ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ НЕФТИ
И ГАЗА им.И.М.ГУБКИНА
ДОКЛАД
На тему:< Проблемы вступления в ВТО>
Под руководством предподователя:
Москва 2009г.
ПРОБЛЕМЫВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
ВТО – это всемирное торговая организация.
Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 148 стран (по состоянию на февраль 2005г.)
Бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005г. (примерно 130 млн.долл США)
Штат Секретариата: 500 сотрудников
Глава: генеральный директор
Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
|
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
|
- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.
ТАБЛИЦА1:Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Наименование соглашения | Краткое описание | |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994г. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере | |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947г. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере | |
Соглашение по сельскому хозяйству. | Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе. | |
Соглашение по текстилю и одежде. | Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой | |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. | Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля | |
Соглашение по техническим барьерам в торговле. | Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации | |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. | Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением | |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). | Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров | |
Соглашение по предотгрузочной инспекции. | Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций | |
Соглашение по правилам происхождения. | Определяет принципы происхождения товаров | |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. | Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта | |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. | Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием | |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу | |
Соглашение по защитным мерам. | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту | |
Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
|
Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности
Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО
Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО
Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:
· Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
· Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд).
Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам завершившего Уругвайский раунд министерского совещания в Марракеше (Марокко) в 1994г., а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы (вариант «ноль на ноль», "гармонизация торговли химическими товарами", "текстильная гармонизация"), участники которых берут на добровольный основе обязательства по максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального рынка. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые государства. Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, - неизменными остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО. В рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. В ходе продолжающихся МТП рассматриваются возможности включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП (т.н. «встроенная повестка» дня). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др., Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров. Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами как по принципиальным проблемам в целом, так и по новым сферам, в частности. Выявились значительные разногласия и между ведущими игроками ВТО - ЕС, США, Япония, Канада (так называемая группа «квадро»), - стратегические подходы которых к проведению нового раунда оказались различными.
ТАБЛИЦА1:Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Наименование соглашения | Краткое описание | |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере | |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере | |
Соглашение по сельскому хозяйству. | Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе. | |
Соглашение по текстилю и одежде. | Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой | |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. | Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля | |
Соглашение по техническим барьерам в торговле. | Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации | |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. | Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением | |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). | Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров | |
Соглашение по предотгрузочной инспекции. | Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций | |
Соглашение по правилам происхождения. | Определяет принципы происхождения товаров | |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. | Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта | |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. | Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием | |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу | |
Соглашение по защитным мерам. | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту | |
Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности
Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО
Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО
Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:
· Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
· Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)
ПРОБЛЕМЫ:
Проблема изменения законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности. Основной проблемой для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относится также использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности. Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным.Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.
Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства, которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд. долл. в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели равны примерно 1 млрд. долл., что исключает согласие партнеров с запрошенной суммой, поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.
Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.
Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997г. до 50% в 2001г. Её предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания, видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.
Конкурентоспособность отечественной металлургии как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.В марте с.г. Правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет через роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.
Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет (и при, и без ВТО) проблема выживания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Основные теории переходной экономики.
2) Шуркалин А.К Внешний долг: проблемы реструктизации и погашения. Финансовый бизнес 2002г.
3) Кормнов Ю. Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики. Экономист 2000г.
4) Ленга Г.Взаимоотношения России и ВТО: актуальные проблемы.ЭКО. 2002г.
5) Баланский Е., Евсеева В, Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России.Экономист, 2002г.
6) Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход, Вопросы экономики, 2004г.
7) Чиркин А. Предстоящие вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски. Вопросы экономики 2005г.