3.1 Служба безопасности организации
Коммерческие предприятия на территории РФ вправе создавать независимо от организационно-правовых форм обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности – службы безопасности.
В государственных структурах эти функции выполняют специальные службы. В области защиты информации, например, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ (ГТК), ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), ФСБ и т.д. В США – Совет по защите важнейших объектов инфраструктур, ФБР.
Рассмотрим службу безопасности (СБ) коммерческого объекта на примере Альфа-банка. Финансовая деятельность особенно нуждается в защите собственной конфиденциальной информации, обеспечиваемой техническими средствами безопасности (банк имеет подключение к Интернету, электронные торговые терминалы, множество документов в электронном виде, банкоматы и т.д.). Типовая структура службы безопасности крупного коммерческого банка представлена на рис. 3.1.
Различают программно-технические средства защиты:
- к классу технических средств относятся: средства физической защиты территорий; сети электропитания; аппаратные и аппаратно-программные средства управления доступом к персональным компьютерам, комбинированные устройства и системы;
- к программным средствам защиты относятся: проверка паролей, программы шифрования, цифровой подписи, средства антивирусной защиты, программы восстановления и резервного хранения.
Структурными подразделениями службы безопасности предприятия могут быть группы (отделения, отделы, службы) частных детективов и охранников, в том числе работников, проектирующих, монтирующих или эксплуатирующих средства охранно-пожарной сигнализации.
|
Типовые функции основных подразделений службы безопасности могут состоять в следующем:
Группа режима:
определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляет контроль за порядком засекречивания документов, периодически оценивает выходящие за пределы фирмы (объекты) документы и материалы на наличие служебных и конфиденциальных сведений;
разрабатывает положения и инструкции о порядке работы со служебной информацией и сведениями, составляющую коммерческую тайну;
организует и ведёт закрытое делопроизводство, учёт пользования, хранение и тиражирование документов с коммерческой тайной;
осуществляет только допуск персонала к работе с информацией, составляющей коммерческую тайну, разрабатывает и осуществляет проверки выполнения сотрудниками объекта нормативов работы с информацией различной категории важности;
участвует в работе по повышению квалификации персонала, работающего с документами и обрабатывающими различные категории информации;
организует и проводит изучение кандидатов для приёма на работу, связанную с допуском к информации различной категории;
обеспечивает физическую охрану руководителей фирмы, объектов с использованием соответствующих систем и средств, выявляет угрозы безопасности деятельности объекта, осуществляет защиту от угроз и их отражение;
при необходимости обеспечивает охрану отдельных лиц из числа персонала объекта и гостей.
|
Техническая группа:
- совместно с группой охраны участвует в обеспечении безопасности деятельности объекта (фирмы с помощью технических средств защиты – систем сигнализации, наблюдения, связи и т. п.);
- обеспечивает бесперебойную работу всех технических средств системы защиты объекта, осуществляет ремонт и настройку аппаратуры защиты, готовит и реализует предложения по повышению эффективности и совершенствованию технических средств защиты;
- планирует и выполняет мероприятия по специальной защите объекта и его помещений;
- по договорённости с руководством объекта обеспечивает работоспособность, настойку и ремонт различной техники и оборудования, используемых на объекте;
- осуществляет заказы, приобретение и установку различного рода технических средств по заданию руководства объекта.
Детективная группа:
- разрабатывает и проводит специальные мероприятия по изучению отдельных лиц из числа персонала объекта, клиентов фирмы и жителей ближайшего к объекту окружения, в действиях которых содержатся угрозы безопасности деятельности объекта (фирмы);
- осуществляет проверку кандидатов для приёма на работу в объект;
- по отдельным заданиям руководства разрабатывает и проводит специальные мероприятия в отношении фирм-конкурентов;
- поддерживает контакты с правоохранительными органами по всем вопросам обеспечения безопасности деятельности объекта (фирмы).
Рис. 3.1 Типовая структура службы безопасности коммерческого банка.
3.2 Обеспечение информационной безопасности организации
|
3.2.1 Технические средства защиты от подслушивания
Подслушивание – один из видов распространения информационной угрозы безопасности организации и коммерческой деятельности, заключающийся в несанкционированном съеме конфиденциальной информации следующими способами: подслушивание разговоров в помещении или автомашине с помощью предварительно установленных «радиожучков» или магнитофонов; контроль телефонных разговоров, телексных и телефаксных линий связи, радиотелефонов и радиостанций; дистанционный съем информации с различных технических средств, в первую очередь с мониторов и печатных устройств компьютеров и т.д.
Существенной преградой злоумышленника с прослушивающей аппаратурой является создание на объектах особой, защищенных от подслушивания, помещений для проведения заседаний правления, торговых переговоров и конфиденциальных бесед. Таким помещениям присваивается статус специальных, они оборудуются с учетом следующих требований: здание должно иметь круглосуточную охрану и систему сигнализации; если есть в помещении окна, то желательно, чтобы они не имели балконов и не выходили на соседние с объектов здания, а смотрели бы на внутренний двор или закрывались глухими ставнями; в помещении не должно быть радиоэлектронных устройств, компьютеров, телевизоров, магнитофонов; телефонная связь должна осуществляться особым образом.
3.2.2 Защита технических средств обработки информации
Объектом интереса злоумышленников являются не только деловые разговоры, но и технические средства обработки информации, такие как: копировальные аппараты, компьютеры и другая техника излучают различного рода сигналы (электромагнитные, акустические, вибрационные), которые можно принимать в соседнем с объектом здании и затем и читать затем обрабатываемую на этой технике информацию.
Защита технических средств обработки информации ведется в двух направлениях: выявление и устранение (или существенное ослабление) излучающих сигналов путем доработки самих технических средств; экранировка средств обработки информации и помещений, в которых они используются.
Работы по этим направлениям доступны только специалистам и требуют существенных финансовых и трудовых затрат.
Защита коммуникаций
Важным атрибутом деятельности организации является связь – телефонная, телефаксная, радиосвязь, специальная компьютерная. Коммуникации можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Защита внешних коммуникаций включает в себя:
- использование собственной аппаратуры электронного шифрования для телефаксной, компьютерной и телефонной связи при обмене конфиденциальной или важной информацией с партнерами и клиентами;
- использование платных государственных защищенных каналов связи;
- сокращение или исключение обсуждений по городским телефонам важных коммерческих вопросов, особенно при использовании беспроводных телефонных аппаратов.
Защита внутренних коммуникаций включает в себя:
- экранирование всех коммуникаций банка данных;
- установка датчиков сигнализации на места возможных посторонних подключений к коммуникациям банка данных;
- использование в качестве внутренней телефонной связи селекторов, не подключенных к городским телефонным каналам;
- периодический контроль внутренних коммуникаций специалистами службы технической защиты.
Безопасность в виртуальном пространстве
«По данным американских СМИ, 82% взломов компьютерных систем компаний и учреждений США осуществляют их собственные служащие (действующие либо бывшие) и подрядчики, работающие по контрактам. Примерно 6% вторжений в системы составляют действия организованной преступности в целях вымогательства и «отмывания» денег. Около 5% взломов совершают киберпреступники, занимающиеся похищением и продажей информации. Такой же процент в статистику взломов вносит компьютерная «деятельность» детей и подростков. Приблизительно 2% взломов осуществляют правительственные органы США, включая спецслужбы. <…>
Согласно данным социологического опроса, проведенного министерством юстиции США среди 120 крупнейших американских корпораций и банков, жертвами криминальных операций хакеров с кредитными карточками стали 96,6% опрошенных, мошенничеств с телефонами сотовой связи – 95,5%, преступлений с помощью средств телекоммуникаций, включая электронную почту, - 96,6%. Случаи несанкционированного доступа к секретным данным были зарегистрированы в 95% опрошенных организаций, незаконного копирования программ – в 91,2%».
Другие виды компьютерных преступлений представлены в приложении.
Мерами, служащими защитой от несанкционированного проникновения, хищения или любого другого использования конфиденциальной информации, могут послужить скрытое наблюдение за сотрудниками организации со стороны СБ; привлечение в качестве эксперта бывших или так называемых «этичных» хакеров (белошляпочников), которые предлагают на возмездной основе проверить на уязвимость компьютерные сети и системы организации, оказывают консультационные услуги; страхование коммерческих структур от компьютерных взломщиков.
Все вышеперечисленные меры не могут полностью защитить организацию от хакерских атак или несанкционированного съема информации на всей протяженности ее жизнедеятельности, т.к. компьютерные технологии стремительно развиваются и кибернетическая преступность приобретает все более изощренные формы и охватывает широкий спектр криминальной деятельности.
Что касается данных по России (киберпреступность), то, по мнению автора работы, будь они собраны и опубликованы оказались бы достаточно близки к приведенным по США.
Основным выводом к разделу можно отнести следующие рекомендации: организация, чтобы защитить свою конфиденциальную информацию должна иметь либо собственную службу безопасности или пользоваться услугами других предприятий, оказывающих безопасность различных видов деятельности; организация не должна экономить на технических средствах обнаружения и противодействия подслушивания, защиты технических средств обработки информации, коммуникаций и безопасности виртуального пространства. В противном случае организация рискует получить материальный, крупный материальный ущерб, вплоть до состояния банкротства.
Раздел 4. Аналитический раздел.
Объект управления: Служба информационной безопасности банка (подразделение службы безопасности банка «Альфа-банк»). Основной деятельность данного подразделения является защита конфиденциальной информации, которой располагает банк. Одна из мер такой защиты это грамотный подбор персонала и постоянный контроль его действий на территории банка, а временами и за ее пределами. Набор персонала (прием на работу), увольнение и даже смена должности – это все бизнес-процессы, которые можно связать со службой информационной безопасности банка. Во всех этих процессах как субъекты менеджмента фигурируют люди, а люди, как известно это довольно не стабильный носитель информации. Вот поэтому от служб безопасности банка, а именно службы информационной безопасности требуется постоянный контроль персонала, как новоприбывшего, так и уже уволенного. Управление и структуру службы безопасности модно рассмотреть на схеме 3.1 (выше).
Виды обеспечения службы информационной безопасности:
Техническое: Все рабочие места службы информационной безопасности должны быть обеспечены новейшими по мощностям персональными компьютерами, весь отдел должен быть обеспечен локальной сетью и выходом в интернет на большой скорости
Программное: Использование спецпрограмм, корпоративная ИС банка (разработанная специально для конкретного банка и его филиалов), использование сертифицированного лицензионного ПО (т.к. антивирусы, брандмауэры, браузеры)
HR обеспечение: Только отборный и качественный персонал тщательно проверенный службой безопасности банка и высшим руководством. В общем, просто так туда не попасть…
Раздел 5. Проектный раздел.
5.1 Постановка задачи.
На предприятии появилось вакантное место, необходимо заполнить его квалифицированным сотрудником. Но есть вероятность, что приняв сотрудника на работу, предприятие получит информационную течь. Для этого отдел безопасности должен проверить резюме и личность сотрудника перед приемом на работу.
Задача: принять на работу квалифицированного сотрудника, который будет соблюдать правила конфиденциальности на предприятии.
5.2 Экономическая сущность задачи.
Цель – принять сотрудника на работу; вход – резюме, выход – обобренное резюме и трудовой договор; задача не периодична и выполняется по мере необходимости.
5.3 Архитектура задачи.
Рис. 5.3.1 Архитектура задачи
Для выполнения такого бизнес-процесса как прием сотрудника необходимо участие службы информационной безопасности банка, отдела HR (отдел кадров) и виза генерального директора. Так же необходим сотрудник-претендент и его резюме.
5.4 Описание метода решения задачи.
Задача решается по алгоритму бизнес-процесса показанному ниже на рисунке 5.6.1.
5.5 Информационное обеспечение подсистемы или задачи.
(Так как для приема сотрудника на работу и его проверки службой информационной безопасности банка никакой ИС не требуется, то приведу сравнение нескольких ERP систем)
Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии. Корпоративная информационная система — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления. Корпоративной Информационной Системой может считаться система, автоматизирующая более 80 % подразделений предприятия. Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
AVARDA (до 2005 г. — «Мир торговли») — разработка российской софтверной компании Ansoft. Относятся к классу ERP-систем для торговли, охватывают торгово-складской, производственный и финансовый контуры деятельности оптовых и розничных компаний. Детально проработаны механизмы обмена данными в распределённых компаниях и холдингах. В рейтингах по количеству ERP-внедрений в торговле продукты AVARDA занимают 2 место в России[1]. Большинство инсталляций произведено в средних и крупных торговых компаниях, порядка 20 % проектов — в небольших компаниях, планирующих рост в краткосрочной перспективе. Продукты AVARDA реализуются непосредственно компанией Ansoft.
Линейка продуктов
Системы класса ERP для торговли
AVARDA.ERP — ERP-система для комплексной автоматизации торговых компаний. Функциональность системы позволяет автоматизировать оптовое и розничное направления торговли
AVARDA.RetailNetwork — ERP-решение для автоматизации розничных сетей. Поддерживает все современные форматы магазинов, от бутика до гипермаркета.
AVARDA.RetailNetwork for DIY — отраслевое ERP-решение для сетей магазинов и гипермаркетов строительных и отделочных материалов
Другие системы автоматизации
AVARDA.WMS — система управления складской логистикой
AVARDA.RPL — система обмена данными в распределённых компаниях
Технические характеристики
Операционная система для сервера БД: Linux или Windows
Операционная система для рабочих станций: Windows или Linux
СУБД: Firebird, InterBase
Архитектура системы: клиент/сервер
Технологии обмена с внешними системами: различные виды файлового обмена, XML, COM/DCOM и др.
Нагрузочные тестирования
Нагрузочные тестирования продуктов AVARDA проводятся на программно-аппаратном комплексе AVARDA.Emulator, созданном специалистами компании Ansoft. AVARDA.Emulator представляет собой локальную сеть из рабочих станций и серверов, и позволяет имитировать реальную работу предприятия в ERP-системе. Имитационный стенд AVARDA.Emulator постоянно функционирует в департаменте разработок и тестирования ПО компании Ansoft и предназначен для повышения качества разрабатываемого программного обеспечения. Регулярно AVARDA.Emulator используется для проведения публичных нагрузочных тестирований ERP-систем.
Публичные тестирования
2006 г. — Выставка Softool, публичное нагрузочное тестирование ERP-системы AVARDA. Имитация реальной работы системы в торговом холдинге. Параметры холдинга: 10 филиалов, 5000 отгрузок в сутки, база данных 120Гб., годовой оборот свыше 2 млрд евро
2007 г. — Выставка Softool, публичное нагрузочное тестирование ERP-системы AVARDA.RetailNetwork. Имитация реальной работы системы в розничной сети федерального масштаба. Параметры розничной сети: управляющая компания, 10 региональных офисов, 10 гипермаркетов, 50 супермаркетов, 500 минимаркетов, более 1000 одновременно работающих пользователей.
Система является платным коммерческим проектом.
ERP5 - ERP система с открытым исходным кодом - разрабатывается французской компанией Nexedi и распространяется по GPL лицензии.
Архитектура
ERP5 написана на языке Python и использует Zope в качестве application server. Так как клиентом является браузер, то ERP5 может легко использоваться как полнофункциональный интернет-магазин. Широкое применение Workflow в ERP5 позволяет наглядно автоматизировать бизнес-процессы и гибко настраивать права пользователей.
Бизнес-функционал
ERP5 состоит из модулей (Business Templates), каждый из которых расширяет бизнес-функционал системы в определенной области. Общее количество бизнес-модулей более 100. Для учета товарных остатков и создания каталогов используется модуль "Product data management", модуль "Trade" содержит необходимые документы и формы для учета закупок и продаж. Business Template "Accounting" позволяет вести бухгалтерский и управленческий учет, создавать отчеты и выставлять счета контрагентам. Для отражения отраслевых особенностей требуется установка специальных бизнес-модулей. Например модуль "Banking" позволяет использовать ERP5 в качестве операционной банковской системы, "Apparel" - используется для автоматизации компаний, производящих одежду и аксессуары. Для работы с ERP5 с помощью мобильных устройств создан модуль "Mobile".
Технические характеристики
Операционная система для сервера БД: Linux
Операционная система для рабочих станций: не важно
Архитектура системы: web-клиент/сервер
Интернационализация и локализация
Пользовательский интерфейс основан на UTF-8 и обеспечивает контекстный перевод. Внутри одной инсталляции могут использоваться несколько различных планов счетов, относящихся даже к разным странам. По умолчанию используется английский язык, доступны переводы на французский, японский, польский и русский.
Поддержка ERP5 в России
Русская локализация, мейл-листы на русском языке, зеркало исходников, пакеты для установки ERP5 для Debian/Ubuntu осуществляются компанией "Раскон".
5.6 Описание бизнес-процесса.
Рис. 5.6.1 Бизнес-процесс приема на работу.
Заключение
Информация всегда играла в жизни человека очень большую роль, но с середины 20-го века в результате социального прогресса и прорыва в развитии науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Теперь, с усовершенствованием информационных технологий, можно не выходя из дома, а, только имея подключение к сети Интернет, совершать покупки, биржевые сделки и управлять персоналом организации.
Использование информационных технологий, сети Интернет и всех видов сетевой организации, большого числа компьютерных программ не только не позволяет оперативно получать информацию и принимать управленческие решения, но и вызывает множество коренных организационных изменений, выражающихся в сокращении бюрократического аппарата, пересмотре традиционных взглядов на роль и механизм эффективной связи корпораций, открытии безграничных возможностей финансовых рынков, инвестировании, интеграции персонала. С Интернетом связаны диффузионизм знаний, их доступность в любой точке планеты, увеличение темпов роста производительности физического и умственного труда. Экономический и управленческий потенциал организации во все большей степени зависит от способности управляющих контролировать информацию, манипулировать ею, защищать ее и нацеливать ресурсы персонала в конструктивное русло.
Электронный бизнес – абсолютно другая форма деловых отношений, оказала серьезное воздействие на внутреннюю организацию и методы деятельности фирмы. Фирмы стали широко применять делегирование отдельных функций и даже частей бизнес-процесса сторонним организациям и лицам, более компетентным в отдельных вопросах, чем они сами. Во многих развитых странах из центрального офиса осуществляется контроль за множеством мелких предприятий, разбросанных по всему миру, тем самым, создавая гибкую производственно-сбытовую сеть, используя возможности глобальной сети – электронную почту, телеконференцию и другие возможности.
Ахиллесова пята информационной безопасности множества организаций – компьютер, с использованием которого злоумышленники, имея доступ в глобальную сеть Интернет, совершают хулиганские, а чаще всего преступные действия, связанные с уничтожением, несанкционированным съемом с целью реализации или другими побуждениями информации и многое другое.
Угрозы, исходящие из различных источников, будучи неподконтрольными со стороны предприятия, могут оказывать дестабилизирующее воздействие на его деятельность. Например, бездействие в сфере защиты информации может привести к нарушению коммерческих интересов организации, вплоть до нанесения ему невосполнимых экономических потерь; снижения деловой активности или способности организации выступать в качестве конкурирующей стороны на товарных рынках; лишение предприятия научно-технического приоритета в соответствующих областях его деятельности; потеря деловой репутации и т.д.
Защита информации – это защищенность информационных систем, информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности от внешних и внутренних угроз, затрудняющих эффективное использование информации и, в некоторых случаях приводящих к экономическому ущербу.
Выживаемость организации прямопропорционально зависит от качества защиты ее конфиденциальной информации. Поэтому руководство организации должно всеми силами противостоять различного рода угрозам, производить анализ риска организации.
Выживаемость организации с экономической точки зрения можно определить как финансовую устойчивость, т.е. состояние счетов организации, гарантирующее ее постоянную платежеспособность. Кризисное финансовое состояние означает вероятность банкротства организации.
Цель анализа риска состоит в выборе такой политики предприятия, которая позволит ему построить и реализовать оптимальный вариант собственной службы безопасности, т.е. обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности.
В государственных структурах эти функции выполняют специальные службы. В области защиты информации, например, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ (ГТК), ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), ФСБ и т.д. В США – Совет по защите важнейших объектов инфраструктур, ФБР.
Организация, чтобы защитить свою конфиденциальную информацию должна иметь либо собственную службу безопасности или пользоваться услугами других предприятий, оказывающих безопасность различных видов деятельности; организация не должна экономить на технических средствах обнаружения и противодействия подслушивания, защиты технических средств обработки информации, коммуникаций и безопасности виртуального пространства. В противном случае организация рискует получить материальный, крупный материальный ущерб, вплоть до состояния банкротства.
«По оценкам экспертов, в странах «семерки» средний ущерб от одного компьютерного преступления (значительную часть их составляют злоупотребления в кредитно-финансовой сфере) достигает $450 тыс., а ежегодные потери в США и Западной Европе – соответственно $100 млрд. и $35 млрд. Несут убытки и российские коммерческие структуры, недооценивающие вопросы компьютерной (информационной) безопасности».
Вышеприведенные факты должны заставить задуматься руководство организаций в отношении всех аспектов противодействия угрозам информационной безопасности. Необходимо выделять необходимые денежные средства на обеспечение защиты телекоммуникаций, инженерных сетей; следить за выполнением своих обязанностей подчиненными (нередко они сами становятся авторами опасных деяний), привлекать в качестве специалистов по информационной защите организации только проверенных лиц; поддерживать заработную плату сотрудникам службы безопасности на достойном уровне (во избежание перехода сотрудников в организации конкурентов). Это далеко не полный список рекомендаций, которые могли бы уменьшить вероятность угроз, но, к сожалению, не упразднить их. На протяжении всей истории одни тратили свою жизнь, силы и интеллект на создание новой техники, а другие – на противоправное их использование. Не стал исключением и компьютер.
Данная курсовая работа при осуществлении практических задач управления может помочь ее автору при составлении специальных инструкций для персонала, имеющих отношение к конфиденциальной информации организации, а также при проведении первичного анализа риска организации, определения различного рода угроз информационной безопасности и способов их минимизации или предотвращения.
Список литературы
Калачанов В.Д., Кобко Л.И., Рыжко А.Л. «Основы применения программного инструментария для создания систем информационного менеджмента» – М., МАИ 2006.
«Гражданский кодекс Российской Федерации». – М., ИнтерГросс. 2006. – 384с.
ФЗ-№24 от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».
Белоус Ю., Витновская С., Цуканов И. Ведомости СПб.: 2006 - №62 (1589), 10 04. с. Б8.
Гусев В.С., Демин В.А., Соколицин А.С., Степашин С.В., Федотов А.В., Шульц В.Л. «Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов», 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 288 с.
Мильнер Б. З. «Теория организации: Учебник». – 4-ое издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 648 с.
Смирнов Э. А. «Основы теории организации: Учебное пособие для ВУЗов». – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.
Форбс. Апрель № 04 (25). – М. с. 90 -107.
Приложение 1
Табл. 1 Интерес руководителей к деловой информации
№ п/п | Деловая информация | № п/п | Деловая информация |
Надежность деловых партнеров Источники деловой информации Цены, ценообразование Хозяйственные договоры и споры, арбитраж Банки Инвестиционные компании Внешнеэкономическая деятельность Состояние кредитного рынка Состояние фондового рынка, рынка ценных бумаг Предприятия, фирмы (адреса, показатели работы) Состояние рынка недвижимости | Коммерческое предложение Состояние товарного рынка, рынка услуг Иностранное участие в российской экономике Законодательство Выставки и ярмарки Предпринимательские объединения, ассоциации Результаты маркетинговых исследований Причины преобразований, санаций, ликвидации фирм Рекламные агентства Аудиторские фирмы Страховые компании, пенсионные фонды |
Приложение 2
Табл. 2 Анализ рисков угроз с использованием коэффициентов
Частота проявления | Коэффициент |
Более одного раза в день | |
Один раз в день | |
в три дня | |
в неделю | |
в две недели | |
в месяц | |
в четыре месяца | |
в год | |
в три года | |
Менее одного раза в три года |
Приложение 3
Табл. 3 Виды компьютерных преступлений (по данным американских спецслужб)
№ п/п | Виды преступлений |
Хищение секретной информации из баз данных с целью ее последующей перепродажи либо внесения в информационные файлы изменений, искажающих смысл документов | |
Вымогательство и компьютерный терроризм: под угрозой уничтожения базы данных преступник требует выкуп | |
Распространение порнографии | |
Использование компьютерной связи в целях торговли наркотиками и подпольного игорного бизнеса | |
Мошенничество с частными коммуникационными линиями: несанкционированное подключение к компьютерным линиям связи и использование ими за счет владельца | |
Распространение через Интернет заведомо ложной информации, способной вызвать массовую панику | |
Мошенничество через Интернет: махинации с краденной собственностью, биржевые спекуляции, жульничество на инвестиционном рынке и т.п. | |
Хищения в системе финансовых учреждений | |
Незаконное копирование и сбыт программного обеспечения для ЭВМ | |
Мошенничество с кредитными карточками | |
Кражи комплектующих блоков ПЭВМ | |
Перехват и использование в криминальных целях беспроводных линий связи: радиосвязи, сотовой, спутниковой связи | |
Распространение компьютерных вирусов |
Дополнительное задание
Два бизнес-процесса
Логическая и концептуальная модели базы данных
Диаграмма классов
1 Бизнес-процессы
1.1 Бизнес-процесс кредитования:
1.2 Бизнес-процесс обработка и оформление заказа:
2 Логическая и концептуальная модели базы данных
2.1 Логическая модель - отражает логические связи между элементами данных вне зависимости от их содержания и среды хранения. (рис 2.1.1)
Логическая модель данных может быть реляционной, иерархической или сетевой. Пользователям выделяются подмножества этой логической модели, называемые внешними моделями (в некоторых источниках их также называют подсхемами), отражающие их представления о предметной области. Внешняя модель соответствует представлениям, которые пользователи получают на основе логической модели, в то время как концептуальные требования отражают представления, которые пользователи первоначально желали иметь и которые легли в основу разработки концептуальной модели. Логическая модель отображается в физическую память, такую, как диск, лента или какой-либо другой носитель информации.
Рис. 2.1.1 Логическая модель БД по сотрудникам
2.2 Концептуальная модель - представляет объекты и их взаимосвязи без указания способов их физического хранения. (рис. 2.2.1)
Таким образом, концептуальная модель является, по существу, моделью предметной области. При проектировании концептуальной модели все усилия разработчика должны быть направлены в основном на структуризацию данных и выявление взаимосвязей между ними без рассмотрения особенностей реализации и вопросов эффективности обработки. Проектирование концептуальной модели основано на анализе решаемых на этом предприятии задач по обработке данных. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области и выявляемых в результате анализа данных. Здесь имеются в виду данные, используемые как в уже разработанных прикладных программах, так и в тех, которые только будут реализованы.
Концептуальная модель транслируется затем в модель данных, совместимую с выбранной СУБД. Возможно, что отраженные в концептуальной модели взаимосвязи между объектами окажутся впоследствии нереализуемыми средствами выбранной СУБД. Это потребует изменения концептуальной модели.
Рис. 2.2.1 Концептуальная модель
3 Диаграмма классов
Статическая структурная диаграмма, описывающая структуру системы, она демонстрирует классы системы, их атрибуты, методы и зависимости между классами.
Рис. 3.1 Диаграмма классов.
Примечания и заметки
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://referat.ru