Основные научные направления в теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста ( 90-е годы 20 века )




Анна Михайловна Леушина - основоположник методики математики

1898-1982 г.г. – педагог-методист, автор многих работ по развитию количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Книга «Обучение счёту в детском саду»-1961год

· Начиная с 40-х годов 20 века, Леушина разрабатывает вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.

· Проводит экспериментальную работу с детьми от 0 до 7 лет

· Изучает:

ü как ребёнок определяет множество предметов

ü как воспринимает число

ü как формирует счёт.

Благодаря её работам, методика получает теоретическое (научное) и психолого-педагогическое обоснование. На основе своей работы разрабатывает направления:

ü программу по обучению счёту в группах со 2 младшей до подготовительной

ü содержание работы «Занятие по счёту в детском саду»-1965г. - настольная книга любого воспитателя (книга практическая)

ü методы и приёмы обучения.

В 70-х годах 20 века проводится школьная реформа. Предмет арифметика заменяется математикой. Понятие «математика» шире понятия «арифметика».

В 1974 году выходит последняя книга А.М. Леушиной «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»-книга теоретическая.

В книгу включены разделы:

а) величина

б) форма

в) пространство

г) время.

Вывод: Концепция, разработанная А. М. Леушиной, служит источником для многих современных исследований.

 

Современное состояние методики и перспективы её развития

Современный этап характеризуется реорганизацией (преобразованием).

Методика математики сегодня относится к области познавательного развития.

Сегодня важна интеграция - проникновение одного содержания в другое (слияние одной методики с другой).

Основная цель методики:

Познавательно - личностное развитие ребёнка.

Основной метод:

Проблемно - игровая технология.

Пособия:

Традиционные (счёты, фигуры, счётные палочки и т. д.) + пособия на логику (многофункциональные, привлекательные, яркие пособия)

Форма работы:

Индивидуальная, подгрупповая, коллективная.

Воспитатель должен быть:

· образованный

· интеллигентный

· имеющий профессиональное образование

· умеющий работать с детьми и родителями

· творческий человек, творческая личность.

Основные научные направления в теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста (90-е годы 20 века)

1. Содержание обучения и развития, методы и приёмы конструировались на основе идеи преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально - творческих способностей (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр и др.)

а) наблюдательность, познавательные интересы

б) исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умение устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы)

в) умение сравнивать, классифицировать, обобщать

г) прогнозирование изменений в деятельности и результатах

д) ясное и точное выражение мысли

е) осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов)

Методы и приёмы обучения и развития:

· моделирование

· действия трансформации (перемещение, удаление и возвращение, комбинирование)

· игры.

2. Преимущественное развитие у детей сенсорных процессов и способностей (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер и др.)

а) включение ребёнка в активный процесс по выделению свойств объектов путём обследования, сравнения, результативного практического действия

б) самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонных мер в деятельности

в) использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования)

Дети овладевают действиями с тремя видами моделей (*модельных представлений):

· конкретными

· обобщёнными (общая структура класса объектов)

· условно – символическими.

3. Основывается на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков - массы, длины, ширины, высоты (П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, В. В. Давыдов, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина)

Эта деятельность обеспечивает освоение отношений равенства и неравенства путём сопоставления.

Дети овладевают практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются. Числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путём измерения их.

4. Основывается на идеи становления и развития определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений (А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова и др.)

В процессе действия с множествами предметов, обладающих разнообразными свойствами (цвет, форма, размер, толщина и т.д.)

Дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств.

Специально сконструированные игры детям позволяют понять точный смысл логических связок: и, или, если, то... Смысл слов: не, все, некоторые.

Вывод:

Теоретические основы современной методики развития математических представлений базируются на интеграции четырёх основных положений, а также на классических и современных идеях математического развития детей дошкольного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: