Понятие композиции. Принципы композиции
Композиция речи (строение, структура) - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом речи расположение всех частей выступления и целесообразное их расположение, организация материала, расположение его в определенной последовательности, системе.
1. Принцип краткости. Аудитория определяет краткие выступления как выступления "по делу". Краткие выступления всегда оцениваются выше, чем длинные.
2. Принцип последовательности. Нельзя "перескакивать" с одной мысли на другую. "Не соперничайте с горным козлом",- предупреждал ораторов Д.Карнеги. Все микротемы должны быть подчинены общей
теме, и их не должно быть больше трех.
3. Принцип целенаправленности. Выступление должно строиться таким образом, чтобы и слушатели, и сам оратор осознавали направленность выступления от темы и тезиса к его доказательству и общему выводу.
4. Принцип усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала к концу. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости усилением эмоционального накала изложения, расположением аргументов по убедительности, интонационными средствами и др.
5. Принцип результативности. Выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению. Вывод или призыв обязательно должен быть сформулирован словами.
ЭТАПЫПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Этапы подготовки | Этапы подготовки (по Х. Леммерману) |
выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления, сбор материала, составление рабочего плана, написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана, написание выступления и заключения, редактирование текста выступления, запоминание основного плана выступления, подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон). | сбор материала, отбор материала и его организация, обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала), первая редакция ключевых слов (предварительная редакция), стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении), формулирование вступления и заключения общий контроль, вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция) мысленное освоение, риторическое освоение (проба речи) |
|
ВИДЫПЛАНОВ
Предварительный – перечисляются конкретные вопросы в соответствии с выбранной темой и личным подходом к данной проблеме,
Рабочий – опр-ся стр-ра выступления, главные и неглавные моменты, отбор фактического мат-ла, примеров, статистических данных. Он для оратора, поэтому возможны сокращения, незаконченность.
Основной – для слушателей, чтобы облегчить восприятие речи. Формулировки пунктов д.б. максимально четкими и ясными. Объявляется во введении, после объявления темы выступления. Испол-ся в лекциях, докладах, научных выступлениях; неуместен в приветствиях, убеждающих и воодушевляющих речах.
Средства выражения логических связей в тексте
Лексические:
функционально-синтаксические, указывающие на:
- последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем),
- противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее).ю
|
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того), -
- переход одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, необходимо остановиться на…)
-итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод)
1.2. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный)
2. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью:
ТИП СВЯЗЕЙ В ТЕКСТЕ
Типы связи предложений в тексте | Примеры | |
1. Последовательная связь | ||
Исходная часть → сообщаемая часть → Исходная часть → сообщаемая часть → Исходная часть → сообщаемая часть | В аудитории / сидят студенты → Студенты / слушаю лекцию → Лекцию читает профессор | |
2. Параллельная связь | ||
Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть | Студенты / сидят в аудитории ↓ Студенты / слушают лекцию ↓ Студентам / о физике рассказывает профессор | |
3. Параллельная связь
СПОСОБЫИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему: частное → частное → частное → общее,
Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному: общее → частное → частное → частное
Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным): частное ↔ частное
Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей: частное → частное → частное
Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого): частное → частное → частное
Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к боле конкретному его рассмотрению: общее → частное, общее → частное, общее → частное