Состояние просвещения таджикского народа в Бухарской Народной Советской Республике (1920-1924 гг.)




Состояние просвещения таджикского народа в Бухарской Народной Советской Республике (1920-1924 гг.)

 

Зарифов Насимджон

Таджикский национальный университет,

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

 

Современный Центральный, Южный и Юго-Восточный Таджикистан, известный под названием Восточной Бухары, накануне установления советской власти состоял из следующих бегств: Гиссарского, Курган-Тюбинского, Бальджуанского, Кабадианского, Кулябского, Каратегинского и Дарвазского [2, 45]. Это территория до политического переворота в Бухаре (1920 г.) находилась под властью Бухарского эмирата, который считался одной из наиболее отсталых аграрных государств. Более 90% всего населения эмирата было занято в сельском хозяйстве. Причем подавляющая часть земли и скота были сосредоточены в руках эмира, его чиновников, баев и духовенство. Еще отсталой частью эмирата была Восточная Бухара. Она была отделена от эмирата высокими горными хребтами, была полностью оторвана от железнодорожных и иных путей сообщения с другими районами эмирата, отсутствовало примышление предприятие.

В культурном отношении также Восточная Бухара была самой отсталой части эмирата, здесь не было ни русско-туземных, ни новомодных школ, функционировали традиционные старометодные мактабы и медресе.

Народное образование Восточной Бухары развивалась гораздо медленнее, чем в северных районах республики. Это объясняется еще тем, что народная революция в Бухаре произошла в сентябре 1920 года, а Советская власть в Восточной Бухаре была установлена только в 1921 году[8, 36-41].

После свержения власти эмира и установление Советской власти

учитывая отсутствие государственной системы народного образования, безграмотность и темноту населения, еще в первой своей Декларации Временное революционное правительство БНСР объявило, что «…в области народного образования ставит своей задачей проведение бесплатного обучения, снабжение всех учащихся одеждой, обувью, учебными пособиями, создания сети яслей, детских домов, клубов, библиотек, народных домов, клубов для взрослых» [6, 167].

С целью организации централизованного управления народного образования в БНСР 15 сентября 1920 года была организована Назират просвещения[5, 29]. 25 октября 1920 г. состоялось организационное заседание школьно­го отдела при Назирате просвещения БНСР. При этом отделе было создано 4 секции: школьная, учетная, научная и воспитательная.

Но в связи с увеличением объема работы, уже в 1923 г. при Назирате Просвещения БНСР дополнительно были организованы вакуфный, финансовый, хозяйственный, издательские отделы и отдел национальных меньшинств. При школьном отделе были созданы ряд секций, которые занимались составлением программ, перевод и издание учебников, учебных пособий для школ и курсов и налаживание системы дошкольного воспитания[6, 167].

Развитие народного образования в БНСР, в том числе районах Восточной Бухары, началось с перестройки старой школьной системы. 25 ноября 1920 г. согласно постановлению Народного назирата просвещения БНСР мечети отделялись от государства, а школа от мечетей[11, 25]. Государство освободило учащихся от обязатель­ного религиозного обучения. Образование и воспитание были изъяты из ведения духовных учреждений и переданы в ведение Нарназпроса и его отделов на местах. В результате приведенных мероприятий за короткое время в республике было создано 73 школы. В Бухар­ском вилояте, насчитывалось свыше 10 школ, где обучалось более 1000 учеников. Кроме того в столичном вилояте было открыто 2 детдо­ма и 6 интернатов[11, 25].

Одновременно по всем вилоятам республики была проведена перепись детей школьного и дошкольного возраста и неграмотных взрослых. Народный назират просвещения принял решение о создании массовых начальных школ, единых по своей структуре, программе и плану занятий. Но в си­лу ряда объективных и субъективных причин в первые годы Советской власти эта задача не была полностью осуществлена.

Своеобразие и сложность обстановки в различных районах респуб­лики порождали большое разнообразие в методах преподавания и пла­нировании школьной работы. Большинство преподавателей этих школ составляли лица, получившие подготовку на 1 - 4-месячных подготовительных учитель­ских курсах.

С сентября 1920 г. по первой половине 1921 года во многих районах БНСР, прежде всего в западной части были организованы местные отделы народного образования, занимавшиеся строительством новых школ, подбором педагогических кадров и контролировавшие деятельность школ [11, 25].

15 марта 1921 года в Душанбе создаётся отдел народного образования [20,4], и в качестве помощи правительство БНСР направило в Восточную Бухару 12 учителей - инструкторов и учебное пособие [10, 20].

Среди исследователей по поводу дата организации отдела народного образования в Душанбе существуют разногласия.

В некоторых литературах ошибочно организация отдела народного образования в Душанбе указан в июле 1921 года [6, 159-162 ], тогда как в том же месяце состоялся съезд работников народного образования [10, 20].

В июле 1921 года в Душанбе прошел съезд работников просвещения. На съезде были рассмотрены вопросы открытие школ, курсов по ликвидации неграмотности, подготовительных курсов для учителей, а так же реформа старых школ и другие вопросы, касающиеся системы народного образования [10, 20].

Образование городского отдела народного просвещения в Душанбе, а так же съезд работников просвещения стал почвой для дальнейшего развития народного образования в районах Восточной Бухары. Хотя в первые годы строительства советской системы народного образования в БНСР не отвечали еще предъявленным им требованиям. Развитие народного образования требовало длительной и упорной работы, проведение многие объективных и субъективных причин, всячески препятствовавших просвещению народных масс. Кроме того нормальной работе школ мешало нестабильное положение населения в регионе. В частности во многих газетах и журналах того периода отмечается что в ряде мест «родители учеников под влия­нием муллы и ишанов агитировали своих детей в том, что учеба в новой советской школе является поганой (запрещенной законом шариата), в результате чего дети не посещали школу» [19, 7-10].

Школьная сеть в БНСР определена 8 сентября 1922 г., согласно постановлению Совета Народ­ных Назиров, состояло из 57 школ и интернатов, 2 учительских института, 11 курсов ликбеза, 3 педагогических курсов. Общее количество учащихся в них состояло 3563 человека, в том числе 3157 школьников [19, 7-10].

Согласно официальным данным в 1923/1924 учебном году на территории Восточной Бухары было всего 2 интерната с 35 контингентом учащихся. Других школ просто не существовало [28, 348]. Но согласно другим источникам с 7 ноября 1924 года в Восточной Бухаре функционировало 7 советских школ, 4 из которых были интернатами [3, 17]. Другой историк приводит данные, что весной 1921 года существовало 5 школ с 600 учащихся [4, 25]. По мнению Авзалова Х. в 1923/1924 учебном году в Кулябе, Каратегине, Душанбе и Гарме также существовали 4 интерната[1, 100-101].

Выше приведенных данные если с одной стороны свидетельствуют о разных противоречащих сведения о количестве советских школ действующих в Восточной Бухаре, то с другой стороны показывают, что до образования Таджикской АССР в этом направлений не было достигнуто значимых результатов.

13 августа 1923 года ЦК БухКП провел расширенное совещаниеответ ­ ственных работников просвещения по вопросу о развитии народного образования. Совещание отметило, что Народной назират просвещения не уделяет должного внимания развитию начальных школ, и указална необходимость быстрейшей организации начального образования [11,27].

Согласно этим постановлением доля государственных ассигнований на на­родное просвещение в бюджете БНСР увеличилось с 5,64% в 1922-1923 г. до 21% (865 тыс. руб. зол.) в 1923-1924 г. [11,24-25].

Обучение девочек в условиях Бухарской Народной Советской Республики считался одним из труднейших вопросов, так как большинство населения, находившееся под влиянием религии, не желали обучать своих дочерей в новых советских школах. Но, несмотря на все это в БНСР были, открыты школы для девочек, хотя их было очень мало.Если первые годы советской власти в Бухаре работали 3 женские школы, то в 1923-1924 учебном году там функционировали уже 5 женских школ, где обучалось 306 учениц [11,24-25]. Но Восточной Бухаре, не было не одной школы для девочек.

В целях подготовки специалистов для БНСР ЦК БКП и правительство БНСР поставили перед Назиратом просвещения вопрос о необходимости открытия в Москве Бухарского дома просвещения.

Большую роль в этом деле сыграл секретарь ЦК РКП (б) В. В. Куй­бышев, хорошо знавший положение в Бухарской республике. По его инициативе ЦК РКП (б) принял постановление о создании в Москве при представительстве БНСР школы для детей трудящихся Бухарской республики. 23 марта 1923 г. Совет Народных Назиров БНСР вынес решение об учреждении в Москве Бухарского дома просвещения [11, 24-25].

В начале 1924 года в ведении Бухдомпроса находилось уже 172 учащихся [11,25].Деятельность этогоучреждения вомногом способствовало созданию новых,советских кадров, необходимыхБухарской республике,в частности ее органам народного образования. Так же в 1922 году БНСР были организованы два института просвещения, охватившие 167 студентов и 2 курса по подготовке учителей в количестве 200 слушателей [21, 22]. На территории Восточной Бухары первый подготовительный курс для учителей был открыт в апреле 1921 года по инициативе областной назирата просвещении в Душанбе[17, 50]. В начале учебы количество студентов было 40 человек, а до окончания 3 месячных курсов их осталось только 25 слушателей [12, 22]. Это свидетельствует о том, что не все претенденты педагогических курсов заканчивали их. Подобный курс был открыт в Каратаге для 50 слушателей, где обучение шло на узбекском языке [17, 50]. Так же 25 августа 1923 года ЦИК КП Бухары поручил Назиру просвещения БНСР М. Саиджонова, открыть в Восточной Бухаре педагогические курсы для 100 человек[17, 50]. К сожалению, об открытии данных курсов точная информация в архивных документах отсутствует. Только Ходжимухамедова Х. без указания, источника отмечает, что такие курсы были открыты при ЦИК-е Восточной Бухары [17, 50].

В 1924 году ЦИК Восточной Бухары для нужд школ выделил 39.409 рублей [9, 41]. Во всей БНСР в 1923/1924 учебном году число учителей доходило до 3000 человек [11, 28-29], такая цифра для многонациональной республики было очень мало.

Одно из важнейших задач в области народного просвещения в БНСР была ликвидация неграмотности взрослого населения. Правительства БНСР ещё в сентябре 1920 г. предложила Назирату просвещения развернуть борьбу с неграмотностью взрослого населения путём широкой организации школ для взрослых. В январе 1921г. в БНСР насчитывалось 68 курсов по ликвидации неграмотности (правда половина из них бездействовало). В конце 1923 года в республике были организованы 21 курсы по ликвидации неграмотности, охватившие 865 человек, на этих курсах работало 43 учители.

В марте 1924 года при БухЦИКе было созданы комиссии по ликвидации неграмотности, а в апреле 1924 г. правительство БНСР издало декрет «Об обязательной учебе в школе ликбеза». Пункты по ликвидации неграмотности создавались как в городе так в кишлаке. Всего было организованно 12 ликпунктов охвативших 1572 человека.

В Восточной Бухаре было очень мало курсов по ликвидации неграмотности. По объективным и субъективным причинам они долго не смогли просуществовать. Весной 1921 года в Гисарском, а затем и в других вилоятах начали функционировать курсы по ликвидации неграмотности [21, 22].

Как видно после установления советской власти в БНСР проделана большая работа. В том числе было организованно новая система народного образования, сильно отличавшаяся от старой Бухарской системы обучения. Другим преимуществом новой (советской) системы просвещения было в том, что впервые для низших слоев населения организованна бесплатная учеба, с другой стороны новая система оказала материальную помощь им. Открылись первые педагогические институты, которые в дальнейшем превратились в крупные научные учреждения. Наряду с большими достижениями в области народного просвещения так же имелось много недостатков.

Ограничение интересов таджикского народа началось с притеснением их языка. 11 марта 1921 года решением СНК БНСР узбекский язык был объявлен официальным языком в республике[19, 23]. Таким образом, таджикский язык который тысячелетиями являлся официальным государственным языком под давлением и при поддержке советских партийно-государственных чиновников БНСР потерял статус государственного языка. Этот процесс не мог не повлиять на систему просвещения.

В газетах, журналах и архивных документах хранится сотни жалоб и протестов населения, подтверждающих об ограничениях прав таджиков. К примеру, в газете «Овози тољик» были опубликованы статьи Аминзаде «Школа на родном языке» [15,4], Б. Вализаде «К сведению просвещения и культуры Таджикистана» [12,1], Рустои «Как обманывают таджиков» [13, 5], «Вопрос языка в школе» [14, 2].

В них говорится, прежде всего, об открытом протесте населения-таджиков по поводу обучения их детей на узбекском языке, о давлении узбекских работников партийных правительственных органов на таджиков, принудительный процесс узбекизазии таджикского населения.

Обидно то что в деле узбекизации таджикских школ участвовали не только чиновники тюркского происхождения, но и высокопоставленные таджикские начальники перешедшие на сторону пантюркизма. К этому ряду можно отнести Абдулло Рахимбаева, Абдурауф Фитрата, Файзулло Ходжаева. К примеру Абдурауф Фитрат учился в Турции и в 1921 в БНСР занимал пост комиссара (назыра) Наркомпроса. Особенно во время его руководство за счет таджикских школ количесто тюрко-узбекских школ гораздо увеличилось[22, 111].

В 1922 году против узбекизации таджикских школ и давления протюркских чиновников в городе Бухаре во главе с Аббос Алиевым – одним из прогресивных просветителей и ярым врагом пантюркизма поднялся народная волнение[7,111]. Джалал Икрами – свидетель востания этого волнения пишет: «Помню что Аббас Алиев со своими товарищами поднял восстание. Поднял на ноги все школы и жителей гузаров, и на улице провел митинг. Цель восстания заключалась в переведении Бухарских школ на таджикский язык. После этого случая в большинство школ Бухары были переведены на таджикский язык обучения» [16, 39-40].

Со слов Љ. Икроми “жители всех гузаров поднялись на ноги”, видно что востание было большое. С уверенностью можно сказать, что поднятия бунта Аббоса Алиева было направленно против пантюркизма и узбекизации таджикских школ. После этого случая в августе-сентябре 1922 года Аббос Алиев был направлен в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. Как пишет Мухаммаджон Шакури для Аббоса Алиева это действие был как один из способов наказания. К сожелению после бунта, школы в которых обучение было на таджикском языке под влиянием пантуркизма были переведены повторно на узбекский язык обучения[16, 39-40].

В БНСР по вине пантюркистов и узбекских национал – шовинистов захвативших основные правительственные посты, таджики до 1922 года учились на турецком языке, а после этого года на узбекском языке, что нанесло большой ущерб национальному самосознанию таджиков и весьма отрицательно сказывалось на качестве образования. Только после национально территориального размежевания и образования Таджикской АССР были созданы условия для повсеместного открытия советских школ с таджикским языком обучения, издание учебников и учебных пособий на родном языке.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Афзалов Х. Тахрихи педагогикаи тољик / Афзалов Х. – Душанбе, 2002. 101с.

2. Юсупов Ш. Положение женщин в Восточной Бухаре в конце ХIХ начале ХХ века / Юсупов Ш. // Известия отд. Общественных наук АН Таджикской ССР, 1963, – № 1(32). – С. 45-50.

3. Иркаев М. Расцвет народного образования в Советском Таджикистане / Иркаев М., Обидов И. Каримова О. – Душанбе: Ирфон, 1987. 260 с.

4. История культурного строительства в Таджикистане. – Душанбе, 1979. 272с.

5. Каширина Т.В. Ленинский принцип в создании органов просвещения в Таджикистане 1924-1932 / Каширина Т. В. – Душанбе: Дониш, 1982. – С. 26.

6. Ходжимухамедова Р. И. Первый годы строительства советской школы в Таджикистане / Ходжимухамедова Р. И. // Научные труды аспирантов ДГПИ имени Т.Г. Шевченко. – Душанбе, 1966 г. – С.152-169.

7. Муњаммадљон Шакурї, Фитнаи инќилоб дар Бухоро. Аббос Алиев / Муњаммадљон Шакурї, – Душанбе: Шуљоиён, 2010. 139 с.

8. Набиева Р. История таджикского народа (на таджикском зыке) / Набиева Р. Зикриёев Ф. Зикриёева М. – Душанбе, 2011. 327 с.

9. Обидов И. Аз таълими ибтидої ба маълумоти миёнаи умумї/ Обидов И. – Душанбе, 1986. 176с.

10. Обидов И. Очерки мухтасари таърихи маорифи халќи Тољикистон /Обидов И. – Душанбе: «Ирфон», 1965. 206.

11. Уралов А. Из истории развитие народного образования в БНСР/ Уралов А. //Общественные науки в Узбекистане, 1961, № 3, 26-30

12. «Овози тољик» №42, аз 17.08.1925.

13. «Овози тољик» №74, аз 20.12.1925.

14. «Овози тољик» №2, аз 24.09.1925.

15. «Овози тољик» №2, аз 14.07.1925.

16. Љ. Икромї. Он чї аз сар гузашт / Икромї Љ. //Садои Шарќ.–2006.–№ 3. – 38- 42.

17. Хољимуњаммедова Х. Баъзе маълумотњо оиди ташкили мактаби совети дар Тољикистон / Хољимуњаммедова Х. //Мактаби Советї, 1964, –№ 3. – 49-52.

18. Њуљљатњо оид ба таърихи маорифи халќи РСС Тољикистон // Мактаби совети, 1967. –№3, – С. 55-57. ПА ТФ. ИМЛ Ф.62. оп.1. д.83. л. 77-79.

19. Кадиров А. Муаллимон дар мубориза барои мустањкам намудани музаффариятњои револютсия октябр / Кадиров А. // Мактаби Советї, 1967, №2. – С. 7-10.

20. Волошук Н. З. Дирўз, имрўз, фардо / Волошук Н.З. //Мактаби совети, 1974, –№10. – С. 4-6.

21.Убайдуллоев Н. Тањаввулоти сиёсии солњои 1917-1924 ва дигаргунињо дар соњаи маориф / Убайдуллоев Н. // Фарњанг, 2010. – № 3- 4.

22. Њотамов Н. Таърихи халќи тољик / Њотамов Н.– Душанбе, 2007.368 с. 23. История таджикского народа. Том V. Новейшая история (1917-1941гг.). Под. ред. Академика Р. Масова. – Душанбе, 2004. – С.346.

 

Состояние просвещения таджикского народа в Бухарской Народной Советской Республике (1920-1924 гг.)

 

В данной статье расматривается состояние просвещения таджикского народа в период сушествования БНСР. Автор на основе материалов периодической печати путем критического метода и сопостовительного анализа освещает уровень развития просвещения таджикского народа в 1924-1929гг.

Ключевые слова: культура, народная образования, система образования, Таджикинпрос, учитель, Народный комиссариат просвещения, комиссар,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: