Исследовательская деятельность студентов и педагогов по воплощению образов природы в хореографическом искусстве




Отражение природы родного края в зеркале русской хореографии


Введение

Мы часто задаем себе вопрос, что такое прекрасное? Прекрасен утренний рассвет и первый крик ребенка, прекрасны лес, море, горы… Прекрасно наше искусство, прекрасен танец. Человека, не умеющего танцевать, приходиться только жалеть. А человек, танцующий увлеченно, в эту минуту немного художник, артист, поэт… Меняется мода, но какого бы направления не был танец - бальный, классический, эстрадный - в основе лежит народный.

Одним из самых распространенных и древних видов народного танца является русский. Он всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского народа, является красочным творением народа, который создавал орнаментальные и игровые хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы. Великий русский народ накапливал, сохранял и совершенствовал свое национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера-исполнители не только участвовали в танцах, но и собирали по крупицам различные движения, своеобразные жесты, беря из жизни сюжеты и темы, развивали старые и создавали новые танцы. Многие профессиональные и самодеятельные коллективы являются его пропагандистами. Есть и в Саратовской области хореографический ансамбль, который изучает и пропагандирует русский народный танец, создает разные по содержанию образы на сцене. Это хореографический ансамбль «Созвездие» ГОУ СПО «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева (техникум)».

Что такое народный танец? Это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и неповторимость форм. Глубина и свежесть чувств. Другими словами, это эмоциональная, поэтическая летопись душевных волнений.

Меня часто спрашивают: «Чем привлекает тебя народный танец?»

Задумываясь над этим, я пришла к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусств, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней.

Народный танец нуждается в тщательном изучении. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце, но наше творчество продолжается в природе самого народного танца и в его костюме. Неиссякаемый интерес к изучению народной хореографии и, особенно, ее неразрывной связи с миром природы в настоящее время свидетельствует об актуальности темы моего исследования.

Цель работы - отобразить образы природы родного края в области хореографического искусства. Цель работы определила следующие задачи:

1. Воспитать любовь к родному краю, национальным обычаям и традициям, окружающему миру;

. Обогатить знания об образах природы в хореографическом искусстве;

. Пропагандировать идеи сохранения природных образов в произведениях хореографического искусства.

Методологическую основу работы составляют труды: Матвеева В.Ф., В.М. Захарова, Т.В. Пуртовой, Мурашко М.П. Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.


Наша малая Родина - Саратовская область

 

Природа родного края

 

Наша малая Родина - Саратовская область, с ее просторами, полями, лесами, дубравами, перелесками, пустынями и степями.

Вольск - один из городов Саратовского Поволжья, расположен на правом берегу Волги. Словно в полукруглой живописной чаше, раскинулся наш город. С трех сторон его обрамляет гряда меловых гор, покрытых лиственными и, реже, хвойными лесами, а на противоположном берегу тянется зеленая лента пойменных лесов. В Вольском районе издавна засевали большие площади земли подсолнечником и зерном.

Многие богатства хранят недра гор и холмов, окружающих город. Множество неповторимых лесных угодий разбросано по их поверхности. Некоторые по праву стали памятниками природы. Есть среди холмов, в самом центре района, место, где лес как будто с севера случайно забрел кусочком тайги и встретился со степью, широкой и травной. Это Серебряков дол, символ наших заповедных «жемчужин».

Недаром первый градоправитель Вольска купец В.А. Злобин так описывает природу города: «Когда убраны нивы, зачернела вспаханная зябь и изумрудными коврами бархатятся озимые, когда лесные озерки чуть тронуты хрупким ледком, а реки все еще гоняют мелкие стылые барашки, захочешь и услышишь потрескивание хвойных иголок в борках, шум зеленой еще дубравы и осыпь спелых желудей, хлоп-хлоп; на фоне хмурого осеннего неба узришь пламень уходящих в зиму берез, рябин и остролистых кленов, - все это завораживает…»

Не оставила равнодушным панорама Вольска XIX столетия и писателя-этнографа Василия Ивановича Немировича-Данченко: «Меловые горы явились алыми от розового блеска зари… Они расступаются, открывая громадный полукруг, на уступах и террасах которого ютится масса городских домов. Постройки ползут в горы до самых макушек, покрывая отдельные вершины этого поразительно красивого амфитеатра… Все это охвачено огнистым заревом заката, все это сверкает окнами, куполами, и даже стены кажутся сияющими… Глаз не оторвешь от этой прекрасной картины. А в темную ночь, когда везде зажгутся огни, эти горы кажутся иллюминированы».

Мы искренне любим и проникнуты душевным теплом к нашему краю. Эти чувства пробуждают необходимое ощущение вдохновения, появляется постоянная потребность фантазировать. Любая фантазия должна иметь почву, основу, определенные знания об образах природы, об особенностях той или иной местности. Самое главное в знакомстве с определенным краем - это познание его народных обычаев, культуры, местных обрядов, одежды, ремесел. Произведения искусства, созданные на местном материале, должны быть наполнены особой энергией, навеянной своеобразным колоритом и красками родной природы, говорящей своим родным языком. Они отличны от других удивительными рисунками и орнаментами, наполнены большой мудростью в решении созданных образов.

 

Исследовательская деятельность студентов и педагогов по воплощению образов природы в хореографическом искусстве

Главное, к чему призваны хореографы сегодня, чувствовать время. Мы молодое поколение живем в новом веке, нас окружают люди различного возраста, которые знают и ценят традиции русского народного песенно - танцевального творчества. Они прививают уважение к богатому хореографическому наследию легендарных мастеров прошлого, но в тоже время стараются строить хореографию в характере нашего времени. Нельзя сейчас работать по старинке, важно искать новые формы и методы в творчестве, чтобы создавать новые хореографические произведения, которые были бы понятны и близки современникам, зрителю, молодежи, детям. Надо помочь им сформировать свое художественное мировоззрение, исходя из современных режиссерско-пластических и музыкальных приемов, которые, безусловно, должны основываться на особом отношении к Отечеству. Молодежи необходимо прививать любовь к Родине, родной природе, рассказать средствами хореографии о прекрасном, о широте русского характера, о доброте и таланте людей.

У каждого коллектива на своей малой Родине много интересных и своеобразных сюжетов, связанных с местными обычаями, обрядами, праздниками. В каждой местности свои особенности в манере исполнения песен и танцев. Самый верный путь в работе любого хореографа - это умение вдумчиво, с особой заинтересованностью и любовью соединить традиционную манеру исполнения со своими современными взглядами, своим мышлением, фантазией, основанной на конкретных глубоких знаниях в области всех жанров хореографии. Для этого нужен постоянный поиск новых сюжетов, хореографических приемов и гармонии в музыкально-пластическом решении темы. При этом надо всегда стараться не усложнять пластический, хореографический язык, не уходить далеко от традиционной манеры, не засорять хореографическую лексику подделкой, фальшивой координацией, чужеродными положениями рук и корпуса, не характерными для русского танца местного бытования и в целом традиционного наследия.

В репертуаре ансамбля «Созвездие» имеется несколько хореографических постановок, имеющих в своей основе народные образы и образы природы: пляски «Волжские просторы», «Барыня», «Русская плясовая», «Полянка», «Реченька», хороводы «Красный сарафан», «Волжская легенда».

В хореографических постановках нашего ансамбля «Созвездие» мы стараемся подчинить замыслу хореографа, сюжетной линии и композицию, и рисунок, и танцевальную лексику. В плясках мы показываем удаль нашего народа, в хороводах - широту наших родных просторов, величавость реки Волги. В каждом танце есть «изюминка». Где-то она выражается в рисунке танца, который зависит от природных мотивов, где-то в движениях, которые рождены в определенном жанре хореографии и зависят от своеобразной манеры исполнения в нашем регионе. Вместе с постановщиком танцевальной композиции исполнители-студенты ведут поиск решения каждого образа, добавляя к актерскому мастерству какие-либо нюансы в манере исполнения.

В процессе обучения нас, студентов, хореографическому искусству педагогам приходиться постоянно решать задачу развития творческого воображения учеников. Практика показывает, что мы любим фантазировать, пользуясь теми средствами выражения, с которыми они познакомились на уроках. Стоит только направить наше воображение в нужное русло, подсказать, как можно применить знания и технические навыки, получаемые на занятиях, и мы начинаем мыслить пластическими образами - сочинять этюды.

Наши постановочные работы свидетельствуют о неустанном творческом поиске педагогов и учащихся. Одним из разделов в деле полготовки высококвалифицированных специалистов русского народного танца особое место занимает творческая, концертная деятельность ансамбля, созданная из числа студентов, обучающихся на хореографической специализации. Занятия ансамбля являются составной частью учебного процесса.

Ансамбль - это концертно-творческая лаборатория для преподавателей и студентов, он выполняет ряд важнейших функций: студенты получают профессиональные исполнительские навыки, лучшие учебные студенческие работы используются в дальнейшей работе студентов в качестве преподавателей.

Ежегодно, с окончанием училища частью студентов, состав ансамбля обновляется, что создает определенные трудности ввода новых исполнителей, но дает возможность старшекурсникам закрепить свои знания и навыки в качестве педагога-репетитора: старшекурсник-участник ансамбля до окончания училища должен на свое место ввести «новичка», выучить с ним композицию танца, точно передать характер и манеру исполнения.

Концертная деятельность и общение со зрителем воспитывают у студента культуру поведения и общения, пропагандируется хореографическое искусство и культура своего народа, своей страны. В репертуаре нашего хореографического ансамбля «Созвездие» нет ни одного танца, отображающего «просто удаль», «просто веселость», просто умение красиво подвигаться. В нашем творчестве каждый русский народный танец имеет свой смысл, значимый для понимания культуры региона, данной конкретной местности. Мы не просто демонстрируем движения, приемы, а еще и озабочены духовным обогащением зрителя, воспитываем средствами хореографии.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: