Государственные и народные календарные праздники




Многообразие праздников в дошкольном образовательном уче­нии для детей с проблема ми можно дифференцировать на не­сколько видов.

Государственные праздники в дошкольном образовательном учреждении помогают раскрыть значение общественно важных со­бытий, приблизить детей с проблемами к пониманию идеи празд­ника и через активное участие приобщить к всенародному торже­ству. Из всех праздников в дошкольном образовательном учрежде­нии отмечаются доступные пониманию детей, из них можно вы­делить 8 Марта, Новый год, 23 февраля.

8 Марта - Международный женский день. Детям рассказывают, что этот праздник отмечается не только в нашей стране, но и в других странах мира. Он посвящается не только мамам, бабуш­кам, но и всем женщинам - врачам, музыкантам, педагогам, ученым, водителям. На празднике дети их поздравляют и выража­ют свое уважение, дарят подарки, изготовленные своими рука­ми, поют песни, читают стихи, танцуют.

31 декабря - Новый год, праздник елки и зимы. Это сказка для детей, которая уносит ребенка в мир фантазий, наполняет ярки­ми красочными впечатлениями. Встреча с Дедом Морозом, Сне­гурочкой, сказочными персонажами на всю жизнь оставляет не­забываемый след в памяти ребенка-дошкольника. Дети всегда ждут новогодних подарков, получив их из рук Деда Мороза, долго по­мнят об этом событии. Проводиться праздник может в разных формах. Это и традиционное построение праздника (хороводы, песни вокруг елки, сказка и игры до прихода Деда Мороза, пляс­ки с Дедом Морозом, Снегурочкой, получение подарков в конце праздника). Праздник может строиться в форме новогоднего спек­такля-представления, в ходе которого появляется Дед Мороз, а игры, хороводы, песни могут проходить в отдельном помещении до спектакля. Новогодний праздник может принимать форму ве­селого карнавала, которому предшествуют различные конкурсы костюмов, масок, выборы «королей и королев» карнавала.

23 февраля - День защитников Отечества. Взрослые объясняют детям, что наша армия - защитница нашей Родины - России. Армия хорошо вооружена. Она победила в войне с фашистами, в ходе которой наши воины совершили много подвигов. Воспита­тельное значение имеют и рассказы о героических действиях ря­довых и офицеров в городе, селе, где растут и живут дети. для всех

людей их подвиги - пример доблести.

Народные праздники в детском саду' имеют особое значение. Они по своей природе педагогичны, поскольку включают в об­щее праздничное действие и взрослых, и детей. Такие праздники сохраняют традиции прошлого, уходящего в глубь веков, создают духовную атмосферу, оказывают положительное влияние на нрав­ственное развитие детей с проблемами, на формирование их куль­туры. Обряды, совершаемые внутри традиционного народного праздника, всегда имеют смысловую нагрузку. В них человек либо помогал природе (солнцу, весне, лету), либо черпал у нее силу.

В настоящее время некоторые народные праздники получили статус государственных, например рождество. В это время проводятся рождественские встречи, выступления артистов, другие куль­турно-досуговые мероприятия. В рождественскую неделю, гото­вясь к встрече Нового года, взрослые покупают и дарят друг другу и детям подарки с самыми наилучшими пожеланиями. Города и поселки «одеваются» В яркие праздничные убранства.

Каждый регион или конкретное образовательное учреждение выбирают тот или иной народный праздник по собственному ус­мотрению, ориентируясь на национальный состав, традиции и возможности организаторов и участников праздника.

Подлинно детскими христианскими праздниками являются Сороки и Рождество, в которых дети со времени их историческо­го появления выступают активными участниками. Учитывая смыс­ловую основу праздников, традиции их проведения, в работе с дошкольниками с проблемами можно рекомендовать такие на­родные праздники, как Рождество, Масленица, Сороки.

Рождеств о - зимний праздник, который начинается с 25 де­кабря (7 января) и продолжается до 8 января (19 января). Он по­священ рождению Иисуса Христа. Подготовка к празднику может начинаться с чтения детского варианта Библии. С детьми нужно вспомнить историю рождения Христа. Это позволит им понять значение праздника, узнать, какие явления сопровождали рож­дение маленького Христа, какие подарки ему принесли. Чтение может дополняться показом макета пещеры, где произошло это событие, в нем размещаются фигурки Иосифа, Марии, ясли с лежащим младенцем, овечки и три волхва, пришедшие поздра­вить и приветствовать Христа. На празднике Рождества всегда при­сутствует наряженная елка. В подготовку праздника входит и изго­товление игрушек для ее украшения, оформление помещения груп­пы, изготовление открыток, подарков (дети лепят солдатиков, лошадок, барышень, мишек, пряники и др.; упаковывают их в «сапожок», украшенные коробочки) и т.д. К празднику разучива­ются рождественские песни, готовятся кукольные сценки, вер­тепный спектакль (вертеп - это двухъярусный ящик ДЛЯ куколь­ных представлений, в котором разыгрывались сценки на библей­ские сюжеты.. Обязательным условием организации торжества яв­ляется составление сценария праздничной программы, в которую целесообразно включить небольшое театрализованное представле­ние со сказочным сюжетом, концертом, игры возле елки. Частью праздника вceгдa было «гуляние и колядование».

Колядки - это песнопения, посвященные Рождеству Христову. В прошлом колядовать на Рождество ходили группами и дети, и взрослые, которые рядились в разные костюмы (животных, птиц, сказочных героев, бытовых персонажей). Костюмы ДЛЯ ряженых могут быть очень простыми и комбинироваться из широких рас­пашных рубашек, полушубков и др., их дополняют маски персона­жей. Колядующие (дети и взрослые) могут заходить в разные поме­щения образовательного учреждения, петь песни, прославлять его«хозяина» И малых детушек, высказывать пожелания. За колядова­ние дети могут получать угощение. Кто-то из детей в этом театрали­зованном действии должен носить звезду, прикрепленную к палке.. Она символизирует взошедшую на небе Вифлеемскую звезду.

Начало Рождества приходится на дни зимнего солнцеворота, с 25 26 декабря, когда начинает удлинятся световой день, «сол­нце на лето - зима на мороз». Все обряды, проводимые в рамках

праздника, должны также символизировать рождение новой жиз­ни,

выражающееся в появлении на свет Христа, начало нового

календарного цикла. В играх, забавах, песнях дети и взрослые

стараются «помочь» солнцу зарядиться жизненной энергией и затем

своим теплом, весельем разбудить спящую природу. Программа рождественских каникул детей может быть наполнена катанием

на санках, играми и развлечениями, конкурсами на воздухе,

спортивными эстафетами.

Маслениц а завершает серию зимних праздников. Смысл празд­ника помочь солнцу победить мороз и холод. Масленица проводится­ с детьми на воздухе, на территории участка образователь­ного учреждения. Перед праздником организуются беседы с деть­ ми о временах года, о приближающейся весне, ее приметах, об обычае провожать зиму и встречать весну. Масленица отмечается в форме шумного гуляния с весенними за кличками, играми, хороводами. Строятся снежные горки и крепости, устраивается катание­ на лошадях, балаганы с кукольными представлениями с ­ Петрушкой. Главный атрибут праздника - блины как символ солнца, бесконечности жизни. Дети угощаются блинами и кличат весну, устраивают санный поезд. Заканчивается праздник сжиганием чу­ чела Масленицы как символа уходящей зимы.

Сорок и - праздник весны. «На Сороки зима кончается, весна начинается». Праздник приходится на день весеннего равноден­ствия 22 марта, когда на землю прилетают сорок пташек. Наши предки на Сороки пекли «жаворонки» - фигурки птицы с расправленными крыльями, вынося их на улицу и произнося за к­лички, призывающие весну, угощали всех, кто оказался рядом, вкусной выпечкой. Перед праздником можно провести беседу о зимующих и перелетных птицах, вспомнить, какие птицы зиму­ют в городе и какие появляются с началом весны, обратить внимание­ детей на то, что птицам зимой голодно и им нужно помогать,­ делать кормушки и развешивать их во дворе. В ходе беседы ребенок узнает об образе жизни и особенностях поведения птиц. Можно рассказать легенды, предания о птицах, сопровождая повествование иллюстрациями из книг. Сам праздник проводится на улице на открытой площадке, где есть высокое место. Начинается праздник с того, что дети, остановившись на краю площадки, молча слушают весну (3-5 мин), после чего нужно обсудить то, что услышал каждый, что ощутил (крики птиц, шум ветра, запахи­ земли, подтаявшего снега, тепло весеннего солнышка и т.д.). После того как дети почувствуют приближение весны и расска­жут о своих ощущениях, надо всем встать на высокое место и громко призывать ее, протягивая «жаворонков» К небу, после чего угощать друг друга выпечкой, покрошить ее на кормушки, разве­шанные на участке. Во второй части праздника можно завести весенние хороводы, игру в ручеек, если есть «живые» ручейки ­пускать кораблики, сделанные из щепочек, бумаги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: