Хочешь познать смысл смеха и счастья? 5 глава




Большинство людей не любят друг друга и, более того, самих себя в подлинном смысле этого слова. Обычно они либо совершенно не осознают истинной природы любви, либо предпочитают не обращать на неё внимания. Более того, по самой своей природе любовь является актом понимания, зависящим как от трезвости, так и от уровня знаний. Любой матери на собственном опыте известно, что это так. В результате социальной обусловленности большинство матерей словно обязаны испытать мгновенную вспышку любви к новорождённому ребёнку, и потому им очень часто стыдно признаваться в том, что с самого начала никакого чувства любви к младенцу у них не возникло. И всё же это вполне естественно, так как для возникновения подлинной любви к совершенно незнакомому человеку нужно время.

По этой причине ошибочным является романтический принцип «любви с первого взгляда»; в случае взрослых людей такая любовь представляет собой чаще всего лишь оправдание сексуального желания. Любовь с первого взгляда просто невозможна. В обычных условиях люди могут испытывать по отношению друг к другу в лучшем случае сердечность. К примеру, отец будет тепло относиться к своему сыну, и эта сердечность взрастит в мальчике те качества и способности, которые его отец больше всего ценит. Такие забота и поддержка, в свою очередь, вызывают у сына сходное чувство сердечности по отношению к отцу. Как только образуется такая основанная на сердечности связь, отношения между отцом и сыном начинают развиваться одним из двух возможных способов, в зависимости от знаний отца.

Если отец не осознаёт подлинную природу любви, он, сам не понимая того, что делает, позволит отношениям между ним и сыном превратиться в обусловленную «любовь». В этом случае сын неизбежно окажется в ситуации, когда ему постоянно приходится исполнять требования отца, если только он хочет сохранить его одобрение и «любовь». С другой стороны, если отец признаёт подлинную природу любви, он со временем научится любить и принимать своего сына таким, каков он есть, – каким бы он ни был. Этот пример справедлив для всех форм взаимоотношений, независимо от того, идёт ли речь о муже и жене, брате и сестре, двух друзьях, матери и новорождённом ребёнке или человеке и окружающем его мире.

Из сказанного должно быть ясно, что сердечность является предвестником подлинной, безусловной любви, и именно по этой причине она чрезвычайно важна для жизни воина, так как путь, по которому он идёт, требует от него постижения подлинного смысла любви. Когда Путь Воина называют путём с сердцем, имеется в виду не романтический идеал, а реальная действительность. Невозможно наделить другое существо успехом или счастьем, внутренним покоем или удовлетворением; эти качества возникают в результате того, что человек научился принимать и любить самого себя. Проблемы Линды заключались не в том, что её отец не любил её, и не в том, что брат посягал на принадлежащее ей. Подлинной причиной было то, что Линда верила, что она хуже брата и потому недостойна любви. Самим же корнем проблемы стало то, что Линда не уважала саму себя и, следовательно, не любила себя. В этом отношении чрезвычайно важно осознать, что ни страх, ни тщеславие никогда не вызывают у человека чувства любви.

 

Глава третья

Четыре природных врага

ЧТОБЫПОЛУЧИТЬ СИЛУ, НУЖНО ЗАЯВИТЬ ПРАВА НА НЕЁ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПОБЕДИТЬ ЧЕТЫРЁХ ПРИРОДНЫХ ВРАГОВ.

В предыдущей главе мы говорили о четырёх атрибутах воина и узнали, насколько важное место они занимают в его жизни. Однако над желаемым необходимо трудиться, и для того, чтобы сделать свою волю командой Орла, недостаточно просто захотеть этого – это процесс постижения того, как заявить свои права на силу, своё наследие. Повторим, что никто не может наделить человека силой по той простой причине, что сила представляет собой знание, обретаемое на собственном опыте. Таким образом, чтобы получить силу, нужно быть способным выстоять в битве за силу, а до этого момента сама сила постоянно бросает воину вызов.

В жизни встречаются четыре категории сражений, известных как четыре природных врага; в каждой из сменяющихся жизней воину предстоит столкнуться с этими врагами и победить их. У любого проявления жизни есть два возможных последствия – положительное и отрицательное, – и то, каким станет это следствие, зависит от намерения человека. Четыре природных врага являются в действительности просто отрицательными аспектами, или следствиями, четырёх атрибутов воина. Иными словами, враги и атрибуты представляют собой одни и те же силы, проявляющиеся сначала как четыре природных врага, а затем, когда человек побеждает их, – как четыре атрибута воина.

ВСЕ СИЛЫПРИРОДЫПО СУТИ СВОЕЙ НЕЙТРАЛЬНЫ. ОНИ ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ – В СООТВЕТСТВИИ С НАМЕРЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ ОШИБОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ. У ВОИНОВ НЕТ СВОБОДНОЙ ВОЛИ. У НИХ ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫБОР: ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗУПРЕЧНО ИЛИ НЕБЕЗУПРЕЧНО. ОТСУТСТВИЕ БЕЗУПРЕЧНОСТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ВОИНА ДОСТОЙНЫМ ВНИМАНИЯ ВЫБОРОМ. И ПОЭТОМУ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НЕГО ЯВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ.

Чрезвычайно полезным для ученика является ведение специального дневника, в котором он отмечает каждый вызов, каждое сражение с четырьмя природными врагами; ученику следует стараться различать, к какой категории относится каждый вызов. Это совсем несложно, однако такие действия дают ученику преимущество ощущения контроля над ситуацией и дисциплинированности, которые необходимы для воспитания правильного расположения духа. Помните, что жизнь воина строго упорядочена; это не хаотическая неразбериха непоследовательных мыслей и запутанных эмоций. У каждой мысли и чувства есть цель, однако эта цель никогда не станет ясной, если мысли и эмоции смешиваются в однородный спутанный клубок.

 

ВНАЧАЛЕ ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОХОДИТ МЕДЛЕННО, НО СО ВРЕМЕНЕМ ОНО НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ И СИЛУ, КАК КАТЯЩИЙСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ. ОДНАКО ПОДЛИННОЕ ОБУЧЕНИЕ СОВЕРШЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ. И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ УЧЕНИК ОЧЕНЬ СКОРО ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ В ЛАДАХ СО СВОИМИ МЫСЛЯМИ И ЭМОЦИЯМИ. НЕ ИЗУЧАЯ ТОГО, ЧТО, КАК ОН СЧИТАЛ, ЕМУ ПРЕДСТОИТ ИЗУЧАТЬ, УЧЕНИК СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ СОБСТВЕННЫХ СОМНЕНИЙ И ПОДОЗРЕНИЙ, И ЕГО ОЧЕНЬ БЫСТРО ОХВАТЫВАЕТ ИСТОЩАЮЩЕЕ ЧУВСТВО СТРАХА – СТРАХА, С ПУГАЮЩЕЙ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬЮ УСИЛИВАЮЩЕГОСЯ ПО МЕРЕ ТОГО, КАК УЧЕНИК СОСРЕДОТОЧИВАЕТСЯ НА СВОИХ УСИЛИЯХ ПОНЯТЬ ЕГО ПРИЧИНЫ. ДАЖЕ НЕ ОСОЗНАВАЯ ТОГО, УЧЕНИК СТАЛКИВАЕТСЯ С ПЕРВЫМ ПРИРОДНЫМ ВРАГОМ – СТРАХОМ. ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭТОГО СТРАХА НАЧИНАЕТ РАСПАДАТЬСЯ ОЩУЩЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ У УЧЕНИКА НЕПРИЯТНОЕ ЧУВСТВО ТОГО, ЧТО ЕГО РАССУДОК ПОД УГРОЗОЙ И ПОДВЕРГАЕТСЯ КАКИМ-ТО АТАКАМ.

Страх представляет собой ужасного врага, которого очень нелегко одолеть по той простой причине, что он имеет множество личин. Не успевает человек победить один аспект страха, как на поверхность поднимается ещё более пугающий аспект. Если ученик хоть раз, пусть даже совсем немного, уступает своему страху, он неизбежно терпит полное поражение, а результатом борьбы немедленно становится полная паника или нечто похожее. Ирония судьбы заключается в том, что каждый раз, когда страх поднимается на поверхность, ученик немедленно ощущает, будто его рациональность подвергается атаке, не осознавая, что на его разум нападают его же сомнения и подозрения. Иными словами, рациональный ум регистрирует атаку, делая выстрел в собственную ногу!

НЕПРЕОДОЛИМЫМ ИСКУШЕНИЕМ ДЛЯ РАЦИОНАЛЬНОЮ УМА ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ СДАТЬСЯ НА МИЛОСТЬ СТРАХА. НО, ИНДУЛЬГИРУЯ В ЭТОМ ИСКУШЕНИИ, РАЗУМ УБИВАЕТ СЕБЯ.

Временами страх может быть таким неуловимым, что его очень нелегко выявить. В зависимости от конкретной личности, люди боятся самых разных вещей. Важно, однако, осознавать, что победу над человеком не всегда одерживают его самые заметные страхи. Чаще всего человека рано или поздно истощает тщательно скрываемый страх. Именно по этой причине говорят, что отрицание является худшей формой индульгирования. Чтобы объяснить это, будет полезно рассмотреть два различных примера того, как страх обычно проявляется и как следует ему противостоять.

Молодой человек по имени Саймон говорит очень тихо и вежливо. Будучи подростком, он начал сомневаться в том, что является настоящим мужчиной, по причине своей чувствительной натуры. Испугавшись того, что он может оказаться гомосексуалистом, Саймон неосознанно старался избегать гомосексуалистов и очень резко реагировал, если вдруг оказывался в их обществе. Тот же неосознанный страх заставил его заняться боксом. Нельзя сказать, что Саймон очень любил этот вид спорта; он занялся им лишь потому, что в нём крепло желание доказать самому себе и окружающему миру, что он действительно настоящий мужчина. Со временем Саймон убедил себя в собственной гетеросексуальности и даже заставил себя быть вежливым по отношению к гомосексуалистам.

Саймон направил всё своё намерение и силы на «преодоление» страха перед тем, что он гомосексуалист, и вскоре счастливо женился и с радостью помогал жене воспитывать новорождённого сына. Саймон очень любил его, и эта безумная любовь к мальчику заставляла его неограниченно баловать сына при любой возможности. Всё шло прекрасно до тех пор, пока мальчик не стал достаточно большим и в нём не проявились признаки той же чувствительности, что и у отца. Саймону удавалось так хорошо и так долго подавлять свой страх, что к тому времени он уже не мог даже ясно вспомнить о нём. И всё же, совершенно внезапно и, казалось бы, без всяких на то причин, отношения Саймона с сыном начали меняться.

Став раздражительным и вспыльчивым по отношению к сыну, Саймон давал ему резкий отпор при любой попытке мальчика прийти в физический контакт с отцом. Вследствие этого отношения между ними быстро дошли до той точки, когда мальчик вообще не мог угодить отцу, что бы ни делал. Наблюдая за происходящим, жена Саймона не могла понять случившейся в сердце отца перемены по отношению к сыну и в результате стала защищать мальчика. В свою очередь, это привело к бесконечным ссорам между Саймоном и его женой, а их сын тем временем становился всё более замкнутым и сверхчувствительным.

Причиной всех трудностей было то, что Саймон никогда не встречался со своим страхом лицом к лицу и вместо этого старался скрывать его даже от самого себя. Много лет спустя страх вновь поднялся на поверхность, угрожая на сей раз не только Саймону, но и его семье, всему, что было дорого его сердцу. И всё же, если бы его спросили об этом, Саймон вряд ли смог бы выявить причину своих проблем. Саймон сделал себя слепым по отношению к своему страху перед тем, что он не является нормальным мужчиной, и хотя теперь этот страх разрушал его жизнь, Саймон по-прежнему не мог распознать его.

Давайте ненадолго оставим Саймона и обратимся к другому примеру – к случаю женщины средних лет по имени Джейн. У Джейн развился серьёзный случай агорафобии. Несмотря на регулярное лечение у психиатра, она не может найти в себе смелость, чтобы выйти из дома. Хотя она ясно осознает свой страх покинуть безопасные стены дома, она не осознаёт, что причины этого кроются в её детстве.

Когда Джейн была ребёнком, двоюродный брат назвал её уродиной. Тогда Джейн была очень обижена и, убежав в комнату матери, долго и чрезвычайно критично рассматривала себя в большом зеркале. Джейн решила, что, похоже, её двоюродный брат совершенно прав. Исполнившись решимости найти способ преодоления своих не очень совершенных черт лица, Джейн начала уделять особое внимание любой, самой незначительной детали своей внешности. Со временем она заслужила множество комплиментов в отношении своего внешнего вида и манер.

Однако, несмотря на щедрость получаемых комплиментов, Джейн по-прежнему не могла успокоиться в отношении своей внешности. Она стала одержимой своей физической привлекательностью; дошло до того, что она даже выбрала карьеру консультанта по внешнему виду. Джейн добилась такого успеха, что начала собственное дело, открыла несколько салоном красоты и продолжала работать даже после того, как вышла замуж за мужчину, который, казалось, просто поклонялся ей.

Как только Джейн почувствовала, что наконец добилась счастья, она совершенно неожиданно узнала, что у мужа есть связь на стороне. Джейн отреагировала на это с необычным равнодушием, наотрез отказалась даже обсуждать ситуацию со своим переменчивым мужем и одним махом развелась с ним, не проявив при этом никаких следов эмоций.

Через несколько месяцев после развода у Джейн на руках появилась лёгкая форма экземы, и, не желая, чтобы кто-либо в салонах красоты обратил на это внимание, она прекратила появляться на людях. Это стало началом агорафобии Джейн, и хотя экзема довольно быстро прошла, ей было всё труднее застанитъ себя вернуться к работе. Вскоре Джейн продала своё дело и, уже не имея серьёзных причин выходить из дому, проводила и его стенах всё больше времени. Оставаясь дома и не имея никаких поводов – ни мужа, ни клиентов, – чтобы заботиться о своей красоте, Джейн полностью потеряла интерес к своей внешности.

Через два года после развода Джейн стала настоящей затворницей; поскольку она пренебрегала своим внешним видом, у неё возник сильный страх даже в отношении гостей. Страх, что она уродлива, окончательно победил её, и хотя она всё ещё не признавалась себе в причинах своей агорафобии, именно этот страх доставил ей так много горя. Не осознавая этого, Джейн проклинала собственную непривлекательность за то, что муж изменил ей. В этом заключалась глубинная причина того, что она не могла эмоционально реагировать на неверность мужа. Кроме того, Джейн почувствовала необходимость продать своё дело именно из-за бремени своего воображаемого уродства. Поскольку теперь Джейн не могла вынести даже вида женщин, которых считала более красивыми, у неё пропало всякое желание помогать им стать ещё очаровательнее.

Два рассмотренных случая являются типичными примерами того, как скрытые страхи рано или поздно вновь поднимаются на поверхность и ломают людям жизнь. Таким образом, необходимо обсудить, почему такие скрытые страхи могут мешать ученику в его стремлении стать воином. Давайте подробнее поговорим о случаях Саймона и Джейн – однако сейчас будем предполагать, что оба они являются учениками на Пути Воина.

После продолжительных занятий перепросмотром Саймон начал вспоминать о своём страхе на тему того, что он, возможно, гомосексуалист. Пытаясь справиться с этим страхом, он подходил к своей проблеме то с одной, то с другой стороны, но никогда не пытался взглянуть ей прямо в лицо. Саймон обнаружил, что не может думать о своём страхе иначе, как в понятиях своих жизненных переживаний. Однако в его жизненном опыте не нашлось ничего, что могло бы хоть как-то обосновать этот страх. Благодаря этому Саймон пришёл к заключению, что его страх всегда оставался необоснованным и, несмотря на его чувствительность, у него хватало доказательств, чтобы понять, что он не гомосексуалист.

Хотя Саймон пришёл к такому осознанию, он по-прежнему не мог выносить попыток сына установить с ним физический контакт. Размышляя над этим настолько глубоко и честно, насколько он мог, Саймон был вынужден признаться самому себе, что он действительно боится любых физических контактов с мужчинами. После этого Саймон наконец-то смог взглянуть в лицо своему страху. Такое столкновение является критическим моментом, так как, если бы Саймон уступил своему страху, он терпел бы поражение до конца жизни. Пользуясь любым вообразимым предлогом, позволяющим не смотреть в лицо своему страху, Саймон продолжал бы скрывать его даже от самого себя.

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ ВЗГЛЯНУТЬ ЕМУ В ЛИЦО – ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА НИМ, НО НЕ ПОДДАТЬСЯ ЕМУ. СДЕЛАТЬ ЭТО ОЗНАЧАЕТ ПОЛНОСТЬЮ ОТДАВАТЬ СЕБЕ ОТЧЁТ В ЭТОМ СТРАХЕ, НО ПОДХОДИТЬ К НЕМУ С ПОЗИЦИИ ОБУЧЕНИЯ – ТАК, СЛОВНО СТРАХА НЕТ. ПРИ ЭТОМ НАСТУПАЕТ МОМЕНТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЁТ, ЧТО УЖЕ ТАК ДОЛГО УПРАВЛЯЕТ СВОИМ СТРАХОМ, ЧТО ТОТ НЕ ПУГАЕТ ЕГО. С ЭТОГО МОМЕНТА ЧЕЛОВЕК ДО КОНЦА СВОЕЙ ЖИЗНИ ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ СТРАХА. ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ СВОБОДЫОТ СТРАХА ПРИХОДИТ КАК МГНОВЕННАЯ ВСПЫШКА ОЗАРЕНИЯ. ОДНАКО ПРОЦЕСС ПОКОРЕНИЯ СТРАХА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОЛГИЙ КОШМАРНЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ СВОЕЙ ВОЛИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ОСТАВАТЬСЯ ТВЁРДЫМ, ЧТО БЫНИ СЛУЧИЛОСЬ.

После перепросмотра своего подросткового страха Саймону предстояло сражаться за ещё большую трезвость, так как, хотя он и смог ясно понять, что причиной его страха была свойственная ему чувствительность, Саймону было очень тяжело бороться с привычками всей своей жизни. Единственным доступным Саймону методом была практика не-делания. В прошлом делание Саймона заключалось в том, чтобы стыдиться физических контактов с мужчинами – за исключением боксёрского ринга, где такой контакт был чисто агрессивным. Теперь его не-делание будет состоять в том, чтобы открыться беспристрастному общению с мужчинами как эмоционально, так и физически. Очевидно, для Саймона эта задача будет не простой, и поэтому вполне понятно, что он предпочёл бы избежать этого вызова, а не встретиться с ним в открытую.

Прекрасно понимая, что ему нужно преодолеть свой страх, а не убегать от него, Саймон начинает с того, что заставляет себя идти на физический контакт с сыном. Он не возражает, чтобы по вечерам, когда они смотрят телевизор, мальчик сидел в кресле вместе с ним; при этом Саймон крепко прижимает его к себе, обняв за плечи. Вначале Саймон чувствует себя невероятно неловко, а со временем, когда сын начинает в порыве чувств целовать его, желая спокойной ночи, Саймону приходится сдерживаться, чтобы не отстраняться от мальчика.

Кроме того, на работе Саймон неожиданно сталкивается с новым сотрудником по имени Филип, не скрывающим того, что он гомосексуалист. Это типичный пример того, как сила бросает вызов воину, пытающемуся заявить свои права на личную силу. Однако Саймон быстро распознаёт этот вызов и, оставаясь на высоте положения, намеренно сближается с Филипом. Заставляя себя быть открытым и дружелюбным по отношению к этому человеку и изо всех сил стараясь не избегать совсем не случайного интереса Филипа к нему, Саймон завязывает с ним дружбу.

После того как Саймон проводит определённое время в обществе Филипа, он обнаруживает, что, несмотря на его страх, этот человек начинает ему нравиться. Филип оказывается внимательным слушателем и лёгким в общении собеседником, и Саймон замечает, что ему действительно доставляет удовольствие общество другого чувствительного мужчины. В то же время, осознание этого вызывает у Саймона всё большее чувство тревоги, но он отказывается подчиняться своему страху и стоически продолжает развивать дружбу с Филипом. В своих попытках быть открытым по отношению к Филипу, Саймон доверяется ему и рассказывает о своих напряжённых отношениях с сыном и о том, как они влияют на его брак.

Будучи чувствительным человеком, Филип ощущает сомнения Саймона в отношении собственной гетеросексуальности, но приходит к собственным выводам, так как не знает, что Саймон упражняется в не-делании. Решив, что Саймон просто боится признаться в том, что он гомосексуалист, Филип начинает использовать любую возникающую возможность, чтобы прельстить Саймона сексуальными отношениями. С другой стороны, Саймон уже не просто испуган – он осознаёт, что, вопреки своему отвращению к предложениям Филипа, он всё же испытывает некое странное и неуловимое влечение к нему; Саймон начинает паниковать. Хотя он чувствует, что это влечение вызвано только бесконечным терпением Филипа по отношению к нему и его проблемам, Саймон по-прежнему не способен избавиться от пугающего подозрения о том, что он всё же может оказаться гомосексуалистом. Помимо того, что у Саймона никогда ещё не было такого внимательного друга-мужчины, его дилемма усиливается чувством вины – ему кажется, что он просто использует Филипа для упражнений в не-делании. Разумеется, такое чувство лишь усложняет всю проблему, и очень скоро Саймон не только боится, но и ужасно смущается своей дружбы с Филипом.

Однако Саймон сохраняет решимость продолжать свою битву и неизменно отказывается уступать своим страхам. По этой причине однажды, когда Филип неожиданно кладёт руку ему на плечо, Саймон сам поражается тому, что не реагирует на это агрессивно, как поступил бы в прошлом. Решив по-дружески откликнуться на этот жест, Саймон тепло обнимает Филипа за талию, а затем мягко, но решительно отстраняется от него. Но Филипа этот случай только ободряет; он начинает верить, что его предположения относительно сексуальной ориентации Саймона совершенно справедливы, и вскоре Саймону приходится отражать физические атаки Филипа, заходящие намного дальше простой дружбы.

К тому времени Саймон уже вне себя от страха. Поскольку он признался самому себе, что начал ценить дружбу Филипа, Саймон в ужасе оттого, что флирт с другим мужчиной оказался так же отвратителен, как он себе и представлял. Сила страха быстро приобретает невероятные размеры, и Саймону приходится с яростной решимостью сражаться, чтобы сохранить последние капли смелости.

Затем наступает день, когда Саймон, его сын и Филипп отправляются побродить по горам. Мальчик соскальзывает с камней и ломает себе руку. Саймон немедленно спешит на помощь сыну и, опустившись на колени у всхлипывающего мальчика, бережно подхватывает его на руки. Не задумываясь о том, что он делает, Саймон успокаивает малыша, целуя его в лоб, с давно забытой нежностью заверяет его в том, что всё будет в порядке, и просит присесть на камень, чтобы можно было осмотреть его руку. Убедившись, что рука сломана, Саймон снимает рубашку и делает из неё повязку. Обеспокоенный бедой с сыном, Саймон на мгновение забывает о Филипе, но, как только рука мальчика оказывается надёжно закреплённой в повязке, Саймон вспоминает о своём друге. Он оборачивается, чтобы сказать Филипу, что они должны как можно скорее доставить ребёнка в больницу, но ошеломлённо умолкает, замечая, с каким интересом уставился на него Филип. Годы, проведённые на боксёрском ринге, добавили от природы мускулистому телу Саймона привлекательную гибкость, и теперь, впервые в своей жизни, он испытал смущение и залился краской под оценивающим взглядом другого мужчины. Очевидный отблеск одобрения в глазах друга заставляет Саймона испытать настоящий прилив паники, от которого его сердце лихорадочно бьётся. Однако затем паника исчезает так же неожиданно, как возникла, и Саймон слышит, как хохочет над собственным смущением.

Продолжая смеяться, он отворачивается от Филипа, поднимает на руки сына и начинает спускаться с горы. Повинуясь внезапному порыву, он через плечо кричит Филину, чтобы тот как следует насладился приятным зрелищем – вряд ли ему в ближайшем времени доведётся увидеть такой прекрасный мужской торс.

Осторожно спускаясь по склону горы и нежно прижимая к себе раненного сына, Саймон чувствует, что страх, который так долго оставался с ним, чудесным образом рассеивается, слабея с каждым его шагом. Саймон понимает, что для того, чтобы избавиться от этого страха, он не предпринимал ничего особого, кроме не-делания; его удивляет, как он мог испытывать такой ужас под влиянием неприкрытого восхищения Филипа. Сейчас этот страх сменился искренней любовью к сыну и тёплым чувством восторга при мысли о том славном времени, которое они проведут вместе теперь, когда его страх исчез.

Раздумывая о том, как он успокоил сына сразу после несчастного случая, Саймон испытывает невероятное спокойствие, осознавая, что впервые в жизни он пребывал в полном согласии со своим чувствительным характером. Вслед за этим он слышит позади шаги Филипа и пытается сдержать проказливую усмешку, вспоминая, как часто ему приходилось уклоняться от физических атак Филипа и его постоянных притязаний. Вспоминая свои чувства крайней неловкости и бурного гнева, Саймон внутренне улыбается над тем, как временами он индульгировал в воображаемых мечтах одним ударом отправить этого «чёртова педа» на землю и пнуть его в самое чувствительное место.

Теперь, когда он смог понять, каким даром силы был Филип, как он помог ему одержать победу в этой битве, Саймон испытывает к нему не враждебность, а ту сердечность, которая обычно связывает друзей. Позволив себе провести быстрый перепросмотр своих отношений с Филипом, Саймон продолжает поражаться осознанию того, что, несмотря на своё давнишнее отвращение к гомосексуалистам, он способен втайне испытывать приятные чувства, когда другие мужчины находят его привлекательным. Саймон понимает, что, смирившись с собственной чувствительностью и уже не страшась признаков гомосексуальности, он всегда сможет наслаждаться обществом таких, как Филип. Однако он продолжает без тени сомнений понимать, что у него нет абсолютно никаких гомосексуальных наклонностей.

Переполненный чувством благодарности по отношению к Филипу, Саймон испытывает мимолётные угрызения совести, когда осознаёт, что если прошлое было таким сложным для него самого, то наверняка было не менее трудным и для его друга. В этот краткий миг Саймон может представить себе, что чувствовал Филип в тех многочисленных случаях, когда поведение Саймона явно отталкивало и смущало его. Хотя Филип ни разу не пытался прекратить их дружбу, теперь ему придётся жить с осознанием того, что Саймон никогда не станет тем человеком, который ответит ему взаимностью. Ощущая огромную печаль за своего друга, Саймон мысленно утешается тем, что всегда будет рядом, если Филипу понадобится помощь настоящего друга. Оглядываясь и улыбаясь идущему позади Филипу, Саймон испытывает глубокое чувство благоговения перед непредсказуемыми причудами силы, перед тем, что любой вызов в нашей жизни заставляет изменяться не только нас самих, но и всех, кто нас окружает.

С того дня отношения Саймона с его сыном переросли во взаимную любовь и уважение, а взаимоотношения с женой быстро вернулись к тому беззаботному и счастливому состоянию, в каком пребывал их брак до нового проявления проблемы Саймона. Кроме того, Филип полностью примирился с тем, что Саймон является гетеросексуалистом и счастливым мужем, и вполне удовольствовался тем, что Саймон остался для него верным другом и ничем больше.

Саймону удалось победить свой страх по той простой причине, что он пожелал встретиться с ним лицом к лицу и настойчиво отказывался убегать от него. Даже в самые мучительные мгновения сомнений и подозрений в отношении собственной сексуальной ориентации, несмотря на понимание того, что при подобной настойчивости вполне может выясниться, что он действительно гомосексуалист, Саймон продолжал сражаться в этой битве настолько безупречно, насколько он мог. В те тёмные дни, когда всепоглощающее чувство паники нередко грозило затмить весь его здравый смысл, единственным, что удерживало Саймона от прекращения битвы, была неясная мысль о том, что он должен быть достаточно мужественным хотя бы для того, чтобы встретить лицом к лицу правду о самом себе, пусть даже она окажется той самой истиной, одна мысль о которой приводила его в ужас.

Вполне уместным станет замечание о том, что страх как враг – совсем не тот страх, о котором говорят как о щите воина. Страх является той частью щита воина, что присуща всему живому на Земле и, вероятно, лучше всего описывается как инстинкт самосохранения. В этом отношении ни одно существо, живущее на Земле, не является совершенно свободным от страха. Кроме того, вряд ли есть какой-то смысл в избавлении от страха, порождаемого инстинктом самосохранения, поскольку именно он вызывает у нас потребность оставаться бдительными и внимательными. В противоположность этому, страх как враг представляет собой вызов, который заставляет нас двигаться «вперёд и ввысь» в поисках знания и силы; но если человек не осмеливается столкнуться с ним лицом к лицу и победить его, этот страх становится и истощающим, и в конечном счёте уничтожающим.

Помимо этого, важно понимать, что страх является силой, присущей Северу. Хотя более подробный рассказ о четырёх четвертях ещё предстоит, необходимо повторить, что упоминание о каком-либо направлении соответствует особому качеству, обозначаемому этой четвертью, а не реальной физической стороне света, определяемой компасом. В этом смысле Север является местом битвы воина, а страх – результатом делания, который следует выявить и покорить с помощью не-делания. Это можно выразить иначе, сказав, что страх является результатом необходимости обратиться лицом к той битве, на которую раньше человек не обращал внимания.

Как настоящий воин, Саймон встретился лицом к лицу со своим страхом и победил его – в отличие от Джейн, которая, как мы уже заметили, справляется с этим не очень хорошо. После анализа случая с Саймоном нет нужды столь же подробно разбирать пример Джейн, и поэтому во имя большей ясности обратимся к самым важным факторам, ставшим причиной её неудачи.

Как и Саймон, Джейн пользовалась техникой перепросмотра, чтобы вспомнить тот случай, когда её двоюродный брат заявил, что она уродина. В этот момент Джейн вновь во всех подробностях пережила то событие, чётко вспомнив своё чувство опустошённости; однако вместо того, чтобы воспользоваться этим переживанием для достижения трезвости, Джейн позволила себе индульгировать в чрезвычайно опасном чувстве жалости к самой себе. Вследствие этого Джейн не смогла понять, что слова её двоюродного брата вызвали у неё повышенное внимание к своей внешности и заставили добиться успеха в жизни.

В результате погружения в то, что она не наделена совершенными чертами лица, и чтобы сохранять свою привлекательность, ей постоянно приходится заботиться о своём теле, Джейн не смогла придумать ничего лучшего, как вступить в долгую и трудную борьбу за свой внешний вид, на которую она потратила всю свою жизнь. Поскольку она не отдавала себе должного за то, чего сумела достичь, Джейн чувствовала себя в собственных салонах лицемеркой. Считая, что она не имеет права объяснять более красивым женщинам, что им следует делать, чтобы выглядеть ещё лучше, Джейн нашла безопасное укрытие в своём доме. Проблема Джейн осложнялась тем, что она тщательно отбирала для работы в своих салонах самых красивых девушек, считая, что это очень важно для успеха её дела. Теперь же Джейн начала относиться к этим девушкам со всё большей подозрительностью, доходящей до отвращения. Будучи уверенной, что за спиной все девушки смеются над ней, Джейн сбежала с работы, как только на её руках появилась экзема.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: