Цель :раскрыть процесс возникновения и распространения ислама, охарактеризовать основы мусульманского вероучения




ГЛАВА 3. ЗАПАД И ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА

ПЗ №…. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА. ОСНОВЫМУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Цель:раскрыть процесс возникновения и распространения ислама, охарактеризовать основы мусульманского вероучения

Развивать умения анализировать материал на основе различных информационных источников(текст, карта), систематизировать в различных формах (конспект, таблица)

Время проведения: 60 мин..

Оборудование и материалы: задания для практической работы, тетради.

Артемов, В. В., Лубченков, Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков — М., Академия, 2011., 1 часть, § 9

Внимательно изучите § 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания и дополнительную информацию, конспект запишите в тетрадь в соответствии с образцом (информация написанная курсивом, не записывается). Найдите объекты на карте  
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. В чем состояла привле­кательность учении Мухаммеда. для арабов и других народов? Родина арабов - ……… полуостров. Кочевые племена –……… Почитали храм ……… в …………. Племена ……….. друг с другом, Мухаммеду(ок. 570 — 632) удалось ………… под знаменем …………… Объединив своих ………., Мухаммед по­вел борьбу с …….. 631 г. Признание власти ……… и его учения всеми …………..  
   
Запишите информацию
ИСЛАМ«покорность», мусульманство.
Священные тексты
Коран (араб. "чтение вслух, наизусть")- запись проповедей Мухаммеда в форме "пророческих откровений". Сунна («Священное Предание»)- рассказы о суждениях и поступках Мухаммеда. Шариат -мусульманское право
Основы и особенности вероучения
ДОГМАТЫ ВЕРА -В АЛЛАХА. Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. Бог един. Вера в ангелов демонов. - ВЕРА В СВЯТОСТЬ КОРАНА. -В ПРОРОКОВ.«Нет Бога кро­ме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха». - В БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, - В СТРАШНЫЙ СУД - РАЙ И АД, -В БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДО­ПРЕДЕЛЕНИЕ. КУЛЬТОВЫЕ ОБРЯДЫ: 1.ПРОИЗНЕСЕНИЕ ВСЛУХ СИМВОЛА ВЕРЫ«Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». 2.ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЯТИКРАТНЫЙ НАМАЗ (МОЛИТВА). - на заре, - полуденная, -до заката, — при закате - в начале ночи. 3. СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА (перс. ура-за) В МЕСЯЦ РАМАЗАН. 4.ЗАКЯТ -УПЛАТА НАЛОГА 5.ХАДЖ -ПАЛОМНИЧЕСТВО в Мекку. посещение храма Ка­абы, к гробнице Мухаммеда в Медине, и др. мест КУЛЬТОВЫЕ ОБРЯДЫ КУЛЬТ КААБЫ, ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТЫМ МЕСТАМ — МАЗАРАМ (древние сооружения, могильные холмы, места за­хоронения святых, кладбища, деревья, камни) ПРАЗДНИКИ. ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
Форма организации
центр - мечеть. религиозная община во главе симамом(впереди стоящий) и муллой
Основные символы
звезда и полумесяц.
Святые места
Мекка, Медина
 
2.РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА. Как происходило распространение ислама? После смерти пророка ………….. - ………— заме­стителей …………, или посланников ………... ………….. сосре­доточили …….. и ……………. власть. Первые …………… продолжили наступление на ……………... К этому толкали: рост ……. племен, жажда ………. Основная сила- ………….. 3.АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. Найдите на карте завоеванные территории. Назовите причины арабских завоеваний?
4.АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. Охарактеризуйте Арабский халифат как государство. Почему оно распалось? 661 -750 гг.- правление ……… - столи­ца - ……. - пять наместничеств во главе ………. Стали исламскими: Египет,….., ….-, арабский язык. Иран, ……….., С-Зап. ……, местные языки. Немусульмане были ……, освобождались те, кто ………. Единство мусульман было непрочным: а) Ислам распался ………: ……… (Сторонников ……. — ……. Мухаммеда). Полагали, что ………………. …… (сторон­ников …., они считали ………). Предлагали опираться ……….. б) восстания В 750-1258 гг. г. правление …….. — потомков дяди …... -Столица - ……… РАСПАД ХАЛИФАТА. Найдите на карте территории С начала IX в. - период распада. В 1055 г. Багдад взят ….., В 1258 г. Багдад взяли …..  
6.Арабская культура. В каких областях культуры арабы оставили наиболее суще­ственный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры. Арабский язык - язык …….. и ……… Дворцы и мечети (…………..). Дамасские ………. и ………. Сталь Школы, библиотеки, университеты Слова «……», «……….», «……..», и др. Карты. Описания зе­мель и народов. Медицина - ………школы. …….., …….-«Канон ……..», Ибн ………(………) Математика- ………... Поэзия, арабские …….. «………………». Почему Арабский халифат опережал по уровню культуры мно­гие современные ему страны? Свое мнение аргументируйте.  
§ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Проповедь Мухаммеда . Расскажите об учении Мухаммеда. В чем состояла его привле­кательность для арабов и других народов? В чем состоят сход­ства и различия между исламом и христианством? Ответ офор­мите в виде таблицы. Назовите причины арабских завоеваний? Как происходило распространение ислама? Родиной арабов является Ара­вийский полуостров. Кочевые племена арабов — бедуины— занимались скотоводством. Важную роль в жизни арабов играла торговля. Все арабы, еще до возникновения ислама, почитали храм Кааба в городе Мекка. По преданию, вокруг него стояли идолы, которым поклонялись древние племена. В стену храма был вделан черный камень, «упавший с неба».
Священная Кааба, согласно легенде была воздвигнута Ибрахимом (Авраамом) и Исмаилом; к тому времени в Каабе содержались многочисленные статуи племенных богов. Кааба называется так за свою форму (по-арабски «каъаба» - игральная кость, куб, происхождение русского слова куб арабское), покрыта огромной узорчатой занавесью. Кааба стоит посреди огромной площади, в дни паломничества плотно заполненной молящимися. В восточный угол Каабы вмонтированы чёрные куски лавы или базальта метеоритного происхождения. Они скреплены каменным барьером и серебряным обручем на высоте полутора метров, так, чтобы к нему можно было наклониться и коснуться его губами или если это не удается – хотя бы коснуться его. Видимая поверхность камня - примерно, 16.5 на 20 см. "Черный камень Каабы" (Аль-хаджар-уль-асвад), - главный предмет поклонения в Каабе, символ могущества Аллаха, посланный Им на землю людям. Согласно существующему преданию, камень послал Ибрагиму (аналог - Авраам из Библии) с неба архангел Джебраил (аналог - библейский Гавриил). Посланный камень сверкал такой яркой белизной, что его было видно за четыре дня пути до Каабы. Но постепенно от грехов человеческих он темнел и темнел, пока не стал почти совсем черным; когда же произойдет Страшный Суд, чёрный камень вновь побелеет. И сегодня этой святыне поклоняются миллионы людей. Правда, отношение разных религий Востока к камню различается достаточно сильно. Скажем, вахаббиты, когда-то, выбросили камень, предварительно разбив, но верующие вернули его на священное место, соединив серебряными скрепами.

 

 


Арабские племена часто воевали друг с другом, однако че­ловеку по имени Мухаммед (ок. 570 — 632) удалось объеди­нить арабов под знаменем веры в единого Бога.

Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии — ислама.

Мухаммед, живший в Мекке, проповедовал веру в Алла­ха и призывал выполнять богоугодные дела — например, вы­купать рабов на волю, помогать бедным, сиротам и вдовам. В 622 г. он вынужден был бежать в соседний город Ясриб (позже — Медина).

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед по­вел борьбу с Меккой, которая в 631 г. закончилась заключе­нием мира.

Мекканцы признали власть Мухаммеда и приня­ли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения ислама по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

В переводе с арабского ислам означает «покорность», «пре­данность воле Аллаха». Другое название этой религии — мусульманство.

(„мусульманин“ — „человек, предавшийся Аллаху».)

Учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Му­хаммед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать намаз (молитву), соблюдать пост в течение меся­ца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать па­ломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Ко­ран — священная книга мусульман — был одновременно и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сун­ну — сборник изречений пророка и рассказов о нем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: