Практические занятия по курсу




 

1.Роман Ф.де Кеведо «История жизни пройдохи»

1.Социальные и эстетические корни плутовского романа в Испании.

2.Поэтика раннего плутовского романа.

3.Герой и действительность в романе Кеведо.

4.Жанровое своеобразие «Истории жизни пройдохи».

5.Черты консептистского стиля в романе Кеведо.

 

Литература:

1.Кеведо Ф.де. История жизни пройдохи // Кеведо Ф.де. Избранное. Л., 1971 (или: То же. Л., 1980).

2.Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989. С.148 – 186.

3.Плавскин З.И. Испанская литература ХУ11 – середины Х1Х века. М., 1978. С.7 – 14, 41 – 53.

4.Томашевский Н.Б. Традиция и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981. С.256 – 274.

5.Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983. С.118 – 142.

 

2.Теоретики европейского классицизма

1. «Поэтическое искусство» Н.Буало как обобщение эстетики французского классицизма.

2. Теория немецкого классицизма в «Книге о немецкой поэзии» М.Опица.

3.Национальное и общеевропейское в «Эссе о драматической поэзии» Д.Драйдена.

4.Жанровая система европейского классицизма 17 века.

 

 

Литература:

1.Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

2.Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

3.Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

4.Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы ХУ – ХУ11 веков. М, 1955.

5.Сигал Н.А. «Поэтическое искусство» Буало // Буало Н. Поэтическое искусство.

М., 1957. С.7 – 52.

 

3.Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»

1.Комедия в жанровой системе французского классицизма.

2.История создания комедии «Мещанин во дворянстве».

3.Общественный смысл конфликта в комедии Мольера.

4.Приемы создания комедийного образа у Мольера.

5.Жанровые особенности «Мещанина во дворянстве».

 

Литература:

1.Мольер. Мещанин во дворянстве (любое изд.).

2.Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

3.Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

4.Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе.

М., 1982. С.12 – 32.

 

4.Немецкая поэзия 17 века

1.Тридцатилетняя война и немецкая литература 17 века.

2.Классицистская эстетика и художественное творчество М.Опица.

3.Тематика и жанровые формы поэзии П.Флеминга.

4.Мироощущение и стиль барокко в немецкой поэзии 17 века (А.Грифиус, Ф.Логау).

 

Литература:

1.Немецкая поэзия ХУ11 века в переводах Л.Гинзбурга. М., 1976.

2.Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы ХУ – ХУ11 веков. М., 1955.

3.Самарин Р.М. Мартин Опиц и поэты его школы // Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1987. С.85 – 99.

4.История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962. Т.1.

 

5.Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1.Концепция естественного человека в идеологии Просвещения.

2.Источники жанра просветительского романа в творчестве Дефо.

3.Биография Робинзона и символика романа.

4.Образы Робинзона и Пятницы и понятия «естественного человека» и «робинзонады».

5.Д.Дефо – писатель-новатор.

 

Литература:

1.Дефо Д. Робинзон Крузо / Перевод М.Шишмаревой (любое изд.).

2.Аникст А.А. Дефо. М., 1957.

3.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

4.Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

 

6.Повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм»

1.Жанр философской повести в творчестве Вольтера и классицистская эстетика писателя.

2.Философская проблематика в повести Вольтера.

3.Социальная критика и социальный идеал в повести.

4.Жанровое своеобразие повести «Кандид, или Оптимизм».

 

Литература:

1.Вольтер. Кандид, или Оптимизм (любое изд.).

2.Бахмутский В.Я. В поисках утраченного. М., 1994. С.111 – 137.

3.Михайлов А.Д. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. М., 1978.

4.Анализ художественного произведения: Учебное пособие. Сыктывкар, 2005.

С.19 – 29.

 

7.Трагедия И.В.Гете «Фауст» (4 часа)

1.Жанровая специфика произведения в «Театральном прологе».

2.Философская концепция трагедии в «Прологе на небесах».

3.Средневековое мышление и логика нового времени в образе Фауста.

4.Двойственная роль Мефистофеля в трагедии.

5.Фауст и трагедия Маргариты.

6.Символический характер второй части трагедии.

 

Литература:

1.Гете И.В. Фауст / Перевод Н.Холодковского или Б.Пастернака (любое изд.).

2.Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1979.

3Лейтес Н.С. «Фауст»: Типология жанра // Гетевские чтения – 1991. М., 1991.

С.31 – 50.

4.Федоров Ф.П. «Фауст» Гете. Рига, 1976. С.76 – 137.

 

Литература по курсу

 

1.Тексты:

Кеведо Ф.де. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.

Кальдерон П. Жизнь – это сон. Дама-невидимка.

Мильтон Д. Потерянный рай.

Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона*.

Корнель П. Сид. Гораций*. Родогуна.

Расин Ж. Андромаха*. Федра. Гофолия.

Мольер Ж.Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп*. Мещанин во дворянстве.

Ларошфуко Ф.де. Максимы и моральные размышления* (или: Лабрюйер Ж.де. Характеры, или Нравы нынешнего века*).

Гриммельсгаузен Г. Симплициссимус.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Д. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша (или: Джозеф Эндрюс).

Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

Монтескье Ш.Л. Персидские письма*.

Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско*.

Вольтер. Орлеанская девственница*. Магомет. Кандид, или Оптимизм.

Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо*.

Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза.

Бомарше П. Севильский цирюльник*. Женитьба Фигаро.

Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Мария Стюарт. Орлеанская дева.

Гете И.В. Страдания юного Вертера. Фауст.

 

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными программными произведениями поэзии, эстетики и критики возможно в объеме хрестоматий или антологий:

1)Европейская поэзия ХУ11 века. М., 1977;

2)Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980;

3)Зарубежная литература ХУ111 века: Хрестоматия (В 2 т.). М., 1988 (и др.изд.).

 

2.Учебники и пособия:

История зарубежной литературы ХУ11 века / Под ред.М.В.Разумовской. М., 1999.

История зарубежной литературы ХУ111 века / Под ред.Л.В.Сидорченко. М., 1999.

История всемирной литературы: В 9 т. М, 1987. Т.4; М., 1988. Т.5.

История зарубежной литературы. Часть 3: Литература ХУ11 – ХУ111 веков. Методич. указ. для студентов-филологов / Сост. В.П.Ефименко. Сыктывкар, 2001.

 

3.Дополнительная литература:

Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Плавскин З.И. Испанская литература ХУ11 – середины Х1Х века. М., 1978.

Пинский Л.Е. Магистральныйсюжет (Ф.Вийон, В.Шекспир, Б.Грасиан, В.Скотт).

М., 1989.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала ХУ11 века. М., 1967.

Сигал Н.А. Пьер Корнель. М., 1957.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Разумовская М.В. Ларошфуко, автор «Максим». Л., 1971.

Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия ХУ1 – ХУ11 веков. М., 1993.

Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Сидорченко Л.В. Александр Поуп: В поисках идеала. Л., 1987.

Урнов Д.М. Дефо. М.. 1977.

Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1968.

Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М., 1988.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Бахмутский В.Я. В поисках утраченного (от классицизма до Умберто Эко).

М., 1994.

Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1975.

Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.

Л., 1972.

Стадников Г.В. Лессинг: Литературная критика и художественное творчество.

Л., 1987.

Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1978.

Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.

 

Вопросы к экзамену по курсу

1.Художественная система испанского барокко.

2.Поэзия Луиса де Гонгоры.

3.Сатирическая проза Ф.де Кеведо.

4.Жанровое своеобразие комедий П.Кальдерона.

5.Морально-философские драмы П.Кальдерона.

6.Темы и жанры драматургии Тирсо де Молины.

7.Барокко и реализм во французской литературе 17 века.

8.Эстетика французского классицизма.

9.Поэзия французского классицизма 17 века.

10.Проза французского классицизма 17 века.

11.Государство и личность в драматургии П.Корнеля.

12.Трагедии П.Корнеля «второй манеры».

13.Нравственно-психологическая проблематика трагедий Ж.Расина.

14.Политико-религиозная трагедия Ж.Расина «Гофолия».

15.Антидворянская и антиклерикальная сатира в комедиях Мольера.

16.Проблематика и поэтика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

17.Классицизм и барокко в немецкой поэзии 17 века.

18.Роман Г.Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

19.Общая характеристика английской литературы 17 века.

20.Поэма Д.Мильтона «Потерянный рай».

21.Идеология и литературные направления эпохи Просвещения.

22.Д.Дефо – романист.

23.Сатира Д.Свифта.

24.Просветительские реалистические романы Г.Филдинга.

25.Поэзия английского сентиментализма.

26.Проза английского сентиментализма.

27.Вольтер – историк, поэт, драматург.

28.Жанр философской повести в творчестве Вольтера.

29.Эстетическая теория Д.Дидро.

30.Художественная проза Д.Дидро.

31.Социально-философские трактаты Ж.Ж.Руссо.

32. «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо и жанр сентименталистского романа.

33.Просветительские комедии П.Бомарше.

34.Эстетические трактаты Г.Э.Лессинга.

35.Просветительская драматургия Г.Э.Лессинга.

36.Роман И.В.Гете «Страдания юного Вертера».

37.Лирическая поэзия И.В.Гете.

38.Проблематика и поэтика трагедии И.В.Гете «Фауст».

39.Драмы Ф.Шиллера периода «Бури и натиска».

40.Драмы Ф.Шиллера периода «веймарского классицизма».

 

Тесты по курсу

1.Л.де Гонгора считается в поэзии испанского барокко основоположником: 1)трудного стиля, 2)темного стиля, 3)жанра сонета, 4)жанра романса.

2.Какое из произведений Ф.де Кеведо написано в жанре сатирического памфлета: 1) «Сновидения», 2) «История жизни пройдохи», 3) «Час воздаяния, или Разумная Фортуна»?

3.Какая из пьес не принадлежит перу Тирсо де Молины: 1) «Мудрая женщина»,

2) «Благочестивая Марта», 3) «Севильский озорник», 4) «Стойкий принц»?

4.Действие какой из пьес П.Кальдерона происходит в Испании: 1) «Стойкий принц», 2) «Дама-невидимка», 3) «Жизнь – это сон»?

5.Автор «Поэтического искусства» Н.Буало был: 1)создателем французского классицизма, 2)систематизатором классицистской доктрины, 3)критиком классицизма.

6.Какой из жанров французского классицизма не принадлежит к группе «высоких»:

1)трагедия, 2)роман, 3)элегия, 4)сонет?

7.Каким размером писались типичные трагедии французского классицизма: 1)десятисложным, 2)одиннадцатисложным, 3)двенадцатисложным?

8.В какой из пьес П.Корнеля нарушено правило «трех единств» классицизма:

1) «Сид», 2) «Гораций», 3) «Цинна, или Милосердие Августа», 4) «Родогуна»?

9.Какая из пьес Ж.Расина сочетает в себе черты психологической и политической трагедии: 1) «Андромаха», 2) «Британик», 3) «Береника», 4) «Федра».

10.Какая из пьес Мольера принадлежит к типу комедии-балета: 1) «Тартюф»,

2) «Дон Жуан», 3) «Мизантроп», 4) «Мещанин во дворянстве»?

11.Жан де Лафонтен заслужил мировую известность как: 1)драматург, 2)романист, 3)баснописец.

12.Исключите лишнее имя из ряда создателей французского реально-бытового романа: 1)Ш.Сорель, 2)П.Скаррон, 3)Ф.де Ларошфуко, 4)А.Фюретьер.

13.Кто из немецких поэтов 17 века считается главным теоретиком классицизма:

1)М.Опиц, 2)П.Флеминг, 3)А.Грифиус, 4)Ф.Логау?

14.В творчестве Д.Донна преобладают черты: 1)классицизма, 2)барокко, 3)реализма 17 века.

15.Термин «Просвещение» означает в культуре 18 века: 1)литературное направление, 2)идеологическую систему, 3)художественный метод.

16.Расположите в хронологическом порядке произведения английских писателей

18 века: 1) «Путешествия Гулливера» Свифта, 2) «Робинзон Крузо» Дефо,

3) «Сентиментальное путешествие» Стерна, 4) «История Тома Джонса, найденыша» Филдинга.

17.Исключите лишнее имя из ряда английских поэтов-сентименталистов: 1)Э.Юнг,

2)Т.Грей, 3)А.Поуп, 4)О.Голдсмит.

18.Какой из романов Г.Филдинга написан «в подражание манере Сервантеса, автора «Дон Кихота»: 1) «Джонатан Уайльд Великий», 2) «Джозеф Эндрюс», 3) «История Тома Джонса, найденыша»?

19. «Комическим эпосом в прозе» называл свои романы: 1)Д.Дефо, 2)С.Ричардсон, 3)Г.Филдинг, 4)Л.Стерн.

20.Теоретиком жанра «мещанской драмы» во Франции 18 века был: 1)Вольтер,

2)Д.Дидро, 3)Ж.Ж.Руссо.

21.Какое из произведений Вольтера не принадлежит к группе высоких жанров классицизма: 1) «Генриада», 2) «Поэма о гибели Лиссабона», 3) «Кандид», 4) «Магомет»?

22.Художественное творчество Ж.Ж.Руссо развивалось в русле: 1)классицизма,

2)сентиментализма, 3)реализма 18 века.

23.Основной причиной неравенства среди людей Ж.Ж.Руссо считал: 1)абсолютную монархию, 2)цивилизацию, 3)частную собственность.

24.Расположите в хронологическом порядке произведения Вольтера: 1) «Кандид»,

2) «Орлеанская девственница», 3) «Генриада», 4) «Магомет».

25.Определение «Буря и натиск» применяется к литературе немецкого: 1)классицизма, 2)сентиментализма, 3)реализма 18 века.

26.Идейным вдохновителем движения немецких штюрмеров 18 века считается:

1)Г.Э.Лессинг, 2)И.Г.Гердер, 3)Ф.Шиллер.

27.Первой национальной исторической драмой в Германии является: 1) «Эмилия Галотти» Лессинга, 2) «Разбойники» Шиллера, 3) «Гец фон Берлихинген» Гете.

28.Какое из произведений Ф.Шиллера создано на материале немецкой истории

17 века: 1) «Разбойники», 2) «Валленштейн», 3) «Вильгельм Телль»?

29.Какая из пьес Г.Э.Лессинга создана в жанре мещанской драмы: 1) «Мисс Сара Сампсон», 2) «Эмилия Галотти», 3) «Натан Мудрый»?

30.Какое из произведений И.В.Гете написано в жанре романа воспитания:

1) «Страдания юного Вертера», 2) «Гец фон Берлихинген», 3) «Вильгельм Мейстер»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: