Цель :раскрыть процесс возникновения и распространения ислама, охарактеризовать основы мусульманского вероучения




ГЛАВА 3. ЗАПАД И ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА

ПЗ №…. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА. ОСНОВЫМУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Цель:раскрыть процесс возникновения и распространения ислама, охарактеризовать основы мусульманского вероучения

Развивать умения анализировать материал на основе различных информационных источников(текст, карта), систематизировать в различных формах (конспект, таблица)

Время проведения: 60 мин..

Оборудование и материалы: задания для практической работы, тетради.

Артемов, В. В., Лубченков, Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков — М., Академия, 2011., 1 часть, § 9

Внимательно изучите § 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания и дополнительную информацию, конспект запишите в тетрадь в соответствии с образцом (информация написанная курсивом, не записывается). Найдите объекты на карте  
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. В чем состояла привле­кательность учении Мухаммеда. для арабов и других народов? Родина арабов - ……… полуостров. Кочевые племена –……… Почитали храм ……… в …………. Племена ……….. друг с другом, Мухаммеду(ок. 570 — 632) удалось ………… под знаменем …………… Объединив своих ………., Мухаммед по­вел борьбу с …….. 631 г. Признание власти ……… и его учения всеми …………..  
   
Запишите информацию
ИСЛАМ«покорность», мусульманство.
Священные тексты
Коран (араб. "чтение вслух, наизусть")- запись проповедей Мухаммеда в форме "пророческих откровений". Сунна («Священное Предание»)- рассказы о суждениях и поступках Мухаммеда. Шариат -мусульманское право
Основы и особенности вероучения
ДОГМАТЫ ВЕРА -В АЛЛАХА. Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. Бог един. Вера в ангелов демонов. - ВЕРА В СВЯТОСТЬ КОРАНА. -В ПРОРОКОВ.«Нет Бога кро­ме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха». - В БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, - В СТРАШНЫЙ СУД - РАЙ И АД, -В БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДО­ПРЕДЕЛЕНИЕ. КУЛЬТОВЫЕ ОБРЯДЫ: 1.ПРОИЗНЕСЕНИЕ ВСЛУХ СИМВОЛА ВЕРЫ«Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». 2.ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЯТИКРАТНЫЙ НАМАЗ (МОЛИТВА). - на заре, - полуденная, -до заката, — при закате - в начале ночи. 3. СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА (перс. ура-за) В МЕСЯЦ РАМАЗАН. 4.ЗАКЯТ -УПЛАТА НАЛОГА 5.ХАДЖ -ПАЛОМНИЧЕСТВО в Мекку. посещение храма Ка­абы, к гробнице Мухаммеда в Медине, и др. мест КУЛЬТОВЫЕ ОБРЯДЫ КУЛЬТ КААБЫ, ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТЫМ МЕСТАМ — МАЗАРАМ (древние сооружения, могильные холмы, места за­хоронения святых, кладбища, деревья, камни) ПРАЗДНИКИ. ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
Форма организации
центр - мечеть. религиозная община во главе симамом(впереди стоящий) и муллой
Основные символы
звезда и полумесяц.
Святые места
Мекка, Медина
 
2.РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА. Как происходило распространение ислама? После смерти пророка ………….. - ………— заме­стителей …………, или посланников ………... ………….. сосре­доточили …….. и ……………. власть. Первые …………… продолжили наступление на ……………... К этому толкали: рост ……. племен, жажда ………. Основная сила- ………….. 3.АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. Найдите на карте завоеванные территории. Назовите причины арабских завоеваний?
4.АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. Охарактеризуйте Арабский халифат как государство. Почему оно распалось? 661 -750 гг.- правление ……… - столи­ца - ……. - пять наместничеств во главе ………. Стали исламскими: Египет,….., ….-, арабский язык. Иран, ……….., С-Зап. ……, местные языки. Немусульмане были ……, освобождались те, кто ………. Единство мусульман было непрочным: а) Ислам распался ………: ……… (Сторонников ……. — ……. Мухаммеда). Полагали, что ………………. …… (сторон­ников …., они считали ………). Предлагали опираться ……….. б) восстания В 750-1258 гг. г. правление …….. — потомков дяди …... -Столица - ……… РАСПАД ХАЛИФАТА. Найдите на карте территории С начала IX в. - период распада. В 1055 г. Багдад взят ….., В 1258 г. Багдад взяли …..  
6.Арабская культура. В каких областях культуры арабы оставили наиболее суще­ственный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры. Арабский язык - язык …….. и ……… Дворцы и мечети (…………..). Дамасские ………. и ………. Сталь Школы, библиотеки, университеты Слова «……», «……….», «……..», и др. Карты. Описания зе­мель и народов. Медицина - ………школы. …….., …….-«Канон ……..», Ибн ………(………) Математика- ………... Поэзия, арабские …….. «………………». Почему Арабский халифат опережал по уровню культуры мно­гие современные ему страны? Свое мнение аргументируйте.  
§ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Проповедь Мухаммеда . Расскажите об учении Мухаммеда. В чем состояла его привле­кательность для арабов и других народов? В чем состоят сход­ства и различия между исламом и христианством? Ответ офор­мите в виде таблицы. Назовите причины арабских завоеваний? Как происходило распространение ислама? Родиной арабов является Ара­вийский полуостров. Кочевые племена арабов — бедуины— занимались скотоводством. Важную роль в жизни арабов играла торговля. Все арабы, еще до возникновения ислама, почитали храм Кааба в городе Мекка. По преданию, вокруг него стояли идолы, которым поклонялись древние племена. В стену храма был вделан черный камень, «упавший с неба».
Священная Кааба, согласно легенде была воздвигнута Ибрахимом (Авраамом) и Исмаилом; к тому времени в Каабе содержались многочисленные статуи племенных богов. Кааба называется так за свою форму (по-арабски «каъаба» - игральная кость, куб, происхождение русского слова куб арабское), покрыта огромной узорчатой занавесью. Кааба стоит посреди огромной площади, в дни паломничества плотно заполненной молящимися. В восточный угол Каабы вмонтированы чёрные куски лавы или базальта метеоритного происхождения. Они скреплены каменным барьером и серебряным обручем на высоте полутора метров, так, чтобы к нему можно было наклониться и коснуться его губами или если это не удается – хотя бы коснуться его. Видимая поверхность камня - примерно, 16.5 на 20 см. "Черный камень Каабы" (Аль-хаджар-уль-асвад), - главный предмет поклонения в Каабе, символ могущества Аллаха, посланный Им на землю людям. Согласно существующему преданию, камень послал Ибрагиму (аналог - Авраам из Библии) с неба архангел Джебраил (аналог - библейский Гавриил). Посланный камень сверкал такой яркой белизной, что его было видно за четыре дня пути до Каабы. Но постепенно от грехов человеческих он темнел и темнел, пока не стал почти совсем черным; когда же произойдет Страшный Суд, чёрный камень вновь побелеет. И сегодня этой святыне поклоняются миллионы людей. Правда, отношение разных религий Востока к камню различается достаточно сильно. Скажем, вахаббиты, когда-то, выбросили камень, предварительно разбив, но верующие вернули его на священное место, соединив серебряными скрепами.

 

 


Арабские племена часто воевали друг с другом, однако че­ловеку по имени Мухаммед (ок. 570 — 632) удалось объеди­нить арабов под знаменем веры в единого Бога.

Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии — ислама.

Мухаммед, живший в Мекке, проповедовал веру в Алла­ха и призывал выполнять богоугодные дела — например, вы­купать рабов на волю, помогать бедным, сиротам и вдовам. В 622 г. он вынужден был бежать в соседний город Ясриб (позже — Медина).

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед по­вел борьбу с Меккой, которая в 631 г. закончилась заключе­нием мира.

Мекканцы признали власть Мухаммеда и приня­ли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения ислама по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

В переводе с арабского ислам означает «покорность», «пре­данность воле Аллаха». Другое название этой религии — мусульманство.

(„мусульманин“ — „человек, предавшийся Аллаху».)

Учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Му­хаммед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать намаз (молитву), соблюдать пост в течение меся­ца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать па­ломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Ко­ран — священная книга мусульман — был одновременно и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сун­ну — сборник изречений пророка и рассказов о нем.

 

Арабские завоевания. После смерти пророка Мухаммеда арабы стали выбирать правителей из числа его сподвижни­ков и родственников. Они получали титул халифов — заме­стителей пророка, или посланников Аллаха. Халифы сосре­доточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседние земли. К этому арабов толкал также рост численности племен, ко­торые уже не могли прокормиться на Аравийском полуостро­ве, жажда добычи. Основной силой завоевателей была вели­колепная кавалерия. В 633 г. начался поход на Иран. К 651 г. арабы овладели всем Ираном. В 636 — 642 гг. были завоеваны восточные про­винции Византии — Сирия, Палестина и Верхняя Месопота­мия. К концу VII в. пали ее владения в Северной Африке. Не раз арабы осаждали и сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. Через Гибралтар­ский пролив арабские завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 711 — 718 гг. они уничтожили Вестготское ко­ролевство. Вся Испания,за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.
Арабский халифат. Кратко охарактеризуйте Арабский халифат как государство. Почему оно распалось? После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной территорией захватил род Омейядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столи­цу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория ха­лифата была разделена на пять наместничеств во главе с эми­рами. Заселяя завоеванные земли, арабы смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Арабы не закрывали христианские и иные храмы, не препятствовали жителям исполнять в них религи­озные обряды, однако все немусульмане были обложены не­подъемными налогами, от которых освобождались только те, кто переходил в ислам. Поэтому через несколько веков не­когда христианские страны — такие как Египет, Сирия, Па­лестина — стали исламскими, а их жители начали говорить по-арабски. В ислам было обращено население Ирана, Сред­ней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Ислам распространился и на другие, не вхо­дящие в халифат земли. И все же единство мусульман было непрочным. Привержен­цы четвертого халифа Али ибн Али Талиба — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда — считали Омейядов измен­никами общему делу во имя Аллаха. Ислам распался на два течения. Сторонников Али стали называть шиитами, а сторон­ников Омейядов и других халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Одним из основных различий между шиитами и сун­нитами следует считать отношение к власти. Шииты полагали, что халифы как заместители пророка не мо­гут избираться людьми, а сунниты в выборе халифа предлагали опираться на мнение «всей общины». Суннитов было больше, чем шиитов, но в некоторых обла­стях (например, в Иране и Ираке) шииты преобладали. В раз­ных концах халифата происходили восстания как против арабской власти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были свергнуты и почти все истреблены. В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — потомков дяди Мухаммеда. Столица была перенесена в город Багдад на Тигре. При новой династии завоевания поч­ти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов за­хватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.   Распад халифата. С начала IX в. Арабский халифат всту­пил в период распада. Слишком велика была его территория, слишком разные там жили народы, с разным уровнем разви­тия. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провин­ций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский хали­фат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия. В 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришед­шими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Вос­ток. Халиф при сельджуках был только духовным главой мусульман, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа. До 1517 г. халифы жили в Ка­ире. После завоевания Египта турками-османами титул ха­лифа принял на себя турецкий султан.  
Араб­ская культу­ра. Ара­бы ус­во­или и раз­ви­ли мно­гие зна­ния и тра­диции по­корен­ных ими на­родов. Араб­ский язык стал язы­ком ли­тера­туры и на­уки. При Омейядах Да­маск был ук­ра­шен рос­кошны­ми двор­ца­ми и ме­четя­ми, на­ибо­лее из­вес­тной из ко­торых ста­ла ме­четь ха­лифа Ва­лида (ме­четь Омейядов), пе­рес­тро­ен­ная из со­бора Св. И­оан­на. Ми­ровую из­вес­тность по­лучи­ли да­мас­ские юве­лир­ные из­де­лия и тка­ни. Но бо­лее все­го Да­маск прос­ла­вил­ся сталью, из ко­торой из­го­тов­ля­лось со­вер­шенное ору­жие. При дво­ре ха­лифов со­бира­лись уче­ные со всех кон­цов све­та. Бы­ли ос­но­ваны шко­лы, об­ширные биб­ли­оте­ки. Только в Ис­па­нии ара­бы ос­но­вали 14 уни­вер­си­тетов, мно­жес­тво школ, 5 биб­ли­отек. В арабской библиотеке. Миниатюра Бла­года­ря ара­бам в ев­ро­пейских язы­ках по­яви­лись та­кие сло­ва, как «ал­гебра», «ал­ко­голь», «ази­мут», «зе­нит» и др. В по­ходах во­ена­чальни­ки бы­ли обя­заны сос­тавлять под­робные кар­ты по­корен­ных ими зе­мель. Опи­сания раз­личных зе­мель и на­родов ос­та­вили и мно­гие араб­ские уче­ные-пу­тешес­твен­ни­ки. На­ибольших ус­пе­хов ара­бы дос­тигли в ме­дици­не. В Баг­да­де, Бу­харе, Алек­сан­дрии, Кор­до­ве в VIII—IX вв. бы­ли ос­но­ваны ме­дицин­ские шко­лы. К чис­лу на­ибо­лее зна­мени­тых ме­диков при­над­ле­жат Аха­рун, опи­сав­ший ос­пу, Ави­цен­на, из­давший «Ка­нон вра­чеб­ной на­уки» — этот труд на про­тяже­нии сто­летий яв­лялся глав­ным ру­ководс­твом для араб­ских и ев­ро­пейских вра­чей. Мно­го тру­дов по ме­дици­не на­писал Ибн Рушд, или, в ла­тин­ском ва­ри­ан­те, Авер­ро­эс. В ма­тема­тике ара­бы вве­ли упот­ребле­ние араб­ских цифр. С древ­нейших вре­мен у ара­бов проц­ве­тала по­эзия. Они вос­пе­вали лю­бов­ные прик­лю­чения, во­ен­ные под­ви­ги. Все­мир­ную из­вес­тность по­лучи­ли араб­ские сказ­ки «Ты­сяча и од­на ночь ».
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ 1. Расскажите об учении Мухаммеда. В чем состояла его привле­кательность для арабов и других народов? В чем состоят сход­ства и различия между исламом и христианством? 2. Назовите причины арабских завоеваний? 3. Как происходило распространение ислама? 4. Кратко охарактеризуйте Арабский халифат как государство. Почему оно распалось? 5. В каких областях культуры арабы оставили наиболее суще­ственный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры. 6. Почему Арабский халифат опережал по уровню культуры мно­гие современные ему страны? Свое мнение аргументируйте.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: