Высшие органы исполнительной власти. Структура и полномочия




Органы исполнительной власти - это прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти -- министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительно власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные - это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации - президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом - государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные - это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Понятие «системы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» можно определить как совокупность исполнительных органов власти субъекта Федерации во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также систему связей и взаимоотношений между всеми органами исполнительной власти субъекта Федерации. При этом система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является, прежде всего, составной частью (подсистемой) единой системы исполнительной власти в России в целом. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни и звенья; а как следствие этого, - виды и формы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает предложенную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Думой Президент назначает Председателя правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Правительство РФ: разрабатывает и представляет Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчёт об его исполнении; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью; осуществляет непрерывное оперативное руководство страной.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, законам, указам могут быть отменены Президентом РФ. Правительство может подать в отставку. Президент может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. После выражения недоверия Президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением Думы. В случае повторного выражения недоверия в течении трёх месяцев Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ст.117).

Федеративное устройство России предопределило такую особенность статуса органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как «двойственность» их правового статуса, которая заключается в том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с одной стороны, выполняют предписания федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, а, с другой, являясь органами государственного управления субъекта Федерации, осуществляют непосредственное управление соответствующей сферой его общественной жизни и соответственно подчиняются высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Федерации.

Современная модель организации исполнительной власти субъекта Российской Федерации стала складываться после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, положениями которой были установлены основные принципы построения институтов власти в России.

В настоящее время в основе построения системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации лежит исторически сложившаяся доктрина разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Данная концепция положена в основу одного из основополагающих принципов построения демократического государства в современном мире. При этом если рассматривать исполнительную власть именно с точки зрения принципа разделения власти, можно сделать вывод, что исполнительная власть - это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение.

Для исполнительной власти, как одной из разновидностей власти государственной, присущи многие признаки, характеризующие последнюю. Однако по своей природе и сущности органы исполнительной власти отличаются от органов законодательной (представительной) и судебной властей.

Известно, что органы исполнительной власти является самой мощной частью государственной системы управления. Исполнительная власть непосредственно распоряжается финансовыми и материальными ресурсами государства, а в системе ее органов работает большинство государственных служащих.

Влияние и роль исполнительной власти в значительной мере обусловлены ее специфической природой, а также особенностями возникновения. Характерной особенностью исполнительной власти является, прежде всего, ограниченное в целом развитие и применение выбранных начал в организации и деятельности ее органов, а также доминирование принципа назначения, т.е. вопросы образования, создания органов и подразделений исполнительной власти, назначения их должностных лиц решаются односторонним волевым путем, во многом исключающим черты демократизма.

Специфика исполнительной власти изначально заложена в формах и методах деятельности ее органов, прежде всего в господстве единоначалия и в ограниченном, в известной степени, формальном применении принципа коллективности при решении подведомственных вопросов органами исполнительной власти.

Оптимальной моделью взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами должна стать модель строгого разграничения компетенции между органами управления, а также их четкого финансового, правового, организационного обеспечения. При этом решение этой задачи должно быть основано на общепризнанных принципах федеративного демократического государства и облечено в правовую форму. На этой основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, превращаясь в реальные субъекты преобразований в России, призваны обеспечить в этом процессе решение не только местных, но и общефедеральных задач.

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других - правительство или его глава (например, в Карелии).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих республик о Президенте.

Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назначает и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом «отлагательного вето».

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число исключительных полномочий Российской Федерации.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Законодательство республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) кабинет Министров республики формируется Президентом республики. Премьер-министр республики назначается Президентом республики с согласия Государственного Собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности Президентом республики по представлению премьер-министра республики. По представлению премьер-министра республики Президент может включать в состав правительства республики руководителей других органов и организаций республики.

Итак, согласно Конституции РФ исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной ветвью государственной власти, в которую составляющим элементом входят органы исполнительной власти субъектов РФ. Несмотря на единство исполнительной власти, Конституция РФ закрепляет также самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Это может означать, что, являясь элементами одной системы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют собственную систему, но уровнем ниже. Из положений Конституции можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в Российской Федерации имеет две системы - единую систему исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения, и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, в которую входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность по предметам совместного ведения и по предметам исключительного ведения субъектов РФ.

Проблема горизонтальных отношений органов исполнительной власти субъекта РФ сводится к их взаимодействию с региональными органами законодательной (представительной) власти. Иначе говоря, речь идёт о так называемой системе «сдержек и противовесов». На уровне субъекта она не представляет собой аналог общефедеральной. В республиках президентского вида глава субъекта (губернатор), как правило, не имеет права роспуска законодательного органа государственной власти (например, в Республике Калмыкия, Краснодарском крае, Ростовской области и в других регионах ЮФО), в то время как в ряде субъектов РФ законодательный (представительный) орган вправе отправить в отставку президента (губернатора). Например, согласно ст.73 Конституции Чеченской Республики Парламент Чеченской Республики вправе выразить недоверие Президенту Чеченской Республики в случае: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Чеченской Республики не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и законов Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение Парламента о недоверии влечёт немедленную отставку Президента и Правительства Чечни. Одним из важных совместных полномочий органов исполнительной и законодательной властей субъекта РФ является законодательная инициатива.

Высшее должностное лицо подписывает и обнародует законы субъекта, обладает значительными собственными нормотворческими функциями (издаёт указы и распоряжения). Наконец, говоря о взаимоотношениях органов исполнительной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления, не входящих в систему государственных органов, необходимо сказать об их взаимной независимости и в то же время о наличии контрольных полномочий за деятельностью последних в руках государственных органов. Кроме этого, конкретно к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ относится обеспечение организации и деятельности органов местного самоуправления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: