АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ




Любое научное исследование включает такой важный элемент как проработка литературных источников, связанных с исследуемой проблемой. На этом этапе происходит накопление значительного количества разнообразной информации.

Работу с литературой начинают с составления перечня необходимых для проработки источников. О том, как это делать, уже шла речь выше. Но не следует забывать, что, обрабатывая предварительно подобранные документы, обязательно появятся новые источники из ссылок и прикнижкових списков использованных работ. Исходя из этого, нужна постоянная гибкая систематизация тех материалов, что уже проработаны, и тех, которые еще нужно обработать. Поэтому каждому, кто обрабатывает литературные источники, полезно вести учет информации с помощью картотеки организованного чтения. В такой картотеке целесообразно предусмотреть три раздела:

1. Прочитать. Здесь должен быть предварительно составленный систематизированный перечень отобранной для изучения литературы. Сюда же добавляются сведения о новые источники, полученные уже в процессе работы с литературой.

2. Подлежащей обработке. В этой части содержат сведения об источниках, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Целесообразно, чтобы каждая карточка в данном случае содержала не только библиографические сведения, но и аннотированный изложение содержания литературного источника.

3. Прочитано. Сюда перемещаются из первого раздела уже изучены источники, дальнейшая обработка которых не целесообразным, чем разгружается начальная поисковая система.

Для эффективного анализа накапливаемой информации важно знать методы ее учета и обработки.

Учет проработанных литературных источников сводится к составлению библиографии. Библиография - это перечень различных информационных документов, которые обязательно должны включать сведения об их авторах, названия источников, место издания, издательство, год издания и объем каждого источника в страницах. Составляют библиографический перечень в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по их названиям. Соблюдение такого требования ускоряет поиск нужной информации, которая обычно прорабатывается в течение всего периода проведения исследования.

Обработки информации предполагает ее изучение и запоминание. Любой источник информации должен прорабатываться тщательно. Поэтому очень важно уметь работать с литературными источниками. Чтение, обработка информации - дело не простое.

Первым условием эффективной обработки документов является направленность, т. е. цель чтения (с какой целью читается конкретный документ), которая активизирует мышление, способствует лучшему пониманию и запоминанию прочитанного, делает восприятие информации более целенаправленной.

Обработка информации требует творческого подхода, вдохновения. Именно благодаря этому повышается эффективность работы с литературой. Но даже когда вдохновение и отсутствует, то нужно усилием воли заставить себя работать, осмысливать прочитанное творчески.

Внимательность, сосредоточенность над текстом во многом определяют качество проработки информации.

Существуют разные способы запоминания.

Механический способ основывается на многократном повторении и запоминании прочитанного. При таком запоминании ("зазубривании") не обеспечивается логическая связь между отдельными элементами прочитанного текста. Этот способ наименее эффективен среди всех других. Он может быть применен в ограниченных случаях - для запоминания дат, формул, цитат, иностранных слов и тому подобное.

Повторение может быть пассивным (перечитывание несколько раз) и активным (чтение с переводом). Второй подход более результативен, потому что в нем сочетается заучивание и самоконтроль.

Известно, что тренировка памяти многочисленными повторениями малоэффективно. Память должна опираться не на формальное восприятие, а на активную мыслительную деятельность. Запоминать - значит мыслить. И в этом должен быть залог эффективности памяти, повышение производительности умственного труда,

Смысловой способ основан на запоминании логических связей между отдельными элементами прочитанного (поэтому этот способ запоминания правильнее называть логически-смысловым). В процессе чтения важно понять не отдельные элементы, а весь текст в целом, его суть, направленность значения. Часто достаточно быстро прочитать текст один раз, чтобы его запомнить. Но при этом особое внимание необходимо уделять логическим связям в нем. Смысловой способ запоминания гораздо эффективнее механического.

Произвольный способ основывается на применении разнообразных мнемонических приемов. Наибольшее распространение среди них получил выборочный мнемонический прием. Перед проработкой информации ставят цель - запомнить лишь конкретный материал (в зависимости от цели обработки конкретного источника). Заранее определенная направленность упрощает запоминание материала, что обрабатывается.

Другой мнемонический прием представляет собой временную направленность, то есть нужную длительность запоминания. Так, студент усилием воли заставляет себя запомнить большой объем учебного материала в короткий срок с целью сдать экзамен. Обычно такая информация хранится в памяти совсем недолго. Научный работник заставляет себя надолго запомнить информацию, которая должна храниться в его памяти в течение всего периода проведения конкретного исследования, а то и дольше.

Произвольный способ запоминания подчиняется формуле: какова направленность, такое и запоминания. Он имеет эффективность лишь при сочетании с логически-смысловым запоминанием.

Непроизвольный способ основывается на случайном запоминании (без намерения, устремления) отдельных фрагментов текста, обусловленным эмоциями, которые возникают в процессе чтения.

Общеизвестно, что человек запоминает полнее и надолго не только тогда, когда у нее возникает желание, но и тогда, когда такое желание отсутствует, что случается во время активного, творческого чтения. Так, во время рецензирования научной работы (монографии, диссертации и тому подобное), ученый невольно хорошо запоминает ее содержание.

Прочитанный текст хранится в памяти определенное время, после чего постепенно забывается. После восприятия информации процесс забывания происходит наиболее быстро, со временем темп его замедляется. Установлено, что в среднем только за один день забывается около 23-25% воспринятой информации, через 5 дней - около 35% и через 10 дней - 40%.

Неотъемлемым условием проработки литературных источников является сопровождение прочитанного письменными записями. Благодаря этому становится возможным лучше понять и усвоить прочитанное; удлинить процесс восприятия информации, а значит и лучше запомнить ее; восстановить в памяти то, что уже забылось; проанализировать прочитанное; отобрать наиболее важные фрагменты информации, необходимые для исследования, что выполняется.

Очень важно уметь правильно выполнять записи в процессе проработки литературы. Очень короткие записи обедняют полученную информацию. Наоборот, чрезмерные подробности в записях приводят не только к лишним тратам времени, но и свидетельствуют о неумении понять и зафиксировать главное. Иногда в записях главное подменяется второстепенным или искажается суть прочитанного текста.

Прорабатывая литературные источники, применяют выписки, аннотации, конспекты.

Выписка - кратко записанный содержание отдельных фрагментов (разделов, глав, параграфов, страниц или абзацев) прочитанного. Ценность выписок очень весомая. Они могут заменить сплошное конспектирование прочитанного текста. Краткость их дает возможность в малом объеме накопить значительную информацию. Удачно выбранная выписка может стать основой для дальнейшей мыслительной, творческой деятельности ученого.

Цель выписок заключается в том, чтобы подготовить в той или иной форме для дальнейшего использования необходимые, наиболее важные, существенные сведения из учебников, книг, журналов. Выписывают конечно отдельные положения, факты, цифровой, иллюстративный материал.

Выписки можно делать и в процессе чтения, и после его завершения, формы выписок различные: это могут быть цитаты есть полная запись той или иной части текста, содержащего существенные мысли автора, характерные факты. В этом случае после цитаты необходимо точно указать выходные данные источника информации: автор, название, место издания, год, страницы. Второй формой записи является тезисы - это краткое изложение основных мыслей прочитанного произведения. Этот вид записей, сопровождающей чтение, дает возможность обобщить прочитанный материал, изложить его суть кратко и полно. Тезисы, в отличие от конспекта, дают возможность изложить содержание прочитанного материала в любом порядке, независимо от его изложения в тексте. Как правило, тезисы должны вытекать одна из другой. Часть тезисов записывают в виде цитат.

Тезисы могут быть или простыми и короткими, то есть содержать в себе только основные положения; или сложными и полными, то есть, кроме основных, - содержать также второстепенные утверждения. В тезисах не должно быть иллюстраций, пояснений, детальной аргументации.

Наиболее краткой формой записи прочитанного является план. Он может быть простым и. кратким или сложным и развернутым. Есть разные формы составления плана в процессе познавательно-информативного чтения. Одна из них заключается в составлении плана в процессе чтения, выделения ключевых предложений, словосочетаний или слов, которые используются как пункты плана, отражают ход изложения автором информации в тексте. Поэтому чаще всего пункты плана формулируют в виде: ключевых слов и словосочетаний, утверждений, вопросов.

Второй способ - план составляется после того, как все первоисточник прочитан полностью. Поскольку в этом случае пункты плана можно объединять или менять местами, то такой способ позволяет составить более последовательный и логичный план. В этом случае нет опасности чуть ли не каждую мысль текста превращать в пункт плана.

Ключевые слова и словосочетания, которые играют наибольшую роль при составлении плана, это наиболее существенные для раскрытия темы слова и словосочетания, которые чаще всего повторяются в тексте. Как правило, это - основные понятия некоторой предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в текстах, находить и обобщать необходимую информацию.

Аннотация - сжатое изложение главного содержания первоисточника (книги, статьи). Аннотацию составляют на данный прочитанный документ в целом.

В аннотации отмечается к какой тематики относится печатный материал, перечисляются рассмотренные в нем вопросы, проблемы, но содержание этих вопросов не раскрывается. Для аннотации присущи особые словосочетания: в монографии идет речь о автор освещает рассматриваются вопросы.., обобщенные текст сообщает о..., в статье кратко, полно, подробно рассматриваются проблемы....

Аннотация имеет свою структуру: тема, предметная рубрика, содержание. Тема - это чаще всего название источника информации. В аннотации называется предметная рубрика, то есть отрасль знаний. к которой относится рассматриваемый печатный текст. Содержание - текст аннотации.

Иногда аннотации заменяют короткими записями, которые обычно называют резюме. Резюме дает оценку всего текста или отдельных его частей, разделов. Эти записи должны содержать краткую по объему информацию о том, что наиболее важное, оригинальное и новое встретилось в прочитанном, а также о том, что из прочитанного пригодится в дальнейшем.

Аннотации удобно накапливать на отдельных карточках по различным вопросам, связанным с исследуемой проблемой. Аннотации дают возможность быстро восстановить в памяти ранее прочитанный текст.

Конспект - (от латинского conspectus - обзор) это подробно записан краткое изложение содержания информации. Конспект должен быть содержательным, полным и по возможности кратким. Полнота записей означает не объем, а все то, что является главным в данной информации. Главное в составлении конспекта - это умение выделить рациональное зерно относительно исследуемой проблемы.

Конспект раскрывает содержание печатного текста с той же последовательностью изложения материала, которая наблюдается в оригинале. При составлении конспекта, выбирают наиболее важную и существенную информацию, главные утверждение выделяют, ключевые слова (референты), словосочетания подчеркивают, или записывают другим цветом, что очень важно для дальнейшего использования конспекта.

Конспекты могут быть текстуальными и тематическими, простыми и короткими, сложными и развернутыми. Первым шагом при создании текстуального конспекта является составление плана первоисточника, а далее в соответствии с пунктами плана записывают тезисы, выписки отдельных наиболее важных отрывков, цитаты, таблицы, цифры, схемы.

Тематический конспект необходимо составлять тогда, когда тема или проблема рассматривается в нескольких разделах или в различных статьях журнала или сборника трудов. А в конспекте весь материал, что касается определенной темы, собирают в одном месте. Важно, чтобы между такими записями не был нарушенным логическую связь.

Чтобы конспект был кратким, нужно пересказывать прочитанное своими словами (а не переписывать дословно), что требует глубокого осознания и анализа прочитанного, что в свою очередь даст значительную пользу. При написании конспекта целесообразно применять сокращения слов, но так, чтобы не была потеряна суть изложения прочитанного. Не желательно, например, сокращать подряд несколько слов. Чтобы сокращения были понятны в дальнейшем тому, кто написал конспект, в первую очередь следует пользоваться общепринятыми сокращениями (о них можно узнать из справочной литературы). Но каждый, кто обрабатывает литературные источники, может иметь и свой собственный словарь сокращенных слов (при его отсутствии со временем много сокращений станет невозможно восстановить). В сокращенном тексте следует придерживаться всех нужных разделительных знаков.

Полезность дальнейшего пользования конспектом в значительной степени зависит от правильности его оформления. Конспект, как правило ведется в тетрадях или на отдельных листах. Обычно делают большие поля, чтобы на них записывать свои мысли, обобщения, выводы; это делает конспект особенно ценным видом записей.

Лучше всего писать конспекты в процессе работы с литературными источниками на отдельных листах бумаги стандартных размеров. Записи следует выполнять только на одной стороне листов. Благодаря этому в дальнейшем с помощью ножниц и клея к конспекту совсем несложно внести необходимые дополнения или коррективы, при необходимости поменять местами отдельные части записей (что невозможно сделать при наличии записей с обеих сторон листов бумаги). Так же можно делать дополнения, пояснения (собственные комментарии) на оборотной стороне каждого листа бумаги или предназначенных для этого полях рядом с уже имеющимся текстом (целесообразная ширина полей около 1/4 ширины листа бумаги). Для этого по тексту ставят определенные отметки и так же обозначают соответствующие дополнения или пояснения, размещенные на обратной (чистом) листе или на полях.

Текст конспекта должен иметь абзацы и иерархическое разделение на пункты и подпункты. Чтобы выделять важные положения или мысли, следует пользоваться подчеркиваниями текста различными типами линий (прямые, волнистые, штриховые) или линиями разных цветов.

Существует два способа составления конспектов.

Первый из них заключается в том, что подобранная информация по исследуемой проблеме прорабатывается последовательно. Сначала составляют конспект на каждую отдельную часть информации, а потом все объединяют и образуют один сплошной изложение исследованной темы, такой способ наиболее распространен; но он недостаточно эффективен - нужны значительные затраты времени.

Второй способ - выборочный. По этому способу подобранную для обработки информацию размещают в последовательности по признаку ее полноты, важности, новизны. Сначала обрабатывают новейшую информацию высокого научного уровня. Полученные данные кладутся в основу составления плана дальнейшей работы. Далее просматривают менее важную, второстепенную Информацию, дополняя ею уже проработанные материалы. При наличии повторов второстепенную информацию пропускают. Последний способ сокращает время на подготовку обобщенного конспекта.

Всю информацию, полученную в процессе работы с литературными источниками, необходимо систематизировать, проанализировать и изложить в виде письменного обзора.

Обработанные материалы можно систематизировать по хронологии публикации или по тематике вопросов, которые исследуются.

В первом случае все сведения систематизируют по определенным этапам. Для этого в истории развития какой-либо закономерности или поиска путей решения проблемы целесообразно выделить научные этапы, которые характеризуются качественными скачками. Объективный критический анализ обработанных материалов возможно при наличии у исследователя должного уровня знаний и достаточного для этого эрудиции.

Во время критического анализа информации различные идеи, факты, теории сравнивают между собой. В данном случае важно определить те этапы, на которых происходили изменения в ходе исследований, появились новые идеи, качественно изменили их направленность.

В процессе активного анализа всегда возникают собственные соображения и мнения ученого, определяются наиболее актуальные вопросы, подлежащие исследованию в первую очередь. Совсем недопустима форма анализа, когда исследователь лишь перечисляет фамилии своих предшественников и приводит аннотации их работ, не выражая при этом своих соображений.

Тематический анализ предусматривает обработку материалов, распределенных между различными вопросами исследуемой проблемы. В этом случае работа исследователя значительно упрощается, тратится меньше времени. Но вместе с тем становится возможным менее детально проанализировать имеющуюся у исследователя информацию.

Обзор должен полно и систематизировано содержать изложение анализа проработанных литературных источников и полностью отражать состояние вопроса, которому посвящено исследование. Имеющиеся в нем сведения должны давать возможность объективно оценивать научный уровень исследования, правильно выбирать пути и средства достижения поставленной цели.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: