ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ




Ананьев В. А.

Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

То обстоятельство, что мы более десяти лет живем в ситуации неопределенности (в эпоху перемен), существенно повышает нервно-психическое напряжение населения страны, да и человечества в целом, что, в свою очередь, становится благодатной почвой для развития так называемых пограничных расстройств (этот термин объединяет патологические реакции на стресс, неврозы, патологические личностные расстройства, психопатии — все расстройства, лежащие на границе между нормой и психозами), психосоматических заболеваний, или болезней

века≫, а также в значительной мере провоцирует формирование алко-

гольной и наркотической зависимостей.

Современный подход в психологии — это интегративньш подход,

где синтезируются патогенетический подход, к которому относится

клиническая психология, и саногенетический, к которому относится

новая отрасль знаний в рамках медицинской психологии — психология

здоровья. Патогенетический подход подразумевает изучение отклонений

в развитии личности; как говорил А. Адлер: ≪Чтобы быть полноценным

человеком, надо обладать комплексом неполноценности≫, чтобы достичь

высокого уровня духовного развития, необходимо осознать свой ≪пер-

вородный грех≫. Саногенетический подход подразумевает раскрытие в

себе заложенного природой потенциала личности.

Все большее внимание специалисты обращают на базовые структуры,

формирующиеся в детском возрасте на основе генетических предпосылок,

выступающих в качестве основы формирования многоуровневых функ-

циональных патологических психосоматических систем, так называемых

структурных аттракторов болезни (Ананьев, 1998). Профилактика данных

аттракторов связана с выявлением и коррекцией отдельных компонентов

общего девиантного синдрома адаптации.

Общий девиантный синдром адаптации (ОДСА) — это базовые на-

рушения донозологического уровня на когнитивном, эмоциональном либо

поведенческом уровне. Эти нарушения не специфичны, полиморфны по

Введение 5

проявлениям, они не относятся к патологическим и представляют собой

донозологический уровень реагирования. Проявления данного синдрома

выступают факторами, затрудняющими адаптацию. Общий девиантный

синдром адаптации представляет собой условие выявления структурных

аттракторов болезни — САБ. Актуализация указанного синдрома ведет к

формированию различных нозологических единиц, таких как неврозы,

суициды, психосоматические и наркологические заболевания. Диагнос-

тика общего девиантного синдрома адаптации свидетельствует о наличии

у человека ≪фрагментарного здоровья≫ в отличие от ≪холистического

здоровья≫. Таким образом, своевременное выявление признаков ОДСА,

его профилактика и коррекция являются важными задачами неспеци-

фической профилактики.

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ОТРАСЛИ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

МЕДИЦИНЫ

Профилактическая медицина динамично развивается во всем со-

временном мире. Путь ее становления условно можно разделить на три

этапа, на каждом из которых формулировалась своя концептуальная

стратегия.

Пафос первого этапа сводился к запугиванию, устрашению населе-

ния теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого,

кто злоупотребляет, например, алкоголем, или курением, или жирной

пищей. Самой яркой иллюстрацией указанного направления является

лозунг: ≪Один грамм никотина убивает лошадь≫. Эта группа концепций

отличалась, как известно, малой эффективностью. Более того, такой

подход в пропаганде здоровья сам формировал феномен ятрогении,

внушая страх заболевания хроническим недугом. ≪Ятрогения, — пишет

В. П. Казначеев, — это тяжелейшее наследие научного сциентизма≫.

Жить под угрозой быть убитым вирусом, или ядом, или еще чем-то в

этом роде — ужасный прессинг, мешающий получать удовольствие от

самой жизни. В этом негативная сторона подобного просветительства,

которое таким образом формирует у человека представление, что жизнь

есть длительный процесс самоубийства. Этот этап был ориентирован

на патогенную основу факторов риска (наркотик, никотин, алкоголь,

холестерин и др.).

Квинтэссенцией второго этапа было обращение к разуму человека.

Здоровое тело есть продукт здорового разума. Если ты, человек, до-

статочно разумен, то тебе стоит позаботиться о своем здоровье, ≪ибо

здоровье — это не все, но все без здоровья — это ничто≫, как говорил

Сократ. В этот период населению активно предоставляли объективную

статистику, разъясняли патогенные механизмы воздействия, предла-

гали различные модели здорового образа жизни. У каждого народа в

этнической памяти сохранились те принципы здорового образа жизни,

которые в известной степени гарантируют естественное существование,

ПСИХОЛОГИЯ здоровья: определение, цели и задачи 7

то есть естественное старение и естественную смерть. Стало быть, если

следовать этим принципам, можно существенно продлить жизнь и зна-

чительно улучшить ее качество. Таким образом, эта группа концепций

ориентировалась на личность.

Наконец, современный, третий этап развития профилактических

концепций ориентирован на исходные причины и потому может быть

назван каузальным. Нацелен такой подход на устранение причин, а не

на борьбу со следствием. Опыт и научные исследования показывают,

что первопричина, дающая толчок к развитию различных заболеваний

и девиантных форм поведения, обнаруживается чаще всего в психике

человека. Базовый прогностический знак развития той или иной нозо-

логии лежит также в области психологии. Сегодня мы рассматриваем

его в качестве общего девиантного синдрома адаптации.

Таким образом, психическая культура — основа всех аспектов здоро-

вья человека и, без сомнения, главный фактор, определяющий качество

нашей жизни.

Ранняя профилактика как первичное условие решения проблем

здоровья — это современный интегративный подход, объединяющий

≪достаточное и необходимое≫, наработанное на каждом этапе становления

превентологии (Беличева, 2003, 2004). Сегодня открывается возможность

объединить все три группы концепций в новой отрасли знаний — пси-

хологии здоровья.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие

совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост

собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим

(≪Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!≫). Поскольку человеческая

жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств,

качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека,

но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивидуума

в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения

о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье не эго-

истическая цель, а долг перед окружающими.

Человек еще не до конца осознал, что достижения в области мате-

риальной культуры не способны дать ощущения полного счастья (≪бо-

гатство становится бременем, когда оно накоплено≫). Эти достижения

являются лишь фоном, на котором строится счастье за счет познания

себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, про-

никновения в тайны природы и в ≪вечные≫ тайны бытия.

 

≪За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;

лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не

ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения,

но не счастье; религию, но не спасение≫ (П. Брэгг).

Известно, что всесторонняя полнота человеческой жизни как непре-

ходящей ценности обусловливается здоровьем, что наслаждение жизнью

предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является

абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий

для существования любой другой ценности. Наше здоровье зависит от

множества причин, в основе которых так или иначе лежат социально-

психологические закономерности. По модели обусловленности здоровья

(Лисицын, Петленко, 1992) основными и определяющими факторами

являются: образ жизни — 50-55%, внешняя среда — 20-25%, генетическая

предрасположенность— 15-20%, здравоохранение— 8-10%.

Однако если человек научится осознавать и контролировать свое

поведение, эмоции, мысли, то он может научиться и сохранять опти-

мальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения,

избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом,

через познание и улучшение психологической составляющей здоровья

мы имеем возможность не только предупреждать возникновение болез-

ней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе

с его здоровьем.

В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется но-

вое научное направление — ≪Психология здоровья≫. Эта отрасль знаний

представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является

наукой об индивидуальном здоровье человека и состоит из двух основных

частей: валеософии (≪валео≫ — здоровье, ≪софия≫ — мудрость) — теории

здоровья и валеометрии — науки об измерении здоровья (Петленко,

1996). Психология здоровья выступает в качестве опоры, фундамента

валеологии, придерживаясь основного своего принципа:

ЧП + ЧС = ЧО

≪Человек, познай, сотвори и осуществи себя≫

Западная модель, объединившись с восточной, дают нам интегратив-

ную российскую модель динамики самореализации человека. Символич-

ным образом в формуле получилась сумма, по-русски означающая ≪ЧО≫,

то есть ≪ЧТО?≫. Вот что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то

и осуществишь. Составляющие формулы суть вектор развития человека,

сумма — конечная цель — ≪обожение человека≫ (реализовать себя в Духе

или ≪окончательно раствориться в энергиях Господа≫). ≪Человек есть

нечто, что нужно преодолеть≫, —отмечал Ф. Ницше. Возможно, это

обозначение конечного звена в цепи трансформаций. Человек преодолел

Психология здоровья: определение, цели и задачи 9

в себе зверя и стал человеком, и теперь ему следует преодолеть в себе

человека и стать бессмертным, то есть Богом.

Данное научное направление пока только становится на ноги,

поэтому специалистам еще предстоит установить дефиниции, предмет,

цели, задачи, классифицировать методы и т. д. Но уже ясно, что ≪психо-

логия здоровья≫ — понятие значительно более масштабное, чем, скажем,

≪психогигиена≫ или ≪психопрофилактика≫, задача которых — предупреж-

дать возникновение психических расстройств. Безусловно, психология

здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития

различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических,

однако этим не ограничивается, поскольку включает в себя меропри-

ятия по фасилитации, созданию личностных условий индивидуального

развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требо-

ваниям жизненной среды; обеспечивает психологическую адаптацию

личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые

нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей;

способствует самореализации человека, повышению качества его жизни

и в том числе оказывает психологическую помощь при завершении

жизненного пути и уходе из жизни.

Общими для психогигиены и психологии здоровья являются: меж-

дисциплинарный характер, то есть для участия в подобных мероприятиях

должны быть призваны как психологи, врачи, так и педагоги, социаль-

ные работники, социологи и др.; неспецифичность целей; динамичность

методов, их связь с задачами современности (в отличие от стабильности

методов профилактики инфекционных заболеваний) (Мягер, 1985). И все

же ≪психология здоровья≫ имеет более широкое поле теоретических и

практических задач и включает в себя не только предупреждение раз-

вития психической и соматической патологий, но и общее совершенс-

твование человека.

Психология здоровьяэто наука о психологических причинах здоровья,

о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Таким образом, в отличие от медицинской парадигмы: движение

от патологии к здоровью, валеологическая формирует другой курс: от

здоровья к здоровью, скорее от ≪нормы здоровья≫ к ≪норме болезни≫.

(≪Нормальные болезни≫ —это естественные возрастные болезни, напри-

мер климакс, болезни старости (Дильман, 1987).) Медицина опирается на

тактические задачи; это ретроспективная наука, которая ищет причины

уже существующей болезни. Валеология, наоборот, —проспективная

наука, опирающаяся на стратегические задачи: сохранение, укрепление

и развитие здоровья (Казначеев, 1996).

Знакомство с литературой по данной тематике создает впечатле-

ние, что первые попытки определения психологии здоровья отражают

больше медицинскую модель. Так, при самом общем подходе, говоря о

психологии здоровья, имеют в виду совокупность всех базовых знаний

по психологии, которые могут найти применение для понимания здо-

ровья и болезни (Ходырева, 1991). Те же авторы психологию здоровья

представляют как междисциплинарную область психологических знаний

о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и усло-

виях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути

человека (Водопьянова, Ходырева, 1991).

И все же главной целью психологии здоровья, как нам пред-

ставляется, должно стать всестороннее совершенствование человека.

Совершенствоваться значит — вершить себя, то есть поднимать себя

все выше и выше. Это значит — находиться рядом с вершиной (акме),

однако не значит взобраться на нее. Совершенствование представляет

собой непрекращающийся процесс, который принципиально не имеет

окончательной завершенности. Используемый в психологии здоровья

подход носит телеологический характер, иначе говоря, целью (телео)

выступает сам процесс развития. Отсюда совершенство — в принципе

недостижимая цель. В традициях это определено как ≪обожение чело-

века≫ —способность раствориться в энергиях Бога, самой Природы.

≪Развитие —это постоянное, более или менее непрерывное, движение

вперед или вверх. Чем больше индивидуум получает, тем большего ему

хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может

быть удовлетворено≫ (Маслоу, 1962). Следовательно, психология здоровья

призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло,

вектор движения, пространство бесконечного процесса становления че-

ловека, формировать ≪реальный идеал≫ человека и способствовать его

достижению.

В учебном пособии О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова ≪Психо-

логия человека≫ (2001) дан системный анализ здоровья как сложного,

многомерного социокультурного феномена, отражающего наиболее зна-

чимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты

бытия человека. ≪В предлагаемом учебном пособии, пишут авторы, мы

стремились обобщить и проанализировать все доступное многообразие

социокультурного, социально-психологического и индивидуально-лич-

ностного опыта, связанного с проблематикой здоровья и болезни, чтобы

более искушенно подойти к основной теоретической задаче психологии

здоровья — построению гипотетической модели здоровой личности≫.

В учебнике ≪Психология здоровья≫ под ред. Г. С. Никифорова

(2003) ≪впервые делается попытка показать возможность и необходимость

решения главной задачи психологии здоровья как самостоятельной науч-

ной дисциплины, а именно: раскрыть, по возможности, психологическое

обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека≫.

Психология здоровья: определение, цели и задачи 11

У каждого века был свой идеал человека. Наше время создает

суррогаты идеала в виде только преуспевающего, ≪беспроблемного че-

ловека≫, умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность

этому психология здоровья предполагает формирование гуманистического

идеала. По этому поводу А. Б. Орлов высказывается так: ≪Гуманисти-

ческий идеал понимается не как идеал отдельной социальной группы,

отдельного сообщества людей, но как всеобщий идеал, то есть как

конечная цель (≪омега≫) социального и индивидуального развития и

одновременно как исходный пункт (≪альфа≫) этого развития — родовая

сущность всех людей и реальное, подлинное, аутентичное Я каждого

конкретного человека≫ (1995, с. 12).

Объектом психологии здоровья является, с известной долей условнос-

ти, ≪здоровая≫, а не ≪больная≫ личность, из чего следует, что психология

здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей

здоровыми. Как известно, еще Освальд Шварц называл улучшение в са-

мочувствии уже вполне ≪здорового≫ человека психогогикой (по аналогии

с педагогикой). ≪Немного упрощая, можно сказать, что 3. Фрейд пред-

ставляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить

ее здоровой частью≫, — призывал А. Маслоу (1997, с. 65).

По мнению Фрейда, целью органической жизни ни в коем случае

не может быть какое-то новое, еще никогда не достигавшееся в прошлом

состояние. Наоборот, ею может быть лишь старое, исходное состояние,

которое существо однажды оставило и к которому стремится окольными

путями. Таким образом, целью жизни является смерть, органическое

стремится вернуться к неорганическому состоянию: ≪Рассматриваемые

в этом свете влечения к самосохранению, к власти и самоутверждению

есть частные влечения, предназначенные к тому, чтобы обеспечить орга-

низму собственный путь к смерти и избежать всех других возможностей

возвращения к неорганическому состоянию, кроме имманентных ему≫.

Стремление к совершенствованию, которое демонстрируют, по мнению

Фрейда, некоторые люди, есть лишь процессы при образовании невро-

тической фобии, которые суть не что иное, как попытка к бегству от

удовлетворения влечения (Роджерс, 1994).

В то же время А. Адлер рассматривал жизнь как процесс разви-

тия, самосовершенствования. Жизнь — это стремление к совершенной

исполненности; это великое движение ввысь: ≪Стремление снизу вверх

неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и пси-

хологи — о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании, — все

это не более чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь≫

(Адлер, 1995).

Цель психологии здоровья не может быть окончательно определена (в

силу того, что определить — значит установить границы, предел, вместить__

 

в какие-то рамки), ибо процесс совершенствования можно, по-видимо-

му, только направлять, устанавливая границы самого ≪русла≫ течения

бесконечного обновления человека, познающего и сотворяющего себя.

Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление

и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической

составляющих здоровья.

Цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоро-

вья, то есть представляет собой некоторую ≪запредельность≫. В таком случае

само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки

(условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и

задач, его предназначения, в конечном счете его самоосуществления на

Земле. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь

крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья

свою миссию. ≪Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что со-

ставляет непременное условие эффективной деятельности, через которую

достигается счастье≫, — писал доктор-долгожитель Н. М. Амосов.

Итак, в понятие ≪здоровье≫ сегодня следует включать и конкретные

формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей жизни,

делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени

самореализации.

В прошлом вопросами совершенствования занималась религия, и в

любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную сис-

тему психического и духовного роста. Сегодня наука и религия начинают

успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования

человека, в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того,

это пространство синтезирует как отдельные направления (школы) в

психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или

западные конфессии. Надо заметить, что поле, на котором происходит

развитие человека, очень широко и способствует этому синтезу религий.

Свидетельством интеграции науки и различных традиций является все

разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей

в себя все полезное в области достижения человеком внутренней гар-

монии и гармонии с окружающим миром.

Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает

человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы

технические приемы, из христианства — методы духовного взросления

человека. Опираясь на научную психологическую школу, а также на идеи,

заложенные в ≪Добротолюбии≫, религиозные положения П. Флоренско-

го, конкретную работу со смертными грехами, по учению преподобного

Иоанна Лествичника, психология здоровья стремится помочь человеку

определиться в жизни, найти путь, ведущий к единству самого себя с

окружающим миром.

Базовые определения здоровья 13

Почему психология здоровья впитывает в себя древние традиции?

Потому что практическая работа идет от запроса современного клиента,

который все больше ориентируется в описании природы своих телесных

и душевных заболеваний не на медицинскую модель, а скорее на эк-

зистенциальную, духовную.

Значит, и для психологии закончился этап изучения отношения

человека к миру и начинается новый этап изучения отношения человека

с миром, что уже отражается в разработке целого направления в пси-

хологии здоровья — экологической психологии. В. Франкл, известный

психотерапевт, пытаясь дифференцировать цели психотерапии и религии,

пришел к такому выводу: цель психотерапии — исцеление души, цель

же религии — спасение души. Условность положения очевидна, ибо

исцеляя душу — спасаешь ее, спасая душу — исцеляешь ее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: