Особенности изучения и формирования общественного сознания




Начнём с весьма показательных примеров.

Реакция определенных кругов Запада на известные выводы о вероятных последствиях широкомасштабной ядерной войны против США была принципиально в иной, нежели военнополитическая, плоскости. Вследствие угрозы обоюдного уничтожения, главным инструментом достижения прежней цели – обеспечения господства – были признаны средства и методы изменения индивидуального и общественного сознания применительно к противостоящей супердержаве. И, видимо, следует признать, что смена приоритетов от открытого силового давления к манипуляции сознанием, от «ядерной дубинки» к технологиям интеллектуального (не военного) обеспечения господства в определенной мере оправдала себя. Данный пример показывает, что принципиально возможны ситуации, когда целенаправленно сформированное общественное сознание явно или опосредованно будет способствовать вытеснению ядерной техносферы из общественной жизни. В том числе и глобально. В том числе и из соображений конкуренции. Вот «цена вопроса» информационной и интеллектуально-гуманитарной контрдеятельности. Не лишне вспомнить «властелинов мира» по А. Беляеву и Стругацким. Вновь нужны толковые «киношники», публицисты, писатели.

В 1999-2003г.г. фонд «Общественное мнение» провел тестирование понятий «ядерное сдерживание», «ядерное оружие», «импорт отработавшего ядерного топлива» и анализ реакции населения России на эти важные составные части жизни общества. Ответы россиян на вопрос «Как Вы понимаете выражение «ядерное сдерживание», что оно означает?» позволили экспертам фонда сделать вывод: большинству опрошенных смысл этого словосочетания непонятен. Ответили на вопрос около 40% респондентов, лишь 15% от всех опрошенных адекватно трактуют обсуждавшееся выражение. Налицо отчуждение явления, которое определяет глобально само бытие общества, от общественного сознания. Хотя около 80% опрошенных считают, что ядерное оружие необходимо России. С другой стороны, около 90% респондентов имеют свою точку зрения по проблеме импорта отработавшего ядерного топлива. То есть эта важная, но все же более локальная проблема нашла большее отражение в сознании россиян. По аналогии с нравственным и экологическим императивами в сценариях развития человечества уместно, думаю, начать разрабатывать концепцию информационного императива относительно ядерной техносферы.

Исходя из социальной роли ядерных технологий и проблемы их социоприродной безопасности, формирование общественного сознания должно быть комплексным – с соразмерными объемами политической, экономической, экологической, правовой и другой общественно важной информации. Это расширение и конкретизация принципов всеединства и всеобщей взаимосвязи, которые присущи, например, русскому космизму, философии Ф.М. Достоевского и современному экологическому мировоззрению. Необходимо показывать и уже существующие, и будущие достоинства и недостатки, опоры и угрозы. О новом мироощущении, о ложных границах познания и техники применительно к ядерной энергии говорил К. Ясперс.

Формирование общественного мнения по глобальным проблемам, к коим относится и большинство проблем ядерной техносферы, сопряжено с рядом трудностей. Люди предпочитают вникать в краткосрочные и касающиеся каждого напрямую проблемы. Общественное сознание неизбежно отстаёт от реальности. Способность человека воспринимать новую информацию вообще ограничена, а если он существует в тяжелых социальных условиях, его вряд ли значимо и надолго взволнует перспектива уничтожения всего живого в ядерной войне или вопросы радиоэкологии. В этом смысле показательно изменение общественного мнения на рубеже 1991-1992 г.г. К 1991г. благодаря общественным движениям в стране возникла ситуация, грозившая не только парализовать деятельность отдельных предприятий, но и привести к полному сворачиванию ядерной энергетики. С началом экономических реформ в 1992г. и резким обострением общего кризиса антиядерные настроения пошли на убыль. Как пишет М.А. Мунтян, и в мировом социуме людей при выживании в постоянно усложняющемся бытие уже не очень тревожит перспектива возникновения ядерной войны.

Еще М. Хайдеггер отмечал особенность нового мира техники. Его достижения самым быстрым образом становятся всем поверхностно известны и первоначально привлекают всеобщий интерес. Все могут что-то по этому поводу прочитать или услышать. Но одно дело услышать или прочитать, то есть просто узнать что-то, другое дело - осознать, то есть осмыслить то, что мы услышали или прочитали. Сущность человека, по М. Хайдеггеру, заключается в способности размышлять. Дело в том, напоминает нам этот философ, чтобы спасти эту сущность человека, чтобы поддерживать размышление.

Информацию необходимо доводить до широкой публики настойчиво в доступной и привычной для неё форме. В то же время она должна быть весомым аргументом для людей, принимающих решения. Со всеми этими особенностями в полной мере столкнулись, например, члены Римского клуба, пытаясь «воззвать к людям планеты».

Предпочтительно увязывать естественнонаучные, технические, биосферные и социальные вопросы. Не должно быть категорического противопоставления гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, в познавательной деятельности должен доминировать синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания. Нельзя отдавать право на ознакомление людей с информацией «в одни руки», особенно, как подчеркивает Э.Г. Кочетов, «в руки» отраслевой науки. Вместе с тем, как считает С.К. Шардыко, налицо глобальное непонимание, например, «зеленых» и Минатома. Это находит отражение, в частности, в Интернете. Целесообразно использовать опыт более поздних крупных международных проектов. Проект «геном человека», например, создает чрезвычайно важный прецедент для развития науки и ее сотрудничества с общественностью.

Формирование общественного сознания применительно к ядерной техносфере, имея в виду, что создаваемая сейчас, эта отрасль будет напоминать о себе человечеству десятки и сотни тысяч (!) лет, несомненно актуально, обладает принципиальной новизной и имеет серьёзные методологические особенности. Более того, как считает М.Т. Ойзерман с соавторами, обеспечение безопасности этой сферы невозможно сейчас, а станет возможным лишь тогда, когда по Н.А. Бердяеву человеческий род трансформируется в человечество. Необходимость соответствия ядерного феномена определенному высокому уровню развития человека и общества отмечал еще В.И. Вернадский. К. Ясперс, переживший наяву ужасы нацистской Германии, заглянувший в бездну того, «что может совершить человек» сознательно или под принуждением, бывший непосредственным свидетелем условий и мотивации развертывания именно Германией в годы мировой войны «за жизненное пространство для избранной расы» первых в истории ядерных программ, говорил в контексте опасности ядерного уничтожения жизни о содействии «самовоспитанию человечества». По К. Ясперсу «предотвратить эту опасность можно только в том случае, если она будет осознана, если угроза будет отведена с полной осознанностью и станет нереальной. Это может произойти только в том случае, если этос людей достигнет определенного уровня».

Мы уже упоминали, что социальная мотивация работ в сфере ядерных технологий теоретически чрезвычайно высока. Но это одна сторона медали. Нужна и поддержка обществом конкретных мер по развитию этой трудоёмкой сферы. Причем поддержка эта, среди прочего, должна базироваться на нормах официальной юриспруденции и общественного правозащитного движения, о чем напоминает О.О. Миронов.

Зачастую феномен ядерного антропотехноса воспринимается людьми как что-то ускользающе-тревожное, имеющее огромное влияние на человечество, но существующее уже во многом само по себе. Дело доходит до крайности. По А. Штейнзальцу, ядерные технологии относятся зачастую к числу тех вещей, о существовании которых лучше не знать. С последним, видимо, не стоит соглашаться. Люди должны знать, что, действительно, с созданием ядерных технологий впервые на Земле появилось средство, гипотетически опасное для самого существования человеческого рода. Однако, одновременно, оно предоставляет надежду на выживание.

Вслед за философами Римского клуба и создателями концепции устойчивого развития необходимо проповедовать своеобразный принцип «обоюдных ограничений». Сдерживание развития ядерной сферы по экологическим соображениям (превалирующим сейчас в общественном сознании) должно сопровождаться в некоторых случаях уступками со стороны общества в части экологических требований, т.е. сознательным согласием людей на менее комфортные в чем-то условия жизни ради выполнения тех политико-экономических задач, которые определяют существование общества в целом.

Изучение социально-философских проблем ядерной техносферы не обязательно сопряжено с глубоким знанием ее научно-технического базиса. Х. Гастерсон, например, не будучи специалистом в вопросах ядерной физики и техники и сознательно по ряду серьезных военно-политических причин отчуждаясь от сути «техно», тем не менее достаточно успешно исследовал общественное сознание и сторонников, и противников деятельности Ливерморской национальной лаборатории США (крупнейшего центра в области разработки ядерного оружия), а также просто людей, судьба которых - соседствовать с таким комплексом. Аналогичный случай - интересные философско-публицистические статьи В.Л. Каганского о Севере, экологии, особом социальном пространстве ядерных центров России.

Чтобы не повторяться, далее позволю себе адресовать читателя к публикациям И.А. Зыковой и моим статьям «Социальная роль ядерных технологий и общественное сознание», «Социологический подход к внутрикорпоративной и общечеловеческой международной информационной деятельности в ядерной сфере Европейского Севера» и «Философские аспекты информационной деятельности при формировании общественного сознания (на примере радиоэкологии)» для более полного ознакомления с тематикой данного раздела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: