Сексуальность в культуре арабских стран




 

Несмотря на отличные от европейской культуры религиозные и семейные нормы, ислам можно отнести к религиям, которые изначально относились к сексуальности положительно. В арабских племенах еще до появления ислама практиковалась полигамия, а женщины практически не участвовали в социальной и политической жизни. Однако именно там возникли образы прекрасных чувственных женщин, сильных и мужественных мужчин и страстных любовных отношений. Ислам вобрал в себя и трансформировал многие арабские культы и особенности уклада жизни, в том числе и отношение к сексуальности. Так, в арабской литературе существовала богатая эротическая символика, впоследствии также заимствованная исламом.

Любовь и секс приобрели сакральный, религиозный характер. Сексуальная близость понималась как благо, как источник наслаждения. Лучше всего эти представления прослеживаются в средневековой поэзии, например, в строках персидского поэта и суфийского шейха Хафиза Ширази:

 

Тоскую по Твоим объятьям и лобзаньям,

Блаженного вина испить горю желаньем.

Конец истории. Без лишних слов —

Вернись, вернись, жизнь без Тебя — одно страданье.

 

Или в строках персидского философа и поэта Омара Хайяма, автора многочисленных рубаи о жизни, любви, боге и земных удовольствиях:

 

Жаль мне тех, что на крыльях любви не парят,

Чьи от жажды любовной сердца не горят.

День вдали от возлюбленной, день без подруги —

Это самый пропащий из дней твоих, брат!

 

В отличие от христианской культуре, в исламе нет представления о женщине как о сосуде греха, прислужнице дьявола, которая сбивает мужчин с истинного пути. В то же время, как и во многих других культурах, женщина должна быть чиста и непорочна, чтобы впоследствии стать верной и мудрой матерью и женой. Любовь — это часто отношений мужчины и женщины, обязательно приводящая к рождению детей и продолжению рода.

Отношения между мужчинами четко регламентированы: им необходимо всегда закрывать область гениталий, нельзя показывать другим мужчинам свои половые органы и позволять прикасаться к своему телу в области от пупка до коленей. Гомосексуальные связи являлись одним из тяжких грехов, за который иногда лишали жизни. Женщинам с раннего детства необходимо было находиться в женской обществе, учиться выполнять домашнюю работу и готовиться к появлению детей.

В мусульманских странах неприемлемы супружеские измены, но разрешено многоженство. Полигамия стала обусловлена тем, что необходимо было расширять исламские государства, вести захватнические войны, а потому требовалось рожать как можно больше детей. Однако мусульманину не положено было иметь больше четырех жен. Общее количество жен зависело от социального и материального положения мужчины, его профессии и т. д. Жены должны были жить в гареме, что переводится как «запретное место». Оно было недоступным для других мужчин, поэтому охранять женщин должны были евнухи — мужчины, подвергшиеся кастрации.

В исламе не существует обета безбрачия и монашества. Занятия сексом в супружестве и рождение детей считались естественным благом и счастьем. Даже в мусульманском раю есть место эротическим наслаждениям: считается, что после смерти мужчина наделяется большой сексуальной энергией и в раю его будет ежедневно ублажать множество прекрасных гурий, которые будут выполнять любые его желания.

Основу арабской поэтической традиции составляет литература, созданная кочевниками-бедуинами Аравийского полуострова. С IX в. в арабских странах получила распространение придворная любовь, где главной оказывается духовная составляющая — чувственное влечение к женщине, страдания, тоска. Эта модель любви оказала влияние на развитие куртуазных представлений в средневековой Европе.

Эротическая культура арабских стран чрезвычайно богата: она проявляется в поэзии, эротической философии, сказаниях и легендах, музыке с эротическим подтекстом. Интересно, что визуального эротического искусства в арабской культуре практически нет, как нет и прямых изображений сексуального акта или обнаженных людей, — возможно, потому, что изобразительное искусство вообще не было развито в арабских странах. В литературе женщина предстает как предмет высокой любви и в то же время является символом любви к Аллаху.

Существуют арабские книги по искусству секса, например, «Сад благоуханный» шейха Нефзауи, написанный в конце XIV — начале XV вв. Эта книга посвящена основам любви и обольщения, в ней раскрываются различные сексуальные позиции и даются рекомендации по искусству секса. Она написана поэтическим языком со множеством символов и метафор, примечательно, что автор постоянно снабжает свои размышления цитатами из Корана, чтобы придать большего веса рекомендациям. Книга начинается следующими словами: «Восхвалим Бога, что поместил величайшее удовольствие мужчин в интимных женских частях и сделал уделом интимных мужских частей приносить величайшую радость женщинам. Он устроил женские части так, что чувства наслаждения или удовлетворенности не приходят к ним до той поры, пока в них не проникнет инструмент противоположного пола. И подобным же образом половые органы мужчин не знают ни покоя, ни отдыха до той поры, пока они не очутятся в женских».

Еще один интересный средневековый арабский памятник — сборник «Тысяча и одна ночь», который включает в себя сюжеты самых разных жанров: городских и плутовских историй, любовных и авантюрных приключений, героических легенд и сказаний. Ведущий сюжет книги не только рассказывает о представлениях о мужчинах и женщинах того периода, но и пропитан эротикой: царь Шахрияр разочаровался в женщинах из-за неверности своей жены и решил каждую ночь брать в жены новую девушку, овладевать ей, а наутро казнить. Это продолжалось до тех пор, пока ему не привели Шахерезаду, мудрую дочь визиря. Шахерезада стала каждую ночь рассказывать одну новую историю, обрывая ее на интересном месте и обещая продолжить на следующую ночь. Так они провели тысячу и одну ночь вместе, а затем Шахерезала пришла к царю с тремя сыновьями, рожденными за это время, и попросила не убивать ее. Разумеется, царь помиловал ее, потому что давно полюбил за верность, ум, красоту и находчивость.

Таким образом, средневековые представления о любви в арабских странах далеки от современных стереотипов, хотя и не свободны от системы религиозных догм и канонов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: