Реформа угольной отрасли




Внешняя политика России в 1990-е гг.

После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР, за ней было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. К началу 1992 г. Россия была признана со стороны 131 государства мира. Россия была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семерки».

Но место и роль России в системе международных отношений изменились. Фактором, определяющим внешнюю политику России в 1990-е гг., стали финансовые трудности. Необходимость выплачивать огромный внешний долг и делать новые заимствования вынуждали идти на политические уступки, как во внешней политике, так и во внутренней (принятие бюджетов, приватизация и т.д.). Ослабление военной мощи России в 1990-х гг., долги перед западными кредиторами привели ее к зависимости от США, ослаблению влияния на страны третьего мира. В 1990-1996 гг. министром иностранных дел Российской Федерации являлся А.В. Козырев, в 1996-1998 гг. – Е.М. Примаков, в 1998-2004 гг. – И.С. Иванов.

Главным направлением внешней политики оставались российско-американские отношения. В совместной декларации, подписанной в 1992 г., было зафиксировано окончание «холодной войны». В 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Договор вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе из-за односторонних уступок российской стороны.

Несмотря на протесты российской стороны, происходило расширение блока НАТО. В 1999 г. в него вошли Польша, Венгрия, Чехия. Весной 1999 г. в связи с агрессией блока НАТО против Югославии наметилось существенное охлаждение российско-американских отношений.

Реформы

Либерализация цен

В ноябре 1991 года было объявлено о предстоящей либерализации цен.[17]

19 декабря 1991 года вышло постановление правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».[18][19]

Решение о либерализации цен вступило в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными — государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно — во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Например, в 1992 году индекс цен на электроэнергию (55,1) и грузовые железнодорожные перевозки (35,6) был выше среднего индекса цен по промышленности в целом (33,8). Таким образом, либерализация цен была одномоментной и фактически тотальной.[20][21]

Приватизация

29 января 1992 года Б. Н. Ельцин подписал указ о начале «малой приватизации».[22]

В рамках российских реформ в середине 1992 года была принята программа массовой приватизации средних и крупных предприятий путем распространения ваучеров среди всего населения.[23]

1 июня 1992 г. Госкомимуществом России во главе с А. Б. Чубайсом была разработана Концепция приватизации.[24]

19 августа 1992 года подписан Указ Б. Н. Ельцина о ваучерной приватизации.[25]

30 июня 1994 г. был завершён первый (чековый) этап приватизации в России.[26][27]

1 июля 1994 года начался «денежный» этап приватизации.[28]

Налоговая реформа

В 1992 году в России был введён НДС.[29]

1 января 1999 г. вступил в силу впервые введённый в России Налоговый кодекс РФ (часть I).[30]

Земельная реформа

25 марта 1992 года подписан Указ президента России «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».[31]

24 декабря 1992 г. Верховный совет РФ принял закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».[32]

21 октября 1993 года подписан Указ Б. Н. Ельцина о разрешении частной собственности наземлю и признании многообразных форм хозяйствования на земле.[33]

27 октября 1993 г. президент РФ подписал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».[34]

11 декабря 1993 года подписан Указ президента РФ о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость.[35]

В 1993 г. право частной собственности на землю было закреплено в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 года.[36]

7 марта 1996 г. президент РФ подписал указ «О реализации конституционных прав граждан на землю».[37]

Денежные реформы

24 июля 1993 года произведён обмен банкнот и введение российской национальной валюты. Разделение денежного пространства со странами СНГ.[38]

С 1 января 1998 года рубль был деноминирован в 1 тыс. раз.[39]

Реформа угольной отрасли

В 1996 году была начата масштабная реформа угольной отрасли.[40]

Последствия и оценки

 

Оценки радикальных экономических реформ начала 1990-х годов были неоднозначными. Правительство считало главным их достижением создание в России нерегулируемого рынка и слоя крупных собственников. Противники правительственного курса указывали на их отрицательное влияние на социальную сферу, предлагали поиск более приемлемого варианта реформирования, изменение его радикального курса.[41]

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства. Несмотря на указанные изменения, социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высокой. Произошло обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках (1992 г.), невыплата заработной платы, пенсий и пособий приобрела хронический характер, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых полезным трудом, более половины населения страны имели минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированные рабочие были доведены до обнищания; резко сократилось финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры. Всё это повлекло за собой депопуляцию населения и сокращение продолжительности жизни.[42]

Государственный сектор утратил ведущую роль в экономике; 110 000 промышленных предприятий перешли к частным владельцам, доля частного сектора в производстве ВВП составила более 70 %. Но изменение формы собственности не повысило эффективности производства.[43]

Быстрое осуществление либерализации цен, либерализации внешней торговли и приватизации происходило в условиях не специфицированности и незащищённости прав собственности (и неразработанности «юридических рамок» рыночной системы хозяйствования в целом), отсутствии частного сектора и традиций частного предпринимательства, высокой степени монополизации народного хозяйства. Это создало огромные стимулы для максимизации благосостояния посредством участия в различных формах теневой экономики. Сюда относятся неофициальная экономика, представляющая собой «простое» сокрытие доходов от налогообложения в рамках легальной деятельности; фиктивная экономика, состоящая в разного рода взятках, спекуляциях, получении и торговле лицензиями, правами и привилегиями (и другими действиями, направленными на «поиск ренты»); и, наконец, криминальная экономика, то есть деятельность, непосредственно связанная с нарушением закона, — рэкет, наркобизнес и т. д. Напротив, стимулы к дорогостоящим и долгосрочным производственным капиталовложениям оказались резко ослабленными.[2]

Экономические преобразования 1990-х годов в России — по всем их основным направлениям — привели к последствиям, не предсказанным экспертами. Либерализация цен породила существенно более быстрый и длительный их рост, чем прогнозировалось многочисленными исследователями. Стремление стабилизировать цены любой ценой обусловило формирование механизма неплатежей и переход к бартерным обменам, то есть фактически к формированию неденежной экономики на новой основе. Попытка реформировать налоговую систему стимулировала развитие теневой экономики. Ослабление государственного контроля над потоками ресурсов, имевшее целью создание конкурентной среды, породило невиданное ранее распространение коррупции. В результате шоковой приватизации вместо эффективных частных собственников возникла неэффективная форма организации — открытые акционерные общества, находящиеся в собственности работников. Все эти метаморфозы сопровождались необычайно глубоким и непредвиденным спадом производства.[44]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: