УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ




ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

Психология здоровья представляет собой универсальное пространство

в широкой области современных традиций медицинской психологии и

психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для

слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических

подходов к развитию и обогащению личности, ибо, как ни прискорб-

но, но теоретические противоречия в подходах превращаются в борьбу

различных практик. Во многих отраслях науки на современном этапе

происходит поиск новых путей развития. Открываются и утвержда-

ются новые универсальные закономерности существования человека,

описывается новый порядок отношений человека с его окружением в

широком смысле слова. ≪Очевидно, что психология не может ограни-

чиваться изучением частностей, феноменов, но, как всякая настоящая

наука, должна стремиться к изучению ноуменов, всеобщих факторов и

закономерностей или, иначе говоря, должна стремиться к онтологизации

своего предмета≫ (Орлов, 1995). Психология здоровья также пытается

Универсальность положений психологии здоровья 17

уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели

изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными

проявлениями психической жизни реальность/сущность как таковую в

ее целостности. Изучение контактов с ≪сущностью≫ человека выводит

психологию здоровья на уровень исследования универсальных законо-

мерностей, ибо сущность человека исходно трансперсональна.

В свое время Павел Флоренский задавался вопросом: ≪Отчего в

христианстве, казалось бы, законченном мировоззрении — возникают

секты?≫ Он пришел к выводу, что корнем зла здесь является догматизм.

По сути дела сектант — это человек, уверовавший в одну, от силы в две

догмы, не способный из-за узости своего мышления понять универсаль-

ные принципы и законы. Ярким примером может служить христиан-

ский догмат Святой Троицы. Отцы церкви утверждали Святую Троицу

как единую и неслиянную, исповедуя ≪Единицу в Троице и Троицу в

Единице, разделяемую нераздельно и совокупляемую разделительно≫.

Ограниченному рассудку трудно осознать в единстве два взаимоисклю-

чающих тезиса, а все подобные попытки, по словам Флоренского, ≪не-

избежно вели к рационализированию догмата, к ≪сечению Несекомого≫,

к так называемому тритеизму, или трехбожной ереси≫. Представить и

понять антиномическую картину возможно, только изменив привычное

восприятие и описание мира, то есть существенно изменив состояние

сознания. Именно этого требует современная психотерапия. Многие

специалисты отмечают выраженную тенденцию к интеграции различных

подходов, что само по себе свидетельствует о том, что такая необхо-

димость назрела, хотя немало еще ≪сектантов≫, твердо уверовавших в

≪непогрешимость≫ своего направления, единственно верного и самодоста-

точного. Однако реальность такова, что единого теоретического, также

как и практического, поля для синтеза иногда прямо противоположных

школ пока предложено не было. Описать систему только средствами

самой системы невозможно. Чтобы произвести интегративные изме-

нения в системе, необходим выход за ее пределы. Выход за пределы

подразумевает построение новой метасистемы, такой, которая включала

бы любую данную в качестве составного звена. Безусловным является и

то, что описание метасистемы предполагает использование метаязыка.

Таким образом, общая система взглядов может быть построена лишь в

том случае, если разномыслящим специалистам удастся подняться на

универсальный уровень представлений.

Психология здоровья, опираясь на философские положения теории

сложных самоорганизующихся систем — синергетику (synergia (греч.)

содействие, соучастие) (Хакен, 1980; Пригожин, 1986), современные и

древние знания, представляет собой отражение нового

нового мировидения в

пространстве, в частности, медицинской психологии.

Традиционно каждое направление в психотерапии исходило из той

или иной теории личности. Опираясь на понимание нормы и патологии,

представители каждого из трех основных направлений (психоанализ, би-

хевиортерапия, гуманистическая психотерапия) разрабатывали технологии

приведения человека к стандарту, диктуемому той или иной теорией.

Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию

человека как многообразно активного динамического целого, однако,

принимая все существующие теории личности, выходит за границы

любой из них в поисках универсальности.

Как известно, исходно словосочетание ≪личностный рост≫ было

введено К. Роджерсом в совершенно определенном контексте, а именно

как биологическая метафора применительно к личностному развитию.

Основная идея Роджерса, которая с самого начала носила и носит весьма

спорный характер, состоит в том, что развитие личности происходит

по пути разворачивания, прорастания того, что уже в нее заложено.

Ничего принципиально нового извне личность в процессе своей жизни

не приобретает. Все позитивное, что есть в личности, уже заложено в

ней, надо только заботливо дать этому прорасти. В этом и заключается

смысл идеи личностного роста.

Возможно, К. Роджерс использовал идеи К. Юнга. По Юнгу, каж-

дый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или самораз-

витию. Индивидуация — это процесс ≪становления собой≫, напрямую

связанный с понятием личностного роста. Юнг считал, что личностный

рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной

осведомленности.

Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический

подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного

развития всех составляющих человека для достижения полного благополу-

чия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями

К. Роджерса, идти через раскрытие ≪Потенциала Человека≫.

Комплексная учебная программа развития человека ≪Цветок потен-

циалов≫ включает в себя основные задачи психологии здоровья. Данная

концепция интегрирует в себе как ≪феноменологический≫, так и ≪ноуме-

нологический≫ подходы. Феноменология комплекса потенциалов — это

измеряемость феноменов на чувственном уровне восприятия. ≪Ноуме-

нологический≫ аспект связывается с раскрытием ноуменов: креативности

и духовности, которые невозможно измерить с помощью доступных

науке инструментов, а только с помощью интуиции или субъективно-

спекулятивно.

Данная концепция интегрирует в себе также ≪метафизический≫ и

≪феноменологический≫ пути развития человека. Первый стремится к

познанию бытия человека с его принципами, началами, причинными

Универсальность положений психологии здоровья 19

механизмами и т. д.; этот подход отвечает на вопрос ≪почему≫, второй

ограничивается только описательными задачами, но отвечает на вопрос

≪как≫. Подобную интеграцию можно встретить в трудах Тейяра де Шар-

дена. В нашем случае есть конкретная задача — создать через концепцию

≪Цветок потенциалов≫ антропологический идеал и разработать технологии

его достижения. Для этого необходима концептуально обоснованная ва-

леософия (психософия), а также валеометрия (психометрия). В последнем

случае необходим инструмент измерения как отдельных компетенций

холистического здоровья, так и интегративных его показателей. Кроме

этого, необходимы средства измерения, то есть умение пользоваться

определенным инструментом.

Данный конструкт относится к смешанным теоретическим моде-

лям, скорее к теории множественного интеллекта Г. Гарднера (Gardner,

1993) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие

черты, в общем виде — личностные и мотивационные, тесно связанны-

ми с адаптацией к реальной жизни и компенсацией дефицитарности в

удовлетворении потребностей.

Учебная программа ≪Цветок потенциалов≫ есть органично-целостная

система теоретико-практических представлений, связанных между собой

общим смыслом, идейными целями и технологиями.

Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном

смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие

≪холистического здоровья≫, раскрытие же отдельных компетенций (потенциа-

лов личности) будет свидетельствовать о наличии ≪фрагментарного здоровья≫

(гипертрофированное развитие одних и гипотрофированное существование

других). В основе холистического здоровья лежат процессы социального науче-

ния, основанные на самооценке (самоотношении) и саморегуляции. Таким

образом, данный конструкт в меньшей степени зависит от темперамента,

однако существенно зависит от образа Я-субъекта, который формируется

в ходе социального научения на разных этапах онтогенеза (Bandura, 1999).

Опираясь на концепцию К. Роджерса, надо все же заметить, что соци-

альное научение должно способствовать раскрытию потенциала личности,

но не противоречить ему. Роджерс считал, что ничего хорошего, нового в

процессе социализации личность приобрести не может; она может либо

получить поддержку того, что уже заложено, либо внешние влияния ока-

жутся вредоносными, исказив и извратив мудрость организма.

Программа символически представлена в виде цветка, семь лепест-

ков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отража-

ющих различные аспекты душевного, телесного и социального здоро-

вья человека. (Впервые подобная схема была предложена С. Шапиро

с соавт. в 1994 г., пропагандирующими принципы здорового образа

жизни, нами же программа была кардинально изменена и наполнена

новым смыслом.) Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на

все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек

стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практи-

ческой работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов

(компетенций личности).

Компетентность мы понимаем как совокупность способностей,

знаний, умений и навыков, в определенной степени соответствующую

понятию ≪интеллект≫.

Компетентность (лат. competentia) — надлежащий, способный.

Компетентный (competens, competensis) — знающий, сведущий в

определенной области.

Круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями и

опытом.

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способ-

ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение

приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.

Данная компетенция в большей степени связана с когнитивным

уровнем организации личности, она содержит в себе основные уста-

новки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли индивида. Здесь

сосредоточены формулировки модальных операторов: а) ≪операторов

долженствования≫: ≪должен≫, ≪обязан≫, ≪следует≫; б) ≪операторов воз-

можности≫: ≪могу— не могу≫, ≪не имею способностей, возможностей≫.

Все это убеждения, с которыми живет человек, относятся к системе

так называемых ≪истинных верований≫, и человек делает все для их

реализации.

Развитие данной компетенции относится больше к умению пользо-

ваться великим инструментом, данным человеку Богом, — интеллектом.

Развитие только интеллектуальных способностей человека (в частности

дискурсивного мышления, в ущерб интуитивному) деформирует его целость

и приводит к формирования дискретного типа личности (см. типологию

личности). Не случайно на Востоке говорят, что у западного человека

интеллект запугал интуицию. Эго, по утверждению К. Юнга, — это только

центр сознания, но не всего человека. Как говорят на Востоке: ≪Гордить-

ся даже высоким интеллектом — это все равно что гордиться узнику в

тюрьме размерами собственной камеры≫. Жизнь всегда ≪умнее≫ любого

интеллекта, человеческого или искусственного. Основная задача человека

и состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учиться

приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования

и совершенствования других.

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность че-

ловека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая

адекватные средства.

Универсальность положений психологии здоровья 21

Как известно, воля — это способность человека действовать в на-

правлении поставленной цели, преодолевая те или иные (внутренние

или внешние) препятствия. В большей степени воля ≪обслуживает≫

поведенческий уровень организации личности, осуществляет ≪энергети-

чески-волевое обеспечение≫ поведенческих актов. Отвечает на вопрос,

что следует прекратить делать, а что стоит начать делать; как построить

самореализующее поведение, как скорректировать саморазрушающие

действия. При наличии информации энергия целенаправленна, при ее

отсутствии энергия воли может приводить к деструкции личности через

нарастание ≪душевной энтропии≫.

Развитие и повышение ≪волевой компетентности≫ включает форми-

рование навыков принятия решений, умения сказать ≪нет≫, постоять за

себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой

выбор. Если разум формулирует цель, то воля инициирует действия к

данной цели. Волевой акт — это глубинный процесс борьбы разнона-

правленных мотивационных тенденций в точках бифуркации (точках

разветвления) на жизненном пути. Также важно вырабатывать навыки

постановки тактических и стратегических целей, выбора путей и воз-

можностей их достижения, соединения целей жизни со смыслом своего

существования. Важную роль в жизни играет умение адекватно оценивать

проблемные ситуации и разрешать их, не позволять обстоятельствам

управлять собой, а учиться управлять собой в любых обстоятельствах.

Воля — это источник человеческой активности, она приложима к рас-

крытию любого потенциала. Направив волю на осознание и использо-

вание имеющихся личностных ресурсов, можно сформировать здоровый

жизненный стиль и высокоэффективное поведение самореализации.

В нашей стране особенно много внимания уделяется ≪светлым≫

целям, и крайне мало — способам их достижения. До сего времени

действует принцип: ≪Цель оправдывает средства≫, что, как известно, ведет

к тяжелым последствиям для населения. Благими намерениями вымо-

щен путь в ад, если не учитывать средства их реализации. Результаты

современных отечественных обследований школьников иллюстрируют

сказанное. Так, радостным для страны в целом явилось то, что до 78%

школьников выработали базовую мотивацию ≪достижения успеха≫; это

сильный потенциал для строительства прогрессивного, развивающегося

общества. Желание школьников достичь большего —исключительно

важная составляющая зрелой личности, однако на вопрос: ≪Какими

средствами вы будете осуществлять свои планы?≫ 65% ответили: ≪Любыми

доступными≫. При уточнении выяснилось, что ценность человеческой

личности для школьников возрастает с возрастанием количества денег

и для них не имеет значения, откуда они у него появились. Это пока-

затель серьезного нравственного падения.

Следует обратить особое внимание на то, что отсутствие цели и,

как ни парадоксально, достижение ее могут выступать в качестве фак-

торов риска в развитии депрессивных состояний. Не случайно об этом

говорил О. Уайлд: ≪В жизни есть две трагедии: это поставить цель и не

осуществить ее, и поставить цель и осуществить ее≫.

3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональ-

ная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать

свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других.

Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организа-

ции личности.

Повышение уровня ≪эмоционального≫ интеллекта — это, прежде

всего, развитие умения ≪культивировать≫ собственные чувства, что оз-

начает не сдерживание эмоциональных проявлений, а цивилизованное

их выражение.

В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способ-

ности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются

в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей

(Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997;

Люсин, 2004).

Обучение способам реализации чувств — важная воспитательная

задача, способствующая формированию в целом постоянного эмоцио-

нального фона — настроения человека. Какие эмоции доминируют у

человека, какова их природа? Гнев, вина, тревога, беспокойство, пе-

чаль — все это относится к нормальным человеческим переживаниям и в

общем не связано с понятиями положительных и отрицательных эмоций;

знак данной активности психики и организма появляется тогда, когда

человек реализует их вовне или внутри, разрушая других или себя.

Эмоциональные проявления — это прежде всего спонтанные импуль-

сивные реакции, за которые несет ответственность человеческая природа,

однако за способы выражения этих чувств отвечает сам человек. К разви-

тию эмоционального интеллекта относятся, с одной стороны, способности

осознавать и распознавать эмоции, с другой стороны, способности регу-

лировать их и управлять ими. Способность элиминировать чувства вины,

страха, неуверенности в себе— особое качество зрелой личности. Кроме

этого, эмоциональный интеллект можно использовать в качестве предик-

тора учебных достижений. Утверждается, что высокий эмоциональный

интеллект приводит к повышению продуктивности учебной деятельности

и к высокой успеваемости (Aronson, 2000). Метаанализ имеющихся резуль-

татов показал, что реализация программ по повышению этого показателя

дает весьма положительный эффект, оказывает благотворное действие на

психическое здоровье, снижает употребления алкоголя и курения, а также

уровень антисоциального поведения (Greenberg et al., 2003).

Универсальность положений психологии здоровья 23

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность раз-

вивать физическую составляющую здоровья, ≪осознавать≫ собственную

телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алимен-

тарная и сексуальная компетентность.

Данный потенциал характеризует личность человека на более ≪гру-

бом≫ поведенческом уровне, и в то же время на более ≪тонком≫ уровне

интероцептивных ощущений. Телесный интеллект — это, прежде всего,

тонкая рефлексия, дифференциация в собственном теле различных мо-

дальностей (визуальных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых

ощущений) и использование этой способности в повышении уровня

культуры питания, уровня удовольствия в сексуальных отношениях,

занятиях спортом и т. п.

Телесную компетентность мы рассматриваем как способность осо-

знавать, дифференцировать, понимать собственные ощущения, телесные

потребности, умение саморегулировать телесные процессы. Здоровая

телесность — это спонтанное, естественное телесное поведение, устойчи-

вость тела, уравновешенность, целостность восприятия тела, способность

к получению сексуального удовольствия, принятие собственного тела.

Для человека с низким уровнем телесной компетентности характерны

скованность, алекситимия (неспособность выделять, дифференцировать

и выражать телесные ощущения на вербальном уровне), наличие пси-

хосоматических заболеваний, неадекватное (фрагментарное) восприятие

собственного тела, неспособность (нечувствительность) к получению

удовольствия, проблемы саморегуляции телесных процессов (трудности

в адаптации) и др.

Поэтому можно выделить следующие цели по повышению телесной

компетентности: познание своего тела, изучение языка тела — ≪систе-

мы раннего оповещения≫, собственной ≪телесной топографии≫ эмоцио-

нальных проявлений; развитие умения устранять и контролировать

мышечные зажимы, быть устойчивым, гибким, спонтанным; освоение

методов психосоматической саморегуляции как конструктивной формы

снятия последствий стресса; получение удовольствия от взаимодействия

с телом через спорт, танцы, секс как способ познания себя в условиях

интимного взаимодействия открытого тела и души.

Отдельные авторы выделяют ≪социальное≫ (≪культурное≫, ≪вторичное≫)

тело и ≪биологическое≫ (≪природное≫, ≪первичное≫) тело (В. А. Ананьев,

А. Ш. Тхостов, А. Лоуэн).

≪Биологическое≫ тело можно понимать как организм, систему органов

и тканей, данное нам природой.

≪Социальное≫ тело создает социум с помощью норм, законов, запретов

и правил поведения. Это наши жесты, манера двигаться, говорить, мимика.

В нем отражается опыт, полученный человеком в процессе жизни.

гического≫, зажимая и ≪втискивая≫ его в рамки приличия, созданные

культурой. Именно в ≪социальном≫ теле возникают мышечные зажимы,

которые впоследствии разрушают здоровье природного тела.

Алиментарная компетентность включает, прежде всего, ориентацию

в выборе режима, форм, содержания питания на собственные телесные

предпочтения, а не на навязанные масс-медиа модные диеты. Знание

потребностей собственного тела дает шанс адекватного, хотя, возможно,

с внешней точки зрения, и иррационального выбора питания.

Сексуальная компетентность — это совершенствование себя в об-

ласти сексуальных знаний и умений. Повышение уровня сексуальной

культуры опирается на три базовые составляющие:

1) культуру понимания (когнитивный уровень);

2) культуру межличностных отношений (эмоциональный уровень);

3) культуру взаимодействия (поведенческий уровень).

Быть сексуально здоровым значит:

• быть способным к наслаждению и контролю сексуального и

детородного поведения в соответствии с нормами социальной и

личной этики;

• быть свободным от страха, чувства стыда и вины, ложных пред-

ставлений и других психологических факторов, подавляющих

сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотно-

шения;

• не иметь органических расстройств, заболеваний и ≪недостаточ-

ностей≫, мешающих осуществлению сексуальных и детородных

функций.

Раскрытие телесного потенциала, как и всех других, способствует

формированию сексуального здоровья человека.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социаль-

ная компетентность определяется как способность человека оптимально

адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать

уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной

компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечес-

тву. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную

среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.

Социум — это условия для реализации вышеперечисленных потен-

циалов личности, для развития и роста личности. Неспособность к раз-

решению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить

провоцирующим фактором асоциального и антисоциального поведения.

У каждого человека должен быть выработан навык устанавливать контакт,

говорить друг с другом ≪по-человечески≫, возможность доверить кому-

либо свои проблемы, выслушать другого. В век компьютерного общения,

Универсальность положений психологии здоровья 25

общения на уровне SMS с помощью мобильных телефонов утрачивается

душевный контакт между людьми, люди сами становятся компьютерами,

ибо их контакт сводится к стандартным алгоритмам и ≪смайликам≫.

Через технические устройства принципиально не установить с человеком

контакт, который относится к категории отношений ≪душа с душой в

обнимку≫. А ведь, как известно, счастье человека в основном состоит

в углублении и расширении отношений с самим собой, с другими и с

миром в целом. А. Адлер считал генетически заданным только ≪соци-

альное чувство≫: стремление к физическому контакту, эмоциональной

привязанности, дружескому единению. Все остальные качества человек

может обрести в процессе жизни в социуме. Общение может относиться

к ≪здоровому≫, если отвечает ряду требований. ≪Здоровое≫ общение между

людьми может быть в случае, если партнеры честны, неформальны в

общении, то есть свободны от ролевых предписаний, раскрывают свой

внутренний мир, благосклонно взаимно обмениваются ресурсами (време-

нем, деньгами, чувствами, информацией). Экологичность интеракций в

общении определяется категорией взаимного личностного роста, обога-

щением себя и других новыми идеями, принципами, ценностями. ≪На-

против, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным

чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет

чувство опустошенности и усталости. Вот почему суррогатные формы

общения, достаточно широко предлагаемые на рынке развлечений, при

их чрезмерном потреблении в конечном счете приводят к личностной

деградации. Это и есть одна из социально-детерминированных форм

психологических загрязнений≫,—замечает А. А. Калмыков (1999).

К. Юнг пишет: ≪Индивидуация есть процесс дифференциации,

имеющий своей целью развитие своеобразной личности у индивидуу-

ма; так как индивидуум есть не только единичное существо, но и всем

своим существованием предполагает коллективные взаимоотношения,

то процесс индивидуации ведет не к изоляции, а к более сильной и

широкой коллективной сплоченности≫ (Юнг, 1993).

Необходимо с детства прививать ребенку навыки социальной

адаптации, учить устанавливать контакты с другими, развивать партнер-

ские отношения, строить эффективное, взаимообогащающее ≪здоровое≫

общение, формировать способность обратиться при необходимости за

помощью к другим и по возможности прийти на помощь самому.

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) —способность

человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться

в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных

знаний.

Креативная компетентность —это, прежде всего, познание и со-

зидание (со-творение) себя через различные средства, в том числе и

через искусство, развитие в себе творческой гибкости в адаптации к

миру. В ≪поле креативности≫ интегрируются все три уровня организации

человека: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Раскрытие

креативного потенциала — это возможность неординарными средствами

реализовать себя в разуме, чувствах, эмоциях, ощущениях, поведении

либо это возможность выразить себя оригинальным разумом, чувства-

ми, эмоциями, ощущениями, поведением. Не случайно в цветке место

креативности определилось в центре.

Креативность выступает мощным фактором развития личности,

детерминирующим ее готовность изменяться, преодолевать стереотипы.

Мир меняется ежемоментно и вынуждает нас ежемоментно порождать

новые способы приспособления к нему. Закостенелость, шаблонность

воспитательных, учебных программ, рутинность выполнения школьных

задач — все это приводит к скучной стагнации ребенка, а затем уже

привычного к стандартам взрослого. Для творческой жизни необходимы

условия свободы и свободы от мнения других (≪Что станет говорить

княгиня Марья Алексевна?≫).

Чтобы избежать бесцветного существования растительной жиз-

ни, важно развивать креативную компетентность, то есть способность

нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи посредством

развитого доверия к творческой части своей личности, предоставления

ей полной свободы в этой деятельности; учиться генерировать ориги-

нальные идеи, не боясь ≪опрокидывать≫ установленные кем-то границы,

придавать завершенный вид продуктам своего мышления.

К сожалению, сегодня захват средствами массовой информации со-

циально-коммуникативных каналов приводит к насыщению их готовыми

к употреблению образами, что ведет к атрофии креативной способности

психики, к утрате способности самого человека генерировать новые идеи

и оригинальные образы. Зачем думать, что от души пожелать родному

человеку на тот или иной праздник? Достаточно войти на тот или иной

сайт, и тебе будут предложены сотни шаблонов, остается одна задача — за-

дача выбора заготовки и подпись. Но в этих действиях нет творчества.

7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная ком-

петентность — это способность развивать духовную природу человека,

выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь. Выражать — значит

делать, творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить

об этом. Разговор о духовности труден, ибо чем больше говоришь о

духовности, тем дальше отодвигается сам опыт переживания ≪духовных≫

состояний. ≪Зачем кричать о том, что у тебя в кармане мускатный орех?

Запах сам за себя скажет≫ — так справедливо говорят на Востоке. Любовь

исчезнет, если исчезнут любящие люди. ≪Можно ли научить человека

добродетели?≫ — спрашивали Сократа. ≪Нет и никогда≫,— отвечал великий

Универсальность положений психологии здоровья 27

мудрец. Она уже исходно записана на скрижалях нашей души, подчер-

кивал Иисус Христос. Следовательно, основная задача лиц помогающих

профессий — создавать условия для ее реализации в жизни. Духовность

напоминает росток, который у многих завален ≪хламом социальной пре-

мудрости≫. Чтобы он пророс, необходимо создавать особые условия, в

которых человек может пережить ≪трансцендентный опыт≫ — ощутить,

прожить эти состояния добра, любви, справедливости. Лекции по исто-

рии религии, и даже лекции на тему любви не делают людей любящими,

высокодуховными, они выполняют функцию проповеди, то есть могут

только вдохновлять на такой подвиг.

Религия — это больше интерес к ≪божественному≫, высшим цен-

ностям, а духовность —это непосредственное переживание ≪божествен-

ного≫. Опустошенность жизни наступает тогда, когда у человека нет

возможности прочувствовать собственную добродетель, когда доступ к

ней блокирован педагогическими условностями. Как же можно раскрыть

духовный потенциал? С помощью фасилитарного подхода, создания ат-

мосферы принятия каждого, метода священного безмолвия открыть доступ

к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт проживания высших

состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом.

Обучение как фасилитация — это облегчение, способствование, сти-

мулирование, активизация развития учащегося, условие свободы и ответс-

твенности, гуманизации межличностного общения.

В каждой личности сталкиваются два начала: природное (биоти-

ческое) — телесное и смертное, социальное (человеческое) — духовное

и бессмертное. Этот драматический конфликт можно представить с

помощью личностных конструктов, описанных Дж. Келли в 1955 г.

Система конструктов имеет следующие аспекты: онтологический (про-

блемы бытия) — ≪хаос — космос (порядок)≫; праксеологический (проблема

деятельности) — ≪энтропия — неэнтропия≫; аксиологический (проблема

ценностей) — ≪зло — добро≫, ≪смерть — жизнь≫; гносеологический (про-

блема познания) — ≪рассудочное — интуитивное≫; антропологический

(проблема человека) — ≪человеческое — звериное≫.

Таким образом, духовный потенциал — это стержень, это ткань,

это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок

Потенциалов — Гармония Личности.

Корни ≪цветка≫, обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни,

погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на-

циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.

Новая отрасль знаний — психология здоровья — проникает через

границы религиозных учений, используя опыт совершенствования мно-

гообразных аспектов человеческого бытия, накопленный поколениями

в различных традициях.

К задачам психологии здоровья следует отнести:

1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы

понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от-

раслью психологических знаний и психической деятельностью.

2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в

области внутренней и внешней коммуникации.

3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ-

ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и ≪обога-

щения≫ личности и могут состоять из трех аспектов работы:

1) самопознание;

2) самовоспитание или самосотворение;

3) самоосуществление.

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об-

ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий

психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на

частные области сохранения и развития индивидуального и обществен-

ного здоровья. Представим наиболее важные из них:

1) психическое здоровье;

2) физическое здоровье;

3) экологическое здоровье;

4) профилактическая наркология;

5) психосоматическая медицина;

6) психология питания;

7) семейное здоровье;

8) сексуальное здоровье;

9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;

10) образование и просвещение;

11) труд и отдых;

12) национальное здоровье.

Можно выделить следующие направления исследований в области

психологии здоровья:

1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и

развитии здоровья.

2. Внутренняя картина здоровья.

3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии

здоровой личности.

4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер-

жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой

психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также

реабилитации.

Универсальность положений психологии здоровья 29

Исходя из вышеизложенного, следует отметить фундаментальную

роль психологии здоровья в научной парадигме валеологии — современ-

ной междисциплинарной науки об индивидуальном здоровье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: