написанную человеком, и сопоставить их, то какой можно сделать вывод? Книга, написанная человеком, -- это плод его ума, а Книга природы – плод творческого Разума, Бога. Человеческая книга имеет вес, объем, т.е. материальную форму, но что в ней первично: эта материальная форма или заложенная в книге идея? Любой мыслящий человек скажет: чтобы написать книгу, она сначала должна сложиться в сознании – иначе что напишешь? Стало быть, первична идея, а форма вторична.

Возьмем Книгу природы. Что первично: эта видимая материя или заложенная в ней идея? Конечно, идея. Первична не материя, а сознание, т.е. первичен Бог как вечность, материя же есть воплощенная в видимых формах идея Бога.

Когда мы читаем книгу, мы не видим ее автора, но знаем, что он есть. Так же мы не видим Творца мира, Бога. Но как не может появиться книга без писателя, так вселенная не могла возникнуть без Творца. Он сокрыт от нас, но мы видим то, что Он создал.

Божия Книга природы поражает нас своим необъятным величием, абсолютной гармонией и таинственной непостижимостью. Наш ограниченный разум не в состоянии постичь или объять ее. Откуда произошло такое количество звезд, солнц, планет, комет, созвездий, звездных туманностей, вечно сияющих светил? Кто дал им движение? Ясно, что сама материя дать себе движение не может, тем более разумное, упорядоченное. Чья же воля и сила привела в движение миры? Ученые должны сознать, что наука не в силах этого объяснить и основывается только на догадках и предположениях.

Матюхин молчал, и Демьян Лукич все старался вытащить его из туманностей науки на свет Божий.

-- Есть люди, они как-то очень странно все объясняют. Их спросишь: «Кто создал вселенную – пространство, планеты, звезды, Землю?». Они отвечают: «природа». «Ну, а природу кто создал?» -- «Она сама себя создала». Значит, было время, когда ее не существовало? А если так, как же она могла создаваться? А если существовала, зачем ей было тогда создаваться? Нет, милый мой, природа – это творение Божие, через нее мы познаем Творца невидимого. Так и апостол Павел говорил в Послании к Римлянам, 1-я глава, что невидимых для наших плотских очей творец вселенной становится видимым через рассмотрение Его творений, потому Господь и предлагает людям: "Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их» (Ис. 40, 26).

Демьян Лукич замолчал, оглядел зал. Лица у всех были серьезные, задумчивые… Матюхин стоял на трибуне, опустив голову.

-- Чтобы ты лучше понял, приведу еще такое сравнение, -- снова заговорил Демьян Лукич. – Вот приехали мы с тобою в город. Увидели высотное здание. Подходим к нему, смотрим, какое оно величественное, удивляемся. И наверняка похвалим архитектора: способный, видно, человек, какое знание создал. А если нам кто-нибудь скажет, что это здание появилось само собой, без всякого архитектора – мол, откуда-то с гор летели камни, складывались один на другой, и крышу ветром принесло, и окна, и двери – разве мы этого человека не засмеем, не скажем, что он сумасшедший? Так если у здания обязательно должен быть архитектор, неужто могло без Архитектора появиться это огромное мировоздание, где мы с вами живем со всеми удобствами: и ванны у нас водяные, солнечные, воздушные, и благоухающий воздух, и всякие плоды земные… Нет, милый мой, тут надо поверить, что есть Творец мира, что Архитектором вселенной является Бог, и мы верим в это, свято верим. А вы не верите, вот и твердите: все создала природа. Так ведь? Ну, что молчишь?

 

8.ПУТЬ К БОГУ

Матюхин стоял на трибуне унылый и несчастный, словно общипанный петух. Куда девалась его прежняя уверенность? Словно ветром ее сдуло… Теперь он, как покорная лошадь на поводу, шел по следам Демьяна Лукича, и тот вел его все дальше и дальше от безбожия, все ближе и ближе к Богу.

-- Во все времена, -- говорил Демьян Лукич, -- человека интересовало: откуда он, зачем живет, куда исчезает, т.е. каждому любопытно приоткрыть завесу неведомого, таинственного мира, узнать, кто так премудро устроил и нас, и все, что нас окружает… Вот и пчелка, малая тварь, говорит нам, что создал ее и научил не слепец какой-нибудь, не глупец, а великий Мудрец и Учитель. Ведь ты вдумайся, какие мудрые вещи знает пчела! Отыскивает вещество, которое предохраняет мед от порчи. Откуда она его знает? Говоришь, пчелы делают все безсознательно, безвольно. Значит, не своим сознанием, не своей волей. Значит, кто-то за них думает, кто-то ими повелевает! Да и как думает-то… Нужно ведь не просто отыскать это вещество в лесу или в поле – надо знать его свойства. Доктора вон всю жизнь учатся, как лечить болезни, а такое лекарство сразу бы не нашли, пчела же нигде не учились, а находит его легко, быстро. Кто показывает ей? Тот, Кто знает свойства всех вещей. Кто может и маленькое насекомое, козявочку сделать такой мудрой, что ее делам удивляются ученые, Тот Кому повинуется вся природа, Кто дал ей законы, Кто управляет всем миром…

-- Кто же это? – отозвался Матюхин рассеянно.

-- Всемогущий Бог! – торжественно, с молитвенным благоговением произнес Демьян Лукич. – Он «вся премудростию сотвори еси».

-- Каждый волен думать по-своему, -- пожал плечами Матюхин.

-- Тогда скажи, милый мой, как ты думаешь: кто научил пчел мудрым делам?

-- Хватит, вопрос исчерпан! – А по докладу вы ничего не можете сказать? – опять вмешался Альтшулер, но Демьян Лукич и на этот раз ничего ему не ответил, а продолжал допытываться у Матюхина:

-- Ты, милый мой, конечно, согласен: по книге мы узнаем, что ее написал писатель, по машине – что ее изобрел какой-нибудь инженер. А ведь пчела, мы с тобой видим, куда мудрее книг и машин. Значит, и создало ее Существо которое выше всех писателей и инженеров, какие только есть на свете. Ну, сам подумай, разве не правильно я рассуждаю?

Матюхин не ответил. Он размышлял о чем-то, и так сосредоточенно, что вряд ли заметил обращение к нему Демьяна Лукича. Он даже сошел с трибуны и сел рядом у стола.

-- Да вы по делу говорите! – опять не вытерпел Альтшулер. – Вам было рахъяснено, что вера в Бога возникла вследствие невежества людей. Вот об этом и должны говорить, нечего людям мозги затуманивать…

Зал зашумел.

-- Это еще неизвестно, кто кому затуманивает! Отвечайте на вопросы! – крикнул молодой парень.

-- Что молчите? Ну-ка говорите, кто пчел создал? – требовала старуха из первого ряда.

-- Одна пчелка, -- заговорил Демьян Лукич, и шум сразу затих, -- одна пчелка ясно и понятно говорит о премудрой силе Божией! Что тут можно возразить? Не люди Бога выдумали, вера в Него была с самого начала мира и всегда будет в душе человеческой. Как в семени дерева все уже есть: и ствол, и корень, и ветки, и плоды, так в душе человека заложены Богом и чувства, и вера. Но дерево может вырасти кривыми, больными, безплодными, смотря на какой почве растет, уродливым, больным, если не признает Бога, живет в беззаконии, а это зависит от его воспитания и более всего от его воли. Потому что Бог дал человеку разум и свободную волю, и он может выбирать сам: доброе или дурное.

Почему же есть на свете люди, которые не признают Бога? Причин тут много, и главная из них та, что не все имеют возможность узнать правду о религии. Некоторые из-за душевной лени отмахиваются от серьезных вопросов вместо того, чтобы задуматься над ними. Иногда обида на верующих мешает обращению к Богу, ведь многие не умеют отделить личных обид и счетов от истины. Немало таких, кому в детстве внушили, что все верующие – темные люди, и, вырастая, они не хотят проверить, правильно ли это, чему их учили. Однако в человеке заложено чувство благоговения перед чем-то высшим, и потому неверующие в Бога ставят на Его место какого-нибудь идола и ему поклоняются, будь то наука, искусство, будущее человечество или человек вроде Гитлера или Мао-дзе-Дуна. Но в глубине души тайно тоскуют они об истинном Боге. Таких людей надо жалеть…

Матюхин задумал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: