Первичные документы по учету основных средств




Схема активного счета

Дебит Кредит
Сальдо нач.  
Оборот по дебиту Оборот по кредиту
Сальдо конечное + ----------

Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по дебиту – Оборот по кредиту (в денежном выражении).

Примеры: 01 Осн. ср-ва, 04 Нематер. Активы, 10 Материалы, 50 Касса, 51 Расч. Счета, 43 Готовая продукция

Схема пассивного счета

Дебит Кредит
  Сальдо нач.
Оборот по дебиту Оборот по кредиту
---------- Сальдо конечное +

Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по кредиту – Оборот по дебиту (в денежном выражении).

Примеры: 70 Расчеты с персоналом по оплате труда, 68 Расчеты с бюджетом по налогам и сборам

Активно-пассивные счета могут иметь дебетовое, кредитовое или дебетово-кредитовое сальдо одновременно. Если на А-П счете выведено одно сальдо, оно является результативным, оно считается результативны, например, сч. 99 – финансовый результат.

Результативное сальдо – только Д или К.

На А-П счетах отражаются расчеты с различными организациями или отдельными лицами, т.е. ведут учет дебиторской и кредиторской задолженности.

Основные А-П счета:

71- расчет с подотчетными лицами.

75 – расчет с учредителями.

76 – расчет с разными дебиторами и кредиторами

99 – Прибыли и убытки.

Не основные А-П счета – 14,16,60,62,73,79,84,90,91,98

2. Задачи учета основных средств

- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования, правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;

- контроль за рациональным расходованием ресурсов на реконструкцию и модернизацию основных средств;

- исчисление доли стоимости основных средств в виде амортизационных отчислений для включения в затраты организации;

- контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств с целью своевременного проведения ремонта;

- контроль за сохранностью объектов, переведенных на консервацию.

Эти задачи решаются с помощью надлежаще оформленной документации и при условии обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат на ремонт как по местам их эксплуатации, так и по организации в целом.

Первичные документы по учету основных средств

Все операции по учету основных средств, принадлежащих организациям на правах собственности, а также основных средств, полученных от органов государственного управления (местного самоуправления) унитарными предприятиями, осуществляются на счете № 01 («Основные средства»).

В процессе организации первичного учета движения, а также наличия основных средств:

1. Устанавливается перечень основных форм первичной документации, которые будут использованы организацией для учета движения, а также наличия объектов основных средств.

2. Создается система документооборота с обязательным учетом графика движения первичной документации, а также ответственных за своевременное и правильное оформление лиц.

3. Происходит определение материально-ответственных лиц, отвечающих за правильное использование и сохранность объектов основных средств.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете», организации должны применять формы первичной документации, утвержденные в альбоме унифицированных форм первичной документации. Для документального оформления операций по наличию и движению объектов ОС, предусмотрены следующие формы первичных документов:

1. Акт приемки-передачи (накладная) ОС (ф. № ОС-1) – используется для оформления внутреннего перемещения, выбытия, а также поступления объектов ОС.

2. Акт приемки-сдачи модернизированных, отремонтированных, реконструируемых объектов ОС (ф. № ОС – 3) – служит для оформления операций по ремонту ОС.

3. Акт о списании ОС (ф. № ОС – 4) – операции по ликвидации ОС.

4. Акт о списании автотранспорта (ф. № ОС – 4а) – ликвидация автотранспорта.

5. Инвентарная карточка учета объектов ОС (ф. № ОС – 6) – учет ОС по объектам.

6. Акт на приемку оборудования (ф. № ОС – 14) – учет принятого оборудования, которое предназначено для капстроительства.

7. Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС – 16) – учет оборудования, по которому необходимо составить рекламацию поставщику.

8. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. № ОС 15) – операции по сдаче оборудования, которое требует монтажа, строительным организациям.

При отсутствии в альбоме унифицированных форм необходимой формы первичной документации организация вправе самостоятельно решить вопрос о содержании такой формы.

ПЕРЕЧЕНЬ

УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Номер формы Наименование формы Формат
     
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) А4L
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) A4L
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) 2А4
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств A4L
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств A4L
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) A4L
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств A4L
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) A4L
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств А4
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств A4L
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств 2A4L
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования A4L
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж A4L
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования А4

 

Билет №13

1. Двойная запись хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, её сущность, контрольное значение

2. Классификация предметов труда. Задачи учета производственных запасов.

3. Оформить приказ об увольнении сотрудника.

 

1. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И КОНТРОЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Первичной единицей бухгалтерского наблюдения являются хозяйственные операции, предварительно зарегистрированные в соответствующих документах. Документация обеспечивает первичную регистрацию и тем самым отражает разрозненные, не взаимосвязанные между собой хозяйственные факты в той последовательности, в которой они совершаются. Информационная емкость этих данных очень мала. Непосредственно они могут быть использованы лишь на стадии оперативного управления и, как правило, только на том его уровне, где совершаются сами хозяйственные факты. Для систематизированного отражения имущества и источников его образования, для выявления взаимосвязи между разрозненными хозяйственными фактами необходима обработка первичной информации. Важнейшим способом обработки первичных данных в системе бухгалтерского учета являются счета и двойственное отражение в них хозяйственных фактов. Бухгалтерские счета представляют собой способ группировки, систематизации и вторичной регистрации информации о состоянии и движении экономически однородных видов имущества, капитала, обязательств и хозяйственных процессов.

Простой подсчет записей на счетах дает только информацию об изменении величины средств, но не дает возможности установить, какими именно хозяйственными операциями обусловлено это изменение. Поэтому каждую запись на счете необходимо рассматривать не изолированно от других, а в непосредственной связи с записями, сделанными по той же операции на других счетах. Поэтому же информация об изменении имущества и источников его образования под воздействием хозяйственных фактов регистрируется в одном и том же размере дважды, на двух взаимосвязанных (корреспондирующих) счетах. Способ двойственной регистрации хозяйственных фактов на счетах получил название двойной записи. То есть необходимость применения двойной записи на счетах обусловлена тем, что все экономические явления связаны между собой, как и взаимосвязаны и объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства, источники их формирования, хозяйственные процессы.

В практике и теории сложились две школы, дающие обоснование методу двойной записи: экономический подход и оперативно-балансовый.

Считается, что наиболее полное научное обоснование методу двойной записи дает оперативно-балансовый подход.

Согласно этому подходу сущность двойной записи объясняется строением баланса организации, в котором с двух позиций рассматривается его имущество: по составу и размещению (актив баланса); по источникам формирования этого имущества (пассив баланса). Поэтому итоги статей актива и пассива баланса всегда равны. Каждая хозяйственная операция вследствие этого затрагивает две статьи баланса, что характеризуется влиянием на баланс четырех типов операций, которые изменяют или только имущество организации (актив баланса), или только источники формирования этого имущества (пассив баланса), или одновременно и имущество, и его источники образования (актив и пассив баланса).

Следовательно, необходимость метода двойной записи вытекает из метода балансовой группировки имущества организации.

Таким образом, сущность двойной записи заключается в том, что она основывается на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Поэтому регистрация хозяйственных операций происходит таким образом, чтобы сумма по дебету одного счета уравновешивала сумму по кредиту другого счета.

Приведем несколько наглядных примеров двойной записи.

Пример 1.

Поступление материалов приводит к увеличению количества материалов на складе и одновременному росту задолженности перед поставщиками. Записывая эту операцию на счете <Материалы> и вторично на счете <Расчеты с поставщиками и подрядчиками> мы достигаем двойного результата:

а) отражаем изменение состояния хозяйственных средств (увеличение материалов) и источников их образования (увеличение кредиторской задолженности);

б) отражаем взаимосвязь между отдельными объектами хозяйственных средств, а это позволяет на основе количественных данных получить качественные характеристики содержания финансово-хозяйственной деятельности.

Пример 2.

Допустим, в кассу организации получены с расчетного счета на текущие расходы 20 850 р. В результате этой операции оказались затронутыми два вида средств: наличные деньги в кассе и денежные средства на расчетном счете в банке. Деньги в кассе увеличились на 20 850 р., а на расчетном счете наоборот уменьшились на эту же сумму. Это два явления одной хозяйственной операции. Отражая данную операцию на счетах бухгалтерского учета, ее сумму на записать по дебету счета «Касса», так как этот счет активный, а в активных счетах увеличение отражается по дебету, и на кредит счет «Расчетный счет», поскольку этот счет тоже активный и уменьшение средств показывают по кредиту активного счета.

Порядок записи по этим счетам будет следующий:

Д-т счета 50 «Касса» 20 850 р.

К-т счета 51 «Расчетный счет» 20 850 р.

Связь, возникающая между счетами при отражении в них хозяйственных операций при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, участвующие в корреспонденции, называют корреспондирующими.

Корреспондирующими, например, являются счета: 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Выраженная в письменной форме взаимосвязь между корреспондирующими счетами с указанием их дебета и кредита, а также суммы операции называется бухгалтерской проводкой. То есть, бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

Она устанавливается исходя из экономической сущности конкретного факта хозяйственной жизни.

В практике бухгалтерского учета, кроме простых, применяются сложные проводки, которые бывают двоякого рода. В первом случае, когда дебетуется один счет и одновременно кредитуется несколько счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета.

Пример.

На расчетный счет поступила выручка от продажи продукции в сумме 1500 тыс. руб. и 3000 тыс. руб. от продажи остаточной стоимости основных средств. Бухгалтерская проводка по этой операции будет иметь вид:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 4500

К-т сч. 90 «Продажи» 1500

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,

Субсчет 3 «Выбытие основных средств» 3000

Эту сложную проводку можно представить двумя простыми, а именно:

1)Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 1500

К-т сч. 90 «Продажи» 1500

2)Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 3000

К-т сч. 91-3 «Выбытие основных средств» 3000

Во втором случае кредитуется один счет и одновременно несколько счетов дебетуется: при этом сумма дебетуемых счетов равна сумме кредитуемого счета.

Пример.

От поставщика поступили материалы на сумму 1000 тыс. руб. и оборудование к установке на сумму 250 тыс. руб.

Бухгалтерская проводка этой операции будет осуществлена следующим образом:

Д-т сч. 10 «Материалы» 1000

Д-т сч. 07 «Оборудование к установке» 250

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 1250

Применение сложных проводок сокращает количество учетных записей, что в свою очередь, экономит время, необходимое для осуществления учетных и аналитический функций.

Применение корреспонденции счетов в бухгалтерском учете позволяет уяснить сущность каждой учетной записи, понять экономическое содержание хозяйственных операций.

Таким образом, дадим определение двойной записи хозяйственных операций на счетах.

Двойная запись хозяйственных операций на счетах - это элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанных счетов в равновеликой сумме.

Использование счетов и двойной записи как способа обработки первичной информации о хозяйственных фактах позволяет раскрыть экономическую сущность конкретных фактов, исчислить показатели хозяйственной деятельности, отразить их движение, существующие между ними взаимосвязи и на этой основе сформировать динамичную информационную модель реального кругооборота имущества организаций. Именно счета и двойственное отражение в них хозяйственных фактов придают бухгалтерскому учету системность, которая принципиально отличает его от двух других видов учета.

Кроме информационно-познавательного значения, этот способ обработки первичных данных обеспечивает возможность автоматического контроля за правильностью отражения хозяйственных фактов на счетах, т.е. контроля за правильностью ведения самого учета.

Контрольное значение двойной записи хозяйственных операций на счетах заключается в том, что она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.

2.Классификация предметов труд - Энциклопедия по экономике

 

Классификация предметов труда. В состав понятия материалы включают различные предметы труда. Рассмотрим важнейшие из них. [c.112] Приведенная классификация предметов труда (материалов) лежит в основе синтетического учета материалов. В соответствии с ней открываются синтетические счета Сырья и материалов (с субсчетами Сырье и основные материалы, Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, Вспомогательные материалы, Запасы и продукция сельского хозяйства, Тара и тарные материалы), Топлива и Запасных частей. Для учета материалов,, принятых на временное хранение, используется забалансовый счет Товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. [c.113]

Классификация предметов труда 112—113 [c.447]

Для изучения состава оборотных фондов в отраслях материальной сферы деятельности статистика применяет натурально-вещественную классификацию предметов труда. В составе оборотных фондов народного хозяйства необходимо выделить следующие группы 1) сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты 2) вспомогательные материалы 3) топливо и горючее 4) тара и тарные материалы 5) запасные части для ремонта 6) инструменты, хозяйственный инвентарь и другие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 7) семена и посадочные материалы 8) корма и фураж 9) животные на откорме и молодняк животных 10) прочие производственные запасы 11) незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления 12) запасы и незавершенное производство подсобного сельского хозяйства 13) расходы будущих периодов. [c.155]

Положенная в основу организации синтетического учета материалов классификация предметов труда недостаточна для контроля за движением материалов в разрезе их групп, подгрупп, наименований, видов, сортов, размеров и т. д. В связи с этим на предприятиях разрабатывают номенклатуры-ценники, которые представляют собой систематизированный перечень материалов, обычно применяемых в объединениях (предприятиях). В них указывают шифр или номенклатурный номер материала, наименование, сорт, размер, единицу измерения и учетную цену. [c.96]

Поточное производство имеет несколько разновидностей, различающихся характером движения предмета труда, постоянством и широтой номенклатуры продукции, охватом операций, фаз производственного процесса и др. Эти признаки лежат в основе классификации разновидностей поточного производства, что находит свое конкретное выражение в классификации поточных линий. При их группировке следует иметь в виду, что все процессы осуществляются в пространстве и во времени, поэтому необходимо учитывать две группы признаков. [c.34]

Общее понятие об издержках производства и обращения. Классификации издержек по месту возникновения, роли в производстве и управлении, по экономических элементам и статьям затрат. Оценка текущих издержек производства по их экономическим элементам. Планирование и анализ издержек, связанных с использованием средств труда, предметов труда и живого труда. Формы и системы оплаты трудаи оптимизация издержек на оплату труда. Законодательство об оплате труда. [c.492]

Важное значение в АХД имеет группировка резервов по видам ресурсов. Отдельно рассматривают резервы, которые связаны с наиболее полным и эффективным использованием земельных угодий, основных средствпроизводства, предметов труда и трудовых ресурсов. Такая классификация резервов необходима для сбалансированности их по всем видам ресурсов. Например, выявлен резерв увеличения выпуска продукцииза счет более эффективного использования трудовых ресурсов. Но чтобы их освоить, необходимо в том же размере выявить резервы увеличения производства продукции за счет лучшего использования средств трудаи предметов труда. Если же по какому-либо ресурсу резервов не хватает, то в расчет принимается наименьшая величина резервов, выявленная по одному из них. [c.75]

Наряду с этими изучаются и другие аналитические показатели. Классификация показателей и факторов использования предметов труда позволяет наметить пути выявления резервов использования предметов труда применительно к особенностям отрасли. [c.252]

Основной признак классификации производственных резервов — по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда) целесообразная деятельность, или живой труд, предмет труда и средства труда. Значит, в процессе производства следует различать материальные факторы, или средства производства, и личный фактор, или рабочую силу. [c.260]

Важное значение в АХД имеет группировка резервов по основным трем моментам процесса труда. Отдельно рассматривают резервы, которые связаны с наиболее полным и эффективным использованием основныхHYPERLINK "https://economy-ru.info/info/43057"средств HYPERLINK "https://economy-ru.info/info/43057"производства, предметов труда и трудовых ресурсов. Такая классификация резервов необходима для сбалансированности их по всем видам ресурсов. Например, выявлен резерв увеличения выпуска продукцииза счет более эффективного использования трудовых ресурсов. Но чтобы их освоить, необходимо в том же размере выявить резервы увеличения производства продукции за счет [c.160]

Затраты средств труда, предметов труда и затраты живого труда. Такая классификация затрат по экономическому содержанию необходима для определения соотношения в издержках производства живого и овеществленного труда при производстве отдельных видов продукции, а также для анализа производительности труда и установления влияния на него уровня различных факторов производства. [c.124]

Резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым и возможным уровнем использования ресурсов, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия. Классифицируют резервы по разным признакам. Основной принцип классификации производственных резервов - по источникам эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда) целесообразная деятельность, иди труд, предмет труда и средства труда. [c.20]

Глубокий и полный анализ потребности в машинах возможен только на основании изучения динамики потребности общества в выполняемых данными машинами работах, как за прошедшие периоды, так и в перспективе. Основой для изучения обрабатываемых предметов труда (или выполняемых работ) является классификация их по различным признакам. [c.37]

Структурный анализ предметов труда из-за огромного объема работ по классификации, сбору и группировке исходной информации до настоящего времени нельзя было провести достаточно глубоко и полно. Поэтому проектировщики ограничивались лишь выборочными обследованиями отдельных предприятий или собственной интуицией, что ведет к появлению машин без достаточно полного обоснования их отдельных технических параметров. Нужно отметить, что такой подход к исследованию потребности приводит к нерациональным формам организации производства для ее удовлетворения, к децентрализации производства данных предметов труда. И лишь тогда, когда становится явной нецелесообразность действующих форм организации производства, проектировщики проводят дополнительный сбор информации и планируют комплекс работ по организации специализированного производства. [c.38]

Итак, в зависимости от характера перемещения в каждом виде движения можно различить три разновидности непрерывное движение с поштучной, пакетной и партионной передачей и прерывное движение также с партионной, пакетной и поштучной передачей предметов труда. Классификация видов и разновидностей движения и их основные сочетания показаны на рис. I. [c.10]

Классификация по исполняемой функции запасов позволяет расчленить производственные и товарные запасы на несколько групп (см. рис. 7.7). В то же время производственные и товарные запасы в целом имеют свои специфические функции. Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Товарные запасы [c.234]

Следует отметить, что во многих схемах классификации трудовых процессов к перечисленным видам относятся,и аппаратурные. При этом смешиваются два совершенно различных признака классификацииHYPERLINK "https://economy-ru.info/info/43063"степень механизации труда и тип применяемого оборудования, определяющий способ воздействия на предмет труда. Такое сочетание признаков классификации неправомерно. Это видно хотя бы из того, что аппаратурные процессы могут быть как автоматизированными, так и неавтоматизированными.  

Билет № 15

1. Понятие первичного документа, требования, предьявляемые к первичным документам.

2. Учет расчетов с подотчетными лицами.

3. Оформить приказ о работе.

 

1. Документация в бухгалтерском учете, судебной бухгалтерии имеет не только учетное, но и хозяйственно-правовое значение.

Первичный бухгалтерский д окумент есть письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации. Он является носителем юридической и экономический информации, отражающий сведения о движении материальных ценностей и денежных средств. Каждый первичный документ отражает одну совершенную хозяйственную операцию в момент совершения, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции. Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете движения средств предприятия, осуществляемое в денежной форме, как правило, с помощью двойной записи (записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов).

Из этого вытекает его правовое значение:

— документ будет являться источником доказательств, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные документально предприятиями, должностными лицами и гражданами имеют значение для уголовного дела (акт ревизии, где установлена недостача на складе товарно-материальных ценностей) — источник доказательств;

— документ может быть вещественным доказательством, если он является орудием совершения преступления или сохранил следы преступной деятельности. Например, вышеназванный акт ревизии был использован для сокрытия недостачи, в связи с чем в нем сознательно искажены данные о фактическом наличии товарно-материальных ценностей

— вещественных доказательств, т.е. имеются следы преступления.

четыре главных требования к первичным учетным документам:

Первое требование касается порядка их оформления. Единообразный подход к первичным документам является основой формирования общих требований к ним, которые не зависят от вида и значения документа.

Сведения, отражающие в документе и обеспечивающие ему правильное отражение операции и юридическую доказательную силу, называются его реквизитами.

Согласно ст.9 Федерального закона “О бухгалтерском учете”первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1) название документа, код фирмы и его порядковый номер;

2) название и адрес предприятия, в котором составлен документ;

3) указание сторон, участвующих в совершении операции, оформленной документом (например, в требовании указание фамилий выдавшего и принявшего материальные ценности);

4) дата составления документов (число и год цифрами, месяц прописью);

5) содержание операции, условия ее выполнения, основания для ее совершения (ссылка на договор, наряд, приказ...);

6) измерители операции, т.е. количественное и ценностное выражение ее в натуральных и денежных измерителях;

7) подписи лиц, ответственных за совершение операции и за правильное оформление в документе.

В п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета к обязательным реквизитам первичных учетных документов наряду с перечисленными также отнесены:

-наименование организации, от имени которой составлен документ;

-расшифровка подписей должностных лиц, подписавших данный документ.

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные реквизиты. —Наименование документа включает в себя финансово-экономическое содержание хозяйственной операции, которую бухгалтер имеет право отразить в нем. Документ не имеющий наименования, а также документ с неясным, плохо читаемым наименованием не будут иметь юридической силы.

Например, в документе с наименованием ”приходный кассовый ордер”отражаются хозяйственные операции по приходу (увеличению) наличных денег предприятия.

Бухгалтер или иное лицо, составляющее документы не должен: заполнять первичные документы с нечетким наименованием или при его отсутствии; принимать от граждан или сторонних организаций (предприятий) документы с отсутствующим или нечетким наименованием.

— в документе должны быть названия, а в некоторых случаях адреса и расчетные счета в банках сторон (юридических и физических лиц), участвующих в данной хозяйственной операции, отраженной в нем. Первичный документ, в котором нет названия и соответствующих атрибутов хотя бы одной из сторон хозяйственной операции, теряет свою адресность и не может быть исполнен.Например если в документе с наименованием “Платежное поручение”не будут указаны реквизиты (название предприятия, название и местоположение учреждения банка, расчетный счет организации в банке) хотя бы одной из сторон, то банк не примет данный платежный документ и вернет его бухгалтеру для доработки. Отсутствие, неясное или неправильное написание реквизитов получателя в товарно-транспортной накладной может стать причиной частичной или полной потери товарного груза.

— в документе необходимо указывать дату составления. При отсутствии или нечетком написании даты документ теряет свою адресность во времени. Становится непонятно, в каком временном интервале возможен учет такого документа. Фактически такой документ не имеет юридической силы. В данном случае необходимо обратить внимание на написание порядковых цифр, обозначающих дни месяца и номера месяце в году, со значениями меньше 10 (десяти): неправильно:2.3.93г.правильно:02.03.93г..

— в документе должно быть отражено содержание оформленной им хозяйственной операции, т.е раскрыт объект документирования. При этом содержание хозяйственной операции вытекает из наименования документа, в котором оно имеется в общей форме. Например, платежное поручение предназначено для оформления платежей через банк. Конкретные же источник, величина и назначение платежа определяются содержанием операции, указанной в данном документе.

— в документе следует указывать измерители осуществляемой хозяйственной операции. Измерители могут быть натуральными (в единицах веса, габаритов), трудовыми (в человеко-часах), денежными (в денежных единицах). Отсутствие соответствующих измерителей в документе лишает его учетно-расчетной базы.

— документ должен иметь подписи ответственных лиц. Первая подпись принадлежит распорядителю кредитов (директору, генеральному директору, президенту, ректору...), вторая‑ главному бухгалтеру. Как правило, право первой подписи определяется учредительными документами (Уставом предприятия, Протоколом собрания учредителей, Приказом вышестоящей организации). Назначение главного бухгалтера осуществляется по приказу руководителя предприятия.

Второе требование относится к своевременности составления первичных документов и заполнения первичных реквизитов. Согласно п.4 ст.9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Это требование связано с тем, что основным назначением первичных учетных документов является фиксация совершения хозяйственной операции. Например, если непосредственно в момент отгрузки продукции покупателю сторонами не была надлежащим образом оформлена накладная, то при ее оформлении даже через день в случае возникновения разногласий поставщику сложно (или даже невозможно) будет доказать, какое количество продукции было фактически получено покупателем, а также стоимость этой продукции, если она не оговорена в других документах.

Третье требование - законность хозяйственной операции, отражаемой в первичном учетном документе. Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству (п.2.19. Положения о документах и документообороте). Контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций по законодательству Российской Федерации обеспечивает главный бухгалтер (ст.7 Федерального закона “О бухгалтерском учете”).

Четвертое требование - действительность. В соответствии с п.4 ст.9 данного Федерального закона своевременное и качественное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Вывод: Согласно п.12 Положения по ведению бухгалтерского учета в случае составления первичных учетных документов на машиночитаемых носителях организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

·ИЛИ

Первичные документы должны быть составлены либо в момент свершения хозяйственной операции, либо, если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания.

· Первичные документы должны содержать все необходимые реквизиты. Все показатели учетного документа должны быть заполнены, свободные строки и графы обязательно прочеркиваются.

· Первичные документы оформляются четко, ясно, без помарок и подчисток. Все исправления, вносимые в документ, должны быть оговорены. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций:

o исправляемая запись зачеркивается одной чертой, а сверху надписывается верная;

o делается надпись «Исправлено»;

o ставятся подписи внесших исправления лиц;

o указывается дата внесения исправлений.

· Записи в первичных учетных документах производятся шариковой ручкой, чернилами, химическим карандашом, при помощи пишущих машинок и компьютерной техники. Запрещается использование для записей простого карандаша. Красный цвет применяется для сторнировочных записей.

· Для того, чтобы документы не использовались дважды, некоторые из них (кассовые и банковские) подвергаются гашению специальным штампом, а на других ставится отметка о дате (оттиск штампа контролера) занесения в учетный регистр. Кассовые документы (кассовые ордера, ведомости на выдачу заработной платы) гасятся штампом «Получено» или «Оплачено», проставляются дата и подпись. На банковских документах проставляются отметка обслуживающего банка и дата.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по сог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: