Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви




Моей (Ин. 15, 10).

Если беседа наша оказалась не напрасной и вы поверили, что Бог есть, то на этом останавливаться нельзя. Вера без дел мертва: многие говорят, что верят в Бога, а законов Его не исполняют; с такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь…

Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину:

-- место, где много плачут;

--место, где всегда плачут;

--место, где никогда не плачут.

Место, где много плачут, это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов своих и чужих; в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Пойдите на кладбище, посмотрите, сколько там могил, и каждая омыта слезами, и какое время высушит эти слезы?

Откуда этот плач? Где его начало? Он начался при изгнании из рая наших прародителей: плакал Адам, теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники на этой земле.

Место, где всегда плачут, в Св. Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль и плач, и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть – безотрадное место плача и ужаснейшую печь огня неугасимого и посмотрите закрытого там, горящего в пламени грешника!

А в раю никогда не плачут. Здесь одна только благодать, одна только радость, здесь нет ни болезней, ни слез, воздыхания, но жизнь безконечная.

Мы на земле живем между раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечные мучения грешников. Земля для нас – только пересылочный пункт, гостиница, з которой мы вот-вот выйдем. В какой час Господь позовет нас к ответу? Этого никто не знает. А Он сказал: «В чем застану, в том и сужу».

Все зависит от нас самих. Бог дал нам свободную волю, и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу, собрать добрый багаж или дурной. Ведь и рай, и ад начинаются здесь, на земле – начинаются в нашем сердце.

 

О СМИРЕНИИ

Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Стало быть, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего, нужно смириться.

Как смиряться? Если человек просит у Бога смирения, -- говорит авва Дорофей, -- то должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Бесчестия и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, т.е. приготовь, воспитай свою душу.

Как это происходит, покажем на примере.

В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек помолиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: «Ваш солдат». Вот пример христианского смирения: за зло человека оплатим добром – и приобрел душу, ибо сержант с этого времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.

Смирение делится на три степени: начальную, среднюю и высшую.

Начальная степень – человека ругают, оскорбляют, клевещут на него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав.

Средняя степень – человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут на него, он же не только молчит, но сохраняет полный мир и покой в душе и молится за своего обидчика.

И высшая степень – человека поносят, ругают, оскорбляют и даже избивают, он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но радуется и испытывает любовь к своему врагу. «Признак смирения – радостное перенесение уничижений» (Св. Иоанн Лествичник).

Гордость – это основной узел, который увязывает все грехи, пороки и срасти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордиться нечем: тело и все способности дал нам Господь, и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно.

Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться, а святой Иоанн Златоуст говорит: у того, кто допускает это, недостаток ума. Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

Как добиться этого? Предположим, мы забиваем в стену гвоздь – и ударили нечаянно молотком по пальцу, или идем по улице, поскользнулись, упали и расшибли колено. Что делать? Не надо искать виновных, раздражаться, злиться, поднимать шум; надо сказать себе: «Вот и хорошо, мало еще тебе за свои грехи, блудная свинья, пес смердящий, корова ненасытная! Потерпи, в аду еще не так будет!» И боль тут же пройдет… Постигла нас болезнь – не ропщи, но опять осуди себя: «Ну что, пожить думал, еще хочешь грешить? А смерть-то не за горами, а за плечами».

Точно также надо настраивать себя, когда нас оскорбляют, обидят, когда на нас клевещут. И здесь тоже надо сказать себе: «Тебе это полезно, смиряйся, терпи за свои грехи, да Бога благодари, что посылает бальзам для души». Если же мы обижаемся, когда нас ругают, и радуемся, когда нас хвалят, должны помнить, что это болезнь души. И поношения, и похвалы надо переносить одинаково спокойно и невозмутимо.

Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли. Однажды он пошел в город. У ворот города сидел мудрец, который стал ругать его; человек же стоял веселый и довольный. «Чему ты радуешься? – удивился мудрец. – Я тебя ругаю, а ты такой веселый». – «А вот чему, -- ответил тот, -- я ведь за это плачу деньги, а ты меня ругаешь безплатно». Таких безплатных учителей и у нас множество на каждом шагу, радуйся только да учись… «Как воду жизни, -- советует святого Иоанн Лествичник, -- пей поругание от всякого человека».

Смиряйся! Гордым в обители рая нет места: сатана за гордость был низвергнут с неба, и войти туда можно только через смирение.

 

ОБ ОСУЖДЕНИИ

«Не судите, да не судимы будете, -- говорит Господь (Мф. 7, 1) Когда нас обижают и оскорбляют, надо сразу подумать: «А я разве никого не оскорблял, не осуждал? Вот и воздаетсямне». Не оскорбившего надо ругать, а себя! Какой мерой мерим, такой и нам отмерится: если хотим, чтоб нас не осуждали, должны сами никого не осуждать; хотим, чтобы нас любили, должны сами всех любить.

Св. Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как только мы перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других. А все, кто осуждает ближнего, есть антихристы, восхищающие власть у Бога. Он один – Судия Праведный, ибо Он один знает душевное расположение каждого человека, его силу или немощь, его дарования и способности.

«Тот, у кого сердце чистое, и всех видит чистыми и святыми, -- говорит преп. Макарий Великий, -- а у кого сердце заполнено страстями, тот и других видит себе подобных»; иначе говоря, свои страсти он видит в другом человеке, как в зеркале. Раненые на поле брани не добивают друг друга, а помогают и утешают. И мы здесь, на земле, как на поле брани: все раненые грехом, все больные душой и должны оказывать друг другу снисхождения, покрывать любовью недостатки ближнего. Нужно прощать обиды, умалять зло, сеять мир. «Пусть тебя гонят, -- говорит преп. Исаак Сирин, -- ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи».

Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. Что же тогда делать? Даже если гнев наш справедлив и мы чувствуем, что во всем правы, не всегда следует обличать человека. Мы часто забываем слова премудрого Соломона: «Обличай премудрого – он тебя возлюбит; не обличай безумного он тебя возненавидит». Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Весь гнев обращайте на дьявола – он один твой непримиримый враг, а человек, что бы он ни делал, всегда друг и брат наш». Прежде чем сказать ближнему грубое, резкое слово, прочти сто раз молитву Иисусову или обрати все в шутку, сгладь, лишь бы не было ссоры.

Когда на море развивается буря, улитка, видя опасность, скрывается в раковину и опускается на дно, а когда буря утихает и на море снова станет спокойно, она всплывает; створки растворяются, и улитка блаженствует, греется на солнце. Так и мы, когда вокруг разгорается брань, воцаряется зло, должны набраться терпения и смирения и погрузиться в молитву Иисусову.

Как победить всех врагов, чтобы они легли под ноги наши? Нужно победить самого себя, потому что главный наш враг – это мы сами.

 

О ЛЮБВИ

Как узнать, что мы любим Бога? Если мы любим ближнего, значит, мы любим Бога. «Кто говорит, что Бога любит, а сам ближнего ненавидит, тот лицемер и лжец, -- говорит святый апостол Иоанн Богослов, -- ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20).

Надо развивать в себе качества любви. С каждым человеком надо общаться ласково, спокойно, стараться любовью растворять каждое слово. Особенно нужно любить врагов, обидчиков своих, прощать им, молиться за них, делать им добро. К этому совершенству призывает нас Господь: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас…» (Мф. 5, 44). Любовь к врагам – это главное, что отличает христианина от всех остальных людей.

Некоторые хотят зло истребить злом, но от этого оно только возрастает. Уничтожить, победить зло можно только добрым; так двенадцать апостолов, которых, как овец, послал Господь в огромную стаю волков, т.е. в языческий мир, победили чем? Только любовью, Господь, посылая их на проповедь, сказал: «Тогда узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Если же между нами нет любви, то мы не дети Христовы, а дети дьявола, ибо тогда в нас «с хвостом и головой» живет бес, который от всякой злобы, наполнить ее любовью, и тогда она, как благоухающий сосуд, пристанет в обители рая, где Господь наполнит ее небесной радостью и благодатью».

Святые отцы говорят: «О рай, о рай! Я могу тебя произнести устами, но не могу умом постигнуть, что Господь приготовил для любящих Его».

Если одна капля райской сладости упадет в соленое море, то все его усладит. Если одна капля сладости упадет из рая в ад, то там прекращается огонь, прекращаются страдания, и ад становится раем. Даже один райский цветок имеет такую цену, что весь земной шар не может сравниться с ним. А если бы люди услышали ангельское пение, все растаяли бы от любви. Такую радость приготовил Господь любящим Его!

 

О ЦЕЛОМУДРИИ

Нужно знать, что после смерти каждого человека душа его проходит мытарства, где показываются все дела, добрые и злые, совершенные им при жизни. Всего мытарств двадцать и самые страшные, самые трудные из них – 16-е, 17-е и 18-е.

16-е мытарство – блуда, где испытуются те, кто жил вне церковного брака;

17-е мытарство – прелюбодеяния, где испытуются те, кто был венчан и нарушил обед супружеской верности.

18-е мытарство – содомские грехи, т.е. все виды извращений с супругами, кто сам с собой допускал вольности, а также противоестественные отношения лиц одного пола.

Начальник этих мытарств – дьявол Асмодей. У него на службе находятся огромные полчища блудных бесов, которые соблазняют людей на смертные блудные грехи. Бесы похваляются, что через этих мытарства проходят только единицы, потому что виновных много, а кается редко кто: дьявол наводит на людей стыд. Но, как говорят св. отцы, постыдные грехи сгорают стыдом. Если у нас есть подобные грехи и мы не исповедали их духовнику – они остались на нашей совести и помешают нам войти в Царство Небесное, ибо туда не войдет ничто нечистое.

В день Страшного Суда будет шествие святых, и первым за Апостолами пойдут девственники, и ангельское пение будет таким дивным, таким прекрасным, что если бы его услышали люди, все растаяли бы от любви. Но и блудники, если покаются, первыми войдут в рай.

Надо стараться жить целомудренно, свято, отгонять всякие нечистые помыслы, не допускать, чтобы они вошли в наше сердце. Жить надо так, чтобы дух бодрствовал над плотью, но не плоть над духом. Блудные грехи бывают от многоядения, многоспания, от вольного обращения с лицами другого пола. Когда мы много смеемся и празнословим, слишком заботимся о красоте лица, одежде, это значит, что в нас действует блудный бес. Христианка должна заботиться не о внешней красоте души. «Да будет украшением вашим, -- обращается ап. Петр к женам, -- не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной перед Богом» (1 Петр. 3, 3-4). Главная же причина блудных грехов – наша гордость, тщеславие, осуждение ближнего.

Господь будет судить нас не только за дела, но и за мысли. Целомудрие – это не только чистота тела, но и чистота, целостность ума и души. Потому и говорят святые отцы: «Что стыдишься делать перед людьми, о том стыдись помышлять тайно в сердце».

Вот поучительный пример. Одна игумения воспитывала в монастыре сиротку. Девица несла клиросное послушание, а постилась и молилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница. И в 40-й день она увидела, как разверзлась земля и огненные волны выбросили девицу. «Дочь моя, ты в огне?! – в ужасе воскликнула игумения. – Почему ты туда попала?» -- «Матушка, молись за меня, -- сказала девица, -- я достойна этого наказания. Когда я несла послушание на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждаясь и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась. И вот теперь страдаю…»

 

О СКОРБЯХ И БОЛЕЗНЯХ

Поскольку у нас множество грехов, притом забытых и нераскаянных, то Господь посылает нам скорби и болезни. За них надо благодарить Бога, принимать их, как дорогих гостей, ибо они наши помощники и спасители, они необходимы нам для очищения души. Надо настраивать себя так: скорби, несчастья, болезни идут сплошным потоком, им нет числа, сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет, и никто не избежит их… Встретим же их спокойно и проводим с любовью, только пусть проходят сторонкой, не задевая нас – нельзя впускать их в себя, в свое сердце, переживать внутренне, пытаться понять, откуда они и зачем, тогда они обязательно оставят грязные следы, омрачение ума и души. Будем всегда помнить Соломоново кольцо, на котором написано: «И это пройдет». Время все стирает…

Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Св. отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть – чтобы душа, очистившись, смогла войти в обители рая.

Вот пример, насколько страшны адские муки, которые ожидают тех, кто ропщет в болезнях, «не поддается чистке».

Один человек был прикован к постели тяжелой мучительной болезнью и постоянно взывал к Богу, чтобы Он прекратил его страдания. И вот Господь послал Ангела, который сказал страдальцу: «Для очищения души тебе надо лежать в расслаблении еще два года». Больной ужаснулся: «Как, еще два года? Это слишком много! У меня нет сил… А нельзя ли заменить чем-нибудь эти два года?» -- «Можно, -- ответил Ангел. – Согласен ли ты вместо этого быть три часа в аду?» Больной подумал: «Все нераскаянные грешники будут вечно мучиться в геене огненной, и сейчас уже души их там. А тут всего три часа… «Согласен!» -- сказал он. Тогда Ангел принял его душу на свои пречистые руки и заключил ее в преисподнюю ада. А, улетая оттуда, сказал такие слова: «Через три часа я вернусь к тебе».

Ад. Господствующий мрак. Кругом темнота. Вопли, крики, стоны. Каждый занят только своим страданием. Бесы, будто исполины с горящими глазами, летают вокруг, готовые уничтожить страдальца своим огненным дыханием. Ужас охватил его, он стал кричать, но что его крик среди этих стонов и воплей!» И тут потекли уже не часы, а годы, столетия… Несчастный решил, что настала вечность, что Ангел забыл о нем, и совсем отчаялся. Так он находился в этих страшных мучениях, когда над бездной вдруг разлился ангельский свет. С радостной улыбкой Ангел приступил к нему: «Ну, каково тебе здесь? – «Не ожидал я от ангельских уст лжи», -- еле слышно ответил страдалец. «В чем дело?» -- «Ты обещал освободить меня через три часа, а прошли наверное, уже тысячелетия!» -- «Милый мой, -- сказал ему Ангел, -- ты был здесь всего один час, тебе осталось еще два…» Страдалец протянул к нему руки и взмолился: «Забери меня отсюда! Я согласен страдать за свои грехи на земле до самой смерти, а если надо, то и до второго пришествия Господня, только чтобы больше не мучиться здесь!» И Ангел сказал: «Господь милосерден, и по молитвам Церкви ты освобождаешься отсюда. Но ты должен знать и не забывать, какие страшные, нестерпимые муки ожидают всех нераскаянных грешников. Самое слабое мучение в аду не может сравниться с самым сильным мучением на земле».

 

О ПОКАЯНИИ

«Каждый грех, даже самый малый, влияет на судьбу мира», -- так говорит старец Силуан. «Грех – самое великое в мире зло», -- говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы наносим Христу Спасителю: это – страшные раны и в нашей душе, и шрамы от них остаются на всю жизнь.

Но хотя все мы великие грешники, у Господа милости целый океан. Если бы в мире остался один нераскаянный грешник, Он готов был бы снова сойти на землю, взыскать этого грешника и пострадать за него. Такая любовь у Бога к созданию Своему! Наши грехи – это горсть песка, брошеннаяя в океан милости Божией; свойство любви: Он не помнит раскаянных грехов. Мы должны не грешить, но если по гордости и впали в грех, должны тут же прибегнуть к единому источнику – покаянию.

Лишь в таинстве покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человека, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков и страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам потерянную после крещения благодать. Сам Господь открывает нам Свои объятия и принимает, как блудных детей, ибо все мы заблудились между двух деревьев, и голос Господа зовет нас, он звучит, как набат в ненастную погоду: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» И горе нам, если не слышим этого голоса, не хотим слышать его! Ведь уже приближается время жатвы, а мы еще и не засели его добрыми семенами…

Многие считают себя верующими, ходят в церковь, молятся – а каяться не умеют, не видят своих грехов. Как научиться каяться? Для этого надо приучаться постоянно контролировать себя, свои поступки, слова и мысли. Только заметим что-либо недоброе – сразу обратимся сокрушенно к Богу: «Прости, Господи, меня, окаянного, и помилуй!», а затем исповедуем грех перед священником. «Утром испытывай себя, как провел ночь и вечером так же, как провел день, -- советует авва Дорофей. – И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя». И преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Совершай каждый вечер суд над собой, как день провел: не осудил ли кого? Не досадил ли кому словом? Не соблазнил ли кого? Не посмотрел ли страстно на чье-любо лицо?».

Грех в нашей душе – как змея под камнем. Поднимешь камень – змея уползет откроешь грех – и душа освободится от него. Когда мы открываем Господу свои душевные язвы, Он запрещает дьяволу искушать нас. Нужно только подробно, от юности рассказать все духовнику и получить через него от Господа разрешение; мало того, принести достойные плоды покаяния, т.е. сотворить добрые дела. Бог простит нам все грехи, только одно не простит: если умрем без покаяния. «Соделываемся грешниками, -- говорит преп. Исаак Сирин, -- не тогда, когда сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем». И в день Страшного Суда Господь будет судить нас не за сами грехи, а за то, что в них не раскаялись.

Один инок смотрел, как люди исповедуются. Видит, подошел человек, встал на колени перед духовником и начал каяться; Ангел внушал ему: «Кайся, кайся, ты нарушитель закона Божия». И когда он исповедовался, из его уст выпадали большие и маленькие змеи и исчезали. Но тут дьявол стал нашептывать ему: «Что ты делаешь, зачем говоришь такие постыдные грехи – нельзя, замолчи, ведь кому говоришь – человеку!» И, открывая последних грех, исповедник вдруг замолчал, и монах увидел, как змея, которая наполовину выползла у него из уст, вошла обратно. Священник спросил: «Больше ничего нет?» Он ответил: «Нет». Священник прочитал над ним молитву, но Господь не простил ему: когда он ушел с исповеди, с ним пошли бесы, радуясь: «Вот так всегда делай, -- нашептывали они ему, -- молодец, зачем все рассказывать, не надо!» И он недостойно принял Тело Христово и вышел их храма черный, с толпой бесов.

Другой человек так же стоял на исповеди, как и первый, и так же открывал грехи и так же из уст его выпадали змеи, но он чистосердечно во всем покаялся, не стал слушать бесовского внушения, ничего не утаил 00 и Ангел надел на него венец, и он ушел с исповеди светлый, радостный: достойно принял Тело Христово и был весь огненный; бесы даже не могли на него смотреть, убежали прочь, и Ангелы приступили к нему.

Тяжелые, смертные грехи надо оплакивать до самой смерти. Вот один из них, очень распространенный в наше время: аборты. Делать аборты – это человекоубийство. Когда человек зачинается в утробе матери, он сразу же получает от своих родителей душу, поэтому, убивая младенца в утробе, мать убивает ребенка, человека, хотя он еще не появился на свет.

Гражданский суд за убийство строго наказывает, изолирует убийцу от общества, сажает в тюрьму или лишает жизни. Но если человеческий закон за убийство карает так строго, то каков будет суд Божий, который постигнет нераскаянных детоубийц! В день Страшного Суда все дети, убитые в материнской утробе, предстанут взрослыми, и родители должны будут дать ответ…

Одна женщина, врач-гинеколог, проработавшая в этой должности 25 лет, очень гордилась, своей профессией, всегда ходила с высоко поднятой головой. И вот ей было видение: будто стоит она на высокой горе, а вокруг – огромная масса народа, и все эти люди поднимают руки и, указывая на нее, приступая к ней, кричат разом: «Ты наша убийца! Ты наша убийца!» Ужас охватил ее: от этого страшного крика она очнулась. Но голоса преследовали ее, и она поняла, что исполняла обязанности палача, что несет на себе огромный греховный багаж – множество убитых людей.

Грех не только самому убить дитя, но и другому посоветовать. Апостольское правило говорит: «И для тех, кто убил ребенка в утробе, и для тех, кто посоветовал, одна епитимия: 10 лет да не причастятся». Большой грех также – все виды предохранения. Среди православных этого не должно быть.

И вот мать, которая делала аборты, должна, чтобы не попасть на вечные адские муки, до самой смерти оплакивать этот страшный грех детоубийства, до самой смерти каяться в нем перед Богом, Утром, поднявшись, надо тут же броситься к иконам с зеленым поклоном: «Господи, прости меня, убийцу!»; так же перед сном, перед обедом и после обеда. Надо постоянно молиться, поститься (желательно в среду и пятницу вообще не вкушать пиши и не пить воды), совершать добрые дела, наипаче врагам своим, и терпеть поношения, оскорбления, болезни, все время сокрушаться о страшном своем грехе. «Лучше, Господи, здесь накажи, а там помилуй!» А кого не постигли болезни и скорби, надо просить, чтобы Бог послал их, и, когда пошлет, не роптать, но радоваться и благодарить Господа.

Какие бы мы ни совершали грехи, но в коем случае нельзя впадать в отчаяние, бояться, что Господь не простит нас. «Отчаяние у человека – великая радость для дьявола», замечает преподобный Варсонофий Великий. Мы должны не отчаиваться, а помнить, что у Отца нашего Небесного такая любовь к нам, какой не было ни у одной матери к своему ребенку за всю историю рода человеческого. Сколько людей в мире живет сейчас и сколько их еще будет, и все грешили и грешат, и каждый несет за грехи наказание, но если собрать все человеческие страдания, все скорби, все муки и вылить их в чашу, то это будет та чаша, которую испил за нас грешных Иисус Христос. Весь род человеческий находился под проклятием, во власти дьявола, и никто, кроме Христа Спасителя, не мог нас искушать, взять все наши грехи на себя. Искупление произошло, и Господь, по великой Своей милости, оставил любовью и радостью принимает всякого блудного сына, всякого кающегося грешника в Свои объятия, и наших грехов Он не помянет вовек, только нельзя злоупотреблять любовию Господней. Ради спасения своей души мы должны жертвовать здоровьем, благополучием и, если надо, жизнью. Примером для нас является Христос: Он показал нам путь в рай – путь через Крест, через страдания, и другого пути в Царство Небесное нет.

 

О ДОБРОЙ ЖИЗНИ

Мы, люди, живем на земле, как на ладони. «Где бы ни был человек, там есть и Бог», -- говорит Антоний Великий. Все наши дела, слова и мысли контролируются и небом и адом, и Богом и дьяволом. Когда мы каемся в грехах и стараемся исправить свою жизнь, ведем борьбу со страстями и пороками, терпеливо переносим болезни, скорби и поношения, не ропщем, а за все благодарим Бога, -- тогда все небо радуется о нашем спасении, «Нет ничего прекраснее и любезнее доброй души! – восклицает Иоанн Златоуст. – Она украшает всего человека». «Когда же мы ругаемся, обижаемся, злимся, ведем развратную жизнь и не хотим каяться, -- тогда весь ад радуется о нашей погибели.

Ничто не проходит бесследно. Добрые дела человека идут впереди его: на мытарствах, в день Страшного Суда они его оправдывают, и он получит от Господа награду. Также и все злые дела, грязная жизнь, даже каждое праздное слово, пустое, не исчезают, а записываются злыми духами, которые разносят их по мытарствам.

У одной барыни был слуга Иван, очень добрый человек: он принимал нищих, кормил их, поил, одевал, обувал – то есть жил не для себя, а для ближнего, исполнял заповедь Христову. И все время молился за свою хозяйку-барыню, которая полностью отличалась от него: была очень жестокая, жадная, жила только для себя. И вот, молитвами Ивана, Господь вразумил барыню видением. Ангел привел ее в обитель рая и показал дворец неизреченной красоты. «Для кого он приготовлен?» -- спросила барыня. «Для твоего слуги Ивана», -- ответил Ангел. «Ну, если для Ивана такой дворец, то какой будет для меня!» -- подумала барыня, и тут же, в ответ на ее мысли, ей показали маленькую ветхую лачугу вне рая. «Это – мне?! – возмутилась она. – Я же знатная дама, а он простой слуга. Какая несправедливость!» И ей ответили: «Знаешь, почему у Ивана такой дворец? Потому что он пересылает сюда очень много строительного материала, вот для него и есть из чего стоить, а от тебя строительного материала не поступала…» После этого видения барыня, обдумав свою жизнь, пошла в церковь, покаялась и стала во всем подражать своему слуге: принимать нищих, кормить их, одевать, надеясь, что и она не будет лишена рая.

Ангел Божий говорил Пахомию Великому: «Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, но пройти не можем».

Ни блудники, ни воры, ни пьяницы, ни клеветники Царства Божия не наследуют. Ведь в обителях рая нет водки, нет табака…

Двое пьяниц пили до самой ночи, а потом пошли к реке, где была привязана их лодка; хотели переправиться на другой берег. Сели в лодку, стали грести. Гребли, гребли, а берега все нет. Старались так до рассвета и тут увидели, что забыли отвязать лодку: гребли, а с места не сдвинулись!

Так и все люди, которые находятся во власти страстей и пороков: они, как слепые, топчутся на одном месте и никогда не увидят света истины. Чтобы стяжать добродетели, надо на первое место поставить не плоть, создавая ей блага, а душу. А то есть на свете люди, подобные жене миллионера, мирового банкира Д.П. Моргана. Лежа на смертном одре, эта дама приказала слугам принести ее любимое платье: хотела еще раз взглянуть на него. Когда платье принесли, умирающая судорожно схватила его, прижала к себе и тут же скончалась. Забрать у нее платье не удалось, пришлось отрезать ножницами. Вот что несчастная унесла с собой в тот мир: кусок тряпки и бездну нераскаянных грехов!

А мы, христиане, уходя из этого мира, должны взять с собой не бездну грехов, не кусок тряпки, а множество добрых дел и очищенную душу.

В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяина гостиницы, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его: он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и, если я совершу этот смертный грех, как предстану пред Богом в нечистоте, какой ответ дам Ему?» И он не открыл дверь; заснул и увидел сон: идет битва между греками и турками, то одолевает одна сторона, то другая; жестокая битва, и все поле усеяно трупами, и среди них – только одно пустое место. И слышит голос: «Ты тоже должен был погибнуть, как все эти воины, но за то, что ты сегодня ночью не послушался дьявола, одолел его, не согласился на грех – ради этого ты останешься жив». На следующее утро Николай отправился в путь, как он видел во сне: шла жестокая битва, поле было усеяно убитыми воинами, и только он один поднялся среди них невредимым, и когда увидел пустое место, вспомнил сон и отблагодарил Бога… Так, если человек хранит себя от греха ради Господа, если ведет непримиримую борьбу с дьяволом, если он, как доблестный воин Христов, мужественно шагает по правому спасительном пути, то господь, обязательно поможет ему, сохранит его на всяком месте, на всех дорогах.

Итак, мы ни на минуту не должны забывать, что Очи Господни постоянно на нас взирают, и что Господь знает все сокровенные тайны нашего сердца. «Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души» (Преп. Макарий Великий). Поэтому, всегда находясь в Его присутствии, мы должны строго проверять себя, свои поступки, мысли и чувства, и делать это не как рабы, страшащиеся наказания, а как любящие дети, боящиеся оскорбить и обидеть своего отца.

 

О ДРУЖБЕ С МИРОМ

«Дружба с миром – вражда против Бога», -- говорит ап. Иаков (Иак. 4, 4). «Какую пользу принес мне мир? – вопрошает Симеон Новый Богослов. – И что приобретают ныне то, которые находятся в мире?»

Вот стоит дерево, и две мыши грызут его, подтачивают потихоньку ствол… А внизу озеро без дна, и там крокодил открыл свою страшную пасть, а на дереве человек, и дьявол искушает его, показывает то одно яблоко, то другое, и человек прельщается, вкушает от яблока, и забывает о том, что внизу озеро и там смерть, что она совсем рядом, а мыши все грызут и грызут ствол.

Мыши – это день и ночь, дерево – жизнь мирская, а озеро с крокодилами – адская бездна. Дьявол день и ночь искушает нас земными благами. Не слушайте его, не поддавайтесь ему…

Представьте себе, что вы едете в поезде. Сидите в купе, заняты беседой со спутником и поглядываете рассеянно все в окно, а там, за окном, мелькают леса, поля, реки, города, и беседуя с Богом, и пусть проходит мимо нас образ мира сего, пусть не отвлекает нас от этой беседы.

Пусть, по которому идет мир, не знающий Бога, -- широкий; множество людей идут этим путем. Дьявол выставил здесь свои ловушки, расстелил свои сети – богатство, развлечения, удовольствия – и люди не замечают, что идут к гибели, что, хотя они еще живы, душа у них мертва…

Вера в Бога – душа народа, и, когда вера в народе гаснет, он превращается и истлевает. «Когда умирает близкий любимый нам человек, мы скорбим и плачем, -- говорит св. Иоанн Златоуст, -- а когда умирает наша душа, оттого, что мы идем широким путем, мы смеемся».

Но и мы, верующие, тоже должны жить в мире: далеко не все могут выйти из него. Как же избежать его греховной скверны, как не поддаться его прелести, устоять против его соблазнов? Надо жить в нем, как рыба в море: она не осаливается, не пропитывается солью; так и мы, живя в мире, должны не пропитываться его грязью, пороками и страстями.

Взять хотя бы «бич» современного человека – телевизор. Многие верующие спрашивают, грешно ли смотреть его? Объясним на примере. Епископа Иоанна Новгородского искушал бес: забрался к нему в умывальник. Епископ же никогда ни к чему не прикасался, не осенив крестным знамением: он перекрестил умывальник и связывал беса силой Божией. Бес же, боясь наказания от своего начальника, стал умолять епископа, чтобы отпустил его, обещая за это все, что тот потребует. Епископ согласился: «Хорошо, отпущу тебя, но чтобы сегодня же ночью ты отвез меня в св. град Иерусалим – мне надо отслужить молебен и поклониться Гробу Господню». Бес принял образ крылатого коня, и епископ Иоанн за ночь слетал на нем в Иерусалим и вернулся обратно.

Значит, для доброго дела можно использовать не только телевизор, но и беса! Если бы по телевидению показывали и учили, как познать Бога, как любить ближних, рассказывали бы о чистоте и нравственности, о трезвенности, то есть воспитывали бы душу для спасения и вечной жизни, тогда воспитывали бы душу для спасения и вечной жизни, тогда этого не наблюдаем, а напротив, видим войны, то, конечно, для души здесь не может быть никакой пользы.

Итак, не любите того, что в мире! К этому призывает нас Господь, а где цвет и благоухание, там собираются бесы, а где песни духовные, туда снисходит благодать Духа Святого и освящает уста и душу и дом наш, и призывается и приходит Христос», -- говорит св. Иоанн Златоуст. Господь обещает нам новую, вечную радость; ради этих вечных благ откажемся от благ временных, распнем себя миру и будем вести с ним непримиримую борьбу.

В этой борьбе мы должны быть твердыми, верными Богу до самой смерти. Бог каждого призывает на спасительный путь, но Он ревнив и не терпит, когда человек изменяет Ему и начинает служить миру.

Вот поучительная история: В одной обители был послушник, он пел в монашеском хоре. Голос у него был изумительный, самый лучший в хоре, и народ всегда наслаждался его пением. И вот однажды в обитель приехал профессор консерватории и, услышав, как поет этот послушник, стал уговаривать его бросить монастырь и идти в консерваторию. Приехал и во второй раз, и в третий, всячески соблазнял его: тебя будут засыпать цветами, на руках носить… И соблазнил: послушник оставил монастырь. Прошло несколько лет, и вот однажды духовник обители проходил по двору и у ворот увидел нищего с перевязанным носом; он протягивал руку. Духовник дал ему монету хотел идти дальше, но нищий остановил его: «Батюшка, вы меня не узнаете? Я ведь тот певчий, помните пел здесь…» --- «Помню, помню… Да что же это с тобой?» -- «Ох батюшка, страшная беда приключилась…» И он рассказал, как ушел в мир, пел и слава была у него: цветами засыпали, на руках носили, -- а потом сошелся с нечистыми людьми, заразился дурной болезнью: выело горло и нос. «И никому я не стал нужен, выбросили, как собаку…» -- «Да, -- сказал духовник, -- Господь ревнив. Он дал тебе дар, чтобы ты служил Ему, прославлял Его, а ты Ему изменил, захотел славы себе, а не Богу. Покайся!»

Идти за Христом надо так: все оставить, ничего не бояться, ничего не жалеть; так ап. Петр бросил свои сети, так бедная вдова отдала последние две лепты; и все праведные люди, распявшие себя миру, не имели никакого богатство, кроме одного неизмеримого богатства – благодати Духа Святого. Земные блага, как крючками, цепко держат нас, притягивают к земли и не пускают к Богу; когда же мы на первое место поставим спасение своей души, тогда и все остальное приложится нам.

Главное здесь – это наше произволение, наша решимость идти за Христом; видя это, Господь Сам посылает нам благодать, а когда человек познает, что такое благодать Христова, он забывает о всех житейских заботах, всю суетную жизнь этого мира, забывает все земное, временное, чтобы наследовать жизнь вечную. Спасение совершается тогда, когда наша свободная воля встречается с волей Божией. Воля Божия такова, чтоб каждый человек спасся, а то, что мы делаем против воли Божией, обязательно ведет к погибели. Поэтому мы должны полностью, без остатка предать себя воле Божией и во всех случаях жизни, всегда и всюду повторять себе: «Господи, да будет Твоя святая воля, не как я хочу, а как Ты, ибо я прах и пепел».

 

О МОЛИТВЕ

Господь сказал: «Без М<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: