СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО.




Николай Гаврилович Чернышевский

«ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО».

СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО.

«ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ» ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО

<…> Наблюдательность, тонкость психологического анализа, поэзия в картинах природы, простота и изящество — все это вы найдете и у Пушкина, и у Лермонтова, и у г. Турге­нева, — определять талант каждого из этих писателей только этими эпитетами было бы справедливо, но вовсе недо­статочно для того, чтобы отличить их друг от друга; и по­вторить то же самое о графе Толстом еще не значит уло­вить отличительную физиономию его таланта<…>

<…> Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чув­ства и мысли развиваются из других; ему интересно на­блюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влия­нию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых во­ображением, переходит в другие чувства, снова возвраща­ется к прежней исходной точке и опять и опять странству­ет, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действитель­ными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о на­стоящем. Психологический анализ может принимать раз­личные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; тре­тьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином.

Из других замечательнейших наших поэтов более раз­вита эта сторона психологического анализа у Лермонтова<…>

<…> и, однако ж, это все-таки не имеет ни малейшего сходства с теми изображениями хода чувств и мыслей в голове человека, которые так любимы графом Толстым. Это вовсе не то, что полумечтательные, полурефлективные сцепления понятий и чувств, которые растут, движутся перед нашими глазами, когда мы читаем повесть графа Толстого, — это не имеет ни малейшего сходства с его изображениями картин и сцен, ожиданий и опасений, проносящихся в мысли его действу­ющих лиц; размышления Печорина наблюдены вовсе не с той точки зрения, как различные минуты душевной жизни лиц, выводимых графом Толстым, — хотя бы, например, это изображение того, что переживает человек в минуту, предшествующую ожидаемому смертельному удару, потом в минуту последнего сотрясения нерв от этого удара… <…>

<…>Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому талан­ту. Но обыкновенно он имеет, если так можно выразиться, описательный характер, — берет определенное, неподвиж­ное чувство и разлагает его на составные части, — дает нам, если так можно выразиться, анатомическую таблицу. В произведениях великих поэтов мы кроме этой стороны его замечаем и другое направление, проявление которого дей­ствует на читателя или зрителя чрезвычайно поразитель­но: это — уловление драматических переходов одного чув­ства в другое, одной мысли в другую. Но обыкновенно нам представляются только два крайние звена этой цени, толь­ко начало и конец психического процесса, — это потому, что большинство поэтов, имеющих драматический элемент в своем таланте, заботятся преимущественно о результа­тах, проявлениях внутренней жизни, о столкновениях меж­ду людьми, о действиях, а не о таинственном процессе, по­средством которого вырабатывается мысль или чувство… <…> Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психическо­го процесса: его интересует самый процесс, — и едва улови­мые явления этой внутренней жизни, смешивающиеся одно с другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются графом Толстым. Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять мерцающее отражение луча на быстро катящихся волнах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственнейших движений психической жизни. В этом состоит, как нам кажется, совершенно оригинальная черта его таланта. Из всех замечательных русских писателей он один мастер на это дело.

<…> Есть в таланте г. Толстого еще другая сила, сообщаю­щая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью, — чистота нравственного чувства. <…>Не то мы хотим сказать, что в про­изведениях графа Толстого чувство это сильнее, нежели в произведениях другого какого из замечательных наших писателей: в этом отношении все они равно высоки и бла­городны, но у него это чувство имеет особенный оттенок. У иных оно очищено страданием, отрицанием, просветлено сознательным убеждением, является уже только как плод долгих испытаний, мучительной борьбы, быть может, це­лого ряда падений. Не то у графа Толстого: у него нрав­ственное чувство не восстановлено только рефлексиею и опытом жизни, оно никогда не колебалось, сохранилось во всей юношеской непосредственности и свежести. <…> От этого качества, но нашему мнению, во многом зависит пре­лесть рассказов графа Толстого. Не будем доказывать, что только при этой непосредственной свежести сердца можно было рассказать «Детство» и «Отрочество» с тем чрезвы­чайно верным колоритом, с тою нежною грациозностью, которые дают истинную жизнь этим повестям. Относитель­но «Детства» и «Отрочества» очевидно каждому, что без непорочности нравственного чувства невозможно было бы не только исполнить эти повести, но и задумать их. Ука­жем другой пример — в «Записках маркера»: историю падения души, созданной с благородным направлением, мог так поразительно и верно задумать и исполнить только та­лант, сохранивший первобытную чистоту.

<…> Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравствен­ного чувства, придающие теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, останутся существенными чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказа­лись в нем при дальнейшем его развитии.

<…> Мы предсказываем, что все, данное доныне графом Толстым нашей литературе, только залоги того, что совершит он впоследствии; но как богаты и прекрасны эти залоги!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: