Быль и мифы о песне восточного соловья




Соловьи — род птиц, которых учёные-орнитологи раннее относили к семейству дроздовых (turdidae), отряда воробьиных. Но, в последнее время, по данным молекулярной генетики, соловьёв причисляют к семейству мухоловковых (muscicapidae).

Собственно, к соловьям относятся несколько видов птиц: соловей обыкновенный, западный соловей, соловей красношейка, чёрногрудая красношейка, варакушка, соловей свистун, белогорлый соловей, тугайный и синий соловьи. Есть ещё один, особый подвид западного соловья – «Хафиз», эндемик Узбекистана, которого доктор биологических наук, профессор Олег Вильевич Митропольский, по некоторым анатомическим особенностям птицы, в частности, по плечевым костям, классифицирует как отдельный вид.

Всех этих птиц часто содержат в клетках, поскольку они хорошо переносят неволю и способны радовать владельцев ярким оперением и мелодичным пением. Правда, их вокал уступает по красоте и композиционной сложности трелям настоящих соловьев, таких как восточный, западный или его подвид «Хафиз». В этой статье речь будет идти, в основном, о восточном соловье.

Восточный соловей обитает в Западной Азии, Восточной Европе и Западной Сибири до реки Енисей, за исключением северных районов этих территорий. На зимовку соловьи улетают в Африку. С зимовки соловьи возвращаются в начале – середине мая, а в более тёплых регионах могут появляться уже с середины апреля. Прилёт птиц связан с появлением насекомых и листвы на деревьях. Самки прилетают несколько позже самцов к тому моменту, когда первые уже начали своё пение. На пение они в основном и ориентируются, выбирая место для гнездования.

Длина тела восточного соловья 160–190 мм, крыла — 90 мм, вес 25 г. Окрас буровато-оливковый неяркий, хвостовое оперение с рыжеватым оттенком, передвигаются по земле прыжками. Для них характерно во время отдыха держать крылья опущенными, из-за чего соловьи выглядят несколько присевшими. Самцы внешне ничем не отличаются от самок. Соловьи моногамны. Любят влажные места, припойменные и низинные влажные дубравы, старые парки и заросшие кладбища. При наличии кустарников и высокотравья охотно гнездится также на сырых лесных опушках, обширных полянах и вырубках, но в глубину лесных массивов обычно не проникают.

Песня любого соловья не оставляет равнодушным ни одного человека. Многие люди не разбираются в тонкостях соловьиного пения, его многообразия и мастерства исполнения, а часто по незнанию величают соловьем любую хорошо поющую птицу. Например, садовую и болотную камышовку, или певчего дрозда.

Ночное пение соловья – привлечь самку, а дневное – обозначить границы своего кормового участка, сигнал для других самцов, что данный участок занят. Самец-основатель яростно защищает и изгоняет с него других самцов, а в результате песня формирует иерархическую структуру небольшой группировки поселяющихся поблизости соловьёв.

Ещё одна важная функция пения – препятствование скрещиванию разных видов птиц. Самка определяет, соответствует ли песня самца типичной песне того вида, к которому она принадлежит? В противном случае её усилия могут быть напрасными, и полевой сезон размножения будет утрачен. По частоте пения самца самка может судить о его силе, жизнеспособности, неутомимости, половой заинтересованности и потенциальной адаптивности.

В брачный период самцы поют, стараясь привлечь к себе внимание представительниц противоположного пола. Самки молчаливы, лишь иногда, в основном, по утрам обнаруживают своё присутствие коротким свистом или крыканьем, чем и привлекают внимание самцов.

Самый разгар соловьиного пения приходится на период строительства гнёзд и кладки яиц. Время это совпадает у нас с цветением ландыша и сирени. С отцветанием сирени и появлением птенцов ослабевает и соловьиная песня, а к 15 июня и вовсе умолкает.

Среди самцов иногда встречаются певцы с необыкновенно совершенным пением, с сильным и красивым голосом и с великолепным строем и последовательностью колен. Особенно ярко проявляют вокальный талант у соловьёв, поющих ночью. «Ночные» соловьи поют неторопливо, размеренно и чисто. Умеют чередовать свой репертуар, который недоступен для большинства населяющих данную местность певцов. Действительно, ночью песня воспринимается нами как-то особенно торжественно. Ночью и двигатель машины в пути звучит чище, и звук проходящего поезда громче и отчетливей. Многие люди не могут заснуть от противного звука, летающего по комнате комара. Ночью значительно понижается дневной шумовой фон, который мешает нам в дневное время полнее наслаждаться пением хорошего соловья. Песня восточного соловья занимает широкий диапазон - от 1,2 до 10 кГц. Является великой тайной и до сих пор не изучена биологическая функция и значение каждого колена.

Соловьи обучаются пению, перенимая опыт старшего поколения, чем моложе соловей, тем проще его песни. Наличие одного талантливого певца приводит к повышению общего уровня пения, обитающих в округе соловьев.

Выделяют два основных синтаксиса: линейный и комбинаторный. В первом случае, связь и очерёдность исполнения вокальных компонентов строго фиксирована. Во втором случае, после каждого компонента в разных случаях может следовать разное продолжение (Иваницкий, Марова, 2012).

Каждый восточный соловей имеет 12 - 25, иногда до 93 фиксированных типов песен чёткой конструкции. Молодёжь и взрослые сразу после прилёта или в пасмурные дни исполняют «торопливые», «свёрнутые» или скрипучие песни, где многие колена встречаются лишь в виде зародышей звуков. Частота появления разных типов в вокальном потоке периодически меняется. Это может иметь сезонный или ситуационный характер. У большинства самцов есть чёткие предпочитаемые типы песен и отдельные редкие. Многие птицы имеют уникальные типы, исполняемые редко или лишь в «тихой песне». У части самцов нет типов, которые есть у всех соседей вокруг (Симкин, 1981, 1990). У близких соседей репертуары сходны (Witchell, 1896). С возрастом песни соловья становятся строже и чётче (Симкин, 1990).

Восточные соловьи поют в основном в «ядре» своего участка, но если несколько раз проиграть на диктофоне близко к границе пение другого самца, то самец-хозяин начинает часто петь и в этом месте. Он может даже вылететь в этом месте за границу участка, расширив его площадь (Симкин, Штейнбах, 1984). У соловьёв-соседей может быть сходно до 90% типов песен и 100 % составляющих их нот. Различаются они по повторению излюбленных песен в характерном для каждого соседа порядке.

Различают разнообразие вокальных диалектов (на границах популяции южного и восточного соловьёв). Пение соловьёв, как говор или акцент в речи человека, меняется от популяции к популяции. Одно время у любителей и натуралистов славились курские соловьи, потом киевские, бердичевские….

На границах ареалов распространения восточного и западного соловьев попадаются западные соловьи, которые включают в свою песню колена восточного. Вероятно, гнездовья этих видов находились рядом, и молодые птицы могли, путём природной способности к подражанию и научению, взять некоторые дудки и россыпи у восточного соловья. Встречаются и восточные соловьи, включающие в свой песенный набор некоторые колена западного соловья. При этом многие восточные соловьи из таких поселений при пении используют заимствования (нередко целиком типы песен) из репертуара южного соловья (на порядок более обширного).

Проводились специальные исследования диалектов соловьиного пения в пределах Москвы и Московской области. Номер в каждой клетке обозначает тип песни (Иваницкий, Антипов, Марова, 2014). Рассмотрим сонограммы песен восточного соловья. Сонограмма – это наиболее информативный способ графического изображения звука. Цифра в сонограмме обозначает номер типа песни.

 

Рис.1. Типы песен, распространённых преимущественно к Югу от Москвы

Рис.2. Типы песен, распространённых преимущественно к Северу от Москвы

(Тип песен под номером 31 имеет более широкое распространение)

Рис.3. Типы песен, распространённые преимущественно к Западу от Москвы

Рис.4. Типы песен, распространённые преимущественно к Востоку от Москвы

 

По типам песен наиболее близки южный и западный участки. Что касается территорий за пределами МКАД, то наиболее обособленным является самый северный участок (к северу от Клинско-Дмитровской гряды). В изученных популяциях Москвы, Московской и Тульской области, в центре ареала восточного соловья, один репертуар чаще всего включает 9 типов песен.

В репертуаре каждого певца любого региона имеется несколько типов песен, причем в ходе исполнения они обычно чередуются, и лишь иногда две-три одинаковые песни исполняются подряд друг за другом. Важнейшее свойство типов песен — их стереотипность. Однажды заучив полюбившийся тип песен, соловей в дальнейшем, раз за разом, повторяет его в неизменном виде, подобно тому, как эстрадный певец на разных концертах без малейших вариаций повторяет одни и те же куплеты своих песен.

В настоящее время существует много работ и исследований структуры, последовательности основных звуков и колен песен восточного соловья. Наиболее популярными источниками по описаниям колен песни является рассказ И.Тургенева «О соловьях», детальный разбор Кайгородова и Симкина. Немалый вклад в данную тему внесла фонотека Б.Н.Вепринцева.

Лучших, точнее сказать, уникальных восточных соловьёв за всю свою жизнь я слышал всего лишь дважды. С первым встретился в 1971 году в селе Котлы, что в Ленинградской области. Соловей поселился на территории маленького старого кладбища, у церквушки, расположенной посреди села.

Соловей пел на высоте не более четырех метров, сидя на толстой ветке березы. Он хорошо и ясно просматривался. Пел рассудительно и неторопливо, чётко отсекал одно колено от другого. Все колена выводил чисто, без помарок, с приятным «лемешевским» тембром, который мне всегда в соловьях очень нравится. Но это дело вкуса. У каждого человека свои пристрастия к тембру, высоте тона, чистоте звука. Впечатляло большое разнообразие свистовых колен и дудок. Дроби и россыпи исполнял то с подъемом, то со снижением, затухающие. Одно колено исполнялось с двойным свистом. При живом прослушивании, двойные трелевые колена просто завораживают своей необычностью и волнующей красотой.

Вариантов песен было много, сама структура и последовательность колен почти не повторялась. Соловей как бы соединил все свои песни в единый сложный комплекс. Я забыл куда направлялся, стоял и слушал. До этого дня наблюдал и изучал пение множества восточных соловьёв в Псковской, Горьковской областях, Ставропольском крае и в парке Лесотехнической академии в Ленинграде.

В Псковской области за три весенних сезона встречал неплохих певцов, но такого волшебного исполнения еще не слышал. Время для меня остановилось. Иногда соловей перелетал в глубину кладбища, ненадолго замолкал, но вскоре возвращался на берёзу у дороги и трели разносились по округе с новой силой. Он мог даже короткое колено исполнить с изменяющейся флейтовой тональности так чисто, что возникало реальное ощущение, будто вся природа замерла и внимала вместе со мной эти, не от мира сего, мелодии. Несмотря на занятость, я каждый вечер приходил к соловью в гости, а он пел для меня свои божественные обертоны.

Второго выдающегося певца услышал в Новгородской области, в городе Пестово, спустя десять лет. В конце мая гостил у тестя, в частном секторе города. Позади деревянного дома раскинулись огороды.

Перед домом, вдоль грунтовой дороги, неширокой полосой тянулось старое, покрытое толстым слоем мха, болото, густо заросшее невысокими сосенками, ивами и вербами.

Ночью проснулся от того, что за окном пел соловей. Окно было открыто. Чтобы не беспокоили комары, в окна были плотно вставлены рамки с натянутыми сетками. Соловей начинал свою песню с чистого почина – «го-го-ту, го-го-ту» (с ударением на последний слог, протяжно так). Это колено называется «лешевой дудкой с оттолочкой». Затем дробью с подъемом как сыпанет – мурашки пробегают по коже. Далее еще одна оттолочка – нежное «тук». Словно тебя последней горошиной по темечку тюкнули, легонечко так. После оттолочки следовали дудки, дроби и россыпи. Нежные звуки песни сменялись громкими - щелкающими, радостные — грустными. Неторопливый темп и низкий, «бархатный» тембр исполнителя лишь подчёркивал неповторимую красоту и гармонию звуков, приятную для слуха, для души. Напоследок щёлкнет и тревожной хлыстовой водопойной дудкой – «у-пив, у-пив» - и тишина, сразу тёплая волна по груди и вискам прокатит, сердце на мгновенье останавливается.

По всему чувствовалось, что и сам соловей поёт с великим удовольствием, в этом легко убедиться, слушая его бесконечные импровизации. Через пару секунд певец с новой силой начинает своё удивительное представление. Я тогда насчитал разных колен не менее двадцати и сбился. Сбился оттого, что последовательность каждой новой песни не повторялась. В этом суть его таланта. Когда он так самозабвенно, забывая обо всем, с энтузиазмом поёт, в птичьем царстве он поэт, композитор, режиссер-постановщик. Одним словом – творец!

Соловей пел в основном ночью, на большом кусте сирени, загустившемся за окном. Днём из кустов нередко слышалась его тихая песня, включавшая многие красивые звуки, которых в ночном пении не встречались. Славная была птица!

Многие охотники-любители пробовали выполнить детальный анализ песни соловья. Каждому звуку или колену давали своё название по слуховым ассоциациям, пытались словами изобразить звуки, издаваемые птицей. К подобному творчеству надо иметь особый талант и постоянно совершенствоваться.

Например:

Почин: «цили», «ци-ти», «ци-фи», «тий-вить, тии-вить». Под Санкт-Петербургом почин звучит как «фьюить-фьюить».

Знаменит, так называемый, курский трескоток «чир-чит» - привлекающий внимание красивым звучанием.

Почины локализованы в диапазоне от 4 до 8 кГц. Они составляют самую высокочастотную часть соловьиного пения и слышны лишь на близком расстоянии. Это тоновые сигналы, иногда двусложные (состоят из двух нот) и разнообразные по характеру частотной модуляции. Перед одной песней могут быть использованы 8 -10 одинаковых «починов», а иногда они занимают все промежутки между песнями. В московской популяции изучены наиболее подробно и отмечены 7 типов «починов». В то же время, когда промежутки сокращаются до минимума, «почины» не используются вовсе.

Оттолочка: - Короткие промежуточные «полуслова», вставляемые птицей между строфами - «тук» или «ту».

Свист: По регионам свисты чрезвычайно разнообразны, и считаются довольно необычным приёмом, обычно следуют после почина. Граница между свистом и дудкой незаметна.

Шамов И.К. - «Дудка – это колено, тоном пониже свиста».

Смирновский или ивлев свист: «ив-ив-ив», «и-ви», «и-вли»¸ «и-выть».

Липушка: «лип-лип», «ип-ип». Смирновский свист и липушка характерны для подмосковных соловьёв.

Визговой свист: «вив-вив», «вев-вев».

Волчковый свист: сходен с криком поползня «уить-уить», одиночный волчковый «вить-вить», сильный волчковый «твить-твить», пронзительный волчковый: «тить-тить», назван так за сходство с криком поползня, которого в старину называли волчком.

Губовой свист: очень низкие двухсложные свисты непосредственно связанны с особым типом песни – подъёмным раскатом.

Запевки – серия звонких и мелодичных свистовых нот, лежащих в диапазоне 1 – 3 кГц. Представляют собой самую громкую и благозвучную часть соловьиного пения. Скорее всего, именно «запевки» во время «соловьиной охоты» назывались дудками. В центральной части преобладают трели – серии коротких (обычно широкополосных) звуков разной природы. Многие трели состоят из двух посылок (нот), разделённых очень коротким, порядка 10 мс, интервалом.

Рис.5. Типичная структура отдельной песни восточного соловья. Цифры по оси ординат — частоты (кГц), по оси абсцисс — отсчёт времени (с). Обозначения: а — «почин» (нежные, тонкие посвисты «ции-клю ции-клю»); б — «запевка» (громкое, энергичное «ципиль — ципиль - ципиль»); в — низкочастотная одиночная нота (отрывистое «тут»); г — широкополосная трель, образованная двусложными компонентами (быстрое, энергичное и довольно мелодичное «чоо-чоо-чоо-чоо-чоо»); д — низкочастотная трель, «дробь» (громкое, сухое «трррррррр»); е — заключительная трель (жужжание «вззззззззз»); ж — замыкающий компонент (очень короткое «ить»).

Первой всегда исполняется низкоамплитудная шумовая нота, за ней следует значительно более громкая тоновая нота в диапазоне 1.2—3.0 кГц. Общая продолжительность этой двусложной конструкции — около 100 мс, а разделяющих пауз — 130 мс (рис.5,г). Наряду с широкополосными звуками, занимающими весь частотный диапазон, для песни восточного соловья характерны низкочастотные трели («дроби»), локализованные в более узкой полосе от 1 до 2—3 кГц (рис.1,д). В этом же диапазоне собраны и некоторые одиночные ноты, придающие своеобразный ритмический рисунок некоторым типам песни (рис.5,в). Низкочастотные компоненты песни, обладающие относительно малой скоростью затухания и потому распространяющиеся на большое расстояние (сотни метров), обеспечивают дальнюю звуковую связь и придают соловьиному пению необычайную «дальнобойность» и специфическое звучание.

Дудки: Наиболее громкий выкрикиваемый элемент и слышится дальше всего, является важнейшим элементом песни восточного соловья. Дудки - самые сложные колена, делающие честь соловью как непревзойденному певцу, ни одна другая птица не в состоянии повторить их. До нас дошел перечень так называемых «дудок» — так любители соловьев называли колена — структурные единицы песни. Поражает их обилие — более ста наименований! Вот некоторые из них.

Лешева дудка: «го-го-го-ту», «ту- ту- ту- ту», или «огу-гу-гу-…».

Водопойная дудка: «пью-пью», задняя водопойная дудка «пив-пив», «тк-пиу», «пив-пив-пив». Хлыстовая водопойная дудка – «у-пив». Пленьканьесеребряная водопойная дудка - «плень-плень-плень». Редко можно услышать двойные передние и задние водопойные дудки. Встречаются в приграничных районах московско-владимирских и московско-ярославских популяций, реже у воронежских и курских птиц.

Трелевая дудка: «трю-трю», 2-3 раза, «три-три-три». Характерны для центральных и северных популяций.

Двойной трелевый свист – у Г.Н.Симкина, в теме: «восточный соловей», я нашел следующую запись:

«У воронежских и некоторых других птиц встречаются совершенно особые «передние» двойные трелевые дудки, которые правильнее называть трелевым или двойным трелевым свистом ».

По тональности звучания различают серебряные и светлые трелевые дудки.

Лягушачья трелевая дудка: «ква-ква-ква-ква».

Кивковая дудка: «ууу-кив».

Луговые дудки: «тюр-лип», «тю-лю-ли», «тюлип», «тюли».

Сложная кирилловая дудка: «кирилл-кирилл». «крилл-крилл», «тлил-тлил», наиболее часто встречаются у курского соловья.

Белковая дудка: «белки-белки», «блки-блки».

Филиппова дудка: «пил-пилип - пил-пилип».

Клыканье: «клы-клы-клы». У разных популяций наблюдаются различные формы «клыканья»:

Зеленый дятел: «кий-кий-кий»;

Желна: нечто среднее между «кли-кли-кли» и кри-кри-кри-кри»;

Кукушкин перелет: очень быстро «кли-кли-кли-кли-кли» или клё-клё-клё-клё». Кукушка громко и чисто исполняет эти колена и заканчивает красивым криковым восходящим росчерком. Вариантов исполнения этого колена великое множество. Особенно мне нравится длинная трель, восходящие звуки в первой половине колена плавно переходят в нисходящие, как бы по ровной дуге. «Кукушкин перелёт» - это одно из колен в песне соловья. Его придумали старые птицеловы - великие знатоки соловьинной песни.

Пульканье: «пуль-пуль-пуль…».

Гусачок: «га-га-га-га…».

Журавлик: «кру», «крри».

Пеструшка: «кру-ти….кру-ти», «ци-кру-ци-кру».

Кулик: «ти-клюй».

Голубковая дудка: похожа на воркование горлицы.

Польская дудка: «фи дет» (с ударением на первый слог), несколько раз нежно, а затем - «ту-ту».

Стукотня: «чочочочочочочови», юлиная стукотня: «фюи-юи-юи…». У опытного соловья эти колена звучат превосходно.

Дроби, «тррррррррррррр», (Россыпи): сверчковая, пучковая, тройная, неравномерная. Раскаты: У хороших курских соловьёв могут быть до 9 вариантов дробей. Формы раскатов: резвый, нежный, стуковой, хлыстовый, ленивый, медленный, сонный, подъёмный. Раскаты – это подобно стукотне система сильных, сближенных звуков, но ещё более чёткие и целостные. Служат для наиболее дальней связи.

А какие сочные названия носят колена, в том числе и уже упоминавшиеся: «Горловая дудка», «Горловая дудка шарами», «Светлая дудка», «Водопойные дудки», «Лешева дудка», «Свистовая дудка» (подобно: го-го-го… вверх) «Польская дудка», «Львиный возглас», «Кукушкин перелет». А чего стоят «Вздох натуральный графский», «Вздох светлый» и даже «Стукотня набатная театральная».

Финальная трель и замыкающие компоненты. Финал песни обычно содержит две четко обособленные части. Во-первых, это очень плотная (50—55 нот в секунду) упаковка широкополосных импульсов общей продолжительностью до 0.5 с (звучит как скрипение или трещание; рис.5,е). Самый конец маркирует короткий, но четко выраженный компонент, длящийся около 100 мс. Некоторые из таких замыкающих компонентов представляют собой одиночную тоновую, частотно модулированную ноту, другие включают две такие ноты, исполняемые одновременно в режиме бифонации - двухголосия. В общей сложности в популяции подмосковных соловьёв отмечено шесть разных типов замыкающих компонентов. Преобладают среди них относительно высокочастотные сигналы в диапазоне 5—8 кГц, но отмечен и один низкочастотный вариант (1.5—4.5 кГц).

Росчерк: Начало песни у охотников именуется «почином», а последнее колено, - «концовкой» или «росчерком» (как, например, у зяблика).

Помарки: Всякие звуки, режущие слух, чавкающие, трескучие и скрипящие колена и слова.

Мелоча: Чок. Двойной треск. Щёлканье (будто кнутом ожигает). Цыканье.

Индивидуальные репертуары московских и подмосковных соловьев по объему различаются более чем втрое: посредственные певцы исполняют 7—8 типов песен, середнячки — 12—14, выдающиеся мастера — до 20—23 разнотипных песен.

У московских соловьёв две наиболее популярные вокальные программы (рис.6). Очередность исполнения типов песен в составе каждой программы соблюдается очень строго.

 

Рис 6. Популярные типы песен московских соловьев и две стереотипные программы их исполнения (А и Б). Стрелка показывает последовательность исполнения. Цифры по оси ординат — частоты (кГц), по оси абсцисс — отсчет времени (с).

 

Соловьиная и перепелиная певчая охота давно пришла в полный упадок, остались единицы любителей-натуралистов, которые разбираются в особенностях соловьиного пения, и несколько профессиональных орнитологов. Особенно обидно, что сохранилось мало документальных записей. Отдельные литературные записи рассеяны в охотничьих журналах прошлого века. Соловьиное дело не дотянуло до того времени, когда могли быть составлены звуковые протоколы на фонографе (а может быть и были составлены, но валики не сохранились). Есть основания полагать, что такая мысль, возможно, зрела среди членов Кружка любителей певчей и другой вольной птицы, заседавших в начале века в конторе Зоологического сада. Попытка составления реестра песен восточного соловья была предпринята в 1970-е годы сотрудниками Московского университета Г.Симкиным и М.Штейнбахом. Им удалось собрать и обработать на сонографе магнитофонные записи из различных регионов европейской части страны, И все же — как звучала «дудка лешего», или «дудка водяная», или разного рода «катушки» у старосветских соловьев, маэстро прошлого века? Надо ли сравнивать теперешних певунов с курскими, польскими, графскими прародителями? Во всяком случае, считают они, возрождать соловьиное дело надо без отлова птиц, записывая их песни. Коллекции фонотек голосов животных могли бы сослужить добрую службу. Среди любителей появились энтузиасты фонографа, такие, например, как Боченков С.А..

В фонотеке голосов животных Московского университета хранится экземпляр пластинки фирмы «Пишущий Амур» с записью трелей соловья из коллекции птиц известного немецкого владельца К. Рейха. Эта пластинка поступила в продажу осенью 1910 г. и произвела сенсацию среди покупателей. Более совершенную запись песни соловья, как, впрочем, и других наших певчих птиц — варакушек, дроздов, камышовок, славок можно послушать на долгоиграющих пластинках известных советских орнитологов и биоакустиков профессора Б.Н.Вепринцева (серия "Голоса птиц в природе») и профессора А.С.Мальчевского («Птицы белых ночей»).

В среде любителей и профессионалов орнитологов не прекращаются споры о том, что буквенные обозначения отдельных колен соловьиного пения давно уже устарели и не соответствуют тому звучанию, которое они слышат в природе. Как сказал один из любителей: - что для одного колено слышится как «дюр-дюр», то для другого – «пуль-пуль», а желна звучит не «кли-кли-кли», а «тяв, тяв, тяв». Проблемы таких любителей в том, что они не разбираются в особенностях издаваемых звуков других пернатых, к примеру, разных видов и подвидов дятлов, куликов, синиц и других птиц, которые редко содержатся в клетках.

Соловей обрабатывая чужие звуки, делает их более объемным. В его обработке колено может звучать то надрывно, исступленно, отчаянно и у стороннего слушателя может возникнуть иллюзия скорбного настроения, то это же колено может исполнить игриво, весело, легко и беззаботно, способное у человека вызывать прекрасное настроение. В своём творческом процессе соловей может изменить темп, ритм или размер заимствованной песни, изменить стилевую окраску таким образом, что основа будет кардинально изменена. Однако, некий образ, отпечаток звуков копируемой птицы сохраняется, но при этом формируется уникальный вокальный почерк восточного соловья.

Я уже писал в прежних своих работах, что у каждого человека восприятие окружающего мира и звуков врожденное, индивидуальное. Одни люди видят звуки, в частности, колена соловьев, другие слышат звуки, а третьи пропускают звуковые волны в первую очередь через каналы чувств (тактильные восприятия, вкусовые, через запахи). Оценка песни любой птицы человеком осуществляется посредством первого, основного, главного канала восприятия, затем второго, а потом уже третьего. Мы все разные, у нас разные оценки одного и того же явления, в том числе и оценки звуков. Любой звук люди могут по-разному воспроизвести словами. Названия песенным коленам бывалые охотники давали по слуховым ассоциациям. Знаток соловьиного пения легко восстанавливает по ним, как музыкант по нотам, те звуки, которые хотел изобразить охотник. Терминология отрабатывалась российскими любителями соловьев полтора столетия, а может быть и более. Это был неподражаемый, увы, утраченный ныне фольклор.

О достоинствах и недостатках отдельных певцов «охотники» могли толковать без конца, тем более лексика, употребляемая для описания соловьинного пения, была чрезвычайно богатой и утончённой. Слыть знатоком в то время было чрезвычайно модно и престижно. Но не только моды и престижа ради, а по сердечной склонности к высочайшему мастерству искони и повсеместно тянулись к соловью люди.

Каждый человек может словами описать услышанные звуки по своим собственным ощущениям и ассоциациям, которые могут не совпадать с оценкой тех же звуков другого человека. Для примера приведу звучание русского «кукареку» на других языках.

На немецком - кикерики.

На французском - кококорико.

На японском - кокэ кок ко.

На английском - кокль а дудль ду.

На португальском - кокороко.

На исландском - гагалаго.

На итальянском - чикиричи.

На китайском - вово.

На филипинском - тиктиалок.

На непальском - кукурикан.

На шведском - кукелику.

Ту же «лешеву дудку», передаваемую как «го-го-го-ту», можно исполнить на тысячу разных манер, исказив реальное звучание колена до неузнаваемости.

Сейчас очень много возможностей, используя компьютерные программы, сделать анализ каждого звука, каждого колена, фразы, частоты, тона и так далее.

Чем больше частота, тем выше тон звука, и наоборот - чем меньше частота, тем ниже тон звука. Наше ухо способно реагировать на сравнительно небольшую полосу (участок) частот звуковых колебаний - примерно от 16 Гц до 20 кГц. Колебания частотой до 16 Гц, называемые инфразвуковыми, и свыше 20 кГц, называемые ультразвуковыми, мы не слышим. Нельзя путать частоту с амплитудой. Амплитуда звуковой волны - это воспринимаемая громкость звука.

Есть соловьи, пропевающие колена на высоких частотах. Они производят неблагоприятное впечатление, или как говорят – «режут уши». Такую птицу люди с хорошим слухом не могут долго слушать, а тем более ловить такую птицу. Колена со средними частотами являются более благоприятными по восприятию на слух в сравнении с высокочастотными соловьями и такая птица пользуется большей популярностью. Пение в более низком частотном диапазоне является самой красивой и благоприятной, обладает насыщенными нежными тембровыми характеристиками.

Для приблизительной аналогии можно привести высокочастотное звучание голоса Преснякова-младшего - фальцет, средней частоты - от лирического тенора Лемешева до альтино Козловского и низкочастотный Шаляпина – высокий бас-баритон со светлым тембром. В природе встречаются и промежуточные варианты частот, тембров и тонов.

Птичий голос воспроизводит от 100 до 400 тонов в секунду. А наше ухо способно различить за это время не более 20 тонов. Наше подсознание способно принять и обработать любое количество звуковых вибраций, любых частот и тонов. А сознанием человек хоть и улавливает в соловьином пении что-то родное, притягательное, понять, что же его так взволновало, не может.

Можно ли научить соловья петь плановую песню? Это вопрос решаемый. Еще в позапрошлом веке умели обучать соловья-выкормыша отличной песне с помощью различных механических приспособлений, специально подобранных прудовых лягушек и т.д. Сейчас, в век высоких технологий в области электроники, возможности обучения песне многократно повышаются. Губовая птица (обученная человеком с помощью специальных свистков и использования специальной техники) может быть великолепным певцом с необычайными песнями.

Ведь соловьи не просто копируют звуки, как уже было отмечено выше, но и являются прекрасными аранжировщиками. В песенном их обучении богатство звуковой среды первостепенно. Соловей же в принципе может взять почти всё что угодно, из любой среды, будь то рулады юлы, дроздовые фразы, дробь дятла, звон синиц или крик лягушки. Например, у хороших певунов ценили лягушковые колена: россыпи, гремушки, кваканья. Соловьи переиначивали эти звуки так, что только тренированное ухо могло распознать в их основе земноводное происхождение. Лягушки с хорошим пением водились в Москве в Красном и Лефортовском прудах, их знали и отличали. Амфибий отлавливали и подсаживали к ним молодых соловьёв для обучения лягушковым коленам. Но, лучше всего соловьи-выкормыши обучались от отловленного отлично поющего соловья.

В науке нет жрецов. Один мой знакомый коллега по работе, с которым мы общаемся уже более 20 лет, Владимир Георгиевич Ажажа сказал по этому поводу:

- Научной проблемы, как таковой, не существует. Есть человек, который видит проблему и решает её со своей точки зрения, научная она, или нет. Наука – это продукт человеческого интеллекта, а не какая-то характеристика, которую мы вольны наградить, или, наоборот, лишить любой непонятный феномен, встречающийся на нашем пути.

Е. из Краснодара пишет:

- «Выложите любую песню и опишите колена. Всем будет понятно и интересно. А, цитаты из книг можно по-разному понять.»

Е. и людям, с однотипным мышлением – сначала необходимо зрительно всё охватить, следом включаются органы чувств, и только в последнюю очередь включается слуховой аппарат. Им можно по детально всё расписать и на каком-то конкретном примере все детали показать, и всё равно сомнение и недоверие останутся. Такой возразит и скажет:

- «Кто как хочет, так и придумывает, выдавая всё за чистую правду. – далее с сарказмом, - Всем спасибо, я многому научился!»

Другой участник обсуждения темы из Таганрога ему вторит:

- «Но это всё разговоры и только. Какой смысл писать названия колен не подтверждая их аудио? Когда музыкант смотрит в ноты, то для него слышны звуки. Язык птиц на ноты не переложить, поэтому нужны не только названия звуков, но и их звуковая запись. Если бы была фонотека соловьиного пения с названиями колен, тогда бы любители соловья могли бы говорить между собой, так же как и музыканты, посредством нот. А так..., многие умничают, многие «удивляют» знанием десятков колен, но все эти разговоры ничтожны, потому, что на словах колено не выразить, а фонотеки нет.»

Трудно комментировать подобные высказывания. Судя по письму со слухом у него проблем нет, но активно включаться в анализ, думать и получать личный результат, и предложить его другим, не хочет. Видимо, «лень-матушка вперёд него родилась». Потребитель, по сути. Привык получать готовые результаты.

Среди людей много индивидуумов с отличным слухом, но реализовались как настоящие музыканты, лишь единицы, к сожалению.

Знание — единственная в мире «вещь», которую невозможно купить, передать по желанию владельца. Поэтому знание может быть освоено лишь собственным трудом, но при этом результаты его реализации всегда будут связаны с определенным строем психики человека.

Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике, а лишь затем навыки, полученные в результате упражнений, позволяют автоматически осуществлять какие либо действия, в данном случае, способность проводить качественный анализ песни восточного соловья.

К сожалению, вся система образования в нашей стране - от дошкольного, до высшего, в немалой степени, искажена. Она развивает и закрепляет у молодого поколения преимущественно калейдоскопический тип мышления.

Люди, обучающиеся на ошибочных методиках неточностях, условностях, постулатах, абстракции и т.д. привыкают к тому, что природа не познаваема в реалиях, надеются, что кто-то, более умный, придёт, до деталей всё разжуёт и положит необходимые знания им прямо в рот. Они попадают в ловушки-лабиринты не проверяемых домыслов, и далее продолжают в своих иллюзиях находиться.

Список использованной литературы:

Тургенев И.С.«О соловьях»

Симкин Г.Н. «Певчие птицы», 1990

Шамов И.К.»Певчие птицы», 1010

Промптов А.Н. «Птицы в природе», 1957

Мальчевский А.С. «Орнитологические экскурсии» 1981

Марова И.М., Антипов В.А., Иваницкий В.В. «Аномальные климатические явления и горизонтальный перенос вокальных моделей у восточного соловья luscinia luscinia)» 2015.

«Восточный соловей (Luscinia luscinia) в Москве и Подмосковье: городской шум влияет на частотные параметры песни», 2014

Крохин А.Н. «Легенда у нас дома», 2014



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: