Коми Республиканский Центр детско-юношеского
Туризма и экскурсий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Министерство образования и высшей школы Республики Коми
Коми Республиканский центр детско-юношеского
туризма и экскурсий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Сыктывкар
Составитель: Акишина Е.С.
Методические рекомендации по организации школьного музея.
Методические рекомендации составлены на основе методического пособия «Школьный музей» В.Е. Туманова. Они включают материалы по комплектованию фондов школьного музея, основы организации школьного музея, рекомендации по названию и профилю музея и т.д.
Рекомендации предназначены для руководителей и организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, учащейся молодежи.
Республика Коми, 167981 г. Сыктывкар, ул. Малышева, 31
ГОУДОД «Детско-юношеский турцентр РК»
Тел.: 8 (8812) 22-38-74
Факс: 22-38-45
Редактор – Вотякова Л.Е.
Дизайн и верстка – Божко Я.В.
© Акишина Е.С., 2007
© ГОУДОД «Детско-юношеский турцентр РК», 2007
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ
Успех любого дела во многом зависит от его организации. По отношению к школьным музеям проблемы организации можно рассматривать, по меньшей мере, в трех смыслах: создание и обеспечение деятельности музея; структура музея; музей как общественное объединение в учреждении образования. Деление это в известной степени условно, поскольку эти формы организации взаимосвязаны, осуществляются, преимущественно, комплексно и, вместе с тем, отражают разные стороны деятельности актива школьного музея.
Школьные музеи, как правило, возникают в силу двух основных причин. Чаще всего, к идее создания школьного музея приходят в процессе проведения длительной, иногда многолетней, туристско-краеведческой работы, когда накопленные краеведческие материалы как бы заставляют задуматься об их дальнейшем использовании, а сложившаяся система туристско-краеведческой деятельности вселяет уверенность, что создание школьного музея - задача вполне реальная и обеспечена необходимыми ресурсами: краеведческими материалами, материальными возможностями, энтузиастами-педагогами и учащимися.
Иногда идея создания школьного музея возникает как ведущая, и вся система туристско-краеведческой деятельности в учреждении образования организуется и направляется на реализацию подобного проекта.
Однако в любом случае перед инициаторами создания школьного музея возникает множество организационных проблем, без решения которых невозможно осуществить задуманное.
В первую очередь необходимо сформировать актив школьного музея из педагогов, учащихся и их родителей. В состав актива школьного музея могут входить и другие местные жители, изъявившие желание участвовать в реализации проекта. Понятие «актив школьного музея» достаточно динамичное и не предполагает какого-то жесткого ценза по возрасту, социальному составу, количеству и т.п., главное, чтобы на всех этапах создания и деятельности музея активное участие принимали учащиеся.
На собрании (конференции) актива школьного музея целесообразно решить первые организационные вопросы: избрание руководителя школьного музея, при необходимости и его заместителей; выборы Совета школьного музея - органа ученического самоуправления; формирование попечительского органа, например, Совета содействия школьному музею или Попечительского совета школьного музея, функции которого заложены в его названии. После избрания органов, осуществляющих руководство и координацию деятельности будущего школьного музея, можно приступать к решению других организационных вопросов. Одна из важнейших научно-организационных задач - разработка концепции школьного музея. Под концепцией музея следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей: его профиль и название, статус в музейной сети, назначение его функций и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительные формы работы, общественно полезную деятельность музея в области охраны и использования культурного и природного наследия родного края, специализацию актива музея и повышение его квалификации, организацию взаимосвязей музея с государственными органами и общественными организациями, формирование материальной базы музея и т.п.
Концепция музея - это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. В дальнейшем, по ходу реализации проекта, в концепцию музея придется вносить какие-то коррективы, однако эти изменения, как правило, не оказывают принципиального влияния на осуществление тех целеустановок, которые сформулировал в концепции актив школьного музея. Вместе с тем, разрабатывая концепцию музея, не стоит увлекаться фантастическими проектами, а следует исходить из реальных возможностей, которыми располагает данное учреждение образования и данный актив школьного музея. Программа создания и деятельности музея должна быть сформирована таким образом, чтобы каждое поколение учащихся достигало бы конкретных результатов в ее осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от сознания собственного вклада в общее дело.
Собиранию идей и предложений для формирования концепции музея может способствовать проведение в учреждении образования специальных конференций, конкурсов и т.п. Это поможет выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности, послужит своеобразной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, местных жителей.
У школьного музея очень сложный социальный статус. С одной стороны, школьный музей - это общественное объединение в учреждении образования со своим руководящим органом (собрание, конференция актива школьного музея) и исполнительным органом (Совет школьного музея). С другой стороны - это структурное подразделение учреждения образования, и руководитель этого учреждения несет ответственность и за деятельность актива школьного музея, и за историко-культурные ценности, хранящиеся в музее, и за то, чтобы школьный музей действовал в рамках существующего законодательства. С третьей стороны, школьный музей - это своего рода общественное учреждение культуры, и обязанность руководителя музея - организовать его работу таким образом, чтобы она соответствовала тем нормам и требованиям, которые предъявляются к учреждениям музейного типа.
В связи с этим активу школьного музея целесообразно разработать и принять устав школьного музея, в котором необходимо достаточно четко продумать и зафиксировать принципы внутримузейной демократии, ответственность музея перед учреждением образования, другими учредителями и перед государством. Большое значение этой процедуры заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии и технологии осуществления демократических процедур, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.
По решению собрания (конференции) актива школьного музея устав может и не быть зарегистрированным в местных органах юстиции, а играть роль внутреннего документа в учреждении образования, определяющего статус, функции, формы работы и иные условия деятельности музея как общественного объединения без образования юридического лица.
Для реализации основных направлений деятельности музея создаются профильные функциональные группы: поисково-собирательская, осуществляющая комплектование музейного собрания; фондовая, обеспечивающая учет и хранение фондов; экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций и выставок музея; массово-просветительская группа для проведения экскурсий, лекций, бесед, встрече гостями музея, музейных праздников, других массовых мероприятий, организации публикаций в местных СМИ и т.п.
Эти группы могут называться и по-другому, равно как и создаваться иные функциональные структуры, в зависимости от концепции музея и выдумки его актива. Например, в некоторых школьных музеях создаются группы переписки, группы музейного оборудования, группы моделирования музейных предметов и др. Суть не в количестве и названии групп, а в том, чтобы создать условия для добровольного и творческого участия детей в реализации всех основных направлений и видов музейной деятельности.
Как показывает практика, такие группы целесообразно создавать на добровольных началах и организовывать их работу на принципах ученического самоуправления, самостоятельного обеспечения своего участка деятельности с отчетностью перед Советом школьного музея, рационально, если учащиеся - руководители таких функциональных групп входят в состав Совета школьного музея.
Важно, чтобы деятельность каждой функциональной группы курировал взрослый из числа педагогов или попечителей музея. Естественно, желательно, чтобы взрослый наставник имел профессиональные представления о тех видах музейной деятельности, которые осуществляют его подопечные. В этом случае он сможет не только профессионально грамотно организовать работу группы, но и проводить систематические занятия с ней по повышению квалификации.
В функции поисково-собирательской группы входят вопросы комплектования музейного собрания. При этом если в музейно-краеведческой деятельности принимают участие и другие подразделения учреждения образования (классы, кружки, студии, клубы), то в задачи поисково-собирательской группы входит координация их работы, разработка краеведческих заданий, анализ выполнения планов и программ по комплектованию и т.п.
Поисково-собирательская группа организует тематическое и систематическое комплектование, комплектование «по горячим следам событий», оказывает помощь фондовой группе в поиске недостающих в коллекциях музейных предметов и т.п. Например, в коллекции часов нет ходиков с кукушкой, и задача поисково-собирательской группы - собирать и анализировать информацию, проводить консультации, вести переписку, давать объявления, чтобы найти желаемый предмет.
Одна из основных задач поисково-собирательской группы - организация краеведческих экспедиций, особенно летних, т.к. это наиболее благоприятное время для осуществления комплексных краеведческих изысканий. Поэтому необходимо заблаговременно планировать летние экспедиции, вести разработку маршрутов, готовить необходимое снаряжение и оборудование, изучить регионы предполагаемой работы. С целью осуществления предварительной договоренности с местными органами власти, выявления возможных объектов исследования и источников комплектования краеведческих материалов, определения условий работы экспедиции и т.д. Можно провести пилотажные исследования - совершить кратковременные туристские походы в дни зимних и весенних каникул, однодневные походы в выходные и праздничные дни, которые помогут решить многие организационные вопросы и максимально обеспечить успех будущих экспедиций. Например, по согласованию с местными органами власти, с руководителями предприятий, возможно, будет избрана такая форма работы экспедиции, как лагерь труда и отдыха или уточнено наиболее удобное время для проведения краеведческой экспедиции. Последнее, в частности, очень важно, если работа экспедиции планируется в сельской местности. Жители села, как правило, большую часть лета заняты интенсивным трудом не только в колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, но и на собственном подворье. В это время жители села не особенно охотно идут на контакты с «приезжими». Другое дело, если эти «приезжие» живут некоторое время рядом и участвуют в сельскохозяйственных работах, тогда у местных жителей возникает уважение и доверие к участникам экспедиции. Кроме того, цикличность сельскохозяйственных работ, отмечание государственных и религиозных праздников позволяют участникам экспедиции найти соответствующие паузы в занятости жителей села и использовать их для решения краеведческих задач.
Ответственная организационно-методическая и научная задача в процессе сбора краеведческих материалов - регулярное и правильное ведение полевых документов учета и описания самих выявленных предметов музейного значения, объектов живой культуры и разносторонней информации о них и среде их бытования. Эту работу должны выполнять специальные ответственные лица из числа участников экспедиции и иных поисково-собирательских групп. Ведение полевых документов - дело профессионально сложное, поэтому ответственным за ведение полевой документации целесообразно пройти предварительную подготовку под руководством педагогов, почитать специальную литературу, проконсультироваться у специалистов музейного и архивного дела, в местных краеведческих обществах и отделениях Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Специалисты могут подсказать также, какое оборудование необходимо для хранения в экспедиции собранных краеведческих материалов.
Организационные вопросы работы фондовой группы связаны с оперативным проведением экспертизы (оценки) поступивших в музей краеведческих материалов для вынесения решения об их дальнейшем использовании: включить в основной или научно-вспомогательный фонды школьного музея; передать на хранение в государственный (муниципальный) музей или архив; возвратить владельцу и т.п. Задача экспертной оценки собранных краеведческих материалов чрезвычайно сложна и ответственна, поэтому очень важно, чтобы в работе фондовой группы наряду с учащимися принимали участие взрослые: педагоги, члены попечительского совета, местные краеведы, специалисты музеев, архивов, вузов, отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Можно рекомендовать приглашение отдельных специалистов на те заседания фондовой группы, на которых рассматриваются предметы музейного значения, являющиеся объектами изучения этих специалистов - археологические, этнографические, нумизматические, документальные и т.п.
После вынесения решений фондовой комиссии, которые фиксируются в протоколах ее заседаний, все предметы музейного значения и сопровождающие их материалы (полевые документы, легенды, фотоснимки) должны быть переданы по назначению.
Музейные предметы, которые остаются в основном и научно-вспомогательном фондах школьного музея, необходимо оперативно зарегистрировать в «Главной инвентарной книге» музея. Если в музее ведется раздельный учет основного и научно-вспомогательного фондов (что представляется более рациональным для школьного музея), то необходимо провести регистрацию в соответствующих инвентарных книгах учета, а сами музейные предметы, снабдив их необходимыми шифрами, поместить в соответствующие фонды и коллекции музея. Полезно, если в процессе учета и описания музейных предметов в инвентарных книгах примут участие те юные краеведы, которые участвовали в их комплектовании, т.к. в их памяти хранится масса полезных сведений об источниках комплектования, о среде бытования предметов музейного значения, условиях хранения, способах использования и другой научно значимой информации.
В функции фондовой группы входит и организация комплектования музейных коллекций «на полноту», т.е. поиск предметов, которых не достает в тематических, а чаще систематических коллекциях, контроль за температурно-влажностным режимом хранения музейных предметов в фондах и экспозиции, выдача (с обязательным учетом) музейных предметов для использования в экспозиции, на уроках, в различных формах просветительной работы и многое другое. Фондовая группа организует научное изучение и атрибуцию музейных предметов, составление и ведение паспортов, инвентарных карточек музейных предметов, коллекционных и топографических описей и т.п., в зависимости от реальных возможностей школьного музея. Фондовая группа может, например, привлечь других учащихся учреждения образования к сбору и изготовлению специальных емкостей для хранения музейных предметов (коробок, папок, конвертов). Организационные функции экспозиционно-выставочной группы включают в себя задачи не только экспозиционного проектирования и создания экспозиций, но и контроля за ее состоянием, реэкпозиции отдельных разделов стационарной экспозиции, ее расширения новыми разделами и материалами, разработки и создания музейных выставок.
Одна из организационных задач этой группы - изучение опыта и тенденций экспозиционно-выставочной работы государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, общественных музеев других организаций. Это поможет более успешно решать собственные экспозиционные проблемы, а также может стать одной из форм повышения квалификации актива школьного музея.
В функции экскурсионно-просветительской группы входит организация разработки обзорных и учебно-тематических экскурсий и их проведения по стационарной экспозиции и на музейных выставках, подготовка и проведение лекций, бесед, конкурсов, тематических вечеров и музейных праздников. Каждый из видов этой деятельности имеет свою специфику, свои организационно-методические особенности. Успешная их реализация зависит от творческой изобретательности организаторов, их увлеченности своей работой.
Особая ответственность за решение организационных вопросов лежит на Совете школьного музея, поскольку он является одновременно органом коллегиального руководства деятельностью школьного музея и исполнительным органом музея как общественного объединения. Поэтому при разработке концепции школьного музея, его устава необходимо тщательно продумать и прописать функции Совета школьного музея, сферу его компетенции в решении проблем как внутримузейной деятельности, так и за его пределами. К компетенции Совета школьного музея обычно относят: проведение научных, отчетных и отчетно-выборных конференций (собраний); координацию деятельности, рассмотрение планов и отчетов функциональных групп школьного музея и иных краеведческих объединений (поисково-собирательских групп, классов, кружков, отрядов) участвующих в реализации концепции музея, в охране объектов культурного и природного наследия родного края; организацию профессиональной подготовки и повышения квалификации учащихся в области краеведения, музейного дела, охраны памятников истории и культуры, объектов природы; осуществление творческих связей с государственными органами, научными учреждениями и общественными организациями; обсуждение проблем материально-технического обеспечения; вопросы успеваемости и дисциплины актива школьного музея; отчетность перед руководством и педагогическим советом учреждения образования и т.п.
Функции Совета школьного музея и функциональных групп могут быть при необходимости сформулированы и в специальных положениях о них.
Предложенная модель организации основных направлений и форм деятельности школьного музея - не плод авторской фантазии, а своего рода компиляция различных элементов этой схемы, используемых в практике школьных музеев и краеведческих объединений учащихся. Это тот максимум, к которому должен стремиться актив школьного музея в организации своей деятельности. В действительности же лишь немногие школьные музеи способны достаточно полно реализовать подобную модель.
На практике часто сравнительно небольшой актив школьного музея организует и осуществляет все направления и виды музейной деятельности. Одни и те же учащиеся участвуют и в комплектовании фондов, и в их учете, и в создании музейной экспозиции, и в проведении экскурсий и т.д. Однако и в этом случае полезно создавать функциональные группы школьного музея. При этом одни и те же члены актива школьного музея будут выполнять разные ролевые функции. Например, ответственный за работу фондовой группы в экспедиции по комплектованию фондов может быть рядовым участником и отвечать, скажем, за ведение «Полевой описи», а председатель Совета музея может быть рядовым экскурсоводом в экскурсионно-просветительской группе. Совмещение разных ролевых функций в школьном музее может способствовать расширению диапазона специализации учащихся в области музейного дела и краеведения, формированию их организаторских и исполнительских навыков.
В целом же, участие детей в решении организационных вопросов создания и работы школьного музея способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, выработке профессиональных навыков, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе, формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности.
НАЗВАНИЕ И ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ
Дать имя музею - задача не столь простая, как кажется на первый взгляд. Название музея должно включать несколько параметров, отражающих статус музея, его профиль, наименование учредителя. Название музея должно быть достаточно информативным и, одновременно, лаконичным. Найти эту «золотую середину» бывает непросто. Когда мы, например, читаем такое название: «Музей боевой славы школы № 5 г. Н-ска», то, во-первых, не можем понять, чью военную историю документирует музей - своей школы, данной территории или какого-то воинского подразделения - вариантов очень много. Во-вторых, не точно назван учредитель музея, т.к. это может быть школа начального образования, основного или среднего образования, в том числе и школа-интернат. Подобные неточности затрудняют понимание тематической специфики музея, определение его статуса и местонахождения.
На практике бывают случаи, когда расположенный в здании учреждения образования музей не является школьным. Так, в конце 1980-х годов в ряде школ Москвы были предоставлены помещения для размещения в них Советов ветеранов некоторых воинских частей. Ветераны организовали в этих помещениях музеи истории боевого пути своих воинских подразделений, а учащихся школы приглашали лишь на экскурсии и праздничные мероприятия. Таким образом, школа была лишь местом расположения музея, учредителем которого являлся Совет ветеранов определенного воинского подразделения.
Эти примеры показывают, насколько важно дать достаточно точное название школьному музею.
Словосочетание «школьный музей», «музей школы» дает представление о статусе музея, его основных функциях и месте в музейной сети. Во-первых, оно указывает на то, что музей относится к виду негосударственных музеев, во-вторых, - к типу музеев, работающих на общественных началах, в-третьих, что это музей, в котором основные музейно-профессиональные функции осуществляют дети, в-четвертых, - это музей, предназначенный, в первую очередь, для обучения и воспитания учащихся.
К сожалению, в настоящее время не используется существовавшая прежде система поощрения школьных музеев путем присвоения им почетных званий «Отличный школьный музей» и «Народный музей». Однако если школьному музею в свое время было присвоено такое звание, то его целесообразно включить в название музея, поскольку оно отражает и высокий уровень работы музея, и признание его заслуг в развитии культуры и образования. Если почетное звание не удается органично включить в название музея, то его можно привести перед названием или после него.
Наименование учредителя, включенное в название музея, дает представление как о статусе музея, так и о широте реализации его образовательно-воспитательных функций. Например, если учредитель музея - школа, то и его образовательно-воспитательный потенциал направлен на реализацию педагогических задач, в первую очередь, данного учреждения образования.
Другое дело - музей в учреждении дополнительного образования. В его создании и деятельности принимают участие учащиеся нескольких образовательных учреждений. Кроме того, экспозиция такого музея может использоваться педагогами местных школ и гимназий как для проведения обзорных и тематических экскурсий, так и учебных. Таким образом, у школьного музея учреждения дополнительного образования появляются признаки межшкольного музея.
Было бы хорошо, если бы музеи учреждений дополнительного образования, особенно районного и городского масштаба, расширяли свой межшкольный статус путем, во-первых, вовлечения в поисково-собирательскую краеведческую работу педагогов и учащихся тех учреждений общего образования, в которых нет и не планируется создание музея; во-вторых, организацией учебно-тематических экскурсий и других музейных мероприятий не только для своих воспитанников, но и для учащихся школ своего региона влияния; в-третьих, выполнением функций организационно-методических и координационных центров для всех учреждений общего и специального образования (музыкальные, художественные и иные школы, училища, лицеи) в области музейного дела и краеведческой деятельности.
Наименование учредителя музея во всех официальных документах (устав, положение, инвентарная книга и т.п.) и реквизитах музея (печать, бланк), если они используются, необходимо приводить полностью лишь в переписке, статьях, справках и т.п. можно применять общепринятые сокращения: облСЮТур, СОШ, МОУ, ДТДиЮ и т.д.
Несколько сложнее обстоит дело с включением в название музея, знания его профиля. Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различным) видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи.
Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем, не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея. Ведь, в конце концов, само понятие «профиль музея» достаточно условно. Не случайно, практически во всех профильных классификаторах на первое место выносятся музеи исторического профиля, поскольку, по большому счету, практически все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие историю природы, третьи историю литературы, изобразительного искусства, историю техники и т.д.
Еще одной специфической особенностью школьных музеев (во всяком случае, абсолютного большинства из них) является краеведческий характер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение - это наука, изучающая особенности развития природы и общества определенного региона силами его жителей. Следовательно, краеведение - это и методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края. Поэтому нельзя полностью согласиться с мнением учителя-краеведа А.А.Шаблина, что краеведение - это наука, изучающая развитие только человеческих сообществ, поскольку социальная история каждого региона складывалась и складывается во многом в зависимости от его природных особенностей.
Таким образом, школьные музеи фактически любого профиля с полным основанием могут считаться краеведческими.
Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены и музеи, изучающие и историю села, и историю школы, и историю местного предприятия.
Школьный литературный музей может изучать не только жизнь и творчество знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и не публиковались никогда. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление тех лиц, природных и технически объектов, которые описаны в литературных произведениях.
Подобные рекомендации могут быть отнесены и к школьным музея других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п. Очень важно при этом, чтобы юные краеведы не только собирали музыкальные инструменты, записывали песни и частушки, но и сами учились играть на этих инструментах, исполнять произведения местного песенного и танце вального творчества, сохраняя тем самым живую культуру своего края,
Иногда школьным музеям даются условные названия или имена собственные. Как бы ни романтично или патриотично ни звучали эти названия, необходимо стремиться к тому, чтобы они отражали профильную специфику музея. Когда мы читаем название «Музей «Деревенька моя» Козловской школы общего образования Бутурлиновского района Воронежской области», то нам более или менее ясен профиль музея. Из названия можно понять, что он посвящен истории родной деревни, возможно, и окружающей природе.
Еще точнее можно определить профильную направленность музея «А музы не молчали» школы № 235 им. Д.Д.Шостаковича г. Санкт-Петербурга. Хотя и здесь не все ясно со статусом учредителя музея.
Однако когда встречаешься с названием «Краеведческий музей «Витязь» Караяшниковской школы общего среднего образования Ольговатского района Воронежской области», сочетание «краеведческий музей» и «Витязь» вызывает массу вопросов.
Сложно определить основную исследовательскую тематику и по названию «Музей «Космос и школа» классической гимназии г. Тамбова». Лишь только по Каталогу школьных музеев Тамбовской области, изданному тиражом всего 200 экземпляров, можно понять, что это преимущественно историко-биографический музей, посвященный Герою Советского Союза космонавту Л.С.Демину.
Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению, какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей коня, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: «Государственный музей обороны Москвы», «Музеи героев-панфиловцев» и т.п. К монографическим музеям относятся и мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). К сожалению, далеко не все юные краеведы и их руководители понимают, что мемориальный музей можно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек. Например, в средней школе № 5 г.Хотькова Московской области много лет существует музей ленинградской школьницы, известной партизанки Великой Отечественной войны Лары Михеенко, который юные музейщики называют мемориальным. Однако Л.Михеенко никогда не бывала ни в здании школы, ни даже в г.Хотькове. Правильнее было бы назвать этот музей историко-биографическим. Не следует думать, что биографические музеи менее важны, чем мемориальные. Помимо того, что в историко-биографическом музее могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу, эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся и местного населения.
Приведенные примеры показывают, что название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательно-воспитательной функций, наименование учредителя. Таким образом, составление названия музея - ответственный процесс музейного творчества. Перед руководителями и активом школьного музея стоит сложная задача - сформулировать название своего музея таким образом, чтобы оно, с одной стороны, было информативным и лаконичным, с другой - позволяло реализовать романтические и творческие устремления детей и, наконец, соответствовало бы тем нормам и традициям, которые сложились в отечественном музееведении.