в 60-я гг. ХІХ – начале ХХ в. Начало процесса формирования белорусской нации.




Развитие науки и образования, литературы и искусства Беларуси

В области образования в 1864г. началась реформа, по которой обучение становилось всесословным. Но в 1887г. министром просвещения был издан «Указ о кухаркиных детях», запрещающий принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. п. Был ограничен прием в гимназии евреев. До конца XIX в. чиновники осуществляли надзор за работой школ и педагогов. В Беларуси не было земских школ.

Учебники для школ Беларуси создавались с позиций западнорусизма (М. Коялович), согласно этой теориибелорусы рассматривались как составная часть русского этноса, а их развитие связывалось с возвращением к русскому православию.

Начальное образование в сельской местности давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах - городские училища. Были открыты семинарии для подготовки учителей начальных школ. Семинарию в Несвиже закончил Я. Колас. Среднее образование получали в гимназиях: классических (гуманитарные предметы и древние языки), и реальных (математические и природоведческие предметы).

В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863 -1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках. Получить высшее образование можно было только в учебных заведениях России.

К концу XIX в. большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

Состояние научных знаний в начале XX в. определялось развитием белорусоведения:И. Носович составил «Словарь белорусского наречия» ( более 30 тыс. слов), ученый-краевед Е. Романов трудился над созданием археологических карт и обнаружил Бердыжскую стоянку первобытных людей, Е. Карский в трехтомнике «Белорусы» («энциклопедиябелорусоведения») дал научное обоснование национальной самобытности белорусов, историк и этнограф М. Довнар-Запольский высказался за право белорусов на самостоятельное существование.

Среди достижений европейского уровня в технических науках особое место занимают работы Я. Наркевича-Иодко. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Его научное открытие стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.

Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Ф. Богушевич. Он стал своеобразным «отцом» белорусского возрождения. В конце XIX в. увидели свет сборники его стихов «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», подписанные псевдонимами «Мацей Бурачок» и «СымонРэука з-падБарысава».

Как создатель новой белорусской литературы и литературного языка вошел в историю поэт Я.Купала (И.Луцевич) - автор пьес «Павлинка», «Разоренное гнездо» и др. В его сочетались темы протеста крестьянства и борьбы за национальное возрождение. Стихотворение Я. Купалы «А кто там идет?» русский писатель Максим Горький считал «народным гимном белорусов» и перевел его на русский язык.

В сборнике стихов «Песни-жалобы» Я. Колас (К. Мицкевич) опоэтизировал образ белорусского мужика, который, несмотря на тяжелую жизнь, остается оптимистом и верит в возрождение родного края. Поэт начал работу над поэмой «Новая земля» и «Сымон-музыкант».

Поэтическим заветом своему народу стало стихотворение-гимн «Погоня» М.Богдановича.

Ярко раскрылся талант белорусской поэтессы и революционерки, автора «Первого чтения для детей-белорусов» Тетки (Алоизы Пашкевич).

Значительным явлением в развитии культуры стало издание газеты «Наша нiва» в Вильно в 1906 -1915 гг. Ее главными темами были Беларусь и судьба народа. На страницах этой газеты впервые увидели свет поэмы «Курган» и «Бондаровна»Я.Купалы, который в 1914 -1915 гг. был редактором газеты.

Театральная жизнь в Беларуси была связана с деятельностью Первой белорусской труппы И.Буйницкого - создателя белорусского профессионального театра. В Вильно действовал Белорусский музыкально-драматический кружок под руководством А.Бурбиса. Он осуществил первую театральную постановку пьесы Я. Купалы «Павлинка».

Значительных успехов достигло белорусское изобразительное искусство. Во второй половине XIX в. царил реализм, представители которого стремились объективно отражать реальность. Одним из самых известных живописцев был К. Альхимович, картина которого «Погребение Гедимина» получила всемирное признание. Ряд своих полотен художник посвятил нелегкой судьбе крестьян, написал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

Художник Н. Силиванович создал мозаичное панно «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге, за что получил звание академика.

Ведущим пейзажистом был А. Горавский. Он воспевал в своих полотнах красоту белорусской природы и народный быт. На протяжении многих лет в поместье Здравнево под Витебском жил И.Репин, где написал композиционный портрет «Белорус».

Традиции лирического пейзажа развивал В. Белыницкий-Бируля. Он посвятил около 200 картин весне, в 120 названиях использовал слово «весна».

Свою роль в развитии живописи сыграли частные художественные школы. Одну из них создал в Витебске автор многочисленных картин, отражающих черты еврейского быта, ЮдельПэн. В его школе прошел первую подготовку как живописец всемирно известный художник Марк Шагал.

В развитии архитектуры сочетались элементы разных художественных стилей. По всей Беларуси развернулось строительство в псевдорусском стиле церквей - «муравьевок»(часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове), название которых пошло от фамилии виленского генерал-губернатора М. Муравьева. Здания учебных учреждений возводились в стиле классицизма,театры - в стиле барокко, костелы - в стиле неоготики (костел Святого Роха в Минске). Наиболее известный памятник архитектуры начала XX в., сочетающий черты романского и готического стилей, - Костел Святых Симеона и Елены (Красный костел).

На рубеже веков возник архитектурный стиль модерн, в котором строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки, жилые дома (гостиница «Европа» в Минске).

Вторая половина XIX - начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации.Нация - это общность людей, сложившаяся исторически с общностью территории, хозяйственной жизни, одним литературным языком, схожестью культуры и психологии, в т. ч. национального самосознания. Формирование белорусской нации происходило в составе Российской империи в условиях отсутствия собственной государственности.

Становление нации характеризуется формированием национального самосознания. Одной из форм проявления национального самосознания являются собственные названия народа. В конце XIX - начале XX в. наименования «Беларусь» и «белорусы» закрепляются за всей этнической территорией белорусов. Часть населения Беларуси называла себя «тутэйшыя» (здешние). В некоторых местностях существовали региональные названия: «полешуки» - ко всему Полесью, «пинчуки» - к его отдельным частям.

По национальному составу более 65 % населения Беларуси являлись белорусами, около 15 % - евреями, 6 % - русскими, более 5 % - поляками, около 5 % - украинцами. Более 90 % белорусов проживали в сельской местности и занимались сельским хозяйством. По конфессиональному составу среди населения преобладали православные, составлявшие около 2/3.

Одним из признаков формирования нации стала общность хозяйственной жизни.

Становление белорусского литературного языка как признака нации происходило на основе многодиалектного разговорного народного языка.

Процесс формирования белорусской нации был связан с оформлением белорусской национальной идеи, смыслом которой стало достижение белорусами собственной государственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: