ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ




2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности

 

В настоящий период огромное место в системе управления оборотными активами предприятия отводится анализу состояния и динамики дебиторской задолженности. Анализ состояния и динамики дебиторской задолженности на предприятии начинают, во-первых, с общей оценки динамики и объемов дебиторской задолженности предприятия за предшествующий период, и дальше в разрезе отдельных статей; во-вторых, проводится исследование доли дебиторской задолженности в оборотных в структуре оборотных активов предприятия, анализируется также структура дебиторской задолженности; в-третьих, анализируется удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года; оценивается динамика этого показателя и проводится последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности предприятия с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности [47.С.249].

Как правило, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается как отрицательный факт, а снижение - положительная тенденция.

С экономической и финансовой точки зрения необходимо выделять как нормальную, так и просроченную дебиторскую задолженность предприятия.

Наличие у хозяйствующего субъекта просроченной дебиторской задолженности зачастую приводит к созданию значительных финансовых затруднений, и часто приводит к недостатку финансовых средств на воспроизводство необходимых производственных запасов, а также выплаты заработной платы трудовому коллективу. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала.

Рост просроченной дебиторской задолженности свидетельствует о риске непогашения долгов и уменьшение прибыли предприятия. Поэтому каждый хозяйствующий субъект заинтересован в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей [42.С.463].

Поэтому, в процессе проведения оценки состояния дебиторской задолженности необходимо прежде всего изучить динамику дебиторской задолженности, для чего используются бухгалтерские документы: баланс предприятия, а также материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Сотрудники предприятий, непосредственно занимающиеся управлением дебиторской задолженностью, должны в первую очередь, обратить свое внимание на наиболее старые долги и крупным суммам задолженности.

Проводя оценку общего состояния оборотных активов предприятия, важно изучить показатели качества и ликвидности дебиторской задолженности и дать обобщающую характеристику портфеля дебиторской задолженности.

Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пдз), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей, и определяется с помощью формулы 2.1 [42.С.465]:

 

Пдз = (2.1)

 

Для оценки качества дебиторской задолженности предприятия в финансовом менеджменте принято использовать и такой финансовый показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности. Так, рост уровня данного финансового показателя говорит о снижении качества дебиторской задолженности.

Рассмотренные выше финансовые показатели: период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пдз) и доля резерва по сомнительных долгам в общей сумме дебиторской задолженности сравнивают и оцениваются в динамике, исследуются причины увеличения продолжительности периода нахождения денежных средств в дебиторской задолженности (возникновение финансовых затруднений к контрагентов, проведение на предприятии неэффективной системы расчетов с покупателями, длительный цикл банковского документооборота).

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денежных средств. Падение общего уровня покупательной способности денег характеризуется одноименным финансовым коэффициентом, обратным индексу цен, который определяется по формуле 2.2 [42. С.466]:

 

К =. (2.2)

 

Поэтому, чтобы подсчитать и определить убытки понесенные предприятием от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.

Можно также подсчитать утерянные выгоды от недоиспользования этих средств в операционном или инвестиционном процессе. Для этого необходимо провести дисконтирование суммы каждого вида просроченного платежа по альтернативной ставке доходности и сопоставить с суммой просроченного платежа.

Поэтому для ускорения инкассации дебиторской задолженности предприятиями обычно принимаются и реализуются следующие меры:

) предоставление скидок покупателям за сокращение сроков погашения задолженности, чтобы побудить их оплатить счета до установленного срока оплаты;

) введение штрафных санкций за просрочку платежа;

) оформление сделки с покупателями коммерческим векселем с получением определенного процента за отсрочку платежа;

) отпуск товаров покупателям на условиях предоплаты;

) использование механизма факторинга [54.С.58].

При этом нужно сопоставить ставку предлагаемой скидки за досрочный платеж или надбавку процента за отсрочку платежа с ожидаемой отдачей средств в операционной или инвестиционной деятельности предприятия.

 

Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности

 

Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается с помощью следующих показателей.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кд3 (обороты) рассчитывается по формуле 2.3:

 

КОДЗ об =, (2.3)

 

где

Ур - выручка от реализации, тыс. руб.;

ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб. (по строкам 230 и 240 баланса).

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если при расчете коэффициента выручка от реализации считается по переходу права собственности, то увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит; его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.

Длительность погашения дебиторской задолженности (дни) определяется по формуле 2.4 [47С.250]:

 

Дпдз =, (2.4)

 

где

Т - длительность периода, дни.

Скрытую дебиторскую задолженность, которая может возникнуть вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки организации, выявляют на основе анализа и оценки состояния расчетов по данным аналитического учета.

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (%) рассчитывается с помощью формулы 2.5:

 

Удз = х 100. (2.5)

 

Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества организации.

Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (%) определяется по формуле 2.6:

 

Усдз = х 100. (2.6)

 

где

СЗ - сомнительная задолженность (тыс. руб.).

Этот показатель характеризует качество дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности. Весьма актуальным в этом случае является вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности.

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней.

При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, то есть, временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота [47.С.252].

Заключительным этапом анализа, как правило, является принятие управленческих решений и внедрение комплекса мероприятий по управлению дебиторской задолженностью. В качестве примера можно рекомендовать следующие меры.

. Контроль за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительно дорогостоящих источников финансирования.

. Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

. Использование системы скидок при долгосрочной оплате.

Для ускорения инкассации дебиторской задолженности обычно принимают следующие меры:

предоставление скидок покупателям за сокращение сроков погашения задолженности, чтобы побудить их оплатить счета до установленного срока оплаты;

введение штрафных санкций за просрочку платежа оформление сделки покупателями коммерческим векселем с получением определенного процента за отсрочку платежа;

отпуск товаров покупателям на условиях предоплаты;

использование механизма факторинга.

При этом нужно сопоставить ставку предлагаемой скидки за досрочный платеж или надбавку процента за отсрочку платежа с ожидаемой отдачей средств в операционной или инвестиционной деятельности предприятия.

 

Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности

 

В современных условиях развития отечественной экономики кризис неплатежей и низкая кредитоспособность хозяйствующих субъектов приводят к образованию значительной величины дебиторской задолженности, причем существенная ее доля приходится на долговременную и просроченную задолженность. В этой связи перед бухгалтером-аналитиком стоит важная задача обеспечить при помощи существующих аналитических методов, процедур и методик обоснование ее оптимальной величины, оценить возможности, периодичность и объем инкассации долга, организовать оперативный мониторинг финансового состояния, платеже- и кредитоспособности потенциальных и постоянных деловых партнеров. В нормальных условиях функционирования рыночной экономики дебиторская задолженность является одним из действенных инструментов стимулирования роста объема продаж и, как следствие, повышения эффективности производственно-финансовой деятельности организации. Потребность в средствах, отвлекаемых на поддержание оптимального уровня дебиторской задолженности, оценивается расчетным (аналитическим) способом по трем направлениям.

Для расчета потребности в дебиторской задолженности необходимо учитывать следующие факторы:

) возможный риск падения платежеспособности организации - производителя продукции (поставщика) вследствие замораживания оборотных активов в дебиторской задолженности;

) возникновение дефицита денежных средств, необходимых для финансирования текущих и плановых капитальных затрат;

) риск возможных финансовых последствий вследствие возникновения чрезвычайных расходов;

) риск потери платежеспособности и снижения ликвидности у организации - покупателя продукции; необходимость стимулирования спроса на производимую продукцию (товары, работы и услуги) предоставлением товарного (коммерческого) кредита и принятия в качестве расчетного средства векселей;

) необходимость поддержания зависимых обществ предоставлением долгосрочных (или бессрочных) отсрочек по оплате за проданные активы и прочее [45.С.20].

Основные направления оценки потребности в дебиторской задолженности отражены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Направления оценки потребности в дебиторской задолженности

Потребность в средствах, инвестируемых в ДЗ
1. По объектам инвестирования в дебиторскую задолженность 2. По степени планирования и целям 3. По временному горизонту
1.1. Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию не связанным сторонним организациям, срок оплаты по которой не наступил. 1. Планируемая отсрочка платежа за отгруженную продукцию в целях стимулирования спроса на производимую продукцию (работы и услуги) - элемент маркетинговой политики. 1. Дебиторская задолженность, срок погашения которой ожидается в течение 12 месяцев с момента возникновения долга.
1.2. Просроченная дебиторская задолженность за отгруженную продукцию независимым организациям.    
2. Дебиторская задолженность по операциям с аффилированными лицами 2.Планируемая дебиторская задолженность в ходе проведения операций по выводу активов из организации или скрытого инвестирования средств в деятельность аффилированного лица. 2. Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев
3. Дебиторская задолженность по векселям полученным    
4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом 3. Дебиторская задолженность, связанная с неплатежеспособностью контрагента. 3. Безнадежная дебиторская задолженность
5. Прочая дебиторская задолженность    

 

Используя информацию и обозначения таблицы 2,1 можно построить следующие аналитические балансовые модели, которые рекомендуется использовать в расчете потребности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, представленные в выражении 2.7:

 

А.1.1. +А.1.2.+А.3. +А.4.+А.5. = В.1. +В.2. +В.3. = С.1.+С.2.+С.3. (2.7)

 

Для расчета потребности в инвестировании средств в дебиторскую задолженность могут использоваться различные аналитические подходы. Раскроем те из них, которые не требуют применения усложненного математического аппарата. Ранее описанный метод доли от объема продаж рекомендуется в тех случаях, когда известно, что в планируемом периоде не ожидаются существенные изменения в кредитной и в маркетинговой политике организации; тенденции изменения макроэкономической (отраслевой) среды и уровня платежеспособного спроса в планируемом периоде изменяются в ту или иную сторону незначительно по сравнению с отчетным годом; не ожидается появление большого числа новых оптовых покупателей; уровень платеже- и кредитоспособности постоянных деловых партнеров-покупателей не изменяется в худшую сторону; не прогнозируется значительный рост стоимости основных факторов производства, степень конкуренции на рынке остается на прежнем уровне; не ожидаются существенные скачки в масштабах деятельности.

При соблюдении выше перечисленных условий потребность в дебиторской задолженности определяется по формуле 2.8 [35С.68]:

 

(2.8)

 

гдеФ и NФ - величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фактически);план - планируемый объем продаж в будущем периоде.

Управление уровнем дебиторской задолженности на предприятии определяется следующими основными факторами:

) особенностями оценки и группировки покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, состояния платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

) характером контроля расчетов с дебиторами, оценки реального состояния дебиторской задолженности;

) анализ и планирование денежных потоков [35.С.69].

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности на предприятии необходимо вести в комплексе с финансовым планированием. При формировании финансового плана продаж готовой продукции предприятия следует указывать, какой объем продукции отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие денежные суммы должны найти отражение в бюджетном плане по движению дебиторской задолженности в графе "Увеличение".

При формировании плана поступления платежных средств также необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе "Погашение".

При разработке общего плана продаж необходимо установить нормируемую величину дебиторской задолженности и определить сроки ее погашения по каждому крупному покупателю. Необходимость проведения данных действий вызваны с тем, чтобы не допустить неконтролируемого роста дебиторской задолженности, и обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.

При формировании исходного варианта финансового плана следует тщательнейшим образом проверить наличие на предприятии имеющихся оборотных средств для успешного функционирования предприятия в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана.

При формировании финансового плана необходимо оценить реальные сроки оборачиваемости дебиторской задолженности, как в целом, так и по наиболее крупным контрагентам. Определяя сроки погашения дебиторской задолженности (и, соответственно, период ее оборота), предприятие может оценить, насколько увеличится эффективность деятельности в целом. Если важнее на данном этапе повышение платежеспособности, то лучше принять меры по превращению дебиторской задолженности в денежные средства. Если важнее наличие свободных средств в обороте, то необходимо пересмотреть сроки платежей дебиторов в сторону их ускорения и замедлить сроки расчетов с поставщиками [36.С.14].

Запланированное движение дебиторской задолженности необходимо постоянно контролировать. Для этих целей используется оперативная бухгалтерская информация. Если финансовая служба предприятия не обеспечивает нужную оперативность, необходимо воспользоваться данными управленческого учета.

Контроль реализации плана необходимо сочетать с контролем работы финансовых менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего покупателя (контрагента). Проведение работы по ужесточению договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль заключаемых договоров на этапе их составления, подписания и реализации является необходимой мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.

На менеджеров должна быть возложена ответственность за отгрузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.

Рассматривая финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, необходимо определить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену.

На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:

обычные условия торговли в конкретной компании;

чувствительность продаж к увеличению или уменьшению продолжительности кредита;

кредитный рейтинг клиентов [30.С.429].

В зависимости от профиля клиентов реакции на корректировки продолжительности кредита будут варьироваться. Эти чувствительные моменты важно определить, потому что есть точка, за которой затраты и риски увеличения продолжительности кредита будут превышать выгоды от увеличенных продаж. Определение оптимальной продолжительности кредита требует выявления точки, в которой затраты на увеличенную продолжительность кредита точно покрываются прибылью, получаемой от увеличенных продаж, произведенных с помощью дополнительного кредита. Количество и продолжительность используемых промежутков времени могут меняться в зависимости от предоставленных клиентам условий отсрочки платежа.

При этом у организаций, имеющих высокую скидку и менее продолжительный период времени для предварительного погашения своих обязательств, коэффициент инкассации задолженности выше, чем у остальных контрагентов.

Существует два основных вида скидок: торговая скидка и скидка при срочной оплате.

Торговая скидка применяется в случаях, когда организация имеет дело как с компаниями розничной торговли, так и с розничными торговцами. Товары маркируются розничной ценой и выписываются организациям розничной торговли по розничной цене за вычетом соответствующей скидки. В таких случаях торговая скидка является в действительности прибылью компании розничной торговли с этого товара. Термин "торговая скидка" также используется для определения скидки при оптовой продаже за крупные заказы или любой другой специальной скидки, предоставляемой по какой бы то ни было причине отдельным покупателям.

Скидка при срочной оплате является простым финансовым стимулом для покупателей, поощряющим их к оплате своих счетов в течение определенного периода, который короче, чем обычная продолжительность кредита. Предоставление скидок при срочной оплате может иметь благотворное воздействие на работу организации в двух аспектах:

предоставляемые скидки могут значительно улучшить поток денежных средств путем сокращения сроков получения оплаты с клиентов, что сокращает инвестиции в дебиторскую задолженность и риск возникновения безнадежных долгов;

предоставляемые скидки могут привести к увеличению объема продаж имеющимся и новым клиентам, которые способны платить в течение определенного периода времени и которых привлекает возможность получения увеличенной скидки с цены [30.С.430].

Следующим весомым фактором в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что организация в данном случае не только обеспечивает себе возможность значительно сократить суммы дебиторской задолженности, но и обеспечивает рост объемов самофинансирования. В тоже время, помимо угрозы понесения финансовых потерь в случае роста инфляции главным образом возникающих в результате несвоевременных расчетов покупателей, на предприятие-изготовителя также ложатся расходы связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой возможного использования временно свободных денежных средств.

При этом необходимо заметить следующее. Так, Ефимова О.В. отмечает, что более точный расчет целесообразности предоставления скидок покупателям будет получен в том случае, когда в его основу положен не индекс цен, являющийся, по существу, макроэкономическим индикатором, а средневзвешенная стоимость капитала, характеризующая цену его (предприятия) финансовых ресурсов [26.С.187].

Бланк И.А. в своей работе приводит схему расчетов с покупателями, широко используемую в экономически развитых странах: "d/k брутто n". Эта схема означает, что:

) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (к + 1)-го по n-й день кредитного периода;

) в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты [16.С.320].

Руководитель может варьировать любой параметр в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она может устанавливаться различными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных алгоритмов, в которых учтены влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности.

Контроль выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности является важным элементом системы внутрихозяйственного контроля. Он обеспечивает проверку полноты и своевременности исполнения персоналом фирмы распоряжений руководства, сформулированных в виде плановых заданий.

Одним из первых составляют бюджет продаж. При его формировании главным элементом является объем продаж, поскольку от него зависят ориентиры и направления использования денежных средств, объемы и сроки требуемого финансирования, результаты от реализации принятых мер. Ответственные исполнители (служба маркетинга, финансовый отдел, бухгалтерия) в дополнение к бюджету продаж разрабатывают график оплаты покупателями за отгруженную продукцию и погашения дебиторской задолженности.

Изменение величины дебиторской задолженности планируется на основании анализа фактического ее состояния и платежеспособности покупателей. Контроль выполнения графиков погашения дебиторской задолженности рекомендуется осуществлять в табличном виде. При проведении контрольных процедур принимают во внимание условия договоров в части формы расчетов, условия оплаты и поставки, задержки платежей, скидки за предварительно оплаченную продукцию, величины возможных убытков, связанных с возникновением безнадежной дебиторской задолженностью [16.С.322].

Расчеты возможны как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтированных денежных потоков, что позволит организации быстро и с наименьшими потерями адаптироваться к изменяющимся условиям.

Для проведения текущего и последующего контроля изменений состояния дебиторской задолженности необходимо следить за выполнением графиков платежей по каждой статье задолженности, поскольку в процессе контроля можно выявить величину отклонений и их причины. Помимо составления графиков погашения дебиторской задолженности, организации необходимо планировать величину кредиторской задолженности, поскольку при формировании бюджета продаж требуются сведения о закупках сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, в дополнение к которым составляется график платежей поставщикам и подрядчикам.

Сметный контроль активов, обязательств и собственного финансирования позволяет своевременно выявить превышение сметы или недостаточное финансирование, способствует повышению эффективности контроля платежеспособности и объединяет показатели доходов, расходов и денежных потоков с показателями бухгалтерского баланса (через изменения остатков задолженности).

Обобщение информации о показателях бюджета продаж и графика оплаты продукции осуществляется в бюджете движения денежных средств, в котором содержится информация о движении денежных средств, потребности в источниках финансирования, приросте дебиторской и кредиторской задолженности.

По материалам данной главы можно сформулировать следующие выводы:

во-первых, огромное значение в процессе управления дебиторской задолженность со стороны руководства должно быть уделено анализу ее структуры, динамики, оценке показателей оборачиваемости, анализу оптимальности величины дебиторской задолженности;

во-вторых, анализ дебиторской задолженности для отечественных хозяйствующих субъектов предпринимательства имеет огромное значение в условия роста инфляции, позволяет найти пути решения выявленных проблем в области управления.

 


ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО "ТИРОТЕКС" И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УПРАВЛЕНИЮ

 

Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Закрытое акционерное общество "Тиротекс" - одно из крупных текстильных предприятий, входящих в Концерн легкой и текстильной промышленности Приднестровской Молдавской Республики. ЗАО "Тиротекс" является крупным предприятием по переработке хлопка, закупающее хлопок-сырец и после процессов прядения, ткачества, отделки и пошива, выпускающее ткани и готовые изделия. Это уникальный производственный комплекс с мощной инфраструктурой, развитой технической и научной базой.

Предприятие основано в 1973 году. Просторные, светлые цеха и службы объединения расположены на площади 58,3 гектара. Производственная мощность предприятия составляет более 206 млн.кв.м. готовых тканей в год.

Строительство предприятий комплекса началось в 1972 году и полностью завершено в 1982 году. Просторные, светлые цеха и службы объединения расположены на площади 82, 5 гектара. В цехах предприятия было установлено отечественное оборудование. Но оно не отвечало требованиям международных стандартов. И только после внедрения современных станков, в 1986 году появилась возможность выпуска высококачественных тканей с улучшенными видами отделки.

В 1987 году осуществляется переход предприятия на хозрасчет, и первоочередными направлениями были определены: механизация и автоматизация ручных, тяжелых и трудоемких процессов, экономия топливно-энергетических ресурсов, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Начал работу отдел внешних связей и швейный цех. 1988 год показал правильность выбранного направления. Ассортимент тканей, который постоянно обновлялся; новые расцветки; высокое качество продукции - прочно завоевали признательность потребителей на внутреннем и на внешнем рынках.

Значительное событие произошло 27 июля 1990 года: представители трудовых коллективов ПХБО, предприятия местной и легкой промышленности республики, торговых организаций единогласно проголосовали за создание ассоциации "Тиротекс" и утвердили ее устав. В 1993-94 годах происходит резкое падение производства, результатом которого стало почти полное прекращение деятельности объединения и развал ассоциации в 1995 году.

С марта 1996 года, начинается постепенная стабилизация, и даже отмечается некоторый рост экономических показателей текстильного производства. Было налажено взаимовыгодное сотрудничество с Молдовой, Украиной, Россией, Румынией, Узбекистаном. Были установлены партнерские отношения с солидными зарубежными фирмами: "Немесис", "Экспорт-Хаус", "Хелена", "Манафактура Гай" (Италия), "Коготекс" (Бельгия), "Битман и сын" (Австрия), которые позволили "Тиротексу" выйти на уровень производства текстиля на уровне мировых стандартов. В эти годы была поставлена задача, уменьшить издержки производства и сделать продукцию конкурентоспособной.

В период с 1998-2002 гг. на ЗАО "Тиротекс" проводился первый этап реконструкции. Для достижения намеченной цели была разработана программа реструктуризации, в основу которой был заложен опыт европейских стран. Реорганизация производства повлекла за собой значительное высвобождение производственных площадей, ликвидацию большинства устаревшего оборудования, снижение численности персонала (таким образом, что уровни продуктивности немедленно возросли) и значительно снизились постоянные затраты.

В 2003 году в 2,5 раза увеличился выпуск готовых тканей в сравнении с 1997 годом, в 3,5 раза выросли объемы продаж, значительно возросли суммы перечислений и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Начиная с 1998 года, освоено более 20 млн. долларов капитальных вложений. Это в первую очередь направлено на техническое перевооружение и внедрение новых технологий.

Успешно начато выполнение программы развития предприятия на 2003-2007 гг., что позволит повысить финансовую устойчивость комбината и эффективность производства. В условиях рыночных отношений эффективно решаются проблемы социального развития.

июня 2005 года ЗАО "Агропромбанк" по индивидуальному проекту был продан Государственный пакет акций (100%) АОЗТ "Тиротекс" за 22 920 000,00 долл. США. Вследствие этого "Тиротекс" сменил свою организационно-правовую форму с АОЗТ на ЗАО.

Ткани предприятия экспортируются в такие страны, как Греция, Италия, Португалия, Румыния. Выйти на мировой уровень предприятию позволило внедрение международной системы качества ИСО-9001.

Продукция фирмы "Тиротекс" хорошо известна на всех континентах земного шара, в странах Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. О ее высоком качестве свидетельствуют престижные международные награды - три Бриллиантовых Звезды, Золотой Глобус, "Золотая Арка Европы".

Основной продукцией ЗАО "Тиротекс" является:

- одиночная и крученая х/б пряжа от 50 текс до 15,4 текс;

суровые и готовые ткани (100% хлопок);

швейные изделия.

Ассортимент готовых тканей (групповой): бельевая группа; ситцевая группа; костюмно-плательная группа; фланелевая группа; тиковая группа.

Объединение выпускает: отбеленные, гладкокрашенные, набивные ткани. До 43% готовых тканей используются на собственном швейном производстве.

Ассортимент швейных изделий:

. Мужской - сорочки фланелевые и ситцевые, пижамы, трусы, халаты, костюмы; спецодежды;

. Женский - ночные сорочки фланелевые и ситцевые; халаты, пижамы, комплект одежды для дома, блузы, костюмы;

. Детский - комплекты для новорожденных, комплекты постельного белья, юбки, брюки, платья, сарафаны, костюмы, сорочки, шорты, блузы.

. Постельный - комплекты постельного белья - 1,5 и 2-х спальные, комплекты постельные с вышивкой;

. Прочий ассортимент: шторы, скатерти, комплект кухонный, комплект столовый, комплект для журнального столика, салфетки, полотенца, платочки, рукавицы.

Объединение "Текстиль" производит хлопчатобумажную пряжу, суровую, отбеленную, гладкокрашеную и печатную ткань шириной от 120 до 390 см. В ассортименте продукции, выпускаемой отделочной фабрикой - ситец, бязь, фланель, вафельная ткань, ткань с эффектом сжатости, не требующая глажки. В швейных цехах из этих тканей шьются комплекты постельного белья, женские банные халаты, пижамы, скатерти, полотенца и другие изделия из хлопка. Предприятие имеет ряд фирменных магазинов на территории ПМР и Молдовы. Продукция фирмы "Тиротекс" хорошо известна на всех континентах земного шара, в странах Европы, Азии, Северной и Латинской Америки.

В структуре ЗАО "Тиротекс" выделяют 5 линейных подразделений, подчиненных непосредственно Председателю правления:

) текстильное объединение (в том числе две прядильно-ткацкие фабрики, отделочная фабрика) - занимается производством хлопчатобумажной ткани. В его ассортимент входит: бельевая группа, ситцевая, сатиновая, костюмно-платевая, фланель, тик.

) торговый дом - это объединение, в котором сконцентрирован весь рынок ЗАО "Тиротекс". Основная задача данного объединения это обеспечение объема продаж, контроль остатков готовой продукции на складах на уровне установленного норматива и их оборачиваемости, контроль за дебиторской задолженностью;

) швейное объединение - занимается пошивом швейных изделий: постельное белье; костюмно-плательные изделия; детский ассортимент; кухонные наборы и полотенца;

) инженерно-техническое объединение - это объединение, обеспечивающее производство материалами, энергоресурсами и техническими услугами;

) социальное объединение - это обеспечение производства социальными услугами: питание, медицинские услуги и жилищно-коммунальные услуги.

Общая организационная структура управления предприятия представлена в Приложении 1.

Далее дадим оценку производственно-хозяйственной деятельности ЗАО "Тиротекс".

Общеизвестно, что основополагающим принципом производственной деятельности в рыночных условиях хозяйствования является ее способность приносить доход: чем выше уровень доходности производства, тем выше потенциальная возможность его развития не только на текущий, но и на прогнозируемый период (период кредитования).

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица 3.1, в которой используются данные отчетности предприятия из формы № 2 (см. приложение 2).

 


Таблица 3.1

Уровень и динамика показателей финансовых результатов деятельности предприятия

ПОКАЗАТЕЛИ На 01.01.2010 год На 01.01.2011 год Прирост (+; -)
  Сумма, тыс. руб. Уд. вес,% Сумма, тыс. руб. Уд. вес,% Асолют. тыс. руб. Относит. отк.,%
Выручка от реализации продукции, в том числе: 394 693 008,0 - 487 154 916,0 - 92 461 908 23.4
- продукция собственного производства; 388 333 632,0 98.39 480 669 914,0 98.67


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: