ТЕМА 2. Факторы внешней и внутренней среды предпринимательства




 

Любая предпринимательская организация действует не в вакууме, а в определенной среде.

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Экономическая свобода наряду с другими факторами является определяющим условием развития предпринимательства. Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленную на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.

Современный рынок классифицируется по различным категориям:

А) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.

Б) по географическому положению – местный, региональный, национальный, мировой;

В) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный;

Г) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.

Д) по характеру продаж – оптовый, розничный.

Разумеется, любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.

Исходя из зарубежного опыта можно выделить следующие недостатки рынка:

А) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

Б) рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;

В) рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);

Г) в рынке не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;

Д) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;

Е) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке;

Ж) рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение запросов тех лиц, которые имеют большие деньги: “Миром правят деньги”;

З) рынок подвержен не стабильному развитию в связи с инфляционным процессом. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство.

Как уже говорилось, рынок есть сфера существования предпринимателей, без него не будет миллионов предпринимателей, а без предпринимателей как самостоятельно хозяйствующих субъектов не может быть развитого рынка. Поэтому все условия и факторы становления цивилизованного развитого рынка являются и условиями становления и развитого предпринимательства.

Важнейшим обязательным признаком рынка является его конкретный характер. Конкуренция – это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке.

Принято различать внешнюю и внутреннюю среду.

Внутренняя среда включает такие факторы как:

- правильный выбор организационно-правовой формы;

- уровень оптимальности организационной структуры (как производственной, так и общей);

- наличие необходимых финансов для успешной деятельности;

- уровень знаний персонала и стиль руководства менеджеров;

- психологическую атмосферу в коллективе;

- уровень деловых взаимоотношений сотрудников и многое др.

Внешняя среда – это совокупность экономических, социальных, правовых и прочих условий, способствующих формированию и развитию предпринимательства.

Экономические условия - это предложения товаров и спрос на них, виды товаров, которые могут приобрести покупатели, избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень зар. платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также размер заемных средств, к которым готовы обратится предприниматели для финансирования своих деловых операций.

Социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, отношение отдельного индивидуума к работе, зар. плате, условиям труда и т.п.

Правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства и пр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: