Коллективизация в СССР кратко




Любое событие, которое происходило в истории нашей страны важно, и коллективизация в СССР кратко не может быть рассмотрена, так как событие касалось большого слоя населения. В 1927 году состоялся XV съезд, на котором было принято решение о необходимости изменения хода развития сельского хозяйства. Сущностью обсуждения стало объединение крестьян в одно целое и создание колхозов. Так и начался процесс коллективизации.

Причины коллективизации

Для того чтобы начать любой процесс в стране, граждане этой страны должны быть подготовлены. Так и случилось в СССР.

Жителей страны готовили к процессу осуществления коллективизации и обозначали причины ее начала:

1. Стране требовалась индустриализация, которая не могла проводиться частично. Необходимо было создать сильный аграрный сектор, который объединит крестьян в одно целое.

2. В то время правительство не смотрело на опыт зарубежных стран. И если за границей процесс аграрной революции начался первым, без промышленной революции, то у нас было принято решение совместить оба процесса, для правильного построения аграрной политики.

3. Кроме того, что деревня могла стать основным источником поставки продовольствия, так она еще и должна была стать каналом, через который можно производить основные вложения и развивать индустриализацию. Все эти условия и причины стали основным отправным пунктом в процессе начала процесса коллективизации в русской деревне.

Цели коллективизации

Для того чтобы начать процесс, требовалось установить основные цели и планово идти к ним:

1. Процесс должен был установить социалистические производственные отношения. Таких отношений в деревне до коллективизации не было.

2. Учитывалось то, что в деревнях практически у каждого жителя было свое хозяйство, но оно было небольшим. Путем коллективизации планировалось создать крупное колхозное хозяйство, объединив маленькие хозяйства в колхозы.

3. Необходимость избавления от класса кулаков. Это можно было сделать, только исключительно используя режим раскулачивания. Чем и занялось Сталинское правительство.

 

Положительные моменты:

· в колхозах увеличилось количество тракторов и комбайнов;

· благодаря системе распределения продуктов, во время ВОВ получилось избежать массового голода в стране.

Отрицательные моменты перехода на коллективизацию:

· привело к уничтожению традиционного крестьянского уклада;

· крестьяне не видели результатов собственного труда;

· последствие сокращения поголовья рогатого скота;

· класс крестьян перестал существовать как класс собственников.

Особенности коллективизации:

· После того как начался процесс коллективизации, в стране произошел индустриальный рост.

· Объединение крестьян в колхозы позволило правительству управлять колхозами более эффективно.

· Вступление в колхоз каждого крестьянина позволило начать процесс развития общего колхозного хозяйства.

Итоги коллективизации в СССР После того как процесс был завершен, страна начала считать убытки, и итоги были неутешительными:

· на 10% сократилось производство зерна;

· количество крупного рогатого скота сократилось в 3 раза;

· 1932-1933 годы стали ужасными для жителей страны. Если ранее деревня могла прокормить не только себя, но еще и город, то теперь она не могла кормить даже себя. Это время принято считать голодным годом;

· несмотря на то, что люди голодали, за границу были проданы практически все запасы зерна.

Процесс массовой коллективизации уничтожил зажиточное население деревни, но при этом в колхозах осталось большое количество населения, которое удерживалось в нем насильно. Таким образом, осуществлялась политика становления России, как индустриального государства.

Культурная революция в СССР

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

· Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

· Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье «О кооперации» (1923): "Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Цели

· Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

· Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

· Ликвидация безграмотности

· Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

· Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

· Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

· 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

· Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью: Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения(государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

· Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

· Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

· Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: «Грамотный обучи неграмотного»»

· Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

· Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

· Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

· Активно привлекались к работе учёные царской России.

· Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

· С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»: «Академическое дело» (дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» (о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

· С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.

· Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).

· В искусстве был утверждён единый метод - социалистический реализм

Итоги

· К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

· Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

· Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

· Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.

· Введено бесплатное всеобщее начальное образование

· Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет

· Унификация культурной и духовной жизни в стане

· В годы первых пятилеток(1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука, учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания.

 

 

Вопрос.

Страшная война с масштабными человеческими потерями началась не в 1939 году, а намного раньше. По итогам Первой Мировой войны 1918 года почти все европейские страны приобрели новые границы. Большинство были лишены части своей исторической территории, что приводила к небольшим войнам на разговорах и в умах.

В новом поколении воспитывалась ненависть к врагам и обида об утраченных городах. Появлялись поводы для возобновления войны. Однако кроме психологических причин, существовали и важные исторические предпосылки. Вторая мировая война, кратко говоря, вовлекла в боевые действия весь земной шар.

Причины войны:

1. Территориальные споры. Победители войны 1918 года Англия и Франция разделили Европу со своими союзниками на своё усмотрение. Распады Российской империи и Австро-Венгерской империи привели к возникновению 9-ти новых государств. Отсутствие четких границ порождали большие споры. Побежденные страны хотели вернуть свои границы, а победители не желали расставаться с присоединенными территориями. Все территориальные вопросы в Европе всегда решались с помощью оружия. Избежать начала новой войны было невозможно.

 

2. Колониальные споры. Побежденные страны были лишены своих колоний, которые были постоянным источником пополнения казны. В самих колониях местное население поднимали освободительные восстания с вооруженными стычками.

 

3. Соперничество между государствами. Германия после поражения хотела реванша. Она все время была ведущей державой Европы, а после войны была во многом ограничена.

 

4. Диктатура. Значительно усилился диктаторский режим во многих странах. Диктаторы Европы вначале развивали свою армию для подавления внутренних восстаний, а потом для захвата новых территорий.

 

5. Возникновение СССР. Новая держава не уступала могуществу Российской империи. Она была достойным конкурентом США и ведущих европейских стран. В них начали возникать опасения появления коммунистических движений.

 

Начало войны

 

· Еще до подписания советско-германского соглашения Германия спланировала агрессию против польской стороны. В начале 1939 года было принято решение, а 31 августа подписана директива. Государственные противоречия 30-ых годов привели ко Второй Мировой войне.

· Немцы не признали своего поражения в 1918 году и Версальские договоренности, которые притесняли интересы России и Германии. Власть досталась нацистам, начали образовываться блоки фашистских государств, а у крупных государств не было сил противостоять немецкой агрессии. Первым на пути Германии к мировому господству оказалась Польша.

· Ночью 1 сентября 1939 года немецкие спецслужбы начали осуществление операции «Гиммлер». Одетые в польскую форму они захватили в пригороде радиостанцию и призвали поляков восстать против немцев. Гитлер объявил об агрессии с польской стороны и начал военные действия.

· Через 2 дня Германии объявили войну Англия и Франция, которые ранее заключили соглашения с Польшей о взаимопомощи. Их поддержали Канада, Новая Зеландия, Австралия, Индия и страны Южной Африки. Начавшаяся война стала мировой. Но Польша не получила ни от кого из поддерживающих стран военно-экономической помощи. Если бы к польским силам добавились английские и французские войска, то немецкая агрессия была бы мгновенно прекращена.

· Население Польши обрадовалось вступлению в войну своих союзников и ждало поддержки. Однако время шло, а помощь не приходила. Слабой стороной польской армии была авиация.

· Две армии Германии «Юг» и «Север» в составе 62 дивизий противостояли 6-ти польским армиям из 39 дивизий. Поляки сражались достойно, но численное превосходство немцев оказалось решающим фактором. Почти за 2 недели почти вся территория Польши была оккупирована. Образовалась линия Керзона.

· Правительство Польши уехало в Румынию. Защитники Варшавы и Брестской крепости вошли в историю благодаря своему героизму. Польская армия потеряла свою организационную целостность.

 

Этапы войны

 

· С 1 сентября 1939 до 21 июня 1941 начался первый этап Второй мировой войны. Характеризует начало войны и ввод немецких военных в Западную Европу. 1 сентября фашисты напали на Польшу. Через 2 дня войну Германии объявили Франция и Англия со своими колониями и доминионами.

· Вооруженные силы Польши не успели развернуться, высшее руководство было слабо, а державы-союзники не спешили с помощь. Итогом стало полное купирование польской территории.

 

· Франция и Англия до мая следующего года не меняли свою внешнюю политику. Они надеялись, что агрессия Германии будет направлена против СССР.

· В апреле 1940 года немецкая армия без предупреждения вошли в Данию и заняли ее территорию. Сразу же за Данией пала Норвегия. Одновременно немецкое руководство реализовывала план «Гельб», решено неожиданно напасть на Францию через соседние Нидерланды, Бельгию и Люксембург. Французы сосредоточили силы на линии Мажино, а не в центре страны. Гитлер напал через Арденнские горы за линией Мажино. 20 мая немцы достигли Ла-Манша, голландская и бельгийская армии были капитулированы. В июне был разбит французский флот, часть армии удалось эвакуироваться в Англию.

· Французская армия не использовала все возможности сопротивления. 10 июня правительство уехало из Парижа, который был занят немцами 14 июня. Через 8 дней подписано Компьенское перемирие (22 июня, 1940 года) – французский акт капитуляции.

· Следующим должна была стать Великобритания. Произошла смена правительства. США стали поддерживать англичан.

· Весной 1941 года захвачены Балканы. 1 марта фашисты появились в Болгарии, а 6 апреля уже в Греции и Югославии. Западная и Центральная Европы были во власти Гитлера. Началось готовиться нападение на Советский союз.

· С 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 года длился второй этап войны. Германия вторглась на территорию СССР. Начался новый этап, характеризующийся объединением всех военных сил в мире против фашизма. Рузвельт и Черчилль открыто объявили о поддержке Советского союза. 12 июля СССР и Англия заключили договор об общих военных действиях. 2 августа США обязалось оказывать военно-экономическую помощь русской армии. Англия и США 14 августа обнародовали Атлантическую хартию, к которой позже присоединился СССР со своим мнением по военным вопросам.

· В сентябре русские и английские военные заняли Иран для предотвращения образования фашистских баз на Востоке. Создается Антигитлеровская коалиция.

· Немецкая армия встретила сильное сопротивление осенью 1941 года. План взятия Ленинграда не удалось осуществить, так как Севастополь и Одесса долго сопротивлялись. В канун 1942 году план «молниеносной войны» пропал. Гитлер потерпел поражение под Москвой, а миф о немецкой непобедимости развеялся. Перед Германией стала необходимость затяжной войны.

· В начале декабря 1941 года японские военные напали на базу США в Тихом океане. Две могущественные державы вступили в войну. США объявила войну Италии, Японии и Германии. Благодаря этому антигитлеровская коалиция усилилась. Был заключен ряд договоренностей о взаимопомощи среди стран-союзников.

· С 19 ноября 1942 до 31 декабря 1943 года длился третий этап войны. Его называют переломным. Военные действия этого периода приобрели огромный масштаб и напряженность. Все решалось на советско-немецком фронте. 19 ноября русские войска начали контрнаступление под Сталинградом (Сталинградская битва 17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.). Их победа послужила сильным стимулом для следующих сражений.

· Для возвращения стратегической инициативы Гитлер летом 1943 года осуществил нападение под Курском (Курская битва 5 июля 1943 - 23 августа 1943). Он проиграл и перешел в оборонительную позицию. Однако союзники Антигитлеровской коалиции не спешили выполнять обязанности. Они ждали истощения Германии и СССР.

 

· 25 июля было ликвидировано итальянское фашистское правительство. Новый глава объявил войну Гитлеру. Фашистский блок начал распадаться.

· Япония не ослабила группировку на русской границе. США восполнили военные силы и начала успешные наступления в Тихом океане.

· С 1 января 1944 по 9 мая 1945 года. Фашистская армия была вытеснена за пределы СССР, создается второй фронт, европейские страны освобождаются от фашистов. Совместные усилия Антифашисткой коалиции привели к полному краху немецкой армии и капитуляции Германии. Великобритания и США проводили масштабные операции в Азии и Тихом океане.

· 10 мая 1945 года – 2 сентября 1945 года. Вооруженные действия проводятся на Дальнем Востоке, а так же территории Юго-Восточной Азии. США применило ядерное оружие.

· Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года).

· Вторая мировая война (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945).

Итоги войны

 

· Наибольшие потери выпали на Советский союз, который принял основной удар немецкой армии. Умерло 27 миллионов человек. Сопротивление Красной Армии привело к поражению рейха.

· Военные действия могли бы привести к крушению цивилизации. Военных преступников и фашистскую идеологию осудили на всех мировых процессах.

· В 1945 в Ялте подписано решение о создании ООН для предотвращения подобных действий.

· Последствия применения ядерного оружия над Нагасаки и Хиросимой заставила многие страны подписать пакт о запрете использования оружия массового поражения.

· Страны Западной Европы потеряли своё экономическое господство, которое перешло к США.

· Победа в войне позволила СССР расширить свои границы и усилить тоталитарный режим. Часть стран стали коммунистическими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: