Термины и понятия, которыми должен владеть студент по изучении курса




Барокко, культизм (темный стиль), консептизм (трудный стиль), прециозная литература, религиозно-философская драма, драма чести, комедия интриги, теория остроумия, метафизическая поэзия, мадригал, псевдоисторический роман;

классицизм, просветительский классицизм, веймарский классицизм, высокие жанры, низкие жанры, трагедия (классицистская), комедия (классицистская), ирои-комическая поэма, афоризм, максима, басня (классицистская), философская повесть, психологизм, правило трех единств, «спор древних и новых», гротеск, памфлет;

эмпирический реализм, реально-бытовой роман, просветительский реализм, «мещанская драма», драма как жанр, искусства временные и пространственные;

Просвещение, «естественный человек», «естественное право», «общественный договор», «разделение властей», деизм, сенсуализм, энциклопедисты, историзм, роман воспитания, эпистолярный роман, сентиментализм, «Буря и натиск», штюрмеры, народность, рококо, предромантизм, «готический роман».

 

4.Тематический план курса

 

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максим. нагрузка студентов, часов Аудиторная нагрузка Самост. работа
Всего В том числе
Лекции Практич.
  Век абсолютизма и эпоха Просвещения. Введение          
  Испанская литература 17 в.          
  1)Поэзия и проза барокко 2)Драматургия Тирсо де Молины и П.Кальдерона          
  Французская литература 17 в.          
  1)Лит.направления 17 века 2)Поэзия и проза классиц-ма 3)Трагедия фр. классицизма 4)Социал. комедия Мольера          
  Английская литература 17 в.          
  1)Этапы развития и жанры 2)Творчество Д.Мильтона          
  Немецкая литература 17 в.          
  Английская литература 18 в.          
  1)Творчество Д.Дефо 2)Творчество Д.Свифта 3)С.Ричардсон и Г.Филдинг 4)Английск. сентиментализм          
  Французская литература 18 в.          
  1)Проза раннего Просвещ-я 2)Творчество Вольтера 3)Д.Дидро и «Энциклопедия» 4)Творчество Ж.Ж.Руссо          
  Немецкая литература 18 в.          
  1)Просвещение. Г.Э.Лессинг 2)Лит-ра «Бури и натиска» и творчество Ф.Шиллера 3)Творчество И.В.Гете          
  Итого:          

 

 

Рабочая программа курса

 

1.Введение. 17 век – особая историческая эпоха. Новая концепция мира и человека.. Барокко, классицизм, эмпирический реализм как литературные направления эпохи. Антиномичность изображения и осмысления жизни в литературе барокко. Антитеза культуры и природы в барокко. Традиции Ренессанса и барокко. Эстетическая система барокко. Социальная и философская почва классицизма. Основные положения классицистской эстетики. Художественное освоение жизни в эмпирическом реализме.

2.Испанская литература 17 века. Кризис испанского абсолютизма в первой половине 17 века. Культизм и консептизм - стилевые течения испанского барокко. «Ясный» и «темный» стиль в поэзии Л.де Гонгоры. Социальная сатира и эстетическая утопия в поэзии Гонгоры. Мадридские и вальядолидские циклы стихов. Любовная тема в лирике Гонгоры. Поэма «Одиночества».

Ф.де Кеведо – сатирик. Бытовая и социальная сатира в памфлетах цикла «Сновидения». Сборник новелл «Час воздаяния, или Разумная Фортуна» - вершина творчества Кеведо. Преобразование жанра плутовского романа в «Истории жизни пройдохи». «Трудный стиль» в прозе Кеведо. «Хромой бес» Л.Велеса де Гевары и судьба жанра плутовского романа в Испании.

Драматургия Тирсо де Молины как переход от Ренессанса к барокко. Комедии интриги («Дон Хиль Зеленые штаны») и психологические комедии о любви («Благочестивая Марта»). Исторические драмы Тирсо («Мудрая женщина») и традиция театра Лопе де Веги. Рождение «донжуанского типа» в драме «Севильский озорник». Философско-психологические и религиозно-философские драмы Тирсо де Молины.

Творчество П.Кальдерона. Традиции Лопе де Веги и жанровая специфика комедий Кальдерона («Дама-невидимка»). Драмы чести в творчестве Кальдерона («Стойкий принц», «Саламейский алькальд»). Морально-философские и религиозно-философские пьесы («Жизнь есть сон», «Маг-чудодей»). Черты рационализма в мировоззрении и художественной практике Кальдерона.

3.Французская литература 17 века. Расцвет и кризис французского абсолютизма в 17 веке. Борьба литературных направлений во Франции 17 века. Французское барокко и литературные салоны начала века. Прециозность как стиль жизни и литературная эстетика. Прециозная поэзия (В.Вуатюр, Ж.де Сент-Аман). Жанровые разновидности прециозного романа (О.Д′ Юрфе, Г.де Ла Кальпренед, М.де Скюдери). Французские либертены. Эмпирический («бытовой») реализм как антитеза прециозности. Достоверность в изображении нравов, сатирическая типизация характеров в романах Ш.Сореля («Франсион») и А.Фюретьера («Мещанский роман»). П.Скаррон – драматург и романист.

Французский классицизм и политика абсолютизма в области искусства. Философия рационализма Р.Декарта и сенсуализма П.Гассенди и классицизм. Эстетика и поэтика классицизма. Поэтическая реформа Ф.Малерба. Гражданский пафос и лирический герой в одах Малерба. Жанр сатиры в поэзии М.Ренье. Сатиры и послания в поэтическом творчестве Н.Буало. «Поэтическое искусство» Буало как обобщение принципов классицизма. Социальное и философское содержание басен Ж.де Лафонтена. Жанр афоризма (максимы) в прозе французского классицизма. «Мысли» Б.Паскаля. Морально-философские идеи в «Максимах» Ф.де Ларошфуко. Сатира и гуманизм в книге Ж.де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века». Психологический роман М.де Лафайет «Принцесса Клевская».

Драматургия П.Корнеля. Новаторство Корнеля-комедиографа. Человек и государство в ранних трагедиях Корнеля. «Сид» Корнеля и классицистская доктрина. Двойственность разрешения конфликта в трагедии «Гораций». Трагедия «Цинна, или Милосердие Августа» как монархическая утопия. Корнель и барокко. «Родогуна» как типичная трагедия «второй манеры». Тема народа и проблема героя в трагедии «Никомед». Корнель – теоретик драмы.

Психологические трагедии Ж.Расина. Роль янсенизма в формировании взглядов Расина. Идейно-философская концепция трагедии «Андромаха». Образ тирана в политической трагедии «Британик». Идейно-художественные особенности трагедии «Митридат». Мастерство изображения внутреннего мира в трагедии «Береника». Трактовка античного сюжета в трагедии «Федра». Критика тирании и религиозных гонений в «Гофолии». Стилевые особенности трагедий Расина.

Творчество Мольера. Связь драматургии Мольера с традициями народного театра, итальянской комедии дель арте, испанской ренессансной комедии. Мольер и классицизм. Эстетические принципы Мольера в комедиях «Версальский экспромт», «Критика на «Школу жен». Творческая история комедии «Тартюф». Широта сатирического обобщения в образе Тартюфа. Философская проблематика и социальная сатира в «Дон Жуане». Трагическое и комическое в «Мизантропе». Тема буржуа в творчестве Мольера («Скупой»). Комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Смех сатирический и смех карнавально-комедийный в драматургии Мольера.

Сказки Ш.Перро и литература 17 века. Роль Ш.Перро в «споре древних и новых».

4.Английская литература 17 века. Кризис абсолютизма, буржуазная революция середины века и эпоха Реставрации. Этапы развития английской литературы. Поэзия Д.Донна и барокко. Метафизическая школа в английской поэзии. Своеобразие классицизма в творчестве Б.Джонсона. Английская публицистика середины века (Д.Лильберн, Д.Уинстенли). Литература эпохи Реставрации. «Героические» комедии Д.Драйдена. Аллегорический эпос Д.Бэньяна «Странствование паломника». Сатира С.Батлера («Гудибрас»).

Творчество Д.Мильтона. Ранние поэмы и пьесы-маски. Защита свободы слова, республиканского строя, свободы воли в публицистике эпохи революции. Поэма «Потерянный рай»: библейский сюжет, философская и нравственная проблематика, отражение современности. Многозначность образа Сатаны. Сочетание принципов классицизма и барокко в эпосе Мильтона.

5.Немецкая литература 17 века. Тридцатилетняя война и ее последствия для социального и культурного развития Германии. «Книга о немецкой поэзии» М.Опица и ранний немецкий классицизм. Патриотическая тема в поэзии М.Опица, П.Флеминга, А.Грифиуса. Философия стоицизма в немецкой поэзии. Классицистские и барочные тенденции в творчестве А.Грифиуса. Роман Г.Гриммельсгаузена «Симплициссимус». Изображение страданий народа и осуждение войны в романе. Элементы плутовского и воспитательного романа, черты барокко и реализма в «Симплициссимусе».

6.Литература Западной Европы в 18 веке. Идеология Просвещения: философские основы и социальный смысл. Философия Д.Локка и теория «естественного права» и «общественного договора». Концепция «естественного человека» у просветителей. Основные литературные направления в эпоху Просвещения. Антифеодальный пафос и эстетический традиционализм просветительского классицизма. Проблема положительного героя и особенности типизации в просветительском реализме. Сентиментализм как литературное направление в рамках Просвещения. Противопоставление природы и цивилизации, гуманистический идеал, культ чувства и антирационализм в сентиментализме. Усиление роли прозаических жанров в просветительской литературе. Рококо как литературный стиль.

7.Английская литература 18 века. Просветительский классицизм в поэзии А.Поопа. Влияние публицистики и документальных жанров на становление просветительской художественной прозы. Публицистика и романы Д.Дефо. Антидворянская критика, защита веротерпимости в памфлетах Дефо. «Робинзон Крузо» - первый английский просветительский роман. Философская и историческая сисмволика в романе. Образ Робинзона и понятие «робинзонады». Личность и общество в романах Дефо («Полковник Джек», «Роксана», «Молль Флендерс»).

Особое положение Д.Свифта в раннем английском Просвещении. Ранние аллегорические памфлеты и трактаты Свифта («Битва книг», «Сказка бочки»). Политическая публицистика ирландского периода («Письма суконщика»). «Путешествия Гулливера» как сатирическое обобщение европейской действительности. Антифеодальная и антибуржуазная сатира в книге. Проблема жанра «Путешествий Гулливера». Ипостаси образа Гулливера. Гротеск и фантастика в книге Свифта.

С.Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. Рационалистический психологизм и морализаторство в эпистолярных романах Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу»).

Г.Филдинг – драматург и романист. Политическая сатира в комедиях и книге «История Джонатана Уайльда». Влияние Сервантеса и полемика с Ричардсоном в социально-бытовом романе «История Джозефа Эндрюса». Комический эпос в прозе «История Тома Джонса, найденыша». Эстетика Филдинга-романиста. Построение сюжета и проблема типизации в романах Филдинга.

Поэзия и проза английского сентиментализма. Философия Д.Беркли и Д.Юма и сентиментализм. Тема природы и психологизм в лирике сентименталистов (Д.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей). Демократический критицизм в поэзии О.Голдсмита («Покинутая деревня»). Социальные контрасты и патриархальные идеалы в романе Голдсмита «Векфильдский священник». Сентиментально-юмористические романы Л.Стерна. Проблема ассоциации идей в романе «Тристрам Шенди». Этический характер критики в «Сентиментальном путешествии». Проблема пародийности романов Стерна.

Поэзия Р.Бернса и сентиментализм.

8.Французская литература 18 века. Литература Предпросвещения. Авантюрно-бытовые романы А.Р.Лесажа. А.Прево – романист-новатор. Изображение нравов и психологизм в романе «Манон Леско». Ш.Л.Монтескье и начало Просвещения. «Персидские письма» Монтескье и жанр просветительского философского романа. Историко-политические и социально-философские трактаты Монтескье («О причинах величия и падения римлян», «Дух законов»).

Вольтер – глава первого этапа Просвещения. Философские и политические взгляды. Вольтер-историк. Идея религиозной терпимости и просвещенного абсолютизма в поэме «Генриада». Антиклерикальный и антифеодальный смысл ирои-комического эпоса «Орлеанская девственница». Просветительский классицизм в драматургии Вольтера. Осуждение религиозного фанатизма в трагедии «Магомет». Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Социально-философский смысл и художественная форма повести «Кандид, или Оптимизм». Социальная критика и образ героя в повести «Простодушный».

Д.Дидро и «Энциклопедия». Философские и социально-политические позиции Дидро. Просветительский реализм в эстетике и художественной критике Дидро. Драматургическая теория Дидро и жанр драмы («Отец семейства», «Побочный сын»). Художественная проза Дидро. «Монахиня» как проблемный просветительский роман. Критика дворянского общества и нарождающегося буржуазного строя в романах «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист».

Ж.Ж.Руссо и сентиментализм. Социальные, философские и политические взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния» в «Рассуждениях» Руссо. Теория народовластия в «Общественном договоре». Педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании». Тема природы и сословного неравенства в романе «Юлия, или Новая Элоиза». Теория «естественного человека» и поэтизация чувствительности в сентименталистском романе Руссо. «Исповедь» как новый литературный жанр.

Творчество П.Бомарше. Просветительская критика и влияние стиля рококо в комедиях Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»).

9.Немецкая литература 18 века. Культурный подъем середины века. И.К.Готшед и немецкий классицизм. Эстетическая теория И.И.Винкельмана. Критика французского и немецкого классицизма в трудах Г.Э.Лессинга. Эстетическая теория Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). Лессинг – драматург. Реальная картина немецкой жизни в комедии «Минна фон Барнхельм. Утверждение морального превосходства человека третьего сословия в драме «Мисс Сара Сампсон». Протест против абсолютистского произвола в трагедии «Эмилия Галотти». Проповедь веротерпимости и братства народов в «Натане Мудром». Сентименталистские и классицистские черты в драмах Лессинга.

Сентиментализм и рококо в немецкой литературе. Эпос и лирика Ф.Г.Клопштока. Романы К.М.Виланда. Литература «Бури и натиска». Историческая и гуманистическая концепция И.Г.Гердера. Драматургия и лирика штюрмеров (Ф.Клингер, Г.А.Бюргер).

Творчество Ф.Шиллера. Штюрмерские драмы («Разбойники», «Коварство и любовь»). Проблема терпимости и свободы мысли в «Дон Карлосе». Эстетика Шиллера и философия И.Канта. Разнообразие жанров в поэзии Шиллера. Исторические драмы периода «веймарского классицизма». Трагический пафос и герой в драмах «Мария Стюарт», «Орлеанская дева». Образ народа в тираноборческой драме «Вильгельм Телль».

Творчество И.В.Гете. Лирика Гете периода «Бури и натиска». «Гец фон Берлихинген» - первая немецкая драма на материале национальной истории. Элементы социального и сентиментального романа в «Страданиях юного Вертера». Гете в Италии. Сборник «Римские элегии». Драматургия периода «веймарского классицизма». Социальные и эстетические проблемы в романе-дилогии «Вильгельм Мейстер». Трагедия «Фауст»: творческая история. Эволюция образа Фауста. Роль Мефистофеля. Трагедия Маргариты. Философская проблематика трагедии. «Фауст» Гете как синтез художественных исканий эпохи Просвещения.. Поздняя лирика Гете («Западно-восточный диван»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: