Физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство




Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Hа протяжении всей истории человечества формы занятий физической культурой непрерывно менялись. Ещё в античном мире выполнение физических упражнений использовалось для формирования хорошей осанки и походки, развития пластичности, силы и выносливости. XX столетие подарило множество систем оздоровления. Так, например, в 60-х гг. XX в. в США вышла книга Кеннета Купера «Новая аэробика». Автор, американский врач, назвал систему оздоровительных физических упражнений, которую разработал для всех возрастов. Вначале в систему аэробики Купер включил только традиционные, типично аэробные или циклические упражнения. Из повторяющихся движений состоят ходьба, бег, плавание, бег на лыжах и коньках, гребля, езда на велосипеде. Затем список был расширен, и в нём нашли своё место спортивные игры, прыжки со скакалкой, верховая езда, теннис и, наконец, танцевальная аэробика. Купер изобрёл способ учёта строго дозированных физических нагрузок. Все виды упражнений имеют «стоимость», выраженную в очках. Чтобы вывести эти числа, он проводил тщательные исследования энергетических затрат при каждом виде нагрузок. Для достижения хороших результатов необходимо набирать определённое количество очков в неделю. Любой вид упражнений оценивается по своим критериям: например, по количеству шагов в минуту, высоте ступени для выполнения восхождений и т.д. Можно накапливать очки, занимаясь любым из упомянутых видов спорта, причём в таблицах Купера принят во внимание не только вид спорта, но и возраст (до 30 лет, 30 - 50 лет и т.д.). После завершения какого-либо цикла занятий проверяют физическое состояние по предложенному тесту, а затем выбирают дальнейшую стратегию действий. Кроме аэробных физических упражнений в основе этой системы лежат психическая гармония и рациональное питание.

Физическое воспитание занимает одно из центральных мест в работе с детьми и молодежью. В соответствии с возможностями личности определяется система применения конкретных средств и методов воздействия в семье и учебных заведениях: режим жизни, питания, гимнастические упражнения и подвижные игры, закаливание. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, гибкость, ловкость и т.д.). Физическое развитие управляемо. «Физические упражнения улучшают кровоснабжение мышц, уменьшают количество жировых тканей. Они способны омолаживать суставы, межпозвоночные хрящи. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми являются прекрасным средством профилактики такого распространенного ныне заболевания, как остеохондроз». Теоретически возможны самые разнообразные варианты занятий. Они могут различаться подбором средств, дозировкой отдельных упражнений, темпом их выполнения, амплитудой движений, их чередованием и т.д.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Регулярные занятия физическими упражнениями интенсивно влияют на все органы. Они ускоряют обменные процессы, улучшают работу кишечника. При сидячем образе жизни понижается тонус не только скелетных, но и гладких мышц, что приводит к нарушению функций желудочно-кишечного тракта. Очень важно не делать перерывов в занятиях. Достаточно пропустить несколько дней, чтобы положительные изменения, которые начали происходить в организме, приостановились.

Занятия физическими упражнениями не только развивают общую выносливость организма, но и благотворно влияют на сердце и сосуды (особенно головного мозга). В гимнастике, например, в первую очередь это относится к перевернутым положениям, например всем известной «березке», или стойке на лопатках. Они вызывают приток крови к голове. Систематическое повторение этих упражнений (конечно при отсутствии медицинских противопоказаний) является очень эффективным методом тренировки всех сосудов головы. Полезны также и наклоны туловища вперед и в стороны, так как создают дополнительную нагрузку на систему кровообращения мозга. Разнообразные движения головой - повороты, наклоны, вращения - массируют, растягивают сосуды, способствуют рассасыванию в них солей.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовывать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Для выполнения любого движения нужна энергия. Она может быть получена в результате преобразования химических соединений, попавших в организм с пищей или запасённых. Происходит это двумя путями: аэробным (с участием кислорода) и анаэробным (без участия кислорода). Соответственно и энергия, образующаяся при физической нагрузке, называется либо аэробной, либо анаэробной.

Любое физическое упражнение высокой интенсивности, подобное быстрому бегу, когда утомление достигается за две-три минуты, является анаэробным: «кислородный» путь производства энергии не успевает войти в силу. Наоборот, аэробная физическая работа, длительная и малоинтенсивная, в некоторых случаях может продолжаться часами. Аэробные упражнения, как правило, связаны с преодолением длинных дистанций в медленном темпе, а не с выполнением скоростных рывков. Яркий пример аэробной физической нагрузки - марафонский бег.

Граница между анаэробной и аэробной нагрузками зависит не только от их интенсивности, но и от спортивной подготовленности человека. Одна и та же физическая работа аэробна для тренированного спортсмена и частично анаэробна для новичка.

Аэробные движения заставляют организм увеличивать потребление кислорода, в результате чего происходят положительные изменения в лёгких, сердце и сосудистой системе. Доказано, что регулярные аэробные тренировки оказывают самое благотворное воздействие и на психику человека. Кроме того, при длительной аэробной тренировке организм окисляет жиры и так добывает необходимую для работы энергию. Другими словами, «занятия физической культурой не только снимают стресс, но и позволяют похудеть». Идеальное сочетание!

Учёные провели исследования и разработали методики занятий для людей различного возраста и физического развития. Особенно важны занятия физическими упражнениями в период роста и формирования организма. Недостаточные или избыточные нагрузки могут задержать рост костей, поэтому уровень нагрузок должен быть оптимальным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: