Интерьеры и мебель эпохи Возрождения
Формы античного греко-римского мира сначала появляются в оформлении жилищ и архитектуре итальянских городов. Крупные архитекторы и безвестные мастера создают богатые, блещущие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и других итальянских городов. Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы.Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.
Италия
Итальянские интерьеры не копировали напрямую античные образцы, т.к. люди эпохи Возрождения могли судить о них лишь по описаниям древнеримского архитектора и инженера Витрувия, а так же по раскопкам на месте античных городов.
Как уже было сказано выше, ренессансный архитектурный стиль эклектичен, он сочетает в себе:
- античность,
- средневековье;
- местные традиции
Иногда, как в примере с портовым городом Венецией, прослеживалось влияние арабо-мавританской культуры, а так же Византийского искусства.
Рис. 1 Восточное влияние и элементы готики в венецианской архитектуре: Дворец дожей (вверху) и собор Сан Марко (внизу)
Общая характеристика интерьеров
Простые и ясные интерьеры, для которых характерен контраст белых или слабо тонированных оштукатуренных стен с гладкими или рельефными архитектурными членениями из серого камня. На картинах художников кватроченто мы видим гладкие стены комнат, тонкие карнизы и тяги, балки по потолку, иногда подкрашенные, иногда с лёгкой позолотой, совсем немного резьбы и лепки. Характерно, что архитектурно-декоративные элементы внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего. Эти пространства были как бы взаимно связаны.
|
На многих картинах Возрождения видно, что, изображая то или иное помещение или экстерьер здания, художник обязательно раскрывал окна или двери, показывая тем самым единый характер наружного и внутреннего убранства.
Рис. 2 Фра Беато Анджелико. Благовещение 1450 г
Рис. 3 Пример ренессансного интерьера
Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), картинные галереи, гостиная, библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг). Столовые были, в общем, не известны. Обеденные столы, которые можно было легко сложить или разложить, ставились в лоджиях, составлявших важную часть как городского, так и загородного дома.
Рис. 4 Обед в лоджии. Кадр из фильма «Медичи: повелители Флоренции»
Рис. 5 Итальянская лоджия (мебель современная стилизованная)
Становятся популярны особые типы кабинетов, так называемые студиоло.
Студиоло (Studiolo) – итальянский термин, обозначающий небольшой приватный кабинет в частных покоях, куда имеет доступ только хозяин и близкие по духу гости. Студиоло демонстрирует его образованность, круг интересов, и носит подчеркнуто приватный характер. Ранние студиоло использовались, в основном, как место для литературных штудий, занятий науками, искусствами и как библиотека, хранилище семейного архива (рис). Тогда как поздние помещения, декорированные тщательным образом подобранными произведениями скульптуры и живописи, чаще всего представляли собой прообраз частного музея, хранилища редкостей (рис). Переход от кабинета для занятий и библиотеки к частному музею – характерная черта эволюции итальянского Студиоло эпохи Возрождения, она предвещала, появление в будущем кунсткамер и кабинетов редкостей.
|
Рис. 6 Студиоло в палаццо Дукале, г. Урбино 1476
Рисунок 7 Студиоло в палаццо Дукале, г. Урбино
Рис. 8 Студиоло Франческо Медичи в палаццо Веккъё, г. Флоренция, 1575 г.
Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин, скульптуры или как это видно на примере кабинетов-студиоло, при помощи оформления стен маркетри – мозаичных панно, из различных по цвету пород древесины. Иллюзия трёхмерного пространства на этих панно столь реалистична, что такой приём называют обманка, или тромплёй (фр. trompe - l 'œil, «обман зрения»)
Потолки стали делать под античность. Они выполнялись плоскими на балках или с элементами сводчатых перекрытий, многие из которых были покрыты штукатуркой или расписаны фресками.
Рис. 10 Примеры оформления потолков балками и штукатуркой с фресковой росписью
Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон.
Рис. 11 Кессонированный потолок
В экстерьерах и интерьерах зданий увеличилась ширина карнизов, которые украшались античными мотивами самого разного вида. Простое дощатое покрытие стен часто сменяется деревянными панелями с профилированными деталями рам, колоннами, пилястрами и резными филёнками. В эту эпоху камины стали занимать в интерьерах весьма значительное по важности место, чего не наблюдалось даже в средневековье за исключением каминов в парадных залах.
|
В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. Различные вещи, утварь, а также немногочисленную мебель можно было перемещать в пределах комнаты или убрать вовсе – облик интерьера при этом не изменялся. Даже много позже предметы обстановки богатых домов и палаццо были всё ещё немногочисленны и, большей частью, размещались вдоль стен просторных помещений. Вся красота интерьеров дворцов обеспечивалась, в основном, декором, стен и потолка, которые расписывались фресками. Полы выкладывали плиткой (однотонной или с геометрическим орнаментом) или покрывали паркетом. Чем более южным был интерьер, тем больше камня применялось в его оформлении. Стены и пол общественных интерьеров и дома богатых граждан украшали цветным мрамором. Многоцветные интерьеры встречаются в интерьерах Возрождения так же, как и с однотонными серыми стенами.
Рис. 12 Пример ренессансного интерьера (Палаццо Даванцати. Флоренция, XIV в)
Рис. 13 Капелла Медичи, Флоренция, 1535
Ковры, гобелены, занавеси, так же являются узнаваемой чертой стиля Ренессанс, они могли быть реальными или нарисованными (в виде фресок).
Рис. 14 Ковры в интерьере
Рис. 15 Нарисованные ковры в виде фресок
Фасады домов могли оформляться мраморными плитами, лепниной стукко или техникой цветного сграффито. Окна решались с полукруглым, позднее с прямым завершением.
На стенах появляются картины выполненные в технике масляной живописи.
Рис. 16 Лепнина стукко (слева), фасад, оформленный в технике сграфито (справа)
Рис. 17 Фасад дома, оформленный сграффито (палаццо ди Бьянка Капелло, Флоренция)
Мебель
В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам, скамьи, кресла и креденца были почти встроены в неё. Все недвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии. В эпоху Возрождения мебель становится более лёгкой и подвижной, хотя всё ещё тяготеет к стенам. В центре помещения часто ставились столы. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков.
Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социального положения ее владельца. Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектурных элементов мебель, называют архитектонической. Композиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности несомых и несущих частей.
Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок появилась возможность для производства многочисленных новых мебельных форм.
Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) — для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было двумя столетиями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией.
ФАНЕРА: тонкие пластины ценных пород древесины, которыми облицовывается дешевая древесина простых пород. Серединка, состоящая из узких реек, с обеих сторон оклеивается фанерой (черновой рубашкой), на которую затем наклеивается облицовочный слой фанеры ценных пород, при этом направление волокон в
смежных слоях фанеры должно быть перекрестным. Фанера склеивается и зажимается между двумя нагретыми металлическими пластинами.
На иллюстрации изображена пятислойная фанерованная плита:
1. черновая древесина; 2. Черновая рубашка, 3. фанера ценных пород.
Техника интарсии была вначале сравнительно простой и применялась главным образом для украшения церковной мебели. Изображения на раннем этапе были почти монохромными без оттенков. Наиболее распространенные декоративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт.
Круг приемов и сюжетов постепенно ширится, в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонирования с помощью раскаленного песка.
В средние века появилась особая разновидность инкрустации - чертозианская мозаика (от названия итальянского монастыря Чертоза Павийская, где расцвело это искусство). Она покрывала предметы мелким нарядным узором. Склеивали несколько длинных брусьев разного сечения и цвета так, чтобы в торце полученного бруска образовался геометрический узор. Затем этот брусок распиливали поперек на тонкие пластинки (рис. 60), которыми оклеивали украшаемые плоскости. В чертозианской мозаике дерево соседствовало с перламутром, металлом и слоновой костью. В Государственном Эрмитаже находится несколько предметов, инкрустированных чертозианской мозаикой. Большинство из них венецианского происхождения (рис.).
Схема выполнения чертозианской мозаики
Деталь кресла. Черное дерево. Чертозианская мозаика. XVI в
Флорентийская мозаика
В 16 веке Фердинандо I Медичи открывает во Флоренции мастерские обработки драгоценных и полудрагоценных камней. В основу разрабатываемой техники легли традиции византийской и римской мозаики. Флорентийские мастера не просто сохраняли традиции, усовершенствовали технику создания мозаики. Главной отличительной особенностью была тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. По итальянски эта техника называется "commesso in pietre dure" (состыкованный поделочный камень). Тонкая проработка, позволила украшать этой мозаикой не только полы и стены, но и мебель: столы, шкафы, шахматные доски и т.д.
Для флорентийской мозаики используют поделочные и полудрагоценные камни: агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшму, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, халцедон, гематит и другие. В качестве фона обычно применяют мрамор.
Флорентийская мозаика
Что касается мебели выполненной из дерева, то в целом её цветовой строй отличается сдержанностью; мастера-мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины.
Главными предметами мебели в итальянском ренессансном жилище являются сундук и кровать.
О форме итальянской ренессансной кровати мы можем в какой-то мере судить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высокими, с приступкой. Балдахин с задёргивающимися занавесями, мог присутствовать, а мог заменяться просто свободно стоящими тонкими столбами-балясинами. Иногда эти столбы оформлялись своеобразной коробочкой обтянутой тканью с орнаментальным обрамлением. Опоры могли и вовсе отсутствовать, но почти всегда ренессансную кровать отличает высокое изголовье.
Сундук-кассоне (cassone), по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне — это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная принадлежность свадебного приданого невесты. Из сундука-кассоне развивается предок дивана - касса-панка (cassapanka) это ларь-скамья со спинкой и локотниками. Касса-панка предназначалась для почетных гостей, а ящик под подъемным сидением использовался для хранения денег и драгоценностей. Спинка ее часто делалась высокой, в отдельных случаях даже с навесом.
Сундуки-кассоне являются наиболее удобными объектами для исследования техники и приемов декорировки итальянской ренессансной мебели. Наиболее распространены резьба, мозаика, интарсия, роспись. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно только рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. В создании роскошной мебели для пап и богатой аристократии не считают зазорным принимать участие крупные живописцы и скульпторы. Мотивами декоративной росписи служили фамильные гербы, сюжетные композиции, виды городов.
Со временем, теряя свою прямолинейную форму и приобретая все более сложный силуэт, кассоне начинает походить на античный мраморный саркофаг, роспись заменяется сочной горельефной резьбой. Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне.
Сундуки-кассоне
← Касса-панка (ларь-скамья)
____________________________________
Новым типом мебели был секретер (кабинет, бюро). Продолжал своё развитие, посудный шкаф (credenzone). Приземистый, снабженный, как правило, двумя-четырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и шкафом. По форме он напоминал собой готические креденцы, но меняется орнаментика, количество деталей и размеры.
а) б) в)
Итальянские бюро:
а) Шкаф-бюро папы Павла III;
б) Поставец-бюро (письменный стол);
в) Бюро. Вторая половина XVI в.
Кабинет работы испанских мастеров (вверху слева), остальные рисунки – посудные шкафы
Столы
Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы.
а) Флорентийский тип стола б) Стол с точеными ножками. Болонья.
в) Стол на козлах. На дальнем плане ларь-скамья
Однако в повседневной жизни наиболее распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом. Столы почти всегда застилали богатой бархатной скатертью.
Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы.
Мебель для сидения
С новыми формами и разнообразием решений встречаемся мы и в мебели для сидения. Один из типов — простой по конструкции, но поражающий богатством резьбы стул, сбитый из трех досок. Т. н. «стул Строцци» (а) состоит из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек. Другой тип — простой дощатый стул (б) на четырех ножках. Из него развился вид кресла с сиденьем и спинкой, обитыми кожей (ж). Ряды гвоздиков на таких креслах имеют не только функциональное, но и декоративное значение. С появлением этого кресла вновь возрождается мягкая мебель (е). Не выходит из употребления и складное (курульное) кресло (д). Одной из его разновидностейявляется т. н. «стул Савонаролы» (в).
а) б) в)
г) д) е)
ж) з) и)
Стулья: а) стул «Строцци»; б) стул на четырёх ножках с поперечными досками; в) складной стул «Савонаролы»; г) кованый стул (железо и бронза); д) венецианское курульное кресло с кожаной обивкой; е) мягкое кресло; ж) стул с обивкой гвоздиками; з) стулья с резными досками вместо ножек; и) жёсткое дощатое кресло.
Характер оформления, декорировки итальянской мебели из столетия в столетие меняется. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались яркой росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широкое распространение получает орнаментально-архитектурное оформление изделий мебели, а среди техник инкрустации — очень эффектная чертозианская мозаика. В XVI веке (чинквеченто) господствует резьба по дереву. Обработанные сочной, рельефной резьбой роскошные изделия этой эпохи уже предвещают приближающийся век барокко.
Ренессансная орнаментика
Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мотивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны,
пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пилястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетенные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантастические существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорировки. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей-полуживотных и т. д.
Гротески
Арабеска (итал. arabesco «арабский») — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать каллиграфические элементы на арабице. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора.