1. Отказы и неисправности рулевых управлений. Их признаки и причины.
2. Диагностирование рулевого управления автомобиля ГАЗ-53-12. 3.Последовательность выявления причин увеличения свободного хода рулевого колеса.
4. Регулировка рулевого механизма.
Отказы и неисправностирулевого управления включают: ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный износ деталей рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослабление крепления рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червячной пары и неправильную регулировку (чрезмерная затяжка деталей) рулевого механизма. В некоторых случаях из-за повышенного износа деталей рулевого механизма и выкрашивания червяка происходит его заедание (заклинивание) или отказ рулевого механизма.
Диагностирование рулевого управления состоит в определении люфта рулевого колеса и усилия его на ободе, возникающего в результате трения в механизмах рулевого управления, а также проверке крепления и состояния шарнирных соединений тяг рулевого привода.
Прежде чем приступить к проверке люфта рулевого колеса, необходимо проверить и подтянуть крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки, устранить зазоры в шарнирах рулевых тяг, Проверить давление воздуха в шинах, регулировку подшипников колес и тяг привода рулевого управления.
Люфт рулевого колеса определяют при помощи динамометра- люфтомера, закрепленного на его ободе. Допустимое значение свободного хода (люфта) — 250.Определение суммарного люфта не дает представления о том, за счет какого сопряжения или узла произошло его увеличение.
Повышенный зазор в шарнирных соединениях рулевых тяг в результате износа и ослабления пружин определяют по взаимному перемещению шаровых пальцев относительно наконечников или головок тяг при резком провертывании рулевого колеса в обе стороны (на ощупь или на глаз).
|
Наличие зазора в подшипниках червяка рулевой передачи проверяют по осевому перемещению ступицы рулевого колеса относительно колонки. Это перемещение обнаруживают на ощупь, при касании пальцев торца ступицы рулевого колеса и колонки, при повороте колеса вправо и влево от среднего положения до отказа или при покачивании вывешенных передних колес, когда рулевое колесо повернуто на один оборот от среднего положения и закреплено (у грузовых автомобилей).
Зазоры в зацеплении ролика и червяка рулевого механизма проверяют по перемещению вала сошки вдоль его оси при положении колес для езды по прямой и отсоединенной продольной рулевой тяги. Для автомобиля ГАЗ-53 величина перемещения нижнего конца сошки не должна превышать - 0,30 мм.
Регулировка подшипников червяка. Перед регулировкой убеждаются в наличии осевого зазора в подшипниках червяка, для чего: откидывают кабину автомобиля; отсоединяют вилку шарнира вала руля от 'вала червяка; покачивают сошку рукой. Если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, то подшипники червяка требуют регулировки.
Последовательность регулировки: ослабляют болты нижней крышки картера и сливают масло; снимают нижнюю крышку картера и вынимают тонкую регулировочную (бумажную) прокладку; устанавливают крышку картера на место, и проверяют подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт еще не устранен, то снимают толстую прокладку, а тонкую ставят обратно. После устранения люфта вынимают вал сошки, соединяют вилку нижнего шарнира вала руля с валом червяка и проверяют на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения. Оно не должно превышать 0,22,..0,45 кгс. Далее собирают рулевой механизм, затягивают болты крепления и заливают в картер масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.
|
Регулировка зацепления ролика с червяком. Зазор в зацеплении ролика с червяком считается допустимым, если люфт на нижнем конце сошки при положении колес для езды по прямой при правильно отрегулированных, подшипниках червяка не больше чем 0,3 мм.
Последовательность операций проверки и регулировки зацепления: ставят колеса в положение езды по прямой; отсоединяют продольную рулевую тягу от сошки; покачивая сошку рукой, определяют люфт на ее конце (желательно пользоваться индикатором).
Далее, если люфт механизма более 0,3 мм, производят его регулировку:отвертывают колпачковую гайку 9 (см. рис. 1) рулевого механизма и снимают стопорную шайбу 11;
вращают ключом регулировочный винт 8 по часовой стрелке до устранения люфта;
Рисунок 1. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53
проверяют с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса, требуемое для его поворота около среднего положения;
путем вращения регулировочного винта 8 доводят усилие поворота рулевого колеса до 1,6...2,2 кгс;
надевают стопорную шайбу 11;.
навертывают колпачковую гайку 9 и снова проверяют люфт на конце рулевой сошки;
вставляют шаровой палец в отверстие сошки, навертывают гайку и зашплинтовывают.
После окончания регулировки рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, который должен быть не более 25°.