Партионный способ бухгалтерского учета.




Партионный учет товаров в бухгалтерии применяется в том случае, если товар на складе хранится по партиям. Учет ведется на компьютере или в партионных картах. Порядок занесения записей в базу данных или в партионные карты такой же, как на складах, только учет ведется не в количественном, а в количественно-суммовом выражении.

В бухгалтерии на каждую партию открывается отдельная карточка. Данные бухгалтерского учета сверяются с товарными отчетами и с партионными картами склада. Расхождения, выявленные при сверке, фиксируются в акте. На начало месяца итоговые данные из партионных карт заносят в оборотную ведомость, которые целесообразно составлять не по отдельным наименованиям и сортам товара, а по отдельной партии в целом с указанием ее номера и суммы. Итог ведомости должен совпадать с данными синтетического счета 41 «Товары».

По мере реализации партий товара бухгалтер без проведения инвентаризации выявляет результаты по партиям (недостачи или излишки товаров). По недостающим товарам рассчитывают и списывают естественную убыль по нормам (при их наличии), засчитывают пересортицы товаров, обнаруженные внутри партии, выявляют окончательные результаты и отражают их на счетах. Недостачи, превышающие установленные нормативы подлежат взысканию с виновных лиц. Излишки приходуются в доход предприятия.

Аналитический учет товаров в розничной торговле ведется в суммовом выражении по каждому материально ответственному лицу, а тары – еще и по ее наименованиям, количеству и сумме.

Аналитический учет товаров в оптовой торговле ведется по материально ответственным лицам и наименованиям товаров. Аналитический учет по наименованию зависит от степени автоматизации учета, способа хранения. При партионном способе каждая вновь поступающая партия товаров храниться отдельно, не допускается смешение товаров из разных партий. При сортовом способе хранения каждый вновь поступивший товар определенного сорта присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта, т.е. товары хранятся по сортам.

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТАРЫ

Учет поступления товаров в розничной торговле

Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используется счет 41 «Товары», субсчета 41-2 «Товары в розничной торговле», 41-3 «Тара под товаром и порожняя» (в то время как учет товаров в оптовой торговле ведут по другому субсчету). Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

Учет товаров, принятых на ответственное хранение, на комиссию, ведется аналогично учету их в оптовой торговле.

В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной ценами отражается на счете 42 «Торговая наценка».

При поступлении товара делается следующая запись:

дебет счета 41-2 «Товары в розничной торговле»

дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Величина торговой надбавки при этом отражается записью:

дебет счета 41-2 «Товары в розничной торговле»

кредит счета 42 «Торговая наценка»

При журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 11 по счету 41-2 систематизируются кредитовые записи, а дебетовые обороты отражаются в ведомости к нему. Эти записи удобнее производить в объединенном учетном регистре, который содержит и кредитовые и дебетовые обороты. На каждый корреспондентский счет выделяется отдельная графа. Например, могут быть сделаны записи в кредитовой части учетного регистра по дебету счета 41-2 в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 42 «Торговая наценка» и т.д. кредитуется счет 41-2 в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 45 «Товары отгруженные», 44 «Расходы на продажу» и т.д.

 

Учет тары

На торговой организации может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Порядок контроля за полным поступлением и правильном оприходованием тары в основном такой же, что и товаров. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Приемка поступившей тары осуществляется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.

Согласно Основным положениям по учету тары на предприятиях производственных объединениях и организациях, различают несколько категорий тары:

- многооборотная тара (используется многократно, подлежит обязательному возврату поставщику). Гарантией возврата тары является взимаемый поставщиком залог, который возвращается после получения назад порожней тары в исправном состоянии. К многооборотной таре могут быть отнесены металлическая и пластмассовая тара (корзины, бочки, бидоны), деревянная тара (ящики, бочки и др.), стеклянная тара (бутылки, банки), тара из ткани (мешки), картонная тара (коробки);

- тара однократного использования.

Тара поступает на предприятия торговли в основном вместе с товарами от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных документов. Учет тары ведется обычно по ценам приобретения. Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании соответствующего акта по цене возможной реализации.

Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах и других товарных документах отдельной строкой. Отпуск тары без товара оформляется отдельными товарно-транспортными накладными или другими расходными документами.

Торговые предприятия учет тары (как покупной, так и собственного производства) ведут на активном счете 41 «Товары», субсчет 41-3 «Тара под товаром и порожняя». По дебету этого субсчета отражается оприходование поступившей тары в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а по кредиту – выбытие (списание) тары (при этом дебетуется счет 41 и другие счета в зависимости от причин ее выбытия).

По тарным операциям могут иметь место как расходы и убытки, так и доходы. Расходы по операциям с тарой в целях исчисления налога на прибыль на основании ст. 265 НК РФ относятся к внереализационным расходам.

Расходы включают в себя затраты, без которых, как правило, невозможно обойтись (перевозка, погрузка, выгрузка, ремонт и т.д.).

Потери от бесхозяйственного отношения к таре (бой, лом, потери от снижения качества тары и т.п.) составляют убытки. К доходам по таре относятся: стоимость тары, полученной от поставщика бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и др.

Расходы по таре учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», а потери и доходы – на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как внереализационные прибыли или убытки соответственно.

При журнально-ордерной форме учета по счету 41 «Товары», субсчет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» ведется ведомость по дебету и журнал-ордер № 11 по кредиту этого счета. Записи делаются на основании товарных отчетов и приложенных к ним документов, отражающих поступление и выбытие тары. На каждый товарный отчет отводится одна строка, по которой отражается приход и расход по корреспондирующим счетам, а также остаток тары на конец отчетного периода.

Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам, по наименованиям, количеству и стоимости тары.

Отражение операций с тарой в синтетическом учете можно представить рядом бухгалтерский операций:

 

1) Поступила в магазин тара вместе с товаром:

а) тара по залоговым ценам подлежащая возврату– 2000 руб.

дебет счета 41-3«Тара под товаром и порожняя»

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

б) по договорным ценам не подлежащая возврату (сумма по счету 8000 руб.)

дебет счета 41-3 «Тара под товаром и порожняя» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 6780 руб.

дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – 1220 руб.

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

2) Произведена наценка до цены возможной реализации 9000 руб. – 2220 руб.

дебет счета 41-3 «Тара под товаром и порожняя»

кредит счета 42 «Торговая наценка»;

3) Оплачено поставщику за поступившую тару– 10000 руб.

дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

кредит счета 51 «Расчетные счета»;

4) НДС предъявлен к зачету – 1220 руб.

дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

5) Возвращена поставщику тара по залоговым ценам – 1900 руб.

дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

кредит счета 41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

6) Потери качества тары списаны на расходы на продажу (100 руб.) – 85 руб. (100 – 100´18÷118)НДС

дебет счета 44 «Расходы на продажу»

кредит счета 41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

7) Зачтен НДС от суммы потерь– 15 руб.

дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

кредит счета 41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

8) Продана тара населению, выручка поступила в кассу– 5900 руб.

дебет счета 50 «Касса»

кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

9) Начислен НДС с суммы выручки от продажи тары – 900 руб.

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

10) Списана тара, проданная населению – 5900 руб.

дебет счета 91 «Расчеты по налогам и сборам»

кредит счета 41-3 «Тара под товаром и порожняя»

11)

1455
Отсторнирована торговая наценка в доле приходящейся к проданной таре (2220÷9000´5900) – руб.

дебет счета 91«Прочие доходы и расходы»

кредит счета 42 «Торговая наценка»

12) Отражен финансовый результат от продажи тары– 555 руб.

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

кредит счета 99 «Прибыли и убытки»

Учет стеклянной тары

Учет стеклянной тары на счетах бухгалтерского учета предприятий розничной торговли осуществляется в следующем порядке.

На счете 41-2 «Товары в розничной торговле» (отдельный аналитический счет – 41-2-2 «Стеклянная тара») учитывается стеклянная тара стоимость, которой за вычетом стоимости возвращенной населением или принятой от него в обмен на товар посуды включается в розничный товарооборот.

Если стоимость стеклянной тары не выделена в сопроводительных документах поставщика отдельной строкой, то она после продажи товаров населению не подлежит приему магазинами.

Магазин закупил 180 банок томатного соуса по цене 4,5 руб. за банку на сумму 810 руб. Торговая наценка – 20 %. Тогда отпускная цена за банку составит 5,4 руб. Продано населению 100 банок. Возвращено населением в магазин 50 пустых банок. Магазин возвратил поставщику 40 пустых банок. Залоговая стоимость 1 банки – 50 коп. Тогда:

1. Оприходован товар на сумму предъявленного счета – 810 руб.:

дебет счета 41 «Товары»

кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

2. Произведена наценка в размере 20 % – 162 руб.:

дебет счета 41 «Товары»

кредит счета 42 «Торговая наценка»;

3. Поступила выручка за реализованный населению товар– 540 руб.:

дебет счета 50 «Касса»

кредит счета 90 «Продажи»;

4. Списана со счета 41 стоимость реализованного товара– 540 руб.:

дебет счета 90 «Продажи»

кредит счета 41»Товары»;

5. Возвращенная населением посуда принята на склад– 25 руб.:

дебет счета 41-2-2 «Стеклянная тара»

кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

6. Возвращена посуда поставщику, причем стоимость возвращенной посуды включена в розничный товарооборот– 20 руб.:

дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

кредит счета 90 «Продажи»;

7. Списана со склада возвращенная поставщику посуда– 20 руб.:

дебет счета 90 «Продажи»

кредит счета 41-2-2 «Стеклянная тара»;

8. Уменьшена задолженность поставщику на стоимость возвращенной посуды– 20 руб.:

дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

25
9. Розничный товарооборот уменьшается на стоимость возвращенной населением посуды методом красное сторно – руб.:

дебет счета 90 «Продажи»; кредит счета 90 «Продажи»

Задача 6

Задания

1. На основании хозяйственных операций произвести записи в журнал регистрации хозяйственных операций.

2. Открыть регистр аналитического учета по счету 42 «Торговая наценка» и произвести записи по данному счету.

При журнально-ордерной форме учета использовать журнал-ордер № 11.

3. Составить расчет торговых наценок, приходящихся на реализованные товары и на остаток товаров.

4. Рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Условие задачи

1. Сальдо по счету 42 «Торговые наценки» на начало месяца – 14112 руб.

За отчетный месяц от поставщиков поступили товары по цене приобретения на сумму – 56280 руб., НДС – 18%.

Товар оприходован с торговой наценкой 30%.

За отчетный период списана порча товаров по продажным ценам на сумму 3420 руб.

Средний процент торговой наценки – 25,6 %., НДС – 18 %.

Остаток товаров на начало месяца – 49820 руб.

Реализовано товаров за месяц – 96420 руб.

2. Организация получила безвозмездно от своего учредителя строительные материалы для ремонта офиса. Рыночная стоимость материалов – 100 000 руб.

Материалы были получены в январе. Ремонт офиса длился с января по март. В течение этих трех месяцев материалы списывались на ремонт:

в январе – на сумму 10 000 руб.;

в феврале – на сумму 60 000 руб.;

в марте – на сумму 30 000 руб.

3. По договору на расчетно-кассовое обслуживание банк ежемесячно списывает со счета организации 300 руб. за текущее обслуживание счета.

4. ОАО владеет исключительным правом на изобретение, подтвержденное патентом. Первоначальная стоимость нематериального актива – 150 000 руб., сумма начисленной амортизации – 50 000 руб.

ОАО продало исключительное право на это изобретение фирме. Сумма сделки составила 141 600 руб., в том числе НДС 21 600 руб..

5. ОАО сдало в аренду производственное помещение, его первоначальная стоимость – 600 000 руб., годовая норма амортизации – 10%.

Отразить на счетах бухгалтерского учета сумму амортизации за месяц.

6. На балансе ОАО по состоянию на 31 октября 200_ г. числится 20 000 штук облицовочных кирпичей марки М-150. Фактическая себестоимость одного кирпича – 8 руб.

В течение года рыночные цены на кирпич этой марки устойчиво снижались. По официальным данным товарно-сырьевой биржи на 31 октября 200_ г., рыночная стоимость одного кирпича марки М-150 была равна 5 руб. за штуку.

В учетной политике ОАО принято решение создать резерв под снижение стоимости кирпича.

7. Организации принадлежит 1000 акций открытого акционерного общества. В 200_ г. собрание акционеров решило выплатить дивиденды за прошедший год в размере 50 руб. на одну акцию. Дивиденды были выплачены деньгами.

8. В декабре 200_ г. организация продала ОАО товары на сумму 118 000 руб.(в т.ч. НДС 18%) с отсрочкой платежа сроком на два месяца. В счет оплаты товаров ОАО выдало продавцу товарный вексель номинальной стоимостью 132 000 руб.

9. По договору поставки поставщику произведена 100% предоплата согласно счету.

Поступили товары от ОАО. В счете поставщика значится:

– товары на сумму 56200 руб.;

– НДС – 18%;

Итого –?

При приемке товара обнаружена недостача по вине поставщика:

– товара на сумму 8200 руб.;

– НДС – 18%;

Итого –?

Поставщику предъявлена претензия.

На расчетный счет поступил платеж от поставщика в сумме задолженности по претензии.

10. По распоряжению руководителя проведена инвентаризация в кассе. По результатам выявлено: фактический остаток денежных средств – 15190 руб. Остаток денежных средств по данным бухгалтерского учета – 15245 руб.

Решением руководителя недостача отнесена за счет МОЛ.

По заявлению МОЛ недостача удержана из заработной платы.

11. С расчетного счета ошибочно списана сумма 128450 руб.

12. ООО получило средства целевого финансирования в размере 118000 руб. на текущий ремонт здания. Ремонт обошелся в 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб.

 

Журнал регистрации хозяйственных операций.

 

№ п/п Содержание операции Сумма (руб) Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Поступили товары от поставщика      
  Начислен НДС 18%      
  Товар оприходован с торговой наценкой 30 %      
  Списана порча товаров по продажным ценам      
  Списана торговая наценка (сторно)      
  Реализовано товаров за месяц      
  Получены безвозмездно от учредителя строительные материалы      
  Материалы списаны на ремонт в январе      
  Доходы списаны при наступлении периода к которому относятся      
  Материалы списаны на ремонт в феврале      
  Доходы списаны при наступлении периода к которому относятся      
  Материалы списаны на ремонт в марте      
  Доходы списаны при наступлении периода к которому относятся      
  Списано с р/с за текущее обслуживание счет      
  Начислена амортизация производственного помещения   91(26)  
  Образование резерва под снижение стоимости МЦ      
  Направлено на выплату дивидендов учредителям     75-2
  Дивиденды выплатили из кассы   75-2  
  Произведена отгрузка товара      
  НДС с выручки 18%      
  Получен от покупателя товарный вексель   52-2  
  Оплачено поставщику по договору поставки      
  Оприходован товар      
  НДС по товарам      
  Предъявлена претензия поставщику   76-2  
  Поступил платеж от поставщика по претензии     76-2
  Выявлена недостача в кассе      
  Списание недостачи в счет МОЛ      
  Недостача удержана из з/п МОЛ      
  С р/с ошибочно списана сумма   76-2  
  Получены средства целевого финансирования на текущий ремонт      
  Оприходованы средства целевого финансирования на текущий ремонт      
  НДС 18%      
  Получены доходы будущих периодов      
  Доходы списаны при наступлении периода, к которому они относятся      

 

Рассчитываем сумму амортизации производственного помещения за месяц: 10% / 12 мес. = 0,83 %

(600000 * 083%) / 100 % = 4980 руб.

Рассчитываем резерв под снижение стоимости кирпича:

20000 * 8 = 160000 руб.

20000 * 5 = 100000 руб.

160000 – 100000 = 60 000 руб.

Рассчитываем сумму претензии за недостачу к поставщику:

Оплачено всего по договору:

56200+ 18%(ндс) = 66316 руб

Оприходовано товара:

48000+ 18% (ндс) = 56640 руб.

Сумма претензии:

66316-56640 = 9676 руб.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ.

2. Постановление Государственного комитета РФ по статистике (Госкомстат России) «Об утверждении Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание» от 1 апреля 1996г. №25 (с изменениями и дополнениями).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

4. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле и документооборот. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 704 с.

5. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Приор-издат», 2006. – 352 с.

6. Панченко Т.М. Операции с товарами: бухучет, налогообложение. – М.: Налоговый вестник, 2006. – 256 с.

7. Булатова З.Г., Булатов М.А. Бухгалтерский учет товаров, расчетов и финансовых результатов в торговых организациях. – М: Экзамен, 2007. - 352


 

 

Вопросы контрольной работы:

 

1. Документальное оформление и учет поступления товаров и тары на предприятиях розничной торговли.

2. Задача.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: