Отражение образов природы родного края в сценических костюмах




хореографический русский народный танец

Большое значение в успешном результате создания интересных композиций и миниатюр на тему образов природы, народных обрядов, конечно, имеет духовная связь и творческое единомыслие хореографа с художником по созданию сценических костюмов. Это очень важная и сложная работа. Здесь действительно необходимо, чтобы художник чувствовал и понимал замысел хореографа, как и хореограф, проникся создаваемым образом, чувствовал каждое движение ноги и руки танцовщиков. Здесь важно все: и покрой, и длина юбки или сарафана, и характерные краски, и подбор фактуры материалов, и индивидуальные особенности исполнителей и т.д. А потом одно дело создать эскиз костюма, совсем другое - скроить и сшить его. Часто бывает так, что на эскизе выглядит все красиво, впечатляюще, богато, а знакомство с готовым образцом крайне огорчает, так как все выглядит все иначе: фактура ткани и краски смотрятся безлико, орнамент и рисунок вышивки потеряли колорит, подбор украшений, лент, тесьмы, камней раздражают пестротой или становятся совершенно чужеродными.

В работе над сценическим костюмом мы неоднократно обращались к образцам народных костюмов Саратовской области. Он включал в себя рубашку стан с рукавами из домотканой материи. Рукава рубашки могли шить из цветного ситца. Богатые женщины делали рукава из шелковой ткани, украшали вышивкой, кружевами, оборками. Поверх рубахи надевали сарафан. Более ранний сарафан - косоклинный с застежкой спереди. По застежке и подолу сарафан обычно обшивался набойкой из ткани другого цвета, часто с рисунками, лентами. На голове женщины носили кокошники - уборы на твердой основе самых разнообразных форм. Мужской костюм Саратовского края по сравнению с другими регионами отличался мало - мужская крестьянская одежда более однородна и единообразна по всей России. Основу костюма составляли рубаха-косоворотка и неширокие штаны - порты.

Когда происходит работа над сценическим костюмом, нас, студентов, привлекают к его созданию. Для этой работы необходимы хореографу чувство вкуса, чувство контакта работы с художниками, преодоление их возможного равнодушия. Создание сценических костюмов к народным танцам всегда очень сложное дело, требует особого решения и подхода, хотя по своему содержанию и характеру весьма интересное даже для самих мастеров-исполнителей.

Студентам доверяют самое интересное в общей работе над сценическим костюмом - отделку и расшивку готового изделия. Беря в руки пустую скучную «заготовку», каждый из нас приобщается к прекрасному, к своеобразному чуду творения настоящего произведения искусства. В основе мы используем природные мотивы Саратовской области: фрагменты травы, листьев, различные полевые цветы, колосья, их сочетания и переплетения. В дело идут ткань, тесьма, кружево, камни, паетки, бисер и т.д. Сначала мы подготавливаем общий эскиз орнамента, а затем выделяем отдельный его фрагмент и разрабатываем его детально. Работа эта очень кропотливая, и не у всех студентов она получается сразу. Многие переделывают уже сделанный орнамент из-за допущенных ошибок: не выверены расстояния между деталями, нет симметрии в аппликации, неверно пришита тесьма, не соблюдена цветовая гамма и т.д. Некоторым студентам и вовсе не хватает терпения. Но по окончанию работы все бывают рады, когда костюмы получаются красивыми, добротными, становятся шедеврами народного искусства, как они гордятся, что имеют непосредственное отношение к искусству, которое радует людей всех возрастов. Так постепенно возникает неповторимый узор, который воссоздает частицу красоты нашей земли, нашего края в образе сценического костюма.

В хореографической композиции «Волжская легенда» в сюжете содержится глубокий смысл - раскрываются человеческие взаимоотношения. Хореография поставлена по записи танца «Легенда Жигулей» в книге «Русский танец Поволжья», создателем которой является Г.Я. Власенко. В основе сюжета лежит одна из старинных волжских легенд, которая рассказывает о том, как пошел на охоту молодой стрелок. Видит стаю лебедей, которые опускаются на землю и превращаются в девушек-красавиц… Одна особенно очаровала стрелка. Девушка-лебедь остается на земле с юношей-охотником, а лебеди улетают в дальние края. Превращение происходит только с девушкой-солисткой. Этот момент танца связан с двойным костюмом и выглядит более ярко композиционно, так как участвуют солисты и кардебалет. Для этой хореографической постановки были изготовлены костюмы в бело - голубой цветовой гамме. Белые легкие воздушные платья-балахоны отделаны аппликацией, выполненной в виде серебристых волн реки. Украшением является объемный воротник, по форме напоминающий русские расшитые воротники царской эпохи - барма, и головные уборы - облегающие голову шапочки из бисера с длинными свисающими нитями бус у виска - рясами. Костюмы солистов по крою являются отображением исконно русских костюмов: у солистки - белая блуза, голубой сарафан с расшитой каймой, высокий кокошник; у солиста - русская косоворотка, белые штаны и сапоги.

Хоровод с пляской - один из редких видов танцевальной культуры Поволжья использован в хореографической композиции «Волжские просторы». Переплетение узоров хоровода, исполнители которого одеты в длинные сарафаны, и задорных движений пляски, танцующей в более укороченных сарафанах, впечатляет необычностью и в то же время удивительным колоритом русского танца. Для сарафанов была взята в основе желтая ткань, символизирующая цвет холмов, степи, полей подсолнечника и зерновых. Блузы у всех исполнителей одного фасона с длинными рукавами. Цвет яркой зелени напоминает травяные луга, посевы озимых, листву леса. Отделка сарафана гармонирует с поясом из парчи, расшитым цветочным мотивом из переплетения васильков и колокольчиков. Также по подолу сарафана имеются фрагменты, напоминающие растущие колосья. Важным элементом костюма является головной убор в виде богато расшитого кокошника из парчи, дополненного длинной желтой и легкой фатой у исполнителей хоровода.

Хоровод «Красный сарафан», созданный на музыку знаменитого романса А. Варламова передает самобытность русского сарафана. Женский свадебный костюм Саратовской губернии Вольского уезда XVII - нач. XIX вв. имел красный цвет. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани, поэтому наш хоровод имеет праздничный характер и одновременно связан с традиционным костюмом. Понятие «красный» и «красивый» были в народном преставлении однозначны. Сколько мечтательности, мягкой женственности в девичьем хороводе «Красный сарафан». Благородство, величавость, душевная красота отображаются в образе молодой девушки. Хоровод «течет», словно поет сама душа русского человека. В хороводе участвуют 12 девушек, одетых в красные сарафаны, подчеркнутыми белоснежными блузами и белыми кружевными платками. Невысокий кокошник также контрастирует с белым бантом. Основной орнамент отделки сарафана - расширяющаяся к низу кайма, составленная из разноцветных полевых цветов. Такой же орнамент повторяется и на кокошнике - головном уборе.

Хореографическая композиция «Русская плясовая» композиционно состоит из двух частей: лирической, задушевной и плясовой, задорной. Постановка создана на музыку современных аранжировок фольклорных мелодий. В этой композиции использованы платок и музыкальный инструмент Саратовской области балалайка. Выходят «за околицу» молодые девушки погулять, накинув на плечи косынку. «Проходочкой» они как бы переплетаются замысловатыми рисунками танца, одновременно общаясь друг с другом. Зрителя завораживает игривость и кокетство девушек - деревенских модниц. Затем неожиданно появляется, выбежав на середину сцены, задорная девушка с яркой балалайкой. Она движется совершенно в другой, более энергичной и современной манере исполнения русского танца. Здесь использован момент переодевания постепенно всех участниц. Сценическое пространство не пустует: то одна девушка, то две девушки убегают за кулисы, снимают удлиненную юбку, оставаясь в более короткой, меняют косынку на балалайку. Так постепенно все исполнительницы во второй части танца появляются перед зрителем в другом обличии. Девушки увлечены веселой пляской, они непосредственны, им уже нравится танцевать с балалайкой. Они устали, и затанцевавшись в кружении, как бы «валятся с ног». Это является кульминацией танца. Развязка танца - это выход одной из девушек с косынкой, которая важно проходит по сцене, увлекая за собой остальных. Все девушки обращают на нее внимание и нехотя уходят за кулисы.

Всем известна знаменитая песня «Калинка», автором которой является Саратовский композитор И. Ларионов. Эта песня вдохновила на выбор в костюмах малинового цвета в сочетании с золотым. Используется многослойность костюма - под длинной и плотной юбкой надевается более короткая и легкая. Для удобства движения блуза соединена с купальником. В основе орнамента - мелкие и крупные цветы из золотой парчи. Для передачи современности применена ткань различной фактуры: креп-сатин, органза, бифлекс. Русский народный колорит соединен с современным видением женского костюма - пышный рукав «фонарик», подчеркнутая талия широким золотым поясом, свободная юбка с оборкой. Фасон костюма напоминает наряд одного из жанров русского народного танца кадриль. Яркий желтый цвет косынки выделяется на фоне всего костюма. В ее узоре присутствуют крупные цветы и листья нашей местности. Балалайка изготовлена своими руками, максимально приближена к внешнему облику настоящей Саратовской балалайки.

В основе костюма хореографической композиции «Барыня» мы опирались на фольклорный костюм Саратовского края. Но сохранив традиции костюма, мы привнесли в него сценическую обработку, придав костюму более яркий, зрелищный вид. Рукава рубашки сшиты из цветного ситца, украшены вышивкой, кружевом, оборкой. Широкая красная юбка напоминает праздничный сарафан и позволяет свободно двигаться танцорам. На голове у исполнителей расшитые ленты-повязки. Поверх блузки одевается кофта свободного покроя «разлетайка», сшитая из ярко красной парчи и отделанной бахромой и аппликацией. В танце «Барыня» участвует солистка, одетая в богатый костюм бордового цвета, отделанный золотой парчой, на голове праздничный платок-повойник.

Таким образом, мы участники-студенты хореографического ансамбля «Созвездие» вместе с педагогами проделали большую исследовательскую и творческую работу в процессе изготовления сценических костюмов своего края - Саратовской области. Использовав природные образы нашей местности, традиционные костюмы, в своих хореографических постановках мы передаем колорит и неповторимость русского Поволжья.

 


Заключение

 

Народный танец занимает значительное место в многонациональной культуре России. Говоря о танцевальном творчестве нашего родного края, следует подчеркнуть, что через национальную хореографию передается не только эмоциональная сторона жизни, но и отражается богатое природное окружение. Это прослеживается в орнаментах сценических костюмов, в сюжетах хореографических постановок, в атрибутах и декорациях. В создание одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. На восприятие костюма влияет яркость освещения, расстояние от сценической площадки до зрителей - все это надо принимать во внимание, воссоздавая как старинные, так и современные костюмы.

В наше время особенно востребованы по-настоящему художественные сценические костюмы. Сценический костюм требует ярких красок, заметных украшений, но в тоже время он должен быть приближен к старинным бытовым костюмам.

Таким образом, мы, как будущие педагоги, приобщая детей к истокам русского танцевального творчества, особое внимание должны уделять воспитанию патриотических чувств, любви к природе родного края, формировать у учащихся эстетическое восприятие, тем самым изучая и сохраняя традиции русской хореографии.

 


Список литературы

1. Захаров В.М. Радуга русского танца. - М.: Советская Россия, 1986. - 104 с.

2. Захаров В.М. народные промыслы в зеркале русской хореографии. - М.; 2002. - 19 с.

. Катков С. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984. - 208 с.

. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. - 320 с.

. Кутырев П.Г., Чулков А.Г. Город Вольск - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985. - 143 с.

. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. - Теория и методика преподавания: Учебное пособие. - СПб.: «Издательство планета музыки»; Издательство «Лань», 2010. - 256 с.

. Мурашко М.П. Русская пляска: Учебное пособие - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010. - 488 с.

. Пуртова Т.В. русский народный танец. История и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. - М.: ГРДНТ, 2003. - 112 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: