Системный механизм восприятия.




24.Врожденные формы деят-сти организма. Выделяют следующие основные врожденные поведенческие реакции. Таксисы – это перемещение всей клетки или всего организма (т.е. локомоторная реакция), вызываемое и направляемое определенным внешним стимулом. Таксисы делятся на положительные и отрицательные, кроме того, их можно классифицировать в соответствии с природой раздражителя. Например, положительный фототаксис, эвглена плывет к свету, хлоропласты перемещаются к свету. Отрицательный фототаксис, дождевые черви, личинки мясных мух, мокрицы и тараканы убегают от света. Безусловные рефлексыответная реакция организма на раздражение сенсорных рецепторов, осуществляемая с помощью нервной системы. И. П. Павлов выделил безусловные рефлексы, направленные на самосохранение организма, основными из которых являются пищевые, оборонительные, ориентировочные и детские безусловные рефлексы. По мнению П.В. Симонова, освоению каждой сферы среды соответствуют три разных класса рефлексов: 1) витальные безусловные(регуляции сна). 2) ролевые (родительского, территориального поведения), 3) безусловные рефлексы саморазвития(безусловный рефлекс сопротивления (свободы). Инстинкты. Инстинктом называют врожденную форму приспособительного поведения. Безусловные двигательные рефлексы. Основными являются 1. Рефлексы новорожденных и детей раннего возраста (1 – 2 года). Этих рефлексов много, например сосательный рефлекс – введение в рот соски вызывает сосание. Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона2. Оборонительные (защитные) рефлексы –например отдергивание руки при касании горячим предметом.3. Шагательный рефлекс. 4. Выпрямительные рефлексы – восстановление нарушенной позы 5. Ориентировочный рефлекс. Инстинкты. три основные группы.Первая группа - это инстинкты, происхождение которых связано с изменениями внутренней и внешней среды организма.1. Гомеостатинеский инстинкт направлен на сохранение внутренней среды организма. Это питьевое и пищевое поведение, испражнения, мочевыведение.2. Инстинкт отдыха и сна. 3. Половой инстинкт. 4. Строительный инстинкт (строительство норы, берлоги, гнезда, плотины – у бобров) 5. Инстинкт миграции рыб во время их нереста. Вторая группа инстинктов связана с изменениями внешней среды организма. 1. Инстинкт самосохранения – избавление и избегание от нападения, неблагоприятных воздействий окружающей среды.2. Территориальный инстинкт (территориальное поведение) – мечение территории и изгнание со своей территории других особей.3. Инстинкт лидерства и подражания (имитации) 4. Инстинкт зимней спячки некоторых видов животных.5. Инстинкт перелета птиц. И-ми третьей гр (они запрограммированы в ЦНС) являются следующие.1. Санитарный инстинкт (гнездо, берлога содержатся в чистоте). Птенцы, например, для испражнений вылезают на край гнезда.2. Родительский инстинкт (воспроизведение и охрана потомства).3. Инстинкты движения и игровой инстинкт. Живые существа обычно свою жизнь начинают с движения.4. Инстинкты свободы и исследования. Ориентировочный рефлекс – это безусловно-рефлекторное непроизвольное сенсорное внимание, сопровождаемое повышением тонуса мышц, вызванное неожиданным или новым для организма раздражителем. Целесообразно выделить три фазы в развитии ориентировочного рефлекса.

Первая фаза выражается в прекращении текущей дея-сти с фиксацией позы. Вторая фаза начинается, когда состояние «стоп-реакций» переходит в реакцию вздрагивания (или обшей активности). Третья фаза ориентировочного рефлекса начинается с фиксации поля раздражителя для развертывания процесса дифференцированного анализа внешних сигналов и принятия решения об ответной реакции организма.

 

25.Приобретенные формы поведения (научение). Научение – это выработка в онтогенезе приспособительных форм поведения, в том числе и навыков физического труда. Выработка условного рефлекса – это тоже научение. Условный рефлекс – выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. Рассмотрим сначала условный рефлекс.

 

26.Характеристика условных рефлексов. Условные рефлексы, как и безусловные, подчиняются закону силы– с увеличением силы стимула ответная реакция возрастает.На один и тот же раздражитель можно вырабатывать различные условные рефлексы (условно-рефлекторное переключение).

Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма
Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи
Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям
Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих животных
Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители
Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение

 

27.Класс-ция условных рефлексов. Все условные рефлексы подразделяют на те же группы, что и безусловные, на базе которых они были выработаны.1. По биологическому значению различают рефлексы пищевые, оборонительные, половые и др2. По виду рецепторов, с которых идет выработка, условные рефлексы делят на экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные. Интерорецептивные ус-ые р-сы сопровождаются, как правило, расплывчатыми ощущениями, которые И.М. Сеченов называл «темными чувствами», влияющими на настроение, работоспособность. Проприорецептивные ус-ые р-сы лежат в основе научения животных и человека двигательным навыкам (ходьбе, производственным операциями и др.). Экстерорецептивные ус-ые р-сы формируют приспособительное поведение животных по добыванию пищи, избеганию вредных воздействий, продолжению рода и т.д. 3. По функции отдела нервной системы и характеру эфферентного ответа различают условные рефлексы соматические (двигательные) и вегетативные (сердечно-сосудистые, секреторные, выделительные и др.). По отношению сигнального раздражителя к безусловному (подкрепляющему) раздражителю все условные рефлексы делят на натуральные и искусственные (лабораторные). 1. Натуральные ус-ые р-сы формируются на сигналы, являющиеся естественными признаками подкрепляющего раздражителя. 2. Искусственными (лабораторными) называют ус-ые р-сы на такие сигнальные раздражители, которые в природе не имеют отношения к безусловному (подкрепляющему) раздражителю. Основными из этих ус-ых р-сов являются сл-ие.1. По сложности различают: а) простые ус-ые р-сы, вырабатываемые на одиночные раздражители (классические условные рефлексы И.П. Павлова); б) комплексные у-ые р-сы, т.е. на несколько сигналов, действующих одновременно или последовательно; в) цепные р-сы – на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс (динамический стереотип).2. По соотношению времени действия ус-ого и без-ого раздражителей различают р-сы наличные и следовые. Для выработки условных наличных р-сов характерно совпадение действия ус-го и без-ого раздражителей, последний включается лишь несколько позже. Следовые рефлексы вырабатывают в условиях, когда безусловный раздражитель подают через 2 – 3 мин после выключения условного, т.е. выработка условного рефлекса происходит на след от сигнального стимула.3. По выработке условного рефлекса на базе другого ус-ого р-кса различают условные рефлексы второго, третьего и других порядков4. Ус-ые р-сы на время могут быть не только натуральными, но и искусственными. При неоднократной подаче безусловного раздражителя с неизменным интервалом между подачами образуется рефлекс на время, т.е. за некоторое время до подачи подкрепления возникает условная эффекторная реакция. В зависимости от сигнальной системы различают ус-ые ре-ы на сигналы первой и второй сигнальных систем, т.е. на слово. Ус-ные ре-сы бывают положительные и отрицательные. Ус-ые р-ы – это р-сы на будущие события. Биологическое значение ус-ых ре-ов состоит в их предупредительной роли.

28.Пластичность нервной ткани. Пластичность нервной ткани - способность к перестройке функциональных свойств. Основные проявления этих свойств следующие. Физиологические феномены. 1. Синоптическое облегчение (посттетаническая потенциация) – это улучшение проведения в синапсах после короткого раздражения афферентных путей. 2. Синоптическая депрессия (утомление центра) развивается при длительной посылке импульсов к центру. 3. Доминанта – стойкий господствующий очаг возбуждения в ЦНС, подчиняющий себе функции других нервных центров. Явление доминанты открыл А.А. Ухтомский (1923). Компенсация нарушенных функций после повреждения того или иного центра – результат проявления пластичности ЦНС.

Стадии и механизм образования ус-ых р-сов. Процесс формирования классического ус-ого ре-кса проходит три основные стадии.1. Стадия прегенерализации, характеризующаяся выраженной концентрацией возбуждения (главным образом в проекционных зонах коры условного и безусловного раздражителей) и отсутствием условных поведенческих реакций.2. Стадия генерализации ус-го р-са, в основе которой лежит процесс «диффузного» распространения (иррадиации) возбуждения. У-ые реакции возникают на сигнальный и другие раздражители (явление афферентной генерализации), а также в интервалах между предъявлениями условного стимула (межсигнальные реакции). 3. Стадия специализации, когда межсигнальные реакции угасают и условный ответ возникает только на сигнальный раздражитель. (В основе замыкания временной связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбужденными центрами.). существуют два механизма условно-рефлекторной деятельности: 1) настроечный, регулирующий состояние мозга и создающий определенный уровень возбудимости и работоспособности нервных центров и 2) запускающий, который инициирует ту или иную условную реакцию.

 

30. Торможение ус-ых р-сов. Имеются два вида торможения у-ых р-сов, принципиально отличающихся друг от друга: врожденное и приобретенное. Безусловное (врожденное) торможение у-ых р-сов подр-тся на внешнее и запредельное торможение. 1. Внешнее торможение – проявляется в ослаблении или прекращении наличного (протекающего в данный момент) ус-ого р-са при действии какого-либо постороннего раздражителя. 2. Запредельное торможение возникает при длительном нервном возбуждении организма, при действии чрезвычайно сильного ус-ого сигнала или нескольких несильных. Условное (приобретенное, внутреннее) торможение у-х ре-сов – это активный нервный процесс, который требует своей выработки, как и сам рефлекс.Различают следующие виды ус-го торможения: угасательное, запаздывательное, дифференцировочное и условный тормоз.1. Угасательное торможение возникает при повторном применении условного сигнала и неподкреплении его. При этом вначале условный рефлекс ослабевает, а затем полностью исчезает, через некоторое время он может восстановиться. 2. Запаздывательное торможение возникает при отставлении подкрепления на 1 – 3 мин относительно начала действия условного сигнала. 3. Дифференцировочное торможение вырабатывается при дополнительном включении раздражителя, близкого к условному, и неподкреплении его. Условный тормоз возникает при добавлении к условному сигналу другого раздражителя и неподкреплении этой комбинации. Значение всех видов условного (внутреннего) торможения условных рефлексов заключается в устранении ненужной в данное время деятельности – тонком приспособлении организма к окружающей среде.

 

31.Формы научения. В частности, все виды научения делят на две группы: неассоциативное (привыкание, сенситизация, импринтинг и подражание) и ассоциативное. Неассоциативное научение реагировать или не реагировать на раздражитель без использования сигнала, без связи (без ассоциации), т.е. без совпадения с каким-то сигналом. Ассоциативное – научение при совпадении индифферентного раздражителя с деятельностью организма. При этом формируется связь (ассоциация) между сигналом и раздражителем (подкреплением).). целесообразно все формы научения объединить в четыре основные группы преимущественно по критерию активности животного или человека в ходе научения: 1) пассивное (реактивное) научение; 2) оперантное научение (от лат. operatic – действие); 3) научение с помощью мышления (когнитивное, рассудочное); 4) научение путем инсайта.. Пассивным научением являются следующие формы.1. Привыканиеугасание ориентировочной реакции. 2. Сенситизация – усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения. 3. Импринтинг – запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности. Оперантное научение (от лат. operatio – действие) – это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. два основных вида научения – метод проб и ошибок и инструментальный условный рефлекс.. Инструментальный условный рефлекс – научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Научение с помощью мышления (когнитивное научение). Во-первых, имеется в виду такой вариант, когда организм оказывается в ситуации, с которой он ранее не встречался, и находит правильное решение в результате мышления. Научение путем наблюдения. Различают два вида подобного научения. 1. Простое подражание. Например, обезьяна в общении с исследователями в экспедиции научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем это делается. 2. Викарное научение, которое также осуществляется посредством наблюдения, но при этом результат действия оценивается.( свойственно только человеку.)Психонервная деятельность. Суть психонервной деят-сти состоит в том, что у животных возникает определенный образ при однократном восприятии конкретных явлений окружающей действительности (пищи, врага и т.д.), т.е. всех тех объектов внешней среды, которые имеют какую-либо связь с биологически важным состоянием животного (кормлением, самозащитой или размножением). Научение путем инсайта (озарения) - внезапное нестандартное правильное решение задачи.

 

32. Общая хар-ика памяти. Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Биолог-е значение памяти. Накопление, хранение и воспроизведение инф-ции – общие сво-ва нейронных сетей. Классификация. Основу адаптивного индивидуального поведения составляют обучение и память. В нейрологической памяти выделяют генотипическую (врожденную) память, которая обусловливает сохранение инстинктов, импринтинга, и фенотипическую память, мозговые механизмы которой обеспечивают обработку и хранение информации, приобретаемой животным организмом в процессе индивидуального развития. Память различают по формам восприятия информации (логически-смысловая и чувственно-образная, последняя подразделяется на модально-специфические виды – зрительная, слуховая, моторная), по уровням усвоения (воспроизводящая и облегчающая), по длительности хранения информации.

По длительности хра-ния инф-ции различные авторы выделяют причем везде первым этапом отмечается сенсорная (по мнению некоторых авторов – иконическая) память – доли секунды. Далее начинаются противоречия: а) первичная память – несколько секунд, вторичная – от нескольких минут до нескольких лет, третичная – на протяжении всей жизни; б) кратковременная память – десятки секунд, долговременная – более минуты и на протяжении всей жизни; в) кратковременная (первичная) – десятки секунд, кратковременная (вторичная) – от нескольких минут до нескольких лет, долговременная – на протяжении всей жизни. Кроме того, в раннем онтогенезе следует выделить память импринтинга. По механизму импринтинга у взрослых животных запечатляется действие жизненно значимых подкрепляющих факторов. По мере индивидуального развития животных механизм импринтинга все больше уступает место другим механизмам памяти.

 

33.Кратковременная и промежуточная память. Кратковременная память. Этот вид памяти формируется на основе непосредственного сенсорного отпечатка внешнего мира. Наличие кратковременной памяти было доказано в опытах немецкого психолога Г. Эббингауса (1885), Память, обеспечивающая удержание и воспроизведение оперативной инф-ации, получила название кратковременной. Объем крат-енной памяти составляет примерно 7 + 2 единицы. Основным свойством данной разновидности памяти является ее непродолжительность. Длительность хранения инф-ции в крат-енной памяти – секунды, минуты. Большую роль для выяснения механизмов памяти сыграло применение в лечебных целях электрошока – сильного электрического воздействия на головной мозг. Выяснилось, что после электрошока, так же как и после механической травмы мозга в результате сотрясения, наркоза, ушиба, наблюдается ретроградная амнезия: человек полностью забывает о событиях, предшествовавших электрическому или механическому воздействию на мозг.Промежуточная память - это процесс перевода крат-енной памяти в долговременную (консолидация памяти), который продолжается несколько часов. Следы крат-енной памяти становятся устойчивыми через 4 ч. Таким образом, длительность промежуточной памяти от нескольких минут до 4 ч (некоторые авторы считают, что больше, другие – что меньше). данный период переработки поступившей информации и ее запоминание следует назвать нейрохимической памятью.

 

34.Долговременная память. Основой этого вида памяти являются структурные изменения в нейронах, длительность (часы, дни и на протяжении всей жизни при повторении информации), ее объем практически безграничен. важную роль играют синаптические процессы.Синаптические процессы. Под влиянием обучения в ЦНС образуются новые синапсы, увеличиваются их размеры, количество, количество медиаторов, разрастаются дендриты, увеличивается число шипиков на них, количество коллатералей аксонов – все эти явления в течение месяца исчезают.Важную роль в консолидации памяти играют нейропептиды. Известно, что пептиды могут находиться в пресинаптических терминалях в качестве сопутствующего медиатора. Например, вместе с норадреналином часто выделяется нейропептид У, опиоидные пептиды, соматостатин. Формирование энграммы памяти. Энграмма – это ансамбль нейрональных и глиальных элементов, объединенных синаптическими механизмами. изменение белкового метаболизма нейрона, по всей видимости, является решающим звеном в сложнейшей цепи процессов формирования и закрепления следов памяти – энграммы (А. С.Батуев). На основании изложенного долг-нную память можно называть структурной памятью (период видимых синтаксических процессов. Роль тренировки механизмов памяти. Известно, что у лиц, занимающихся интенсивным умственным трудом, хорошая память сохраняется даже в преклонном возрасте. Сформированная память может быть вызвана различными ассоциациями: зрительными образами, слуховыми и тактильными воздействиями. Особенно ярки воспоминания, вызванные обонятельными воздействиями. Забывание. Процесс забывания характеризуется определенной скоростью. Как показали наблюдения над больными и эксперименты на животных, забывание связано с деятельностью структур гиппокампа и височной доли больших полушарий.

 

35. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти. В процессе обучения запоминание осуществляется с помощью различных структур мозга, включающих два уровня: 1) неспецифический (общемозговой) – стволовая ретикулярная формация, гипоталамус, ассоциативный таламус, гиппокамп и лобная кора; 2) модально-специфический (региональный) – различные отделы новой коры больших полушарий, за исключением лобной коры. Мозговая кора – основной субстрат модуляции памяти. Результаты морфологических и физиологических исследований способствовали формированию представления о существовании кольцевой системы: гиппокампгипоталамус – ретикулярная формация. Височная кора участвует в запечатлении и хранении образной ин-ции. Значительная роль в механизмах памяти отводится гиппокампу, который выступает первым пунктом конвергенции условных и безу-ных стимулов, где мотивационное возбуждение гипоталамуса сопоставляется с инф-ией из внешней среды через перегородку. Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении следов памяти (энграмм), а также непосредственно включается в процессы формирования энграмм. Таламокортикальная система способствует организации кратк-нной памяти, при нарушении дорсомедиального и вентролатерального ядер таламической области затрудняются усвоение нового материала и сохранение ранее заученной ин-ции. В лобную кору основная инф-ция поступает по двум путям: от сенсорных проекционных зон и через ассоциативные ядра таламуса.

 

36. Потребности. Потребность – это то, что необходимо организму. Потребность побуждает организм действовать, действие направлено на удовлетворение имеющейся потребности. Биологические потребности, происхождение которых связано с сохранением жизни индивида и вида. При таком определении в эту группу можно включить следующие потребности.

1. Потребность гомеостазиса, т. е. поддержания постоянства внутренней среды, нарушение которого ведет к возникновению специфических ощущений, что побуждает организм к удовлетворению этой потребности. 2. Потребность сохранения – самосохранения и сохранения вида.3. Родительские потребности – воспроизведение и охрана потомства.4. Половая потребность. 5. Потребность труда и отдыха, в том числе и сна. Движение человеку так же необходимо, как и отдых. Бытовые потребности – одежда, жилье, санитария и т.п. Социальные потребности, происхождение которых связано со средой обитания, так же характерны для животных и человека, как и биологические потребности. основные социальные потребности человека.1. Стремление принадлежать к определенной социальной среде и иметь желаемую профессию.2. Соблюдение норм поведения в рамках критериев нравственности общества.3. Стремление к успеху (лидерство, творчество, спортивные и производственные достижения, успехи в учебе на различных ступеньках образовательной лестницы, компетентность, профессионализм и т.п.). Потребности свободы и исследования (ориентировочно-исследовательской деятельности, неизвестной, загадочной среды, обстановки, стремление преодолевать трудности и т.п.). Эти потребности не связаны друг с другом своим происхождением, но они очевидны. Значение потребностей заключается в том, что они формируют мотивации, стимулирующие деятельность организма для сохранения жизни индивида и вида, добиваться высоких показателей в производственной и научной деятельности, в спорте, совершать открытия и т.п., а также играют воспитательную роль.

 

Мотивации. мотивация – это побуждение организма к действию с целью удовлетворения существующей у него потребности. мотивация формируется потребностью организма – биологической, социальной свободы или исследовательской деятельности.. Мотивации подразделяют обычно на три группы: биологические, социальные и идеальные (этические, духовные).

делят также на первичные (врожденные, биологические – низшие) и вторичные (приобретенные – высшие). Состояние организма при мотивациях характеризуется рядом общих черт.1. Во время любой мотивации наблюдается активация моторной системы.2. Повышается тонус симпатоадреналовой системы, выражающийся в росте частоты сокращений сердца, артериального давления3. Наблюдается активация сенсорных систем. Усиление ориентировочных реакций, десинхронизация в ЭЭГ как отражение усиления активирующих влияний – все это позволяет организму с большей легкостью выявлять биологически значимые и сигнальные раздражители в окружающей среде. Далее наблюдается возрастание поисковой активности (II фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.4. Воспоминание предыдущего опыта, что необходимо для реализации поискового целенаправленного поведения и достижения результата.5. Возникновение эмоций, как правило, отрицательных стенических, мобилизующих ресурсы организма; реже – отрицательных астенических или положительных, обычно при стремлении к творчеству, проявлению любознательности. Биохимической основой формирования мотиваций различного биологического качества являются несколько групп биологически активных веществ. Прежде всего - это нейромедиаторы (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и др.), которые выделяются нервными окончаниями и служат посредниками в процессе синаптической передачи. Другую группу составляют гормоны, секретируемые железами внутренней секреции, и нейрогормоны, вырабатываемые нейросекреторными клетками нервной ткани.

 

38.Эмоции. Эмоции – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere – потрясать, волновать). В качестве внутренних раздражителей выступают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пузыря, кишечника). Внешние раздражители – это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д. Кла-ция эмоций. Имеется несколько критериев для классификации эмоций по интенсивности и длительности: настроение – эмоция – аффект. Выделяют положительные и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции могут быть стеническими (повышение активности организма – физической, духовной) и астеническими (угнетение деятельности организма). Положительные эмоции обычно сопровождаются повышением деятельности организма. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться. Выделяют следующие основные эмоции: 1) радость; 2) интерес; 3) удивление; 4) горе; 5) отвращение; 6) гнев; 7) презрение; 8) страх; 9) вина; 10) стыд. Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, могут возникать двигательные реакции.. Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым областям лимбической системы относятся гиппокамп (аммонов рог, зубчатая извилина, субикулум), парагиппокампова извилина, поясная извилина и филогенетически старая структура обонятельного мозга (обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над амигдалой). В составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Причины возникновения эмоций. Известны три основные теории возникновения эмоций.1. Биологическая теория эмоций (П.К. Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, т.е. входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.2. Потребностно-информационная теория эмоций (П.В. Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. 3. Представление, выдвинутое Г.И.Косицким о том, что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время Значение эмоций. 1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность ан-ов,.2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.3. Эмоции влияют на здоровье организма. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее, а И.П. Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отрицательная разрушает организм.

 

39. Виды псих-ой деят-сти. Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении пси-ой дея-сти человека. Псих-ая деят-ть – это идеальная субъективно осознаваемая деят-сть организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная дея-сть (ВНД) – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей инф-ии и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Низшая нервная дея-сть – это сово-сть нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. формы пси-ой деяте-сти: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля. Ощущение – осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д Восприятие – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые. Представление – формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память – это способность организма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление. Мышление – процесс познания, накопления инф-ии и навыков, а также и оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти инфо-ией. Мышление является одним из видов псих-ой дея-ти. Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности. 2. Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деят-сти и сопровождающее саму де-сть. Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам. Эмоция как одна из форм психической деятельности рассмотрена в разделе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: