Традиционные детские праздники и развлечения




День знаний отмечается 1 сентября, когда начинается учебный год и дети после летних каникул идут в детский сад или школу и другие образовательные учреждения. В этот день проводятся тор­жественные линейки, звучат поздравления, напутствия детям от взрослых. Дети читают стихи, поют песни о школе, детском саде, о друзьях, об учителях; с воспитанниками проводятся беседы о необходимости приобретения знаний для того, чтобы получить профессию, стать нужным своей стране.

Осенины - праздник, отражающий время года, сбор урожая, труд людей, подготовку всей природы к зиме. Через песни, стихи, игры, хороводы дети узнают о том, что осень - это время сбора урожая, выращенного людьми на полях и в огородах, о том, что осенью замирает вся природа, птицы улетают в теплые страны, деревья сбрасывают листву, укрывая землю. Особое внимание уде­ является многоцветию красок природы осенью. Это отражается в убранстве зала, ярких костюмах детей.

Выпуск детей в школу - этот праздник является важным со­бытием в жизни дошкольников с проблемами, в жизни детского сада. Дети прощаются с детским садом и вступают в новую для них жизнь, связанную со школой. К празднику готовят выставку детских работ, дети делают своими руками подарки сотрудни­кам ДОУ. На празднике звучат стихи, песни о детском саде, о школе, разыгрываются сценки, показывающие готовность детей к переходу на новую ступеньку жизни, исполняются пляски, звучат поздравления, благодарность сотрудникам дошкольного учреждения за подготовку детей к школе. Дети получают подар­ки и наставления от малышей и воспитателей. Праздник может проводиться в различных формах (концерт, чаепитие, торжествен­ная литературно-музыкальная композиция, театрализованное действие). В образовательном дошкольном учреждении для детей с про­блемами про водятся различные тематические развлечения: зрели­ща (показ взрослыми постановок кукольного театра, концертов); развлечения с участием детей (детские спектакли, дни рождения, фольклорные и тематические вечера', концерты, КВН).

Зрелищные развлечения,театр, организуемые в дошкольном об­разовательном учреждении, являются сильным воспитательным

средством формирования личности ребенка с проблемами. Осоз­навая особую роль искусства, К. С. Станиславский писал, что инструментом влияния театра, зрелищ на людей выступает не дея­тельность, а совместное переживание. Сопереживание (эмпатия) представляет такой психологический механизм, который эмоци­онально объединяет детей на основе общего отношения к зрели­щу. Этот психологический феномен зрелища обеспечивает формирование настроения приподнятости и эмоциональной разряд­ки. В театральном действии ребенок вступает в контакт с героем пьесы. Сопереживание затрагивает не столько эмоциональную, сколько чувственную и интеллектуальную сферы ребенка. Оно мо­жет привести к идентификации себя с героем, повлиять на даль­ ней жизнедеятельность. В этом механизме сопереживания и лежит психологическое воздействие искусства.

Развлечения с участием детей. Дни рождения - это особый праз­дник для ребенка и очень важно, как он отмечается в кругу его друзей. Сценарии проведения дня рождения могут быть различны.

Праздник может организовываться как утром, так и во второй половине дня. Он может начинаться с хоровода вокруг именинни­ка, ему поют величавую песню, кланяются или поздравляют хо­ ром, увенчивают его короной, накидывают на него парадный плащ, расшитый звездочками. Затем дети садятся за праздничный стол, желательно с праздничными скатертью и сервизом. Именинника лучше посадить на особый стул-«трон», более высокий, чем другие, и поставить ему самую красивую чашку. Если это ­ старшие дошкольники, то в конце трапезы педагог может рассказать, что означает имя именинника, чем были славны люди, носившие это имя. Можно поговорить о том, как именинник хотел бы про­жить наступающий новый год его жизни, что он Ждет для себя нового и интересного. Именинник может принести свои фотографии,­ а также фотографии родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Можно привлечь родителей к участию в торжестве. В конце дня желательно сделать имениннику недорогой подарок, вручить небольшие сувениры детям - гостям торжества, например воздуш­ные шарики, книжки-малышки и др.

Фольклорные праздники - это своеобразная форма организации досуга. Ребенку доступно и интересно народное творчество. На фольклорном празднике дети поют народные песни, потешки, прибаутки, играют на детских народных инструментах (ложках, трещотках, коробочках, колотушках), инсценируют народные песни в ярких народных костюмах. Народная песня, поэтическое слово на таких праздниках становятся близкими детям, способ­ствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его традициям, быту.

Детские спектакли - это форма досуговой деятельности, со­четающая в себе и зрелищную, и активную исполнительскую функции. Синтетический характер театрального искусства соче­тает в себе разные виды художественной деятельности: речевой, музыкальной, вокальной, двигательно-пластической, танцеваль­ной, изобразительно-оформительской. Атмосфера театрально­ игровой деятельности, подготовка к спектаклю, работа над «ле­чебной» ролью, где ребенок может себя чувствовать совершенно в ином качестве, чем в реальной жизни, коллективность пере­живаний перед театрализованным действием, ответственность, возможность самореализации - все это благотворно для ребенка с проблемами, для адаптации его в макросоциальной среде. Учас­тие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных видах художественной деятельности. Театральное действие создает возможность участия в нем всех детей, в главных ролях и самых на первый взгляд незначительных. Коррекционное воз­действие театральной деятельности для детей с трудностями в развитии будет особенно проявляться, если при распределении ролей и работе над ними будет положен не принцип «самому лучшему - лучшая роль», а, наоборот, будет осуществляться подбор «лечебного образа», помогающего ребенку преодолеть трудности в социальной адаптации или сложности психоэмоци­онального развития. Ребенку с заниженной самооценкой, роб­кому, неуверенному в своих силах дается роль смелого и реши­ тельного героя, а хвастливому и заносчивому предлагается роль, противоположная по качественным проявлениям. В таких спек­таклях часто дети совершенно неожиданно раскрываются, по­скольку на сцене воображаемая, а не реальная ситуация и ребе­нок не боится проявлять себя в ином качестве. В это время он приобретает новую для себя модель поведения, проживает «ле­чебный» для себя образ и начинает постепенно идентифициро­вать себя с ним. Система подготовки и проведения художественно-досуговой деятельности включает несколько этапов.

Пер вый этап- информационно-познавательный (знаком­ство с основным содержанием праздника, его особенностями).

В т о рой этап - подготовительный, включающий разучи­вание стихов, песен, закличек, сценок, изготовление подарков, атрибутов, оформление помещения.

Т р е т и й этап проведения праздника, досуга, предполага­ющий активное участие детей и взрослых, - это этап последую­щего проживания праздника, досуга, на котором ребенок де­лится впечатлениями от праздника со взрослым, может изобра­зить свои впечатления в рисунках, рассмотреть подарки, проиг­рывать фрагменты праздника в игре.

Все виды художественно-досуговой деятельности, в каких бы формах она ни осуществлялась, приводят к определенному педа­гогическому результату. Степень социальной значимости резуль­тата различна. В одних случаях среда досугового общения обеспечивает создание общего настроения и эмоциональной приподня­тости, в других - приобщение к общественным ценностям и ду­ховному обогащению, формированию активности, инициативы, самостоятельности и творческих проявлений детей с проблемами. При этом наибольший педагогический эффект достигается там, где досуговая деятельность носит групповой, совместный харак­тер и формирует праздничную общность. Все праздники и развле­чения, проводимые в дошкольных образовательных учреждени­ях, способствуют воспроизводству и закреплению общественно одобряемых взаимоотношений между ребенком и окружающей его социальной и природной средой. Праздничная обстановка раскрепощает поведение ребенка, рождает общие эмоции, переживания, делает общение мотиви­рованным, создает радостное, веселое, жизнеутверждающее на­строение.

Фактором, оказывающим положительное влияние на форми­рование радостного, жизнеутверждающего настроения, является не только, а чаще всего не столько сам праздник, сколько его ожидание. Здесь включается психологический механизм, который А. И. Макаренко определял как «завтрашняя радость». Это влия­ние тем сильнее, чем шире круг людей, вовлеченных в подготов­ку праздника, чем больше степень совместности деятельности ее участников.

В связи с этим важна роль педагогического коллектива в подго­товке и про ведении художественно-досуговой деятельности. Та­кая деятельность детей организуется не только воспитателями и музыкальным руководителем, но и всем коллективом. Подготовка праздника начинается с составления сценария или программы. Она строится таким образом, чтобы все дети имели возможность ви­деть праздничное выступление целиком, участвовать в общем ве­селье, быть активными исполнителями.

Организация и содержание художественно-досуговой деятель­ности с детьми с разными проблемами требуют учета их особен­нocтeй развития.

Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. На досугах и празд­никах должны сочетаться разные виды музыкальной, художе­ственно-речевой деятельности. В сценарий торжества может вво­диться как выученный материал, так и свободная игровая имп­ровизация в движениях под музыку. Главное для ребенка с про­блемами - активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неправильными организацией и проведе­нием праздников и развлечений, где основными целями ставит­ся воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной сторо­ной, использование сложного материала, обилие номеров, ­ натаскивание детей на преимущественное участие только способ­ных. Недопустимы на празднике для детей с проблемами заорга­низованность, чтение стихов, пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника утомленными или чрез­мерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является коррекционно-направленным. Важным фактором, обеспечивающим развитие коммуникации детей на празднике, выступает включенность в него родителей не только как зрителей, но и как активных участников сценок, хороводов, аттракционов.

Музыкальное оформление праздников и развлечений предпо­лагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, что­бы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике и содержанию музыкально- досуговой деятельности. В досуговой де­ятельности всегда звучит художественное слово и взрослого, и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие сти­хов, многословие ведущего делают детский праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он будет понятен по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересен.

В организации и проведении музыкально- досуговой деятель­ности в дошкольном образовательном учреждении активно задей­cтвoвaн весь педагогический коллектив (музыкальный руководи­тель, дефектологи, воспитатели, педагоги дополнительного об­разования), привлекается медицинский и технический персонал. Участие педагогов в детском торжестве многопланово: от непо­средственной подготовки детей, разучивания стихов, песен, игр, движений под музыку, оформления помещения, изготовления атрибутов до исполнения взрослыми отдельных ролей в театрализованном действии. Планировать праздники и досуги следует за­ранее, исходя из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми, учитывать их возможности, степень подготовленности,­ условия проведения. Содержание конкретных праздников­ и досугов отражается в сценариях, которые составляет музы­кaльный руководитель и обсуждает с коллективом педагогов. В тече­ние года виды музыкально- досуговой деятельности следует че­редовать (зрелищные или с участием детей), начинать с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформ­ления. Очень важно, чтобы в каждом специализированном до­школьном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно- развивающей работы и проводились си­стематически.

 

 

­

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: