ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Психология здоровья представляет собой универсальное пространство
в широкой области современных традиций медицинской психологии и
психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для
слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических
подходов к развитию и обогащению личности, ибо, как ни прискорб-
но, но теоретические противоречия в подходах превращаются в борьбу
различных практик. Во многих отраслях науки на современном этапе
происходит поиск новых путей развития. Открываются и утвержда-
ются новые универсальные закономерности существования человека,
описывается новый порядок отношений человека с его окружением в
широком смысле слова. ≪Очевидно, что психология не может ограни-
чиваться изучением частностей, феноменов, но, как всякая настоящая
наука, должна стремиться к изучению ноуменов, всеобщих факторов и
закономерностей или, иначе говоря, должна стремиться к онтологизации
своего предмета≫ (Орлов, 1995). Психология здоровья также пытается
Универсальность положений психологии здоровья 17
уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели
изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными
проявлениями психической жизни реальность/сущность как таковую в
ее целостности. Изучение контактов с ≪сущностью≫ человека выводит
психологию здоровья на уровень исследования универсальных законо-
мерностей, ибо сущность человека исходно трансперсональна.
В свое время Павел Флоренский задавался вопросом: ≪Отчего в
христианстве, казалось бы, законченном мировоззрении — возникают
секты?≫ Он пришел к выводу, что корнем зла здесь является догматизм.
|
По сути дела сектант — это человек, уверовавший в одну, от силы в две
догмы, не способный из-за узости своего мышления понять универсаль-
ные принципы и законы. Ярким примером может служить христиан-
ский догмат Святой Троицы. Отцы церкви утверждали Святую Троицу
как единую и неслиянную, исповедуя ≪Единицу в Троице и Троицу в
Единице, разделяемую нераздельно и совокупляемую разделительно≫.
Ограниченному рассудку трудно осознать в единстве два взаимоисклю-
чающих тезиса, а все подобные попытки, по словам Флоренского, ≪не-
избежно вели к рационализированию догмата, к ≪сечению Несекомого≫,
к так называемому тритеизму, или трехбожной ереси≫. Представить и
понять антиномическую картину возможно, только изменив привычное
восприятие и описание мира, то есть существенно изменив состояние
сознания. Именно этого требует современная психотерапия. Многие
специалисты отмечают выраженную тенденцию к интеграции различных
подходов, что само по себе свидетельствует о том, что такая необхо-
димость назрела, хотя немало еще ≪сектантов≫, твердо уверовавших в
≪непогрешимость≫ своего направления, единственно верного и самодоста-
точного. Однако реальность такова, что единого теоретического, также
как и практического, поля для синтеза иногда прямо противоположных
школ пока предложено не было. Описать систему только средствами
самой системы невозможно. Чтобы произвести интегративные изме-
нения в системе, необходим выход за ее пределы. Выход за пределы
|
подразумевает построение новой метасистемы, такой, которая включала
бы любую данную в качестве составного звена. Безусловным является и
то, что описание метасистемы предполагает использование метаязыка.
Таким образом, общая система взглядов может быть построена лишь в
том случае, если разномыслящим специалистам удастся подняться на
универсальный уровень представлений.
Психология здоровья, опираясь на философские положения теории
сложных самоорганизующихся систем — синергетику (synergia (греч.) —
содействие, соучастие) (Хакен, 1980; Пригожин, 1986), современные и
древние знания, представляет собой отражение нового
нового мировидения в
пространстве, в частности, медицинской психологии.
Традиционно каждое направление в психотерапии исходило из той
или иной теории личности. Опираясь на понимание нормы и патологии,
представители каждого из трех основных направлений (психоанализ, би-
хевиортерапия, гуманистическая психотерапия) разрабатывали технологии
приведения человека к стандарту, диктуемому той или иной теорией.
Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию
человека как многообразно активного динамического целого, однако,
принимая все существующие теории личности, выходит за границы
любой из них в поисках универсальности.
Как известно, исходно словосочетание ≪личностный рост≫ было
введено К. Роджерсом в совершенно определенном контексте, а именно
как биологическая метафора применительно к личностному развитию.
Основная идея Роджерса, которая с самого начала носила и носит весьма
|
спорный характер, состоит в том, что развитие личности происходит
по пути разворачивания, прорастания того, что уже в нее заложено.
Ничего принципиально нового извне личность в процессе своей жизни
не приобретает. Все позитивное, что есть в личности, уже заложено в
ней, надо только заботливо дать этому прорасти. В этом и заключается
смысл идеи личностного роста.
Возможно, К. Роджерс использовал идеи К. Юнга. По Юнгу, каж-
дый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или самораз-
витию. Индивидуация — это процесс ≪становления собой≫, напрямую
связанный с понятием личностного роста. Юнг считал, что личностный
рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной
осведомленности.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический
подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного
развития всех составляющих человека для достижения полного благополу-
чия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями
К. Роджерса, идти через раскрытие ≪Потенциала Человека≫.
Комплексная учебная программа развития человека ≪Цветок потен-
циалов≫ включает в себя основные задачи психологии здоровья. Данная
концепция интегрирует в себе как ≪феноменологический≫, так и ≪ноуме-
нологический≫ подходы. Феноменология комплекса потенциалов — это
измеряемость феноменов на чувственном уровне восприятия. ≪Ноуме-
нологический≫ аспект связывается с раскрытием ноуменов: креативности
и духовности, которые невозможно измерить с помощью доступных
науке инструментов, а только с помощью интуиции или субъективно-
спекулятивно.
Данная концепция интегрирует в себе также ≪метафизический≫ и
≪феноменологический≫ пути развития человека. Первый стремится к
познанию бытия человека с его принципами, началами, причинными
Универсальность положений психологии здоровья 19
механизмами и т. д.; этот подход отвечает на вопрос ≪почему≫, второй
ограничивается только описательными задачами, но отвечает на вопрос
≪как≫. Подобную интеграцию можно встретить в трудах Тейяра де Шар-
дена. В нашем случае есть конкретная задача — создать через концепцию
≪Цветок потенциалов≫ антропологический идеал и разработать технологии
его достижения. Для этого необходима концептуально обоснованная ва-
леософия (психософия), а также валеометрия (психометрия). В последнем
случае необходим инструмент измерения как отдельных компетенций
холистического здоровья, так и интегративных его показателей. Кроме
этого, необходимы средства измерения, то есть умение пользоваться
определенным инструментом.
Данный конструкт относится к смешанным теоретическим моде-
лям, скорее к теории множественного интеллекта Г. Гарднера (Gardner,
1993) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие
черты, в общем виде — личностные и мотивационные, тесно связанны-
ми с адаптацией к реальной жизни и компенсацией дефицитарности в
удовлетворении потребностей.
Учебная программа ≪Цветок потенциалов≫ есть органично-целостная
система теоретико-практических представлений, связанных между собой
общим смыслом, идейными целями и технологиями.
Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном
смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие
≪холистического здоровья≫, раскрытие же отдельных компетенций (потенциа-
лов личности) будет свидетельствовать о наличии ≪фрагментарного здоровья≫
(гипертрофированное развитие одних и гипотрофированное существование
других). В основе холистического здоровья лежат процессы социального науче-
ния, основанные на самооценке (самоотношении) и саморегуляции. Таким
образом, данный конструкт в меньшей степени зависит от темперамента,
однако существенно зависит от образа Я-субъекта, который формируется
в ходе социального научения на разных этапах онтогенеза (Bandura, 1999).
Опираясь на концепцию К. Роджерса, надо все же заметить, что соци-
альное научение должно способствовать раскрытию потенциала личности,
но не противоречить ему. Роджерс считал, что ничего хорошего, нового в
процессе социализации личность приобрести не может; она может либо
получить поддержку того, что уже заложено, либо внешние влияния ока-
жутся вредоносными, исказив и извратив мудрость организма.
Программа символически представлена в виде цветка, семь лепест-
ков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отража-
ющих различные аспекты душевного, телесного и социального здоро-
вья человека. (Впервые подобная схема была предложена С. Шапиро
с соавт. в 1994 г., пропагандирующими принципы здорового образа
жизни, нами же программа была кардинально изменена и наполнена
новым смыслом.) Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на
все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек
стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практи-
ческой работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов
(компетенций личности).
Компетентность мы понимаем как совокупность способностей,
знаний, умений и навыков, в определенной степени соответствующую
понятию ≪интеллект≫.
Компетентность (лат. competentia) — надлежащий, способный.
Компетентный (competens, competensis) — знающий, сведущий в
определенной области.
Круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями и
опытом.
1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способ-
ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение
приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.
Данная компетенция в большей степени связана с когнитивным
уровнем организации личности, она содержит в себе основные уста-
новки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли индивида. Здесь
сосредоточены формулировки модальных операторов: а) ≪операторов
долженствования≫: ≪должен≫, ≪обязан≫, ≪следует≫; б) ≪операторов воз-
можности≫: ≪могу— не могу≫, ≪не имею способностей, возможностей≫.
Все это убеждения, с которыми живет человек, относятся к системе
так называемых ≪истинных верований≫, и человек делает все для их
реализации.
Развитие данной компетенции относится больше к умению пользо-
ваться великим инструментом, данным человеку Богом, — интеллектом.
Развитие только интеллектуальных способностей человека (в частности
дискурсивного мышления, в ущерб интуитивному) деформирует его целость
и приводит к формирования дискретного типа личности (см. типологию
личности). Не случайно на Востоке говорят, что у западного человека
интеллект запугал интуицию. Эго, по утверждению К. Юнга, — это только
центр сознания, но не всего человека. Как говорят на Востоке: ≪Гордить-
ся даже высоким интеллектом — это все равно что гордиться узнику в
тюрьме размерами собственной камеры≫. Жизнь всегда ≪умнее≫ любого
интеллекта, человеческого или искусственного. Основная задача человека
и состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учиться
приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования
и совершенствования других.
2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность че-
ловека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая
адекватные средства.
Универсальность положений психологии здоровья 21
Как известно, воля — это способность человека действовать в на-
правлении поставленной цели, преодолевая те или иные (внутренние
или внешние) препятствия. В большей степени воля ≪обслуживает≫
поведенческий уровень организации личности, осуществляет ≪энергети-
чески-волевое обеспечение≫ поведенческих актов. Отвечает на вопрос,
что следует прекратить делать, а что стоит начать делать; как построить
самореализующее поведение, как скорректировать саморазрушающие
действия. При наличии информации энергия целенаправленна, при ее
отсутствии энергия воли может приводить к деструкции личности через
нарастание ≪душевной энтропии≫.
Развитие и повышение ≪волевой компетентности≫ включает форми-
рование навыков принятия решений, умения сказать ≪нет≫, постоять за
себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой
выбор. Если разум формулирует цель, то воля инициирует действия к
данной цели. Волевой акт — это глубинный процесс борьбы разнона-
правленных мотивационных тенденций в точках бифуркации (точках
разветвления) на жизненном пути. Также важно вырабатывать навыки
постановки тактических и стратегических целей, выбора путей и воз-
можностей их достижения, соединения целей жизни со смыслом своего
существования. Важную роль в жизни играет умение адекватно оценивать
проблемные ситуации и разрешать их, не позволять обстоятельствам
управлять собой, а учиться управлять собой в любых обстоятельствах.
Воля — это источник человеческой активности, она приложима к рас-
крытию любого потенциала. Направив волю на осознание и использо-
вание имеющихся личностных ресурсов, можно сформировать здоровый
жизненный стиль и высокоэффективное поведение самореализации.
В нашей стране особенно много внимания уделяется ≪светлым≫
целям, и крайне мало — способам их достижения. До сего времени
действует принцип: ≪Цель оправдывает средства≫, что, как известно, ведет
к тяжелым последствиям для населения. Благими намерениями вымо-
щен путь в ад, если не учитывать средства их реализации. Результаты
современных отечественных обследований школьников иллюстрируют
сказанное. Так, радостным для страны в целом явилось то, что до 78%
школьников выработали базовую мотивацию ≪достижения успеха≫; это
сильный потенциал для строительства прогрессивного, развивающегося
общества. Желание школьников достичь большего —исключительно
важная составляющая зрелой личности, однако на вопрос: ≪Какими
средствами вы будете осуществлять свои планы?≫ 65% ответили: ≪Любыми
доступными≫. При уточнении выяснилось, что ценность человеческой
личности для школьников возрастает с возрастанием количества денег
и для них не имеет значения, откуда они у него появились. Это пока-
затель серьезного нравственного падения.
Следует обратить особое внимание на то, что отсутствие цели и,
как ни парадоксально, достижение ее могут выступать в качестве фак-
торов риска в развитии депрессивных состояний. Не случайно об этом
говорил О. Уайлд: ≪В жизни есть две трагедии: это поставить цель и не
осуществить ее, и поставить цель и осуществить ее≫.
3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональ-
ная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать
свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других.
Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организа-
ции личности.
Повышение уровня ≪эмоционального≫ интеллекта — это, прежде
всего, развитие умения ≪культивировать≫ собственные чувства, что оз-
начает не сдерживание эмоциональных проявлений, а цивилизованное
их выражение.
В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способ-
ности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются
в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей
(Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997;
Люсин, 2004).
Обучение способам реализации чувств — важная воспитательная
задача, способствующая формированию в целом постоянного эмоцио-
нального фона — настроения человека. Какие эмоции доминируют у
человека, какова их природа? Гнев, вина, тревога, беспокойство, пе-
чаль — все это относится к нормальным человеческим переживаниям и в
общем не связано с понятиями положительных и отрицательных эмоций;
знак данной активности психики и организма появляется тогда, когда
человек реализует их вовне или внутри, разрушая других или себя.
Эмоциональные проявления — это прежде всего спонтанные импуль-
сивные реакции, за которые несет ответственность человеческая природа,
однако за способы выражения этих чувств отвечает сам человек. К разви-
тию эмоционального интеллекта относятся, с одной стороны, способности
осознавать и распознавать эмоции, с другой стороны, способности регу-
лировать их и управлять ими. Способность элиминировать чувства вины,
страха, неуверенности в себе— особое качество зрелой личности. Кроме
этого, эмоциональный интеллект можно использовать в качестве предик-
тора учебных достижений. Утверждается, что высокий эмоциональный
интеллект приводит к повышению продуктивности учебной деятельности
и к высокой успеваемости (Aronson, 2000). Метаанализ имеющихся резуль-
татов показал, что реализация программ по повышению этого показателя
дает весьма положительный эффект, оказывает благотворное действие на
психическое здоровье, снижает употребления алкоголя и курения, а также
уровень антисоциального поведения (Greenberg et al., 2003).
Универсальность положений психологии здоровья 23
4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность раз-
вивать физическую составляющую здоровья, ≪осознавать≫ собственную
телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алимен-
тарная и сексуальная компетентность.
Данный потенциал характеризует личность человека на более ≪гру-
бом≫ поведенческом уровне, и в то же время на более ≪тонком≫ уровне
интероцептивных ощущений. Телесный интеллект — это, прежде всего,
тонкая рефлексия, дифференциация в собственном теле различных мо-
дальностей (визуальных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых
ощущений) и использование этой способности в повышении уровня
культуры питания, уровня удовольствия в сексуальных отношениях,
занятиях спортом и т. п.
Телесную компетентность мы рассматриваем как способность осо-
знавать, дифференцировать, понимать собственные ощущения, телесные
потребности, умение саморегулировать телесные процессы. Здоровая
телесность — это спонтанное, естественное телесное поведение, устойчи-
вость тела, уравновешенность, целостность восприятия тела, способность
к получению сексуального удовольствия, принятие собственного тела.
Для человека с низким уровнем телесной компетентности характерны
скованность, алекситимия (неспособность выделять, дифференцировать
и выражать телесные ощущения на вербальном уровне), наличие пси-
хосоматических заболеваний, неадекватное (фрагментарное) восприятие
собственного тела, неспособность (нечувствительность) к получению
удовольствия, проблемы саморегуляции телесных процессов (трудности
в адаптации) и др.
Поэтому можно выделить следующие цели по повышению телесной
компетентности: познание своего тела, изучение языка тела — ≪систе-
мы раннего оповещения≫, собственной ≪телесной топографии≫ эмоцио-
нальных проявлений; развитие умения устранять и контролировать
мышечные зажимы, быть устойчивым, гибким, спонтанным; освоение
методов психосоматической саморегуляции как конструктивной формы
снятия последствий стресса; получение удовольствия от взаимодействия
с телом через спорт, танцы, секс как способ познания себя в условиях
интимного взаимодействия открытого тела и души.
Отдельные авторы выделяют ≪социальное≫ (≪культурное≫, ≪вторичное≫)
тело и ≪биологическое≫ (≪природное≫, ≪первичное≫) тело (В. А. Ананьев,
А. Ш. Тхостов, А. Лоуэн).
≪Биологическое≫ тело можно понимать как организм, систему органов
и тканей, данное нам природой.
≪Социальное≫ тело создает социум с помощью норм, законов, запретов
и правил поведения. Это наши жесты, манера двигаться, говорить, мимика.
В нем отражается опыт, полученный человеком в процессе жизни.
гического≫, зажимая и ≪втискивая≫ его в рамки приличия, созданные
культурой. Именно в ≪социальном≫ теле возникают мышечные зажимы,
которые впоследствии разрушают здоровье природного тела.
Алиментарная компетентность включает, прежде всего, ориентацию
в выборе режима, форм, содержания питания на собственные телесные
предпочтения, а не на навязанные масс-медиа модные диеты. Знание
потребностей собственного тела дает шанс адекватного, хотя, возможно,
с внешней точки зрения, и иррационального выбора питания.
Сексуальная компетентность — это совершенствование себя в об-
ласти сексуальных знаний и умений. Повышение уровня сексуальной
культуры опирается на три базовые составляющие:
1) культуру понимания (когнитивный уровень);
2) культуру межличностных отношений (эмоциональный уровень);
3) культуру взаимодействия (поведенческий уровень).
Быть сексуально здоровым значит:
• быть способным к наслаждению и контролю сексуального и
детородного поведения в соответствии с нормами социальной и
личной этики;
• быть свободным от страха, чувства стыда и вины, ложных пред-
ставлений и других психологических факторов, подавляющих
сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотно-
шения;
• не иметь органических расстройств, заболеваний и ≪недостаточ-
ностей≫, мешающих осуществлению сексуальных и детородных
функций.
Раскрытие телесного потенциала, как и всех других, способствует
формированию сексуального здоровья человека.
5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социаль-
ная компетентность определяется как способность человека оптимально
адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать
уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной
компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечес-
тву. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную
среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.
Социум — это условия для реализации вышеперечисленных потен-
циалов личности, для развития и роста личности. Неспособность к раз-
решению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить
провоцирующим фактором асоциального и антисоциального поведения.
У каждого человека должен быть выработан навык устанавливать контакт,
говорить друг с другом ≪по-человечески≫, возможность доверить кому-
либо свои проблемы, выслушать другого. В век компьютерного общения,
Универсальность положений психологии здоровья 25
общения на уровне SMS с помощью мобильных телефонов утрачивается
душевный контакт между людьми, люди сами становятся компьютерами,
ибо их контакт сводится к стандартным алгоритмам и ≪смайликам≫.
Через технические устройства принципиально не установить с человеком
контакт, который относится к категории отношений ≪душа с душой в
обнимку≫. А ведь, как известно, счастье человека в основном состоит
в углублении и расширении отношений с самим собой, с другими и с
миром в целом. А. Адлер считал генетически заданным только ≪соци-
альное чувство≫: стремление к физическому контакту, эмоциональной
привязанности, дружескому единению. Все остальные качества человек
может обрести в процессе жизни в социуме. Общение может относиться
к ≪здоровому≫, если отвечает ряду требований. ≪Здоровое≫ общение между
людьми может быть в случае, если партнеры честны, неформальны в
общении, то есть свободны от ролевых предписаний, раскрывают свой
внутренний мир, благосклонно взаимно обмениваются ресурсами (време-
нем, деньгами, чувствами, информацией). Экологичность интеракций в
общении определяется категорией взаимного личностного роста, обога-
щением себя и других новыми идеями, принципами, ценностями. ≪На-
против, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным
чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет
чувство опустошенности и усталости. Вот почему суррогатные формы
общения, достаточно широко предлагаемые на рынке развлечений, при
их чрезмерном потреблении в конечном счете приводят к личностной
деградации. Это и есть одна из социально-детерминированных форм
психологических загрязнений≫,—замечает А. А. Калмыков (1999).
К. Юнг пишет: ≪Индивидуация есть процесс дифференциации,
имеющий своей целью развитие своеобразной личности у индивидуу-
ма; так как индивидуум есть не только единичное существо, но и всем
своим существованием предполагает коллективные взаимоотношения,
то процесс индивидуации ведет не к изоляции, а к более сильной и
широкой коллективной сплоченности≫ (Юнг, 1993).
Необходимо с детства прививать ребенку навыки социальной
адаптации, учить устанавливать контакты с другими, развивать партнер-
ские отношения, строить эффективное, взаимообогащающее ≪здоровое≫
общение, формировать способность обратиться при необходимости за
помощью к другим и по возможности прийти на помощь самому.
6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) —способность
человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться
в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных
знаний.
Креативная компетентность —это, прежде всего, познание и со-
зидание (со-творение) себя через различные средства, в том числе и
через искусство, развитие в себе творческой гибкости в адаптации к
миру. В ≪поле креативности≫ интегрируются все три уровня организации
человека: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Раскрытие
креативного потенциала — это возможность неординарными средствами
реализовать себя в разуме, чувствах, эмоциях, ощущениях, поведении
либо это возможность выразить себя оригинальным разумом, чувства-
ми, эмоциями, ощущениями, поведением. Не случайно в цветке место
креативности определилось в центре.
Креативность выступает мощным фактором развития личности,
детерминирующим ее готовность изменяться, преодолевать стереотипы.
Мир меняется ежемоментно и вынуждает нас ежемоментно порождать
новые способы приспособления к нему. Закостенелость, шаблонность
воспитательных, учебных программ, рутинность выполнения школьных
задач — все это приводит к скучной стагнации ребенка, а затем уже
привычного к стандартам взрослого. Для творческой жизни необходимы
условия свободы и свободы от мнения других (≪Что станет говорить
княгиня Марья Алексевна?≫).
Чтобы избежать бесцветного существования растительной жиз-
ни, важно развивать креативную компетентность, то есть способность
нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи посредством
развитого доверия к творческой части своей личности, предоставления
ей полной свободы в этой деятельности; учиться генерировать ориги-
нальные идеи, не боясь ≪опрокидывать≫ установленные кем-то границы,
придавать завершенный вид продуктам своего мышления.
К сожалению, сегодня захват средствами массовой информации со-
циально-коммуникативных каналов приводит к насыщению их готовыми
к употреблению образами, что ведет к атрофии креативной способности
психики, к утрате способности самого человека генерировать новые идеи
и оригинальные образы. Зачем думать, что от души пожелать родному
человеку на тот или иной праздник? Достаточно войти на тот или иной
сайт, и тебе будут предложены сотни шаблонов, остается одна задача — за-
дача выбора заготовки и подпись. Но в этих действиях нет творчества.
7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная ком-
петентность — это способность развивать духовную природу человека,
выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь. Выражать — значит
делать, творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить
об этом. Разговор о духовности труден, ибо чем больше говоришь о
духовности, тем дальше отодвигается сам опыт переживания ≪духовных≫
состояний. ≪Зачем кричать о том, что у тебя в кармане мускатный орех?
Запах сам за себя скажет≫ — так справедливо говорят на Востоке. Любовь
исчезнет, если исчезнут любящие люди. ≪Можно ли научить человека
добродетели?≫ — спрашивали Сократа. ≪Нет и никогда≫,— отвечал великий
Универсальность положений психологии здоровья 27
мудрец. Она уже исходно записана на скрижалях нашей души, подчер-
кивал Иисус Христос. Следовательно, основная задача лиц помогающих
профессий — создавать условия для ее реализации в жизни. Духовность
напоминает росток, который у многих завален ≪хламом социальной пре-
мудрости≫. Чтобы он пророс, необходимо создавать особые условия, в
которых человек может пережить ≪трансцендентный опыт≫ — ощутить,
прожить эти состояния добра, любви, справедливости. Лекции по исто-
рии религии, и даже лекции на тему любви не делают людей любящими,
высокодуховными, они выполняют функцию проповеди, то есть могут
только вдохновлять на такой подвиг.
Религия — это больше интерес к ≪божественному≫, высшим цен-
ностям, а духовность —это непосредственное переживание ≪божествен-
ного≫. Опустошенность жизни наступает тогда, когда у человека нет
возможности прочувствовать собственную добродетель, когда доступ к
ней блокирован педагогическими условностями. Как же можно раскрыть
духовный потенциал? С помощью фасилитарного подхода, создания ат-
мосферы принятия каждого, метода священного безмолвия открыть доступ
к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт проживания высших
состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом.
Обучение как фасилитация — это облегчение, способствование, сти-
мулирование, активизация развития учащегося, условие свободы и ответс-
твенности, гуманизации межличностного общения.
В каждой личности сталкиваются два начала: природное (биоти-
ческое) — телесное и смертное, социальное (человеческое) — духовное
и бессмертное. Этот драматический конфликт можно представить с
помощью личностных конструктов, описанных Дж. Келли в 1955 г.
Система конструктов имеет следующие аспекты: онтологический (про-
блемы бытия) — ≪хаос — космос (порядок)≫; праксеологический (проблема
деятельности) — ≪энтропия — неэнтропия≫; аксиологический (проблема
ценностей) — ≪зло — добро≫, ≪смерть — жизнь≫; гносеологический (про-
блема познания) — ≪рассудочное — интуитивное≫; антропологический
(проблема человека) — ≪человеческое — звериное≫.
Таким образом, духовный потенциал — это стержень, это ткань,
это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок
Потенциалов — Гармония Личности.
Корни ≪цветка≫, обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни,
погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на-
циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Новая отрасль знаний — психология здоровья — проникает через
границы религиозных учений, используя опыт совершенствования мно-
гообразных аспектов человеческого бытия, накопленный поколениями
в различных традициях.
К задачам психологии здоровья следует отнести:
1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы
понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от-
раслью психологических знаний и психической деятельностью.
2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в
области внутренней и внешней коммуникации.
3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ-
ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и ≪обога-
щения≫ личности и могут состоять из трех аспектов работы:
1) самопознание;
2) самовоспитание или самосотворение;
3) самоосуществление.
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об-
ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий
психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на
частные области сохранения и развития индивидуального и обществен-
ного здоровья. Представим наиболее важные из них:
1) психическое здоровье;
2) физическое здоровье;
3) экологическое здоровье;
4) профилактическая наркология;
5) психосоматическая медицина;
6) психология питания;
7) семейное здоровье;
8) сексуальное здоровье;
9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
10) образование и просвещение;
11) труд и отдых;
12) национальное здоровье.
Можно выделить следующие направления исследований в области
психологии здоровья:
1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и
развитии здоровья.
2. Внутренняя картина здоровья.
3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии
здоровой личности.
4. Обучение здоровью.
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер-
жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой
психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также
реабилитации.
Универсальность положений психологии здоровья 29
Исходя из вышеизложенного, следует отметить фундаментальную
роль психологии здоровья в научной парадигме валеологии — современ-
ной междисциплинарной науки об индивидуальном здоровье.