Ананьев В. А.
Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
То обстоятельство, что мы более десяти лет живем в ситуации неопределенности (в эпоху перемен), существенно повышает нервно-психическое напряжение населения страны, да и человечества в целом, что, в свою очередь, становится благодатной почвой для развития так называемых пограничных расстройств (этот термин объединяет патологические реакции на стресс, неврозы, патологические личностные расстройства, психопатии — все расстройства, лежащие на границе между нормой и психозами), психосоматических заболеваний, или болезней
века≫, а также в значительной мере провоцирует формирование алко-
гольной и наркотической зависимостей.
Современный подход в психологии — это интегративньш подход,
где синтезируются патогенетический подход, к которому относится
клиническая психология, и саногенетический, к которому относится
новая отрасль знаний в рамках медицинской психологии — психология
здоровья. Патогенетический подход подразумевает изучение отклонений
в развитии личности; как говорил А. Адлер: ≪Чтобы быть полноценным
человеком, надо обладать комплексом неполноценности≫, чтобы достичь
высокого уровня духовного развития, необходимо осознать свой ≪пер-
вородный грех≫. Саногенетический подход подразумевает раскрытие в
себе заложенного природой потенциала личности.
Все большее внимание специалисты обращают на базовые структуры,
формирующиеся в детском возрасте на основе генетических предпосылок,
выступающих в качестве основы формирования многоуровневых функ-
циональных патологических психосоматических систем, так называемых
структурных аттракторов болезни (Ананьев, 1998). Профилактика данных
аттракторов связана с выявлением и коррекцией отдельных компонентов
общего девиантного синдрома адаптации.
Общий девиантный синдром адаптации (ОДСА) — это базовые на-
рушения донозологического уровня на когнитивном, эмоциональном либо
поведенческом уровне. Эти нарушения не специфичны, полиморфны по
Введение 5
проявлениям, они не относятся к патологическим и представляют собой
донозологический уровень реагирования. Проявления данного синдрома
выступают факторами, затрудняющими адаптацию. Общий девиантный
синдром адаптации представляет собой условие выявления структурных
аттракторов болезни — САБ. Актуализация указанного синдрома ведет к
формированию различных нозологических единиц, таких как неврозы,
суициды, психосоматические и наркологические заболевания. Диагнос-
тика общего девиантного синдрома адаптации свидетельствует о наличии
у человека ≪фрагментарного здоровья≫ в отличие от ≪холистического
здоровья≫. Таким образом, своевременное выявление признаков ОДСА,
его профилактика и коррекция являются важными задачами неспеци-
фической профилактики.
Глава 1
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ОТРАСЛИ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
МЕДИЦИНЫ
Профилактическая медицина динамично развивается во всем со-
временном мире. Путь ее становления условно можно разделить на три
этапа, на каждом из которых формулировалась своя концептуальная
стратегия.
Пафос первого этапа сводился к запугиванию, устрашению населе-
ния теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого,
кто злоупотребляет, например, алкоголем, или курением, или жирной
пищей. Самой яркой иллюстрацией указанного направления является
лозунг: ≪Один грамм никотина убивает лошадь≫. Эта группа концепций
отличалась, как известно, малой эффективностью. Более того, такой
подход в пропаганде здоровья сам формировал феномен ятрогении,
внушая страх заболевания хроническим недугом. ≪Ятрогения, — пишет
В. П. Казначеев, — это тяжелейшее наследие научного сциентизма≫.
Жить под угрозой быть убитым вирусом, или ядом, или еще чем-то в
этом роде — ужасный прессинг, мешающий получать удовольствие от
самой жизни. В этом негативная сторона подобного просветительства,
которое таким образом формирует у человека представление, что жизнь
есть длительный процесс самоубийства. Этот этап был ориентирован
на патогенную основу факторов риска (наркотик, никотин, алкоголь,
холестерин и др.).
Квинтэссенцией второго этапа было обращение к разуму человека.
Здоровое тело есть продукт здорового разума. Если ты, человек, до-
статочно разумен, то тебе стоит позаботиться о своем здоровье, ≪ибо
здоровье — это не все, но все без здоровья — это ничто≫, как говорил
Сократ. В этот период населению активно предоставляли объективную
статистику, разъясняли патогенные механизмы воздействия, предла-
гали различные модели здорового образа жизни. У каждого народа в
этнической памяти сохранились те принципы здорового образа жизни,
которые в известной степени гарантируют естественное существование,
ПСИХОЛОГИЯ здоровья: определение, цели и задачи 7
то есть естественное старение и естественную смерть. Стало быть, если
следовать этим принципам, можно существенно продлить жизнь и зна-
чительно улучшить ее качество. Таким образом, эта группа концепций
ориентировалась на личность.
Наконец, современный, третий этап развития профилактических
концепций ориентирован на исходные причины и потому может быть
назван каузальным. Нацелен такой подход на устранение причин, а не
на борьбу со следствием. Опыт и научные исследования показывают,
что первопричина, дающая толчок к развитию различных заболеваний
и девиантных форм поведения, обнаруживается чаще всего в психике
человека. Базовый прогностический знак развития той или иной нозо-
логии лежит также в области психологии. Сегодня мы рассматриваем
его в качестве общего девиантного синдрома адаптации.
Таким образом, психическая культура — основа всех аспектов здоро-
вья человека и, без сомнения, главный фактор, определяющий качество
нашей жизни.
Ранняя профилактика как первичное условие решения проблем
здоровья — это современный интегративный подход, объединяющий
≪достаточное и необходимое≫, наработанное на каждом этапе становления
превентологии (Беличева, 2003, 2004). Сегодня открывается возможность
объединить все три группы концепций в новой отрасли знаний — пси-
хологии здоровья.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие
совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост
собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим
(≪Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!≫). Поскольку человеческая
жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств,
качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека,
но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивидуума
в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения
о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье не эго-
истическая цель, а долг перед окружающими.
Человек еще не до конца осознал, что достижения в области мате-
риальной культуры не способны дать ощущения полного счастья (≪бо-
гатство становится бременем, когда оно накоплено≫). Эти достижения
являются лишь фоном, на котором строится счастье за счет познания
себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, про-
никновения в тайны природы и в ≪вечные≫ тайны бытия.
≪За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;
лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не
ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения,
но не счастье; религию, но не спасение≫ (П. Брэгг).
Известно, что всесторонняя полнота человеческой жизни как непре-
ходящей ценности обусловливается здоровьем, что наслаждение жизнью
предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является
абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий
для существования любой другой ценности. Наше здоровье зависит от
множества причин, в основе которых так или иначе лежат социально-
психологические закономерности. По модели обусловленности здоровья
(Лисицын, Петленко, 1992) основными и определяющими факторами
являются: образ жизни — 50-55%, внешняя среда — 20-25%, генетическая
предрасположенность— 15-20%, здравоохранение— 8-10%.
Однако если человек научится осознавать и контролировать свое
поведение, эмоции, мысли, то он может научиться и сохранять опти-
мальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения,
избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом,
через познание и улучшение психологической составляющей здоровья
мы имеем возможность не только предупреждать возникновение болез-
ней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе
с его здоровьем.
В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется но-
вое научное направление — ≪Психология здоровья≫. Эта отрасль знаний
представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является
наукой об индивидуальном здоровье человека и состоит из двух основных
частей: валеософии (≪валео≫ — здоровье, ≪софия≫ — мудрость) — теории
здоровья и валеометрии — науки об измерении здоровья (Петленко,
1996). Психология здоровья выступает в качестве опоры, фундамента
валеологии, придерживаясь основного своего принципа:
ЧП + ЧС = ЧО
≪Человек, познай, сотвори и осуществи себя≫
Западная модель, объединившись с восточной, дают нам интегратив-
ную российскую модель динамики самореализации человека. Символич-
ным образом в формуле получилась сумма, по-русски означающая ≪ЧО≫,
то есть ≪ЧТО?≫. Вот что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то
и осуществишь. Составляющие формулы суть вектор развития человека,
сумма — конечная цель — ≪обожение человека≫ (реализовать себя в Духе
или ≪окончательно раствориться в энергиях Господа≫). ≪Человек есть
нечто, что нужно преодолеть≫, —отмечал Ф. Ницше. Возможно, это
обозначение конечного звена в цепи трансформаций. Человек преодолел
Психология здоровья: определение, цели и задачи 9
в себе зверя и стал человеком, и теперь ему следует преодолеть в себе
человека и стать бессмертным, то есть Богом.
Данное научное направление пока только становится на ноги,
поэтому специалистам еще предстоит установить дефиниции, предмет,
цели, задачи, классифицировать методы и т. д. Но уже ясно, что ≪психо-
логия здоровья≫ — понятие значительно более масштабное, чем, скажем,
≪психогигиена≫ или ≪психопрофилактика≫, задача которых — предупреж-
дать возникновение психических расстройств. Безусловно, психология
здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития
различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических,
однако этим не ограничивается, поскольку включает в себя меропри-
ятия по фасилитации, созданию личностных условий индивидуального
развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требо-
ваниям жизненной среды; обеспечивает психологическую адаптацию
личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые
нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей;
способствует самореализации человека, повышению качества его жизни
и в том числе оказывает психологическую помощь при завершении
жизненного пути и уходе из жизни.
Общими для психогигиены и психологии здоровья являются: меж-
дисциплинарный характер, то есть для участия в подобных мероприятиях
должны быть призваны как психологи, врачи, так и педагоги, социаль-
ные работники, социологи и др.; неспецифичность целей; динамичность
методов, их связь с задачами современности (в отличие от стабильности
методов профилактики инфекционных заболеваний) (Мягер, 1985). И все
же ≪психология здоровья≫ имеет более широкое поле теоретических и
практических задач и включает в себя не только предупреждение раз-
вития психической и соматической патологий, но и общее совершенс-
твование человека.
Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья,
о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Таким образом, в отличие от медицинской парадигмы: движение
от патологии к здоровью, валеологическая формирует другой курс: от
здоровья к здоровью, скорее от ≪нормы здоровья≫ к ≪норме болезни≫.
(≪Нормальные болезни≫ —это естественные возрастные болезни, напри-
мер климакс, болезни старости (Дильман, 1987).) Медицина опирается на
тактические задачи; это ретроспективная наука, которая ищет причины
уже существующей болезни. Валеология, наоборот, —проспективная
наука, опирающаяся на стратегические задачи: сохранение, укрепление
и развитие здоровья (Казначеев, 1996).
Знакомство с литературой по данной тематике создает впечатле-
ние, что первые попытки определения психологии здоровья отражают
больше медицинскую модель. Так, при самом общем подходе, говоря о
психологии здоровья, имеют в виду совокупность всех базовых знаний
по психологии, которые могут найти применение для понимания здо-
ровья и болезни (Ходырева, 1991). Те же авторы психологию здоровья
представляют как междисциплинарную область психологических знаний
о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и усло-
виях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути
человека (Водопьянова, Ходырева, 1991).
И все же главной целью психологии здоровья, как нам пред-
ставляется, должно стать всестороннее совершенствование человека.
Совершенствоваться значит — вершить себя, то есть поднимать себя
все выше и выше. Это значит — находиться рядом с вершиной (акме),
однако не значит взобраться на нее. Совершенствование представляет
собой непрекращающийся процесс, который принципиально не имеет
окончательной завершенности. Используемый в психологии здоровья
подход носит телеологический характер, иначе говоря, целью (телео)
выступает сам процесс развития. Отсюда совершенство — в принципе
недостижимая цель. В традициях это определено как ≪обожение чело-
века≫ —способность раствориться в энергиях Бога, самой Природы.
≪Развитие —это постоянное, более или менее непрерывное, движение
вперед или вверх. Чем больше индивидуум получает, тем большего ему
хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может
быть удовлетворено≫ (Маслоу, 1962). Следовательно, психология здоровья
призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло,
вектор движения, пространство бесконечного процесса становления че-
ловека, формировать ≪реальный идеал≫ человека и способствовать его
достижению.
В учебном пособии О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова ≪Психо-
логия человека≫ (2001) дан системный анализ здоровья как сложного,
многомерного социокультурного феномена, отражающего наиболее зна-
чимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты
бытия человека. ≪В предлагаемом учебном пособии, пишут авторы, мы
стремились обобщить и проанализировать все доступное многообразие
социокультурного, социально-психологического и индивидуально-лич-
ностного опыта, связанного с проблематикой здоровья и болезни, чтобы
более искушенно подойти к основной теоретической задаче психологии
здоровья — построению гипотетической модели здоровой личности≫.
В учебнике ≪Психология здоровья≫ под ред. Г. С. Никифорова
(2003) ≪впервые делается попытка показать возможность и необходимость
решения главной задачи психологии здоровья как самостоятельной науч-
ной дисциплины, а именно: раскрыть, по возможности, психологическое
обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека≫.
Психология здоровья: определение, цели и задачи 11
У каждого века был свой идеал человека. Наше время создает
суррогаты идеала в виде только преуспевающего, ≪беспроблемного че-
ловека≫, умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность
этому психология здоровья предполагает формирование гуманистического
идеала. По этому поводу А. Б. Орлов высказывается так: ≪Гуманисти-
ческий идеал понимается не как идеал отдельной социальной группы,
отдельного сообщества людей, но как всеобщий идеал, то есть как
конечная цель (≪омега≫) социального и индивидуального развития и
одновременно как исходный пункт (≪альфа≫) этого развития — родовая
сущность всех людей и реальное, подлинное, аутентичное Я каждого
конкретного человека≫ (1995, с. 12).
Объектом психологии здоровья является, с известной долей условнос-
ти, ≪здоровая≫, а не ≪больная≫ личность, из чего следует, что психология
здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей
здоровыми. Как известно, еще Освальд Шварц называл улучшение в са-
мочувствии уже вполне ≪здорового≫ человека психогогикой (по аналогии
с педагогикой). ≪Немного упрощая, можно сказать, что 3. Фрейд пред-
ставляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить
ее здоровой частью≫, — призывал А. Маслоу (1997, с. 65).
По мнению Фрейда, целью органической жизни ни в коем случае
не может быть какое-то новое, еще никогда не достигавшееся в прошлом
состояние. Наоборот, ею может быть лишь старое, исходное состояние,
которое существо однажды оставило и к которому стремится окольными
путями. Таким образом, целью жизни является смерть, органическое
стремится вернуться к неорганическому состоянию: ≪Рассматриваемые
в этом свете влечения к самосохранению, к власти и самоутверждению
есть частные влечения, предназначенные к тому, чтобы обеспечить орга-
низму собственный путь к смерти и избежать всех других возможностей
возвращения к неорганическому состоянию, кроме имманентных ему≫.
Стремление к совершенствованию, которое демонстрируют, по мнению
Фрейда, некоторые люди, есть лишь процессы при образовании невро-
тической фобии, которые суть не что иное, как попытка к бегству от
удовлетворения влечения (Роджерс, 1994).
В то же время А. Адлер рассматривал жизнь как процесс разви-
тия, самосовершенствования. Жизнь — это стремление к совершенной
исполненности; это великое движение ввысь: ≪Стремление снизу вверх
неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и пси-
хологи — о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании, — все
это не более чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь≫
(Адлер, 1995).
Цель психологии здоровья не может быть окончательно определена (в
силу того, что определить — значит установить границы, предел, вместить__
в какие-то рамки), ибо процесс совершенствования можно, по-видимо-
му, только направлять, устанавливая границы самого ≪русла≫ течения
бесконечного обновления человека, познающего и сотворяющего себя.
Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление
и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической
составляющих здоровья.
Цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоро-
вья, то есть представляет собой некоторую ≪запредельность≫. В таком случае
само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки
(условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и
задач, его предназначения, в конечном счете его самоосуществления на
Земле. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь
крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья
свою миссию. ≪Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что со-
ставляет непременное условие эффективной деятельности, через которую
достигается счастье≫, — писал доктор-долгожитель Н. М. Амосов.
Итак, в понятие ≪здоровье≫ сегодня следует включать и конкретные
формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей жизни,
делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени
самореализации.
В прошлом вопросами совершенствования занималась религия, и в
любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную сис-
тему психического и духовного роста. Сегодня наука и религия начинают
успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования
человека, в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того,
это пространство синтезирует как отдельные направления (школы) в
психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или
западные конфессии. Надо заметить, что поле, на котором происходит
развитие человека, очень широко и способствует этому синтезу религий.
Свидетельством интеграции науки и различных традиций является все
разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей
в себя все полезное в области достижения человеком внутренней гар-
монии и гармонии с окружающим миром.
Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает
человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы
технические приемы, из христианства — методы духовного взросления
человека. Опираясь на научную психологическую школу, а также на идеи,
заложенные в ≪Добротолюбии≫, религиозные положения П. Флоренско-
го, конкретную работу со смертными грехами, по учению преподобного
Иоанна Лествичника, психология здоровья стремится помочь человеку
определиться в жизни, найти путь, ведущий к единству самого себя с
окружающим миром.
Базовые определения здоровья 13
Почему психология здоровья впитывает в себя древние традиции?
Потому что практическая работа идет от запроса современного клиента,
который все больше ориентируется в описании природы своих телесных
и душевных заболеваний не на медицинскую модель, а скорее на эк-
зистенциальную, духовную.
Значит, и для психологии закончился этап изучения отношения
человека к миру и начинается новый этап изучения отношения человека
с миром, что уже отражается в разработке целого направления в пси-
хологии здоровья — экологической психологии. В. Франкл, известный
психотерапевт, пытаясь дифференцировать цели психотерапии и религии,
пришел к такому выводу: цель психотерапии — исцеление души, цель
же религии — спасение души. Условность положения очевидна, ибо
исцеляя душу — спасаешь ее, спасая душу — исцеляешь ее.