ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОЙ ДРЕССИРОВКИ




Системная дрессировка рассматривает процесс обучения собаки как открытую систему. Кроме всего прочего, это означает, что любой элемент обучения, любой навык взаимосвязан с другими элементами обучения и все они взаимозависимы. К примеру, в системной дрессировке обучение навыка подхода по команде «Ко мне!» завязано, когда это необходимо, на отучении собаки гонятся за кошками и другими животными. Обучение команде «Рядом!» (наряду с другими) используется при блокировании агрессивного поведения.

Поэтому системная дрессировка широко использует так называемый ситуативный подход, при котором тренер заранее моделирует ситуацию, а навык или действия дрессировщика направлены на предотвращение нежелательного поведения.

В свое время В.С. Варлаков называл системную дрессировку гуманной – в противовес той, которая доминировала в те времена, поскольку один из принципов системной дрессировки – обучение на позитивном эмоциональном фоне, в сумме перевешивающем негативные воздействия.

Системная дрессировка использует гибкий индивидуальный подход к каждой собаке – это касается и выбора мотивации для работы, и системы подкреплений.

Системная дрессировка предполагает постепенность, последовательность и постоянство требований, предъявляемых как к тренеру, так и собаке.

В теоретической основе системной дрессировки лежит теория функциональных систем, предложенная академиком П.К. Анохиным (функциональная система целенаправленного поведения) и развитая академиком К.В. Судаковым (концепция «квантования целенаправленного поведения»: поведение – это поток «поведенческих «квантов », каждый из которых имеет полезный результат).
а) Постулируется, что существует целенаправленное и нецеленаправленное (смещенное) поведение. Целенаправленное поведение мотивировано и результативно – то есть оканчивается полезным результатом. Нецеленаправленное (смещенное) поведение (Н-СП) может возникать в результате внешних (несовпадение ожидаемого результата с полученным) и внутренних причин (перевозбуждение, потеря концентрации), может быть случайно результативным, если ведет к разрядке, и тогда закрепляется и превращается в поведенческий стереотип.

Достигнутый положительный результат носит положительную эмоциональную окраску, рассогласование (несовпадение) полученного результата с запланированным – отрицательную.

Отрицательные эмоции вызываются негативными воздействиями на собаку.

Конечно же, системная дрессировка учитывает тот факт, что поведение собаки нельзя понимать, воспринимать и описывать в физиологических терминах. Это сложная система, которая включает в себя не только и не столько врожденные, а также выученные автоматические, стереотипные ответы на действие внешних стимулов, но и познавательные процессы, анализ ситуации и рассудочную деятельность разной степени сложности.

б) Собака – социальный симбионт человека. Собака активно манипулирует хозяином и членами его семьи (такова её видовая стратегия), люди пытаются манипулировать собакой. Нормативная дрессировка – один, но не единственный способ управления поведением собаки.

в) Поведение собак в группах себе подобных и в человеческой семье описываются концепцией социальных ролей, которую предложил А.Д. Поярков.
Концепция социальных ролей не опровергает концепцию доминантной иерархии, а существенно корректирует и уточняет её. Концепция социальных ролей отвергает описание всего многообразия форм поведения животных в терминах «линейной» или «вертикальной» иерархии.

г) Тренер и собака формируют открытую систему – «диаду », поведение которой результативно для обоих участников процесса.

д) Работа с собакой (обучение) основывается на «чтении» поведения собак, манипуляции и управлении этим поведением с помощью самого широкого спектра воздействий. В зависимости от задач это могут быть как подкрепления игрой, едой, тактильным контактом, так механические воздействия. Выбор воздействий индивидуален и гибко меняется в зависимости от задач – как тактических, так и стратегических.

е) Основной метод обучения животных основывается на правиле: поведение должно быть результативным! Т. е. цель тренера – трансформировать или сформировать мотивированное поведение, которое увенчается получением полезного приспособительного результата. Реализация мотивации приводит к результату! Во время обучения собаку можно искусственно вводить в состояние нецеленаправленного (смещенного) поведения и, правильно подкрепляя (делая его результативным), получить на выходе стереотипное, целенаправленное поведение.

ж) Очевидно, что полезный результат должен сопровождаться положительным эмоциональным фоном. Даже при использовании отрицательных подкрепляющих воздействий (ОПВ – механики) в процессе занятий положительный фон должен намного превосходить отрицательный. Поэтому на ранних этапах обучения после использовании ОПВ, после правильно выполненного приема, собаку необходимо подкрепить положительно (скажем, серия механических воздействий при подзыве, или выполнении команды «рядом», после того как собака займет правильное положение, должно быть «вознаграждено» лакомством, лаской или игрушкой – выбор за вами). Собака должна ждать занятий и стремиться к ним.

з) эффективным инструментом обучения может быть широкое применение механизма условного подкрепления (УП), описаного Б.Ф. Скиннером и популяризированного (в варианте с условными положительными подкреплениями) во всем мире Карен Прайор. Результативность поведения определяется получением УП и лишь потом вознаграждается.

Тут нужно понимать, что Б.Ф. Скиннер свою теорию использовал для описания поведения животных в целом, то есть он объявлял все сложное текущее поведение животных выученным, за что, к слову, был подвергнут полнейшему разгрому современными (ха-ха-ха!) исследователями поведения. При этом Скиннер, вопреки предположениям «верхоглядов», как минимум не отдавал предпочтения только лишь положительным подкреплениям (об этом читайте ниже), напротив, т.н. негативные воздействия в его теории занимали важнейшее место.

Старый добрый «контрастный» метод дрессировки, сочетание поощрений и механических воздействий – это его, Скиннера изобретение!

В системной дрессировке поведение собаки, вслед за современными исследователями, описывается и понимается иначе – как сложная система, включающая и врожденное поведение, и обучение, и рассудочную деятельность, когда решение принимается животным после анализа ситуации.

Правда, в процессе обучения полагаться на «размышления» собаки не всегда правильно, а иногда и вредно.

Поэтому как инструмент оперантное научение с использованием условных подкреплений, широко использовалось в практике системной дрессировки. Об этом мы с доктором биологических наук А.Н. Кузнецовым довольно подробно писали в 2000 г. (Иван Затевахин, Александр Кузнецов. «Чуть проще, чем генетика (Азы теории обучения)», «Друг», № 6, 2000.), думая, что поставили в спорах «зачем», «почему» и «когда» точку. Использование методов оперантного научения исключительно эффективно, помогает избегать ненужных «раздумий» и не противоречит концепции «результативности» поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: