Лабораторное занятие № 1-2.
Тема: Предмет анатомии. Анатомическая терминология. Оси и плоскости, используемые в анатомии. Скелет и его части. Позвоночный столб. Строение позвонков всех отделов.
Цель занятия. Составить представление об анатомии человека как науке и учебной дисциплине и о порядке её изучения. Усвоить общие термины анатомической терминологии, уметь охарактеризовать оси и плоскости, принятые в анатомии. Сформировать представление о скелете, знать его части. Изучить строение позвонков всех отделов: понимать расположение в организме человека, уметь называть и показывать на препаратах их структурные образования и характерные особенности.
Оснащение занятия: скелет, комплект позвонков, крестец, позвоночный столб, таблицы, атлас.
Ход работы:
Задание №1
1. Рассмотрите позвоночный столб на скелете, обратите внимание на его отделы и изгибы. Подпишите рисунок.
Рис.1 Позвоночный столб
А. | А. вид справа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Б. | Б. вид спереди 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
2. Изучите на препаратах строение шейных позвонков (типичного, I, II, VII). Подпишите рисунки.
Рис.2 I шейный позвонок А — вид сверху; Б — вид снизу: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | |
Рис.3 II шейный позвонок А — вид спереди; Б — вид слева: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | |
Рис. 4 VI шейный позвонок вид сверху 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
3. Изучите на препаратах строение грудных позвонков. Подпишите рисунки.
Рис.5 VIII грудной позвонок А — вид справа; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | |
Б — вид сверху: 1. 3. 4. 5. 6. 7. 11. 12. |
4. Изучите на препарате строение поясничного позвонка. Подпишите рисунок.
Рис. 6 III поясничный позвонок вид сверху 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
5. Изучите строение крестца и копчика. Подпишите рисунки.
|
А — вид спереди; Б — вид сзади: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | |
Рис. 8 Копчик А — вид спереди; Б — вид сзади: 1. 2. 3. |
Задание № 2. Перечислите отделы позвоночного столба и укажите количество позвонков, составляющих каждый отдел.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 3. Запишите части типичного позвонка.
1.Тело
2.
3.
4.
5.
6.
Задание № 4. Закончите предложения:
1. Атлант – это _____________. У него отсутствует __________________________________________.
2. II шейный позвонок отличается от всех других позвонков тем, что___________________________.
3. Внутри крестца проходит_____________________________.
4. На симметричные половины тело делит_________________________ плоскость.
Занятие отработано | Дата | Преподаватель |
Лабораторное занятие № 3.
Тема: Грудная клетка.
Цель занятия. Изучить строение грудины и ребер. Уметь рассказывать их строение, называть и показывать на препаратах их анатомические образования.
Оснащение занятия: скелет, ребра, таблицы, атлас.
Ход работы:
1. Грудина.
Изучите на препаратах строение грудины. Подпишите рисунок.
Рис. 1 Грудина вид спереди | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
2. Ребра.
Изучите на препаратах строение ребер. Подпишите рисунок.
Рис. 2 Ребра вид сверху | |
А — I ребро; Б — II ребро: 1. 2. 3. 4. 5. |
2. Соединения ребер.
Зарисуйте соединения ребер с грудиной, позвонками.
Рис. 3 Суставы и связки грудины и ребер вид спереди | |
1. 2. 3. 4. 5. | |
Рис. 4 Суставы и связки грудины и ребер вид сзади | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | |
Рис. 5 Суставы и связки ребер и VIII грудного позвонка. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | |
Рис. 6 Суставы и связки грудины, ребер и позвонка | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
|
Занятие отработано | Дата | Преподаватель |
Лабораторное занятие № 4.
Тема: Мозговой и лицевой череп. Кости мозгового отдела черепа: лобная, теменная, затылочная, решётчатая и клиновидная кости.
Цель занятия. Сформировать представление о мозговом и лицевом черепе, соединениях костей мозгового черепа, уметь их показать на черепе. Знать и уметь рассказать строение лобной, теменной и затылочной, височной, решётчатой и клиновидной костей, называть и показывать присущие им анатомические образования.
Оснащение занятия: череп целый, сагиттальный и горизонтальный распилы, лобная кость, теменная кость, затылочная кость, височная, решетчатая, клиновидная кости, учебник, атлас.
Ход работы:
1. Череп.
Рассмотрите череп. Определите границу между мозговым и лицевым черепом. Найдите кости мозгового и лицевого отделов.
Рис. 1 Череп А — вид спереди; Б — вид сбоку: 1 — теменная кость; 2 — лобная кость; 3 — клиновидная кость; 4 — височная кость; 5 — слезная кость; 6 — носовая кость; 7 — скуловая кость; 8 — верхняя челюсть; 9 — нижняя челюсть; 10 — затылочная кость |
2. Лобная, теменная и затылочная кости.
Изучите на препаратах строение лобной, теменной и затылочной кости. Подпишите рисунки.
Рис. 2 Лобная кость | |
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | |
Вид изнутри. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | |
Вид снизу. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | |
Рис. 3 Теменная кость. | |
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | |
Вид изнутри | |
Рис. 3 Затылочная кость | |
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | |
Вид изнутри 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
|
3. Решетчатая и клиновидная кости.
Изучите на препаратах строение решетчатой и клиновидной кости. Подпишите рисунки.
Рис. 4 Клиновидная кость. | ||
Вид спереди. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | ||
Рис. 5 Решетчатая кость. | ||
Вид сверху. 1. 2. 3. 4. 5. 6. | ||
Вид снизу. 1. 2. 3. 4. 5. | ||
Вид сбоку. 1. 2. 3. 4. 5. | ||
4. Височная кость.
Изучите на препаратах строение височной кости. Подпишите рисунки.
Рис. 6 Височная кость | |
Вид снаружи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | |
Вид изнутри. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | |
Вид снизу. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Занятие отработано | Дата | Преподаватель |