Звучит песня «Моя Россия».




Классный час: «4 ноября - День народного единства»

Цель: Дать представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.

Задачи:

Образовательные:

1. Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.

2. Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612 года.

Развивающие:

1.Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

Воспитательные:

1.Формировать ответственность за судьбу Родины.

2. Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,ьузыкальное сопровождение.

 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Оргмомент. Проверка готовности учащихся.

II. Прослушивание гимна РОССИИ.

III. Вступительное слово учителя.

- В настоящее время в России отмечаются 7 основных государственных праздников. Среди них есть праздники, которые остались от предыдущих исторических эпох.

-Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия.

12 декабря   День Победы  
12 июня   День народного единства  
4 ноября   День независимости России  
23 февраля   Международный женский день  
9 мая   День конституции  
1 мая   Новый год  
1 января   Праздник Весны и Труда  
8 марта   День защитника Отечества  
7 января   Рождество Христово  

(Проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают баллы)

IV. Определение темы классного часа.

- Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся).

V. Постановка целей.

- Попробуйте самостоятельно определить цель нашего классного часа. (Ответы учащихся)

- Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства.

- К чему призывает нас этот праздник? (Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

- В чем состоит суть дня народного единства? ( День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу).

- Для чего нам нужно единство? ( Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности).

VI. Чтение детьми стихотворения Ф.Тютчева «Славянам»

Они кричат, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну, как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!..

Да, стенка есть - стена большая,

 

-И вас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала,

 

-Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла...

Ее не раз и штурмовали

 

-Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри...

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой:

Она не то чтоб угрожала,

Но... каждый камень в ней живой...

Так пусть же бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам,

 

-Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их

,-Не выдаст вас страна родная,

Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

V. Основная часть.

Учитель: Наша страна - самое большое государство на земном шаре. Русская земля, русские просторы всегда были предметом зависти других народов. Но русский народ всегда защищал и отстаивал свою Родину.

 

Учитель: (слайд 4, 5) 4 ноября мы празднуем День народного единства. Русские люди всегда любили свою замечательную Родину. Ради России совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Учитель: (слайд 6) Минину поручили ведать сбором добровольных пожертвований - не только с горожан, но и со всего уезда. Минин велел брать по пятой части от всего имущества. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей, обещая им "корм и казну на подмогу давати". Подумали они и о воеводе, перебрав множество имён, горожане остановили свой выбор на герое московского восстания князе Пожарском. Поначалу князь ответил отказом. Однако нижегородцы не захотели отступать и послали к Пожарскому архимандрита Печёрского монастыря Феодосия. Пожарский, которого, по его словам, "вся земля сильно приневолила" должен был дать согласие. С тех пор у ополчения стало два вождя, и в народном восприятии имена Минина и Пожарского, слились в одно нерасторжимое целое.

Учитель: (слайд 7) Поляки в то время очень часто воевали с Россией. Они просто не могли не заметить ту слабость в которой страна находилась. В 1607 на Русь из Польши двинулась армия якобы вновь спасшегося царевича Дмитрия (Л же Дмитрия II). С трудом в 1608 г. войска Шуйского разбили Болотникова, казнив его. Сложнее дело обстояло с Лжедмитрием II, кторого прозвали Тушинским вором. Он стоял во главе 30-тысячной польской армии, к тому же к нему присоединялись казаки и простые люди не признававшие Шуйского или просто желавшие нажиться грабежами. Они покорили много городов к западу от Москвы. Большинство из которых сдавались без проблем, серьёзные проблемы их нашли при штурме Троице-Сергеевой лавры. Защитники которой стояли на смерть. Василий Шуйский обратился за помощью к Шведам, они согласились за деньги помочь русским. Вероятно, это спровоцировало Польшу уже открыто напасть на Русь, т.к. Польша со Швецией были врагами тогда. В 1609 войска польского короля Сигизмунда III приступили к штурму Смоленска. И всё же русские войска во главе с талантливым полководцем Скопиным-Шуйским разбили Тушинского вора. Но в мае 1610г. этот замечательный воевода умер, вероятно его отравили бояре. Поляки постепенно побеждали русские войска, ко всему прочему Шведы перестали нам помогать и даже захватили русский город Новгород. В июне 1610 г. в результате заговора бояр Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. Москвой стали править совет бояр (Семибоярщина). Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву. Россия находилась в очень тяжелом положении.

Слайд 8

Ученик

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд.

Ученик

Едино государство,

Когда един народ.

Когда великой силой

Он движется вперёд.

Ученик

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Ученик

Во славу тех героев

Живём одной судьбой.

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Учитель: (слайд 9) Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук — один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году.Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе.

Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Учитель: (слайд 10) Дмитрий Михайлович Пожарский - князь и воевода нижегородского ополчения. Родился 21 ноября 1578 года. Стали нижегородцы думать: кого избрать им в предводители, кто бы в ратном деле был искусен и прежде не объявлялся в измене. По совету Кузьмы Минина все остановились на стольнике князе Димитрии Михайловиче Пожарском. Этот князь происходил из стародубских князей Суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к так называемым "захудалым" княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена. Сам Димитрий Пожарский не выдавался никакими особенными способностями, исполнял в военном деле второстепенные поручения, но зато в прежние времена на нём никакой неправды, не приставал он к Тушинскому Вору, не просил милостей у польского короля. В царствование Шуйского Пожарский удачно разбивал отдельные воровские шайки, а в 1610 году, будучи зарайским воеводою, упорно держался стороны Шуйского, не поддался убеждениям Ляпунова провозгласить царем Скопина и удерживал, насколько мог, свой город в повиновении существующей власти. Возмутившиеся посадские люди города Зарайска хотели убить его за то, что не поддается Калужскому Вору, и он выдержал от них осаду в каменном городе (кремль) Зарайска. Но Шуйского свергли с престола. Законного государя не стало на Руси; тогда Пожарский объявил, что станет целовать крест тому, кто на Москве будет выбран царем, и присягнул Владиславу, которого в столице тогда избрали в цари.

Слайд 11

Ученик.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Ученик.

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов - изгоев,

Обрёл свободу на века!

Ученик.

И поднималась Русь с колен

8 руках с иконой перед битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

Ученик

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

Учитель: (слайд 12) 4ноября с 2005 года отмечается как "День народного единства". Это праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанской. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская икона Божией Матери. К ней чаще всего обращаются в бедах, болезнях и тяготах. Православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери дважды в году 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).

- Как гласит предание, Казанская икона появилась после 1579 года, когда большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Случился пожар и в доме купца Дмитрия Онучина. После пожара его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными исповедниками православия. По преданию, Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Богородицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. По церковным летописям, явление иконы сопровождалось "многими чудотворениями". Митрополит передал икону наиболее почитаемому в городе священнику отцу Ермолаю, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани Богородицкий женский монастырь, в который и была помещена обретенная икона.

Учитель:(слайд 13) Установлен праздник в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие получено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из - за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!

Учитель: (слайд 14) После изгнания врагов из столицы князь Д. Пожарский, по данному им обету, на Красной площади построил церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии Казанский собор.

Учитель: (слайд 15) День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Учитель: (слайд 16) Государственные символы нашей страны имеют очень богатую историю. Мы должны испытывать гордость за свою Родину, уважение к символам. В России эти цвета почитались издавна и имели символические значения: белый -благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Гимн - это торжественная песня, прославляющая кого- либо. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди -изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

VI. Подведение итогов.

Учитель: - День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем такие слова:

Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!

VII. Рефлексия.

Учитель: - Итак, давайте же подведём итог нашей беседы. Сегодня мы должны были ответить на вопрос «Что такое 4 ноября для России?», и каждый ответит на вопрос «Что для меня 4 ноября?»

Что такое 4 Ноября?

4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Звучит песня «Моя Россия».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: