Контрольная работа по разделу «Морфемика»




Задания:

1. Провести полный морфемный анализ подчеркнутых словоформ.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заме­ток. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щед­ро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные П ОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печать непотухаю­щей уверенности? Серафимович.

 

Печать

Морфемный анализ: это слово состоит из корня печать и ну­левой флексии, указывающей на форму единственного числа, именительного падежа /ночь о, дочь о/. Ранее в основе выде­лялся суффикс -ть, который слился с корнем /опрощение/. Исторически родственное слово - печь.

Заметок

Морфемный анализ:

1. замет - ок О

2. Основа членимая, производная.

3. корень замет- в современном русском языке - свободный /заметить, замечу, замечать/.1 степень членимости

4. Суффикс -к- словообразовательный, суффикс отглагольно­го существительного /загородка, заколка, заварка/.

5. Окончание нулевое О, указывает на форму множественного числа родительного падежа /загородок, эаколок/.

6. Ранее выделялся корень –мет-(метить, отмечать) и префикс за-; приставка сли­лась с корнем / опрощение /. Исторически родственные слова - метить, метка.

Отъезда

Морфемный анализ:

1. оть - езд - [а}

2. Основа членимая, производная; не равна корню.

3. Корень езд- /езда, выезжать, ехать/ - свободный, 1 степень членимости

4. Префикс отъ- /езда; отходить, отлететь/ словообразовательный со значением "удалиться на некоторое расстояние".

5. Окончание (а\ указывает на форму единственного числа ро­дительного падежа /отъезд; приезда, крика, стона).

6. Исторических изменений в структуре слова нет.

 

Расплатился

Морфемный анализ:

1. рас - плат - и - л -О- ся

2. Основа членимая, производная, не равна корню.

3. Корень плат- /плата, платить, плачу/- свободный, 1 степень членимости.

4. Конфикс рас-…-ся (префикс раз- и постфикс –ся) словообразовательный /разры­даться, раскричаться/;

5. Суффикс -и-словообразовательный, слу­жит одним из показателей 5 глагольного класса /верить/.

6. Суффикс -л- формообразующий, указывает на прошедшее время.

7. Нулевое окончание указывает на форму единственного числа мужского рода /решил о, запел о/.

6. Исторических изменений в структуре слова нет.

Бесчисленные

Морфемный анализ:

1. бес - числ - енн - (ые)

2. Основа членимая, производная, не равна корню.

3. Корень –числ-_/число, числовой, вычислять / - свободный. 1 степень членимости

4. Конфикс бес-…-енн- (приставка без- и суффикс –енн-) - словообразовательный /число; бессмысленный/.

5. Окончание -ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, верные/.

6. Исторических изменений в структуре слова нет.

 

 

Разноцветные

Морфемный анализ:

1. разн - (о) - 'цвет - н - \ые\

2. Основа членимая, производная не равна корню.

3. Корни разн- и цвет /разный, цвет, цветной / - свободные, 1 степень членимости.

4. Суффикс –н- словообразовательный, суффикс прилагательно­го /ширококостный, хладнокровный/; -о- интерфикс (соединительная гласная),

5. Окончание –ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, разные./.

6. Ранее основа слова «разный» членилась на корень раз- и суффикс –н-, который слился с корнем /произошёл процесс - опрощение/.

 

Все задания выполняются по вариантам (ваш вариант – последняя цифра вашего номера зачётной книжки)

 

Вариант I.

I. Обязанность непрерывно говорить и улыбаться, звон посу­ды, бестолковость прислуги, длинные обеденные антракты... утомили ее до изнеможения. Чехов. 2. Мир живет будущим.

Шкловский. 3. Тотчас же она ЗАКАШЛЯЛАСЬ, улыбнулась, по­краснела. Чехов.

Вариант 2.

I. А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампад­ки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной ра­боты. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов.

Вариант 3.

I. Петр Дмитрич... смотрел ей вслед с умилением и грустью. Чехов. 2. Искусство работает своим многотысячелетним все понимающим живым архивом. Искусство обновляет память чело­ вечества. Шкловский. 3. Слева, немного ниже насыпи желез­ной дороги, расположилась фабрика. Г.Успенский.

 

Вариант 4.

I. Внизу на пороге гостиной, улучив удобное мгновение, Владимир Николаевич прощался с Лизой. Тургенев. 2. Слова, образованные сложением, следует отличать от …раэдельно оформленных составных слов типа "школа-интернат". Шанская. 3. Отчаяние выдавило у него слезы из глаз - слезы досады, зависти, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА ко всем. Гончаров.

Вариант 5.

I...Пучеглазая, с ястребиным носом, вспыльчивая и мститель ная, она ни в чем не уступала мужу, который чуть ее не уморил и которого она не пережила, хотя и вечно с ним грыз­лась. Тургенев. 2. Применение сильнодействующих средств без дополнительных анализов может привести к серьезным ОСЛОЖ­НЕНИЯМ у больного. /Из журн./

Вариант б.

1. Да и к чему было говорить, о чем РАССПРАШИВАТЬ? Она и так нее понимала, она и так сочувствовала всему, чем перепол­нялось его сердце. Тургенев. 2. Он, вернувшись с того злополучного съезда, всеми силами старался скрыть от домашних, что ему тяжело. Чехов. 3. Иногда в образовании потенциаль­ных слов используются непродуктивные и малопродуктивные мо­дели. Шанская.

Вариант 7.

1. Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу. Чехов. 2. Глафира Петровна наняла за бесценок старую девицу, шведку с заячьими глазами, которая... говорила ПО-ФРАНЦУЗСКИ и по-немецки. Тургенев. 3.Труд­ нопроходимые топи, распутица не помешали комсомольцам выполнить свои обязательства. /Из газет/

Вариант 8.

I. Новые знакомые приняли меня так, как принимают... старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы ЗАГЛУШИТЬ рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кава­лерия смело действовала в тылу врага.

Вариант 9.

I. Опять начинались упреки и просьбы приехать еще раз... Петр Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску. Чехов. 2. Генерал Ветрищев, близкий приятель и, можно сказать, благотворитель, просил, навестить РОДСТВЕН­НИКОВ. Гоголь. 3. Помощь тяжелораненым оказывали прямо на передовой, а затем отправляли в тыл. /Из газет/

Вариант 10.

I. Вот его пригласили на пивоваренный завод, где один ра­ бочий, испуганный рекрутчиной, бросился в котел с кипят­ ком и ОБЖЕГСЯ. Г.Успенский. 2. Неожиданно послышались шаги и голоса. Чехов. 3. Все спешило наслаждаться, все крутилось в каком-то бешеном вихре, Тургенев.

Вариант II.

I. Я тебя спрашиваю: кто он такой? Муж своей жены, мелкопо­местный титуляр, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жениться на бога­той! Чехов. 2. С Кетчером она спорила до слез и перебрани валась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожес­точения. Герцен. 3. По ринувшемуся за ним Кожуху без прома­ ха пришлись приклады. Серафимович. 4. Молодой ученый без­ надежно вздохнул. Горький.

Вариант 12.

I. Он почувствовал себя ожившим и ПОМОЛОДЕВШИМ, когда, пе­реводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих. Л.Толстой. 2. Надо сказать правду, что случаи, подобные вышеприведенному... бывали с нашим героем доволь­но часто. Г.Успенский. 3. Безвкусицу дополняли незакончен­ность и лишняя теснота.... Вся обстановка заводилась не сра­зу, а частями, путем выгодных случаев, распродаж. Чехов.

 

Контрольная работа по разделу "Словообразование"

Задания:

1. Провести полный словообразовательный анализ подчеркнутых словоформ. Определить способы словооб­разования.

 

2. Восстановить словообразовательную цепь у выделен­ных курсивом слов.

 

3. Выделить в тексте явления морфемного шва.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:

I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заме­ток. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щед­ро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные П ОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах... печать непотухаю­щей уверенности? Серафимович.

 

Печать

Словообразовательный анализ: слово печать непроизводное.

 

Заметок

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - заметка.

2. Словообразовательное значение - "предмет, характеризу­ющийся действием, названным мотивирующим словом". Непо­средственно мотивирующее слово - заметить.

3. Производящая основа замети- /с усечением коночного гла­сного/, формант - суффикс -к-.

4. Способ словообразования - морфологический, суффиксаль­ный.

Заметка – заметить

5. Словообразовательный тип: существительное с указанный словообразовательным значением, образованное от глагола при помощи суффикса –к /а/. Данная модель характеризуется усечением гласного производящей основы и отвердением со­гласного /загородка, заварк

Отъезда

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - отъезд.

2. Словообразовательное значение - "название отвлеченного действия". Непосредственно мотивирующее слово - отъезжать.

3. Производящая основа -.отъезжа- /с усечением гласного и чередованием ж//д/, формант - нулевой суффикс.

Отъезд <• отъезжать

4. Способ словообразования морфологический, нулевая суф­фиксация.

5.Словообразовательный тип: существительное с указанным словообразовательным значением, образованное от глагола с помощью нулевого суффикса. Модель характеризуется усечени­ем гласного, чередованием ж//д: выезжать - выезд.

 

Расплатился

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - расплатиться.

2. Словообразовательное значение - "начав действие, на­званное мотивирующим глаголом, достигнуть большой интен­сивности этого действия. Непосредственно мотивирующее сло­во - платить.

3. Производящее слово - платить, формант - конфикс - пре­фикс раз-/рас- и постфикс -ся. Расплатиться - платить

4. Способ словообразования - морфологический, префиксально-постфиксальный.

5. Словообразовательный тип: глагол с указанным словооб­разовательным значением, образованный от глагола при помощи раз-...-ся: раскричаться, разрыдаться.

 

Бесчисленные /повозки/

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - бесчисленный.

2. Словообразовательное значение - "характеризующийся от­сутствием того, что названо мотивирующим словом" /число/.

3. Производящая основа числ-, формант: конфикс бес-…-енн- (префикс без-/бес- и суффикс –енн-). Бесчисленный <•• число

4. Способ словообразования - морфологический, префиксаль­но-суффиксальный.

5-. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от существи­тельного с помощью приставки без- и суффикса –енн-. Модель характеризуется смягчением согласного на стыке морфем /бессмысленный/.

Разноцветные /девицы/.

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - разноцветный.

2. Словообразовательное значение - "характеризующийся тем, что названо опорной основой /цвет/ и конкретизировано в первой основе сложения /разный/.

3. Производящие основы: разн- и -цвет-; формант - суффикс –н-,

интерфикс – -о-. Разноцветный - разный цвет.

4. Способ словообразования - морфологический, сложно-суф­фиксальный.

5. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от двух ос­нов /прилагательного и существительного/сложно-суффиксальным способом: хладнокровный, пустословный.

 

Караульный

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - караульный.

2. Существительное образовано морфолого-синтаксическим способом, путем перехода прилагательное в существительное в определенной синтаксической позиции - подлежащего.

 

Нижеследующих /заметок/

Словообразовательный анализ:

1. Начальная форма - нижеследующий.

2. Слово образовано лексико-синтаксическим способом, в ре­зультате сращения сравнительной степени наречия и причас­тия. От словосочетания прилагательное отличается единым ударением, фиксированным порядком частей.

Словообразовательные цепи: I. Оживиться /постфиксация/ - оживить /префиксально-суффиксальный/ - живой.

2.Повозка /префиксально-суффиксальный/ <• воз /нулевая суффиксация/ - возить /суффиксация/ - везти.

Примеры явления морфемного шва; I. Отъезд - д//ж отъез­жать;

2. Караульный - смягчение согласного - караул.

 

Все задания выполняются по вариантам (ваш вариант – последняя цифра вашего номера зачётной книжки)

 

Вариант I.

I. Обязанность непрерывно говорить и улыбаться, звон посу­ды, бестолковость прислуги, длинные обеденные антракты... утомили ее до изнеможения. Чехов. 2. Мир живет будущим.

Шкловский. 3. Тотчас же она ЗАКАШЛЯЛАСЬ, улыбнулась, по­краснела. Чехов.

Вариант 2.

I. А наверху, в комнате Марфы Тимофеевны, при свете лампад­ки, висевшей перед тусклыми старинными образами, Лаврецкий сидел в креслах, облокотившись на колени и положив лицо на руки. Тургенев. 2. Интересно было ПРОСЛЕДИТЬ все этапы этой нелегкой, на первый взгляд даже малоперспективной ра­боты. Л.Круглов. 3. И в Полтавскую губернию ездил он только затем, чтобы не видеть своего кабинета, прислуги, знакомых. Чехов.

Вариант 3.

I. Петр Дмитрич... смотрел ей вслед с умилением и грустью. Чехов. 2. Искусство работает своим многотысячелетним все понимающим живым архивом. Искусство обновляет память чело­ вечества. Шкловский. 3. Слева, немного ниже насыпи желез­ной дороги, расположилась фабрика. Г.Успенский. Вариант 4.

I. Внизу на пороге гостиной, улучив удобное мгновение, Владимир Николаевич прощался с Лизой. Тургенев. 2. Слова, образованные сложением, следует отличать от …раэдельно оформленных составных слов типа "школа-интернат". Шанская. 3. Отчаяние выдавило у него слезы из глаз - слезы досады, зависти, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА ко всем. Гончаров.

Вариант 5.

I...Пучеглазая, с ястребиным носом, вспыльчивая и мститель ная, она ни в чем не уступала мужу, который чуть ее не уморил и которого она не пережила, хотя и вечно с ним грыз­лась. Тургенев. 2. Применение сильнодействующих средств без дополнительных анализов может привести к серьезным ОСЛОЖ­НЕНИЯМ у больного. /Из журн./

Вариант б.

1. Да и к чему было говорить, о чем РАССПРАШИВАТЬ? Она и так нее понимала, она и так сочувствовала всему, чем перепол­нялось его сердце. Тургенев. 2. Он, вернувшись с того злополучного съезда, всеми силами старался скрыть от домашних, что ему тяжело. Чехов. 3. Иногда в образовании потенциаль­ных слов используются непродуктивные и малопродуктивные мо­дели. Шанская.

Вариант 7.

1. Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу. Чехов. 2. Глафира Петровна наняла за бесценок старую девицу, шведку с заячьими глазами, которая... говорила ПО-ФРАНЦУЗСКИ и по-немецки. Тургенев. 3.Труд­ нопроходимые топи, распутица не помешали комсомольцам выполнить свои обязательства. /Из газет/

Вариант 8.

I. Новые знакомые приняли меня так, как принимают... старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы ЗАГЛУШИТЬ рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кава­лерия смело действовала в тылу врага.

Вариант 9.

I. Опять начинались упреки и просьбы приехать еще раз... Петр Дмитрич выбегал из передней и помогал дамам сесть в коляску. Чехов. 2. Генерал Ветрищев, близкий приятель и, можно сказать, благотворитель, просил, навестить РОДСТВЕН­НИКОВ. Гоголь. 3. Помощь тяжелораненым оказывали прямо на передовой, а затем отправляли в тыл. /Из газет/

Вариант 10.

I. Вот его пригласили на пивоваренный завод, где один ра­ бочий, испуганный рекрутчиной, бросился в котел с кипят­ ком и ОБЖЕГСЯ. Г.Успенский. 2. Неожиданно послышались шаги и голоса. Чехов. 3. Все спешило наслаждаться, все крутилось в каком-то бешеном вихре, Тургенев.

Вариант II.

I. Я тебя спрашиваю: кто он такой? Муж своей жены, мелкопо­местный титуляр, которому ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жениться на бога­той! Чехов. 2. С Кетчером она спорила до слез и перебрани валась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожес­точения. Герцен. 3. По ринувшемуся за ним Кожуху без прома­ ха пришлись приклады. Серафимович. 4. Молодой ученый без­ надежно вздохнул. Горький.

Вариант 12.

I. Он почувствовал себя ожившим и ПОМОЛОДЕВШИМ, когда, пе­реводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих. Л.Толстой. 2. Надо сказать правду, что случаи, подобные вышеприведенному... бывали с нашим героем доволь­но часто. Г.Успенский. 3. Безвкусицу дополняли незакончен­ность и лишняя теснота.... Вся обстановка заводилась не сра­зу, а частями, путем выгодных случаев, распродаж. Чехов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: