Урок родного языка в 9 классе 20-21.11.20




Работаем в тетради по родному языку!

Материал урока важен для подготовки к экзамену!

№ п/п Деятельность на уроке Временные затраты
  Тема урока: Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы ‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.  
1. Записать тему урока в тетради. 1 мин
2. Ход урока: 1.Прочитать внимательно теоретический материал.Определения записать в тетрадь. 2. Выполнить практическую работу. 1.Назовите отличительные черты простого предложения от сложного. 2.Какие виды союзных сложных предложений вы знаете? 3.Чем отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения? 4. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений. Теоретическая информация Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений наиболее распространёнными являются следующие: - неправильное построение самой конструкции предложения; - использование излишне громоздких конструкций.   Ошибки в построении сложных предложений 1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями. Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности. ►Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения. Ср.: Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Герда только глядела вслед другу.   2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений. Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали. ►В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо! Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.   3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения. Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).   4. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов: а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы. Например: Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. Корректная конструкция: Мать заболела, но тем не менее не осталась дома. 2. Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать лет. Корректная конструкция: Он подумал, кончена ли жизнь в тридцать лет. 3. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне. Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне; б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др. Например: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что... 2. Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения; в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого: например: Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех – следовало бы: Нельзя мириться с тем, что работы выполняются наспех; г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении: например: Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и какой преданный друг у него есть – следовало бы: Писатель понял, что Булька, бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг. 5. При использовании определительных придаточных предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова: Холодный дождик смочил поля, в котором так нуждались посевы; б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым: Кролик – зверь, который живёт в лесу; в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного предложения: Гоги – это грузинский мальчик, в детстве который был взят в плен русским спецназом; г) неправомерно опускается определяемое слово в главном предложении. например: Командир пригласил, кто спас девочку. пояснение: В данном случае придаточное предложение должно соотноситься либо с существительным, либо с местоимением: Командир пригласил человека, который спас девочку; Командир пригласил того, кто спас девочку 14 мин  
2. Выполнить практическую работу. Задание 1. Перепишите, произведите правку текста, устранив имеющиеся грамматические ошибки и речевые недочеты (выделены курсивом). 1. Представив такие сюжеты описания, появляется какое-то вдохновение и, естественно, хочется увидеть такое же чудо, этот прекрасный мир, описываемый в данном тексте. 2. Созерцая родную природу, память его запечатлела множество удивительного и прекрасного. 3. Одной из главных проблем, поставленной автором, является то, что для писателя очень важно мнение читателя о написанном произведении или простом стихотворении. 4. С автором я согласен, ведь стихотворение должно быть написано на чувствах поэта. 5. Бывает, что и не поняв смысл стихотворения, на нас находят различные эмоции, мы все равно улавливаем настроение, характерное данной поэзии. 6. Все мелочи мастерства поэта, все тонкости, они у всех поэтов разные, у каждого поэта свой взгляд на мир, свои мысли, свой жанр в поэзии. 7. Копирование людей заложено в нас еще с самого детства. В детстве мы хотим быть такими же, как наши родители или старшие товарищи. Со временем как мы взрослеем, хотим походить на идеалов и копируем за ними жесты, разговоры. 8. Учитель не только делится со своими знаниями, но и с жизненным опытом. 9. Авторская позиция всем ясна и понятна. Когда страну покидают те, на кого была возложена большая надежда на то, что они выведут страну на новый уровень, сделав величайшие открытия и изобретения в своей сфере деятельности, то всегда становится грустно на душе и обидно за соотечественников. 10. Все ученые, великие писатели, художники, никто из них не был признан в момент их жизни, зато сейчас мы пользуемся их открытиями, любуемся картинами, читаем книги. Практическую работу выслать по окончании урока. 15 мин  
3. Ответы на вопросы обучающихся. 10 мин
  Выполненное задание в виде файла формата Word или фотографии страницы тетради (четкое изображение!) Практическую работу выслать по окончании урока Высылать только страницу выполненного задания, расположенного вертикально. Почерк должен быть разборчивым. Работа должна содержать ФИ, название предмета, дату Высылать на электронную почту учителя s-v-k2020@mail.ru или в WhatsApp  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: