О монашестве посреди соблазнов мира




Причина распространения разврата и блуда, в среде целибата, монашествующих, монахов священников и архиереев, заключается в распространении соблазнов. Ибо монашество не может быть посреди мира, тем более современного, развращенного.

Самое первое правило монаха, которое утвердили Св.Отцы, – это удаление от соблазнов. И это является общим нравственным преданием Церкви, по данному вопросу. Пренебрежение этим, в наше время, является современным новшеством, которое идет вразрез со святоотеческим учением и преданием, в общем для всех, - о невозможности существования монашества перед лицом соблазнов.

Ибо человеку естественно по природе, в том состоянии, в котором мы находимся, стремление к противоположному полу. Как гласит народная мудрость: гони природу в дверь, она залезет в окно.

Поэтому, в правилах древних монастырей, содержались указания и запреты на все то, что может внести в монастырь соблазн. Но так как, в итоге, уже ближе к нашим временам, все эти правила были попраны всеми, то в результате этого произошла деградация монашества и уничтожение его сущности. От него остались только лишь внешние одежды и названия, которые обольщают и обманывают неопытных, начитавшихся книг о древних подвижниках, нарисовавших иллюзию в области мечтательности и думающих, что эти современные монахи, иеромонахи и епископы, находящиеся посреди мира, перед лицом соблазнов, подобны тем древним подвижникам. В результате чего, таковые попадаются в руки всяких прелестников и обманщиков, лже-старцев и лже-духовников, находящихся в бесовской прелести и самообольщении. «Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность» (свт.Игнатий Брянчанинов, «Избранные письма», Письма к монашествующим, п. 13).

В свое время, не прислушались к голосу преп.Нила Сорского, который говорил о том, что обители должны находиться вдали от соблазнов мира: «Преподобный Нил (Сорский) воспретил вход женскому полу в скит свой. В древности был воспрещен, а в Афонской горе поныне воспрещен, вход женскому полу во все вообще мужские монастыри» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «О монашестве»). Свт.Игнатий Брянчанинов, понимая гибельное действие соблазнов, говорит о том, что это «постановление, существенно нужное для желающих победить свойство естества! им необходимо полное устранение от действия на себя этого свойства; оставаясь под влиянием его, они не могут не колебаться. При настоящем упадке нравственности, польза и необходимость этой меры становится очевидною» (т.1, гл. «О монашестве»).

Впоследствии, в середине 19-го столетия, то же самое, вслед за Нилом Сорским, повторял и свт.Игнатий Брянчанинов: «По современной нравственности и направлению мира, монастырям, более, нежели когда-либо нужно стоять вдали от мира » (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «О монашестве»).

Но никто к этому не прислушался. В результате попрания таковых уставов Св.Отцов и общего нравственного предания Церкви, по данному вопросу, произошло то, что «монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством» (свт.Игнатий Брянчанинов, Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866г., «О необходимости Собора…»).

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.515).

«В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.450).

«На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.515).

Взирая на то направление по которому пошло монашество, уклонившись от уставов Св.Отцов, свт.Игнатий Брячанинов, пришел к выводу, в отношении их: «Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе… Если бы, как Вы говорите, и решились восстановить монашество, то нет орудий для восстановления, нет монахов, а актер ничего не сделает. Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления. «Спасаясь, спасай свою душу», сказали святые Отцы» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.49).

«О монашестве о. Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь. Некоторым, вопрошавшим его, советовал остеречься от вступления в монастырь. Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).

«На мой взгляд, все в монастырях и самых благоустроенных идет к упадку» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.560).

«Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.553).

Вот к чему привело попрание уставов Св.Отцов и общего нравственного предания Церкви, - о невозможности существования монашества посреди соблазнов, а особенно посреди соблазнов современного развращенного мира!

Сохранение внешней формы монашества, перед лицом современного мира, – это язва, которая содействует уничтожению христианства, по причине деградации этого монашества, посреди содомо-гоморских соблазнов.

***

Восточная церковь не приняла целибата для всего духовенства. И именно только по той причине, что духовенство должно служить посреди мира, посреди соблазнов, содействуя спасению душ человеческих. Католики, впоследствии, ввели целибат для всего своего духовенства, результатом чего явилось распространение среди католического духовенства разврата, извращенчества и блуда.

Аноним: Не согласен, что невозможно современное монашество по причине большей одержимости духом самости в последнее время, чем в прежние века. При умножении беззаконий и соблазнов приумножится и благодать, ибо не мерою даёт Бог духа и благодать всегда неизмеримо сильнее. Этому и Евангелие и апостол учит. Если невозможность мотивируется наличием женщин в мире, тогда монашество никогда бы не было возможным, а из практики знаем примеры окормления старцами монахинь, и ничего, Бог миловал. В описанном случае вижу неверие в благодать и страх перед ещё даже не пришедшими соблазнами.

Вы пишете, что исполнение обетов имеет смысл при отсутствии соблазнов. Где на земле Вы видели когда нибудь человека, не подвергающегося соблазнам, особенно монаха? Это утопия. Соблазны были, есть и будут до скончания века.

О.Серафим: В принципе, ответы, по данной теме, уже мною были даны. Но самоуверенные и самонадеянные или лицемеры никогда с ними не будут согласны. Они или не читали творения Св.Отцов, Древние Патерики, Отечник, Жития Святых, Подвижнические монашеские правила. Или, прочитавши их, отвергают святоотеческие наставления, по данной теме, утверждая свое понятие, что и является самомнением, исходящим из духа самоуверенности, которое идет вразрез с учением Св.Отцов, по данному вопросу.

Кому интересно, может взять все это и перечитать. И тогда он увидит то, о чем я говорю.

Могу тысячу раз приводить изречения Св.Отцов по данной теме, но это все равно их не убедит. Ибо причина здесь не отсутствие знаний, а дух самости и гордыни, самомнение, идущее против воли Божией.

Свт. Василий Великий: «Не мы первые, о Григорий, и не одни мы законоположили, да не живут женщины и мужчины вместе. Прочти правило, изложенное святыми отцами нашими на Никейском Соборе, явно запрещающее иметь сожительствующих в доме жен. Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь обращения с женским полом… Доколе же это творишь, тысячи оправданий, которые ты излагаешь в письме, не принесут тебе никакой пользы, но умрешь запрещенным в священнослужении и дашь Господу ответ за свое запрещение» (Правило 88, "Послание к Григорию Пресвитеру").

Как видим, свт.Василий Великий говорит всем монахам, приводя общее понятие по данному вопросу, что «Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь обращения с женским полом». Если же кто это нарушает, то «тысячи оправданий», которыми они пытаются оправдать свое положение, «не принесут» им «никакой пользы». Это относится и ко всем современным благовидным предлогам и оправданиям, которыми пытаются оправдать положение современного монашества, тем более, посреди содомо-гоморских соблазнов, современного мира.

Свт.Игнатий Брянчанинов: «Такова сила соблазна, когда пред ним встанет инок лицом к лицу. Дар исцелений не остановил от впадения в блуд; тело, умерщвленное для греха старостью, недугом и продолжительным иноческим подвигом, снова ожило, будучи подвергнуто непрестанному или частому действию соблазна. – Такова наша немощь! таково влияние на нас соблазнов!

Они низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности; и охранять себя от влияния на нас соблазнов.

Страсти в иноках голодны: они, если будут оставлены без хранения, то кидаются с неистовством на предметы похотения, подобно хищным зверям, спущенным с цепей» (т.5, гл.5 «О хранении себя от соблазнов»).

Вот здесь свт.Игнатий Брянчанинов приводит общее святоотеческое мнение по данному вопросу: «Преподобные Отцы наши, святые иноки всех времен, тщательно хранили себя от знакомства с женским полом. Вход женскому полу в древние монастыри был воспрещен. Этот святой и благодетельный обычай сохраняется и ныне во всей Афонской горе. Те из иноков, которые проводили особенно внимательную жизнь, с особенной тщательностью хранились от знакомства и общения с женщинами, что видно из жития преподобных Арсения Великаго, Сисоя Великаго, Иоанна Молчальника и других возвышеннейшей святости Отцов. Так поступали они не единственно по произволу, но по указанию необходимости, усмотренной ими, как в зеркале, в их внимательной жизни.

Некоторые иноки утверждают о себе, что они, находясь часто в обществе женщин, не чувствуют вреда. Этим инокам не должно верить: они или говорят неправду, скрывая свое душевное расстройство, или проводят жизнь самую невнимательную и нерадивую, и потому не видят своего устроения, или же диавол обкрадывает их, отнимая понимание и ощущение вреда, чтобы соделать их монашескую жизнь бесплодною и уготовать им верную погибель.

Превосходно рассуждал об этом преподобный Исидор Пелусиотский в письме к епископу Палладию: "Если худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор.15,33), по изречению Писания: то совершает это по преимуществу беседа с женщинами. Хотя бы предметом ее было и добро: но она достаточно сильна, чтоб растлить внутреннего человека скверными помыслами, и, в то время, как тело пребывает чистым, душа оскверняется. Бесед с женами сколько можно убегай, благий муж. Если по какой нужде придешь к женщинам: то имей глаза опущенными вниз, и тех, к которым пришел, поучай смотреть целомудренно. Сказав им немного слов, могущих утвердить и просветить души их, немедленно удаляйся, чтобы долгая беседа не смягчила и не расслабила твоей душевной крепости. Скажешь: хотя и часто я беседую с женщинами, однако из этого не последует для меня никакого вреда. Пусть будет и так! но я желаю, чтобы все были твердо уверены в том, что водами камни истончаются, и пробиваются каплями дождя, всегда падающими на них. Рассуди, что тверже камня? и что мягче воды, особенно же водяной капли? но всегдашним действием побеждается и естество. Если столько твердое естество преодолевается, страдает и умаляется от такой вещи, которая в сравнении с ним ничто: то как не быть побежденною и превращенною долгим обычаем воле человеческой, удобоколеблемой?"

Старец Серафим Саровский уподоблял благочестно живущего инока, хранящего целомудрие, невозженной восковой свече; частое же обращение этого инока посреди общества женщин – этой же невозженной свече, когда она будет поставлена между многими другими возженными свечами. Тогда невозженная свеча начинает таять от действия на нее теплоты, исходящей от стоящих вокруг нее возженных свеч. Сердце инока, говорил старец, непременно должно подвергнуться расслаблению, если инок позволит себе частое обращение с женским полом (наставление 9)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.5 «О хранении себя от соблазнов»).

«Сказал святой Исаак Сирский: «Не удаляющий себя от причин греха произвольно бывает против воли своей увлекаем грехом» (Слово 57. То же учение читается и в Слове 56). Правило это, относясь вообще к монашескому жительству, особенно важно для тех, которые вступили в борьбу со свойством естества, явившимся в нем по падении.

Нам полезно вовсе не видеть того плода, от вкушения которого мы отреклись. По этой причине правилами святых отцов воспрещен вход женскому полу в монастыри мужские, что и поныне соблюдается на святой Афонской горе.

В житии святого Иоанна Лествичника сказано, что он пустынножительством и устранением себя от воззрения на лица окончательно угасил в себе пламень вожделения.

Все святые отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами, и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они до конца жизни не переставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом.

Когда преподобный Сисой Великий очень состарился, тогда ученик его, авва Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к населению. На это отвечал девяностолетний старец: «Поместимся там, где нет жен». Ученик возразил: «Где ж место, в котором бы не было жен, кроме пустыни?» Старец сказал: «Помести же меня в пустыне, чадо» (Алфавитный Патерик).

Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать, и наконец, совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Братия! подобает нам удалиться от знакомства с женами, особенно близкого, от частых свидания и беседы с ними. Вознамерившиеся победить естество, поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.31 «О чистоте»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: