Руководитель Православного




Артемий Сильвестров

О СУЩЕСТВЕ БОЖЬЕМ

 

Частые встречи с разными людьми показывают, что одним из самых значимых и существенных вопросов, а потому и требующим самых ясных и скрупулезных разъяснений является вопрос, который чаще всего даже не возникает в сознании верующего человека. Однако сам этот вопрос лежит в основе религиозной жизни. Этот вопрос звучит так – «Кто есть Бог»? или «Что такое Бог»? Что мы подразумеваем, всякий раз произнося это слово? Сознание современного агностика терзается вопросом - почему, в конце концов, Бог не предпримет некую экстраординарную акцию и не расскажет всему мировому сообществу о том, кто Он есть? Ведь это было бы столь разумно и полезно, не так ли?

 

Однако отбросив всякую иронию, давайте попытаемся поразмыслить – что прячется за этим, казалось бы, наивным вопросом. А прячется за ним не много ни мало, а дерзновенная попытка дать определение Богу, в том же ключе, в котором мы даем определения вещам или явлениям присущим этому миру. Возможно, здесь стоит остановиться и признать, что попытка дать определение реалии метафизической пользуясь терминами, взятыми из мира физического (т. е. нашего мира) заведомо обречено на неудачу. Предчувствуя это, великий греческий философ Платон говорил, что «первоначало не имеет определений ».Святые отцы писали«Бог есть пр́остое существо ». И, действительно, сколь трудно описать некую простоту, начало всего и вся с помощью многоструктурных и громоздких понятий? Здесь уместно будет привести такую аллегорию: когда мы встречаемся с чем-то простым, элементарным, мы не знаем, как и назвать то, что попало в поле нашего зрения. Физики-ядерщики, открывая новую элементарную частицу, просто вынуждены давать ей название. Так же поступают и астрономы, придумывая наименование только что открытой звезде. Т. е. для того чтобы определить некую новую реалию необходимо дать ей имя, название и только с помощью этого имени можно передать информацию о данной частице или звезде иному лицу. Другого способа нет! Первоначала определению не подлежат! Их можно только увидеть, увидев назвать, с помощью названия передать информацию другому лицу. Но собеседник наш получит адекватное представление о первоначале – опять-таки только увидев его своими глазами! Только увидев красное и дав ему соответственное название можно говорить о нем и рассказать соседу. Но наш сосед будет иметь тождественное представление о красном – опять-таки только увидев этот цвет!

 

Выше я писал о том, что христианские мыслители (святые отцы) постоянно утверждали, что Бог есть пр́остое существо, (от слова «пр́осто» - первоначало). Более того – Бог есть Начало всех начал и Основа всех основ. Отсюда следует вывод, что описать Бога с помощью каких-либо понятий (естественно имеющих какую-то структуру возникновения, а отсюда и естественную не-простоту) – невозможно. Но при всем этом мировая история не знает таких эпох и таких народов и культур, в которых не было бы представлений о Боге. Все человечество, все племена и народы имели религию! Это элементарное ощущение потустороннего, это первичное познание Бога априорно присуще человеческой природе. Т. е. само понятие Бога возникает в результате некоего внутреннего опыта самого человека.

 

Но далее в человеческой истории (и прежде всего в истории мысли) возникают, как бы два направления в попытке разрешить вопрос - «Кто есть Бог». Первое направление можно назвать – естественным богопознанием. Суть естественного богопознания заключается в том, что на основании личного опыта познания окружающего мира, познания себя, как личности, своих переживаний и чувств, законов жизни общества и государства у человека возникает свое собственное представление о и Творце всего и вся. Но здесь необходимо подчеркнуть, что это только представление, основанное исключительно на личном опыте того или иного человека, племени или народа!

 

Второе направление можно назвать – сверхъестественным богопознанием. Здесь стоит вернуться к тому с чего мы начали: если Бог есть, то Он может открыть Себя человеку! И Бог открывает Себя, Он говорит о Себе. Казалось бы, в этой ситуации человек мог бы получить исчерпывающую информацию о существе Божества! Но не следует забывать, что человек – существо ограниченное, а следственно даже то, что он может знать о Боге всегда будет обусловлено его языковым и понятийным барьером. Приведем пример из Священного Писания: когда апостол Павел был восхищен до третьего неба, он слышал слова, которые невозможно было передать ввиду того, что в человеческой лексике, как и в человеческом опыте, нет тех понятий и реалий, которым адекватно соответствуют те небесные слова услышанные апостолом. Нам эти слова показались бы абсурдом или непонятными звуками, ибо апостол языков слышал на небе те слова, (хотя это могло быть и что-то другое), которые выражают и отражают понятия мира горнего и о которых мы не имеем никакого представления в нашем земном опыте. Тот Небесный мир есть мир пр́остого бытия,а Бог есть Пр́остое Существо и мир Его, Божественный, есть мир тех реальностей, которые просты и которые невозможно выразить с помощью понятий иного мира.

 

И тем ни менее Откровение Божие все-таки существует! Бог говорит в этом Откровении о Самом Себе, о человеке и мире на человеческом языке. Возникает вопрос – как же нам понимать это Откровение? И представляется лукавая мысль (кстати, очень популярная у агностиков), – раз о Боге невозможно ничего адекватно сказать на языке человеческих понятий, то не следует о Нем говорить вообще! Иными словами: «Даже если истина есть, то нам она не доступна, а следовательно нечего и говорить о ней». Таковая позиция ведет буквально к катастрофическим последствиям: если Бог не будет никаким образом выражен в нашем человеческом языке - мы забудем о Боге! Именно по этой причине христианская письменность (Священное Писание) претендует на то, чтобы дать представления о Боге, в конкретных понятиях, понятиях антропоморфичных. т. е. человекообразных, заимствованных из нашего мира. В Библии Бог говорит о Самом Себе, пророки говорят о Нем, указывают на Его свойства! Что это значит? Не заблуждение ли это? Не уведет ли нас эта линия грубых антропоморфизмов в дерби религиозного мрака! Но здесь следует понять очень важный аспект! Священное Писание, святоотеческие творения и догматические пособия совсем не ставят своей целью точное и адекватное описание Бога! Цель совсем иная и эта цель воистину велика: описывая Бога, т. е. давая понятие о Боге, о различных Его сторонах и свойствах, Откровение тем самым предлагает человеку ни что иное, как перспективу, следуя которой возможно приближение ко все большему познанию Творца. Конечно, ни одно из тех понятий о Боге, которые мы читаем в Священном Писании, не адекватны и не могут быть адекватными Богу, ибо все они заимствованы из земного «словаря», из земного опыта! Но Откровение необходимо по той причине, что оно и только оно открывает перспективу или третье направление познания Бога, которое немыслимо вне Божественного Откровения и вне Православной Церкви.

 

Этот третий путь можно назвать – духовной жизнью или аскетическим направлением! Что же это такое? Если мы утверждаем, что Бог есть Реальность Духовная, то, соответственно и богопознание осуществляется не словами и не определениями. Подлинное познание Бога совершается через богоуподобление, т. е. через духовное уподобление человека Богу и приобретение человеком таких свойств и качеств, которые свойственны самому Творцу Вселенной. Святое Евангелие говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф: 5; 8). Святоотеческое предание, основанное на Евангелии, так же говорит о том, что подлинное познание Бога осуществляется только на пути духовного совершенствования человека. Здесь осуществляется древний принцип «Подобное познается подобным». А мы помним, что и сам человек был задуман к созданию по образу и подобию Божьему (см. Быт. 5; 1). И в виду этого представляется нам совсем не случайным тот факт, что богоуподобление как таковое является единственно верным и надежным средством постижения Бога. Стоит ли говорить о том, что данное познание глубоко внутреннее, духовное и как следствие словами невыразимое. Но именно правильная христианская духовная жизнь дает человеку возможность понять, познать своим сердцем, своим духом – кто есть Бог!!! Именно этот духовный опыт дает насколько возможно понять человеку по-существу, что же стоит за теми не адекватными, но верными определениями Бога, которые даны в Священном Писании. Верными данные определения могут быть названы, прежде всего, потому, что они дают правильный вектор духовной жизни человека.

 

Нас спрашивают о Боге и требуют от нас определений, точных и непогрешимых. Но ведь и сама история науки говорит о том, что точные и непогрешимые определения, относящиеся к той или иной реальности, как правило, всегда ошибочны. Поэтому, будучи разумными и внимательными скажем, что дать точное и непогрешимое определение Богу, пользуясь нашей понятийной базой и земным человеческим языком – невозможно. Бог есть Дух, и познается только духом, иными словами духовной жизнью человека, которая плодами своими имеет любовь. Бог – есть любовь, и являет Себя по-настоящему любящим Бога христианам.

 

Артемий Сильвестров,

руководитель Православного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: