Становление форм опеки над детьми сиротами в деревнях




Заглядывая в архивные исторические материалы, мы можем увидеть, как зарождались первые социальные институты социальной помощи населению, и в первую очередь детям – сиротам. Редкую информацию, собранную по крупицам из фольклора и этнографии, мы можем узнать о нравах народа и положении сирот в дореволюционной России. В словах народной песни русских крестьян XIX ве­ка мы слышим, что сирота – это ребенок, потерявший свое счастье и лучшую долю, что ему предстоит тяжелое скитание по жизни, болезни и беззвестная, короткая жизнь.

В лесу при долине громко пел соловей,
А я, мальчик, на чужбине позабыт от людей.
Позабыт, позаброшен с молодых юных лет,
Я остался сиротою, счастья, доли мне нет.

Вот и холод и голод, он меня изнурил,
А я, мальчик, еще молод это все пережил.
На чужой на сторонке боле жить не могу,
Тяжко-тяжко я болен, скоро-скоро помру.

Вот помру я, помру, похоронят меня,
И родные не знают, где могила моя.
На мою на могилку никто не придет,
Только ранней весной соловей пропоет.

Пропоет и просвищет и опять улетит,
Моя бедная могилка одинока лежит.
На мою бы могилку на четвертная вина,
Тут и все бы узнали, где могилка моя .**Каргопольский район, запись 1996 года. // Архив лаборатории фольклористики РГГУ.

Другими источниками являются этнографические и исторические материалы. В период земельной реформы, в царствование Александра 1, в Российской империи увеличивалось недовольство крестьян и нарастали революционные настроения рабочих. Известный русский этнограф, археолог и социолог, присяжный поверенный, основатель реального училища в Санкт-Петербурге князь Вячеслав Николаевич Тенишев, опасаясь за экономическую и политическую стабильность существующего строя, приступил к изучению положения в русского крестьянства и начал массовый сбор информации о быте и социальных особенностях их жизни. Им было основано «Этнографическое бюро», которое собрало документальные материалы в 23 губерниях Централь­ной России. В.Н.Тенишев издал програм­му по сбору этнографических сведений: почти 500 во­про­сов о всех сторо­нах жизни человека в деревне (о юридиче­ских нормах, деревен­ских обычаях, верова­ниях и т. п.). Сбор материала занял три года; программа рассылалась по губерниям. Отвечали на во­просы программы местные учителя, волост­ные писари, земские работ­ники, священ­ники, грамот­ные крестьяне. Они описы­вали, как «при­нято» поступать в том, или ином слу­чае, фиксировали отдельные интересные ситуации и отсылали в бюро. В результате были получены уникальные сведения о жизни русской деревни на рубеже XIX–XX ве­ков и формах социальной помощи сиротам. https://freedocs.xyz/pdf-462592320

Отношение к сиротам всегда было не однозначным. Для одних – это были посланные Богом благодетели, через которых можно спасать свою душу. В народе о них слагали поговорки: «За сирого и вдового сам Бог на страже стоит», «Дал Господь сиро­тинке роток — даст и хлеба кусок». Забота о нем: накормить, дать приют, пожертвовать на его содержание деньги, считалось нравственным долгом и богоугодным делом.Для других - источник наживы, повод позлословить, сорвать злость и ненависть. Так было, и так остается, по сей день.

Первые формы попечения о детях-сиротах можно увидеть в крестьянских общинах.

Основные опекунские нормы. До конца XIX ве­ка вопросы опеки детей-сирот решались дере­венским сходом. В деревнях существовала очень жесткая, социальная иерархия («девка», выходя замуж, становилась сначала «молодухой», затем «бабой» — замужней и с ребенком, в 40-45 лет — «старухой»), смена роли была жестко регла­ментирована, а выпаде­ние из этой норма­тивной иерар­хии приво­дило к вы­теснению чело­ве­ка за пре­де­­лы деревенского социума. Когда ребенок оказывался без родителей, он терял свой статус и права. Чтобы их вернуть, ему надо было вновь обрести семью. Статус сироты дети получали в случае смерти родителя или ро­дите­лей, их умо­помешательства, заключения в тюрьму. После этого над сиротой до на­ступ­­ле­ния опреде­ленного возраста (17–21 год) назна­чалась опека.

Мы можем увидеть, что опекунами первой очереди становились благонадежные родственники. Опекунами могли стать старшие братья самого разного возраста, это поощрялось в деревне, чтобы сирота оставался в семье. Община заботилась о соблюдении этого порядка и охране детей от неблагонадежных родственников.

Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро». «До достижения совершеннолетия мало­летние дети находятся под опе­кой своих родителей, отца и матери, которые считаются естест­венными опекунами как над личностью своих детей, так равно и над принадле­жа­щим этим последним имуществом. Со смертью одного из родителей родительская и опекунская власть над малолетними детьми сосредото­чивается вся, целиком, в руках одного, оставшегося в живых родителя. Когда и отец, и мать умерли, правами их по отно­шению к сиротам, обыкновенно пользуется глава семьи — дед, дядя и т. д.; если же отец малолетних был отделенный, самостоятель­ный домохозяин, то опека, по приговору сельского обще­ства, возлагается на кого-либо из ближайших родственников малолет­них, по усмотре­нию схода. Отец и мать являются, как было замечено, есте­ственными опеку­нами над личностью и иму­ществом своих мало­лет­них детей, без всяко­го приго­вора сельского общества; при учреж­де­­­нии же опеки после смерти обоих родителей, при назначении опекуном кого-либо из дру­гих родствен­ни­ков или же лица постороннего, чужо­го, составление о том приговора сходомявляется необходи­мым. Принятие на себя обязанно­стей опекуна над мало­лет­ними и их имуще­ством — ни для род­ствен­ников, ни для лиц посторонних — необязательно» . Нижегородская губерния // Русские кресть­яне. Жизнь. Быт. Нравы. Т 4. Из материалов «Этно­­графического бюро» князя В. Н. Те­нишева.

Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро»: «В д. Рождествене умер кресть­­янин Н. После него остал­ся сын Иван и мать его. Мать еще при жизни покой­ного Н. не жи­ла с ним в течение целых пяти лет, предшест­во­вавших смерти покойного, а болта­лась, где при­дется, т. к. отличалась своим легким разгульным поведе­нием. Когда Н. умер, то при на­значении опекунов мать, конечно, обошли, а опекуном назначили родного дядю» . Ярославская губерния. Пошехонский уезд //Рус­ские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 1. С. 64. Из материалов «Этно­­графического бюро» князя В. Н. Те­нишева.

Мотивы опекунства. Известно, что опекунами детей-сирот становились по разным мотивам. Одни говорили: „Отчего для Бога не по­кормить!“ или «Я не из-за корысти взялся, а из-за Бога и сироты». Именно поэтому общиной доверялось быть опекунами даже бедней­шим крестьянам. Другие из корысти хотели лучше взять мальчика, чтобы в хозяйстве пригодился или из желания поживиться.

Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро»: «Крестьянка - опекунша над своими детьми и имуществом Александра Ефимова из-под опеки продала лошадь и избу с надворными построй­­ками само­вольно, и попечи­тели подали в волост­ной суд проше­ние о взыска­нии с ней проданного имущества или выру­чен­ных от про­дажи имущества денег». Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 7. Ч. 4. С. 246. Из мате­риалов «Этно­­графиче­ского бюро» князя В. Н. Те­нишева. Иногда мелкое жульничество, прощалось опекунам, особенно когда иму­ще­ства было немного. Продать какие-то вещи, оставшиеся после отца и матери, было необходимо для того, чтобы прокормить сироту. Однако любая большая экономическая сделка в дерев­не всегда стано­вилась известна.

Права опекунов. Опекуны могли претендо­вать на имущество сирот, в рамках установ­ленных порядков. Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро: «Опекают сирот до 21 года, а если девуш­ка замуж выходит, тогда ранее. Был случай, что дядя взял себе сирот до со­вер­шенно­летия, и скотину, и хлеб, а землю в деревню сдал. А когда выросли, тогда он все им от­дал, а землю опять посеяли, и скоти­ну, и все хозяйство им направил, а при­плод себе забрал» . Новгородская губерния // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 7. Ч. 4. С. 121. Из мате­риалов «Этно­­графиче­ского бюро» князя В. Н. Те­нишева. Здесь опекун забирает себе «излиш­ки» — то, что сиротам не принад­лежало, приплод скота.

Опекуны обладали пра­вами родствен­ников, из-за чего случались ссоры между братьями и другими родственниками. Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро: «После смерти отца осталась мать и два брата, из которых старшему было свыше двадцати лет, а млад­шему не более восьми-девяти лет. Имуще­ства после отца осталось достаточно: дом, как гово­рится, был полная чаша… Когда второй сын достиг совершенно­летия, он по­тре­­бо­­вал от старшего брата не только часть имущества, принадлежащего ему по за­ко­ну, но и все доходы за время его опе­кун­ства, но стар­ший брат отказался выдать дохо­ды, ссылаясь на то, что дохо­ды употреб­лялись на содержание брата и воспитание его („Я поил, кормил, оде­вал и обу­вал его“). Суд признал доводы старшего брата спра­ведливыми и в пре­тензии младшему брату отказал» . Ярославская губерния // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 1. С. 64. Из мате­риалов «Этно­­графиче­ского бюро» князя В. Н. Те­нишева.

«…Четырехлетняя девочка и двухлет­ний мальчик поступили на вос­пи­та­ние к двоюрод­ному дяде, родных ближе у них не было. Имущество сирот составляли: изба, лошадь и корова, — все это мир присудил отдать дяде. Дядя обращался с племянни­ками как с родны­ми детьми; взрастил, приучил к работе, а когда племянник вырос, нашел ему не­весту и женил. Свадьба в нашей стороне становится не менее чем в 50 руб­лей. После женитьбы племянник отделился от дяди и стал тре­бо­вать с него оставлен­ное отцом наследство.
— Ну, нет, брат, дядя тебе не пла­тель­щик, — решил мир, — ты на него еще не работал, а он тебя вспоил, вскормил, женил, к работе приучил. У тебя иму­­­ще­­­ства-то было не больше как на сот­ню, да ведь изба-то твоя сгни­ла бы без присмот­ра, лошадь уже издох­ла, корову съели, чего же ты будешь искать?»
Калужская губерния // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 3. С. 99. Из мате­риалов «Этно­­графиче­ского бюро» князя В. Н. Те­нишева.

Поддержка круглых сирот.

Круглых сирот, не имевших родственников, поднимали «всем миром», деревенское сообщество помогало и наблюдало за их жизнью. Община поддерживала разными способами: вскормление за счет государства; ссуды, когда продавалось все имущество, деньги кла­лись в банк, и проценты от этих денег обеспе­чивали ему существование. от этого потом в значительной степени зависела их судьба; если у сироты было имущество, его могли продать и отправить си­роту учиться в уезд­ный город.

В случае, когда у сирот не было имущества, то деньги собирались «всем ми­ром», и передавались жите­лю деревни, кото­рый был согласен принять сироту, и он обеспе­чивал ему пропитание. Иногда кормить сироту брались богатые крестьяне, но сирота должен был отрабатывать свое содержание. Положительным результатом воспитания сироты считалось благонадежность по достижении совер­шен­нолетия и женитьба. Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро»: «Когда остаются круглые сироты без вся­кого имущества, почти всегда находятся люди, которые берут их себе в дети и… обращаются с такими приемышами очень хорошо». «В д. Кочкине раз оста­лась семья, состоящая из мальчика 16 лет и детей младшего возраста. Мир поддер­жал маль­чика в течение полугода и затем поженил его, предо­ставив ему опеку над малолетними братьями и сестрами» . Ярославская губерния // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 2. Ч. 1. С. 64. Из мате­риалов «Этно­­графического бюро» князя В. Н. Те­нишева.

Но были и другие результаты.

Бесприютные, неопекаемые дети. Если ребенка никто не взял в семью, то он переходил на подворное кормление. Такие дети ходили из дома в дом пооче­редно и тем пропи­тывались до 12 лет. Такая кочевническая жизнь, переход из одних рук в другие, плохо заканчивалась для детей. Из докумен­тов архива «Этно­­графического бюро»: » … Один мальчик остался на попече­нии мира; близких родных у него не было, иму­щества никакого, людей, желающих взять ребенка в дети, к несчастию, не нашлось. Так как четырехлетнего ребенка нельзя было бросить на улицу, то мир решил переводить его из двора в двор, с тем чтобы каждый кормил и одевал его в свой черед. При таких условиях жизнь ребенка, конечно, была очень плоха. Мальчик перенес много побоев, упре­ков, брани, голода и холода, спал без вся­кой постели, ино­гда у самого порога, и едва ли видел когда теплую ласку. Когда Филатка подрос, он уже без всякого призора бежал, куда ему вздумается, прибе­гал иногда и к нам; мальчика кормили обедом, моя мать давала ему холста на рубашки, а нас очень забавляла одна песня, которую пел Филат­ка. Я не помню ее содержа­ние, нас смешили быстрый плясо­вой мотив этой песни и сурь­езное, словно окаменелое лицо Филатки, вовсе не гармони­рующее с веселым напе­вом. За свое пение Филатка получал от нас пята­чок, а потому пел очень охотно.
При таком воспитании мудрено было ожидать, что из ребенка вый­дет что-нибудь порядочное, и мальчик действи­тельно начал красть, лгать, притворяться и хвастаться своими поро­ками. Помню, как-то зим­ним вечером пришел к нам в кухню Филатка. Мальчику было лет 12. Разговорившись с работниками, Филатка начал хвастать­ся своим моло­дечеством: „Я, брат­цы, ничего не боюсь, вздумаю — двор подо­жгу, взду­маю — человека убью, а ворота ночью отворить да воров пустить — это мне все равно что плюнуть“.
— Врешь, хвастаешь, — возразили работ­ники.
— Рука отсохни, если вру, хоть прова­литься. Кто Лахтина-то прошлой осенью обокрал? Это я с Павлененком.
Павлененок — это известный вор в нашем околотке.
— Все ты врешь, не возьмет тебя Павлененок.
— А вот взял, сам и позвал, пойдем, гово­рит, Филатка, ты парень ловкий. Вымазал меня сажей, дал нож. Увидят ночью черного, испуга­ются, убегут, а не испугаются — ножом пырни.
— Скажи, зачем ты Павлененку понадо­бился, он и без тебя справится.
— Меня послал к избе, чтобы работ­ников к нему не допускал, — путал Филатка.
Своим хвастовством мальчик так напугал работников, что они не ре­шились оставить Филатку без карау­ла: кто знает, что у него на уме, пожалуй, и у нас ворота отворит и воров пустит.
— Слушай, поросенок, после твоих разго­воров тебя бы следовало вон выгнать, только ночь очень темна, замерзнешь. Лезь ты в под­полье, там тепло, а мы сверху на пол ляжем, вот и будет спокойно.
— А мне все равно, где спать, — согласился Филатка и улегся в подполье.
Когда работница рассказала нам, что Фи­лат­ка ночует в подполье, моя мать нашла, что там его оставить нельзя: может задохнуть­ся. Пришла работница в кухню.
— Филатка, лезь из подполья, матушка боится, что ты там задох­нешься.
— Чего я полезу, мне и тут хорошо, где лег, там и спать буду.
По­шла туда моя сестра.
— Лезь, Филатка, из подполья.
— Дай 20 копеек — вылезу, не дашь — здесь заночую.
Работники возмутились.
— Ишь, поросенок, его накормили, при­ютили, от темной ночи укрыли, он же и денег просит.
— Не заплатят — здесь в подполье переночую.
Потолковала-потолковала сестра с Филат­кой и дала ему 20 копеек. Вылез Филатка из подполья, смеется.
— У меня поучитесь, добрые люди, напои­ли меня, накормили, от тем­ной ненастной ночи укрыли, да мне же и заплатили.
Теперь Филатка промышляет воров­ством и нищенством. В нищен­стве он, говорят, часто выдает себя за слепого, закатывая глаза так, что остаются видны только одни белки» .
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 3. С. 100–101. Из мате­риалов «Этно­­графиче­ского бюро» князя В. Н. Те­нишева.

Незаконнорожденные дети. Как правило, в число бесприютных попадали незаконнорожденные (внебрачные), презираемые «ско­лотки». Их даже соб­ственные матери не любили, ругали, выгоняли из дома. Из архива «Этнографического бюро»: «Незаконнорожденных детей их матери стараются как-нибудь сбыть с рук. Если же это не удастся сделать, то остав­ляют их при себе, и тогда они являются немилыми детьми. Обращение с ними скверное, и редкий из них может вырасти большим. Чаще же они умирают в детстве. Дру­гие оставляют их при себе и обращаются с ними как с за­кон­но­рож­ден­ными. Зависит это главным образом от старших в семье. Если они велят оставить их дома, то ребенок остается, если же нет, то ребенок как-нибудь сбывается. Во всяком случае, отношение к ним соседей и семей­ных одно и то же: насмешливое. При всяком удобном и неудоб­ном случае стараются попрек­нуть его незаконным рождением: назы­вают его „Ветром“ („ветром надуло“), крапивником, крапивницей» . Тверская губерния // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 1. С. 487. Из мате­риалов «Этно­­графиче­ского бюро» князя В. Н. Те­нишева.

«Беззаконность» рождения накладывала клеймо на их жизнь. Такие дети более всего страдали от своей «инаковости». Им давали обидные и унизительные прозвища, отражающие призрение к их происхождению: «ско­лоток» (сколотить — «родить вне брака»); «коршак» — это старый башмак, который никому не нужен, а иногда и такие, которые в современной культуре относятся к нецензурным. Про внебрач­ных детей говорили не «родить», а «нажить», «наиграть», «заскрести», а самих детей называли «заскрё­быш», «подскрёбыш», а также «зауголь­ник», то есть рожденный «за углом». Названия «ско­лоток», «замесок», «выскребыш»,… и пр., показывают отличную от естествен­ного рожде­ния модель появле­ния таких детей на свет: это создание из дерева, муки или теста, экскре­ментов, зача­тие быстрое и неправильное. Зачатый «вне норм», ребенок как будто и рождается иным способом и к другой жизни. Клеймо беззаконности ломало всю жизнь ребенка и порождало отряды беспризорных бродяг, попрошаек и хулиганов.

Начиная с 12 лет сироты, которых никто не взял под постоянную опеку, и выживавшие за счет «подворного кормления», должны были начать зарабатывать на пропи­тание сами. Мальчики шли в па­стухи, девочки чаще всего становились няньками или бат­рачками. Пастух долгое время находился в отдалении от дере­венского сообщества. Он не имел своего имущества и жилья: на про­тяжении всего сезона пастьбы хозяйки животных кормили пастуха по очере­ди, давали ему одежду, которую пастух потом возвращал. Считалось, что власть над скотом наделяла пастуха магическими спо­собно­стями — наряду с колду­ном, «знаю­щим».По мнению деревен­ских жите­лей, что пастух мог делать «обход» (совер­шать магиче­ские действия, которые приводили к сохран­ности стада), что они знают­ся с чертями, могут наводить порчу, «закры­вать» скот (делать так, что животные стано­вились невидимыми и их не мог­ли найти), «открывать» его и даже лечить. На пастухов налагалось мно­жество запретов (бриться, стричься, и т. п.), что еще больше выделяло их из деревенского социума. Но не все попадали в пастухи, более спо­собные шли «в чужие люди» — для обучения ремеслу и становились сапожниками, кузнецами, печниками. Если и это не получалось, то их ожидала участь нищего. Называлось это «отпуск непослушных в куски»: сироты корми­лись подая­нием, кусками, или «христарад­ни­­чали» — собирали милостыню Христа ради от деревни к деревне, от города к городу.

В заключение, расскажем историю, заставляющую задуматься, так как с такими ситуациями можно столкнуться и сейчас, сделать выводы, которые помогут сформировать позицию в социальном служении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: