НАЗВАНИЕ И ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ




Коми Республиканский Центр детско-юношеского

Туризма и экскурсий

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

 

Министерство образования и высшей школы Республики Коми

 

Коми Республиканский центр детско-юношеского

туризма и экскурсий

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

Сыктывкар

 

 

Составитель: Акишина Е.С.

Методические рекомендации по организации школьного музея.

 

 

Методические рекомендации составлены на основе методического пособия «Школьный музей» В.Е. Туманова. Они включают материалы по комплектованию фондов школьного музея, основы организации школьного музея, рекомендации по названию и профилю музея и т.д.

Рекомендации предназначены для руководителей и организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, учащейся молодежи.

 

 

Республика Коми, 167981 г. Сыктывкар, ул. Малышева, 31

ГОУДОД «Детско-юношеский турцентр РК»

Тел.: 8 (8812) 22-38-74

Факс: 22-38-45

 

Редактор – Вотякова Л.Е.

Дизайн и верстка – Божко Я.В.

 

© Акишина Е.С., 2007

© ГОУДОД «Детско-юношеский турцентр РК», 2007

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ

Успех любого дела во многом зависит от его организации. По отноше­нию к школьным музеям проблемы организации можно рассматривать, по меньшей мере, в трех смыслах: создание и обеспечение деятельности музея; структура музея; музей как общественное объединение в учрежде­нии образования. Деление это в известной степени условно, поскольку эти формы организации взаимосвязаны, осуществляются, преимущест­венно, комплексно и, вместе с тем, отражают разные стороны деятельно­сти актива школьного музея.

Школьные музеи, как правило, возникают в силу двух основных при­чин. Чаще всего, к идее создания школьного музея приходят в процессе проведения длительной, иногда многолетней, туристско-краеведческой работы, когда накопленные краеведческие материалы как бы заставляют задуматься об их дальнейшем использовании, а сложившаяся система туристско-краеведческой деятельности вселяет уверенность, что создание школьного музея - задача вполне реальная и обеспечена необходимыми ресурсами: краеведческими материалами, материальными возможностя­ми, энтузиастами-педагогами и учащимися.

Иногда идея создания школьного музея возникает как ведущая, и вся система туристско-краеведческой деятельности в учреждении образова­ния организуется и направляется на реализацию подобного проекта.

Однако в любом случае перед инициаторами создания школьного му­зея возникает множество организационных проблем, без решения кото­рых невозможно осуществить задуманное.

В первую очередь необходимо сформировать актив школьного музея из педагогов, учащихся и их родителей. В состав актива школьного музея могут входить и другие местные жители, изъявившие желание участво­вать в реализации проекта. Понятие «актив школьного музея» достаточ­но динамичное и не предполагает какого-то жесткого ценза по возрасту, социальному составу, количеству и т.п., главное, чтобы на всех этапах со­здания и деятельности музея активное участие принимали учащиеся.

На собрании (конференции) актива школьного музея целесообразно решить первые организационные вопросы: избрание руководителя школьного музея, при необходимости и его заместителей; выборы Совета школьного музея - органа ученического самоуправления; формирование попечительского органа, например, Совета содействия школьному музею или Попечительского совета школьного музея, функции которого зало­жены в его названии. После избрания органов, осуществляющих руководство и координа­цию деятельности будущего школьного музея, можно приступать к реше­нию других организационных вопросов. Одна из важнейших научно-орга­низационных задач - разработка концепции школьного музея. Под концепцией музея следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей: его профиль и название, статус в музейной сети, назначение его функций и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплек­тования фондов и их использования, экспозиционные и просветительные формы работы, общественно полезную деятельность музея в области охра­ны и использования культурного и природного наследия родного края, специализацию актива музея и повышение его квалификации, организа­цию взаимосвязей музея с государственными органами и общественными организациями, формирование материальной базы музея и т.п.

Концепция музея - это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. В дальнейшем, по ходу реализации проекта, в концепцию музея придется вносить какие-то коррективы, однако эти из­менения, как правило, не оказывают принципиального влияния на осуще­ствление тех целеустановок, которые сформулировал в концепции актив школьного музея. Вместе с тем, разрабатывая концепцию музея, не стоит увлекаться фантастическими проектами, а следует исходить из реаль­ных возможностей, которыми располагает данное учреждение образова­ния и данный актив школьного музея. Программа создания и деятельно­сти музея должна быть сформирована таким образом, чтобы каждое поко­ление учащихся достигало бы конкретных результатов в ее осуществле­нии, чтобы каждый учащийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от соз­нания собственного вклада в общее дело.

Собиранию идей и предложений для формирования концепции музея может способствовать проведение в учреждении образования специаль­ных конференций, конкурсов и т.п. Это поможет выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности, послужит свое­образной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, местных жителей.

У школьного музея очень сложный социальный статус. С одной сторо­ны, школьный музей - это общественное объединение в учреждении об­разования со своим руководящим органом (собрание, конференция акти­ва школьного музея) и исполнительным органом (Совет школьного му­зея). С другой стороны - это структурное подразделение учреждения об­разования, и руководитель этого учреждения несет ответственность и за деятельность актива школьного музея, и за историко-культурные ценности, хранящиеся в музее, и за то, чтобы школьный музей действовал в рамках существующего законодательства. С третьей стороны, школьный музей - это своего рода общественное учреждение культуры, и обязан­ность руководителя музея - организовать его работу таким образом, чтобы она соответствовала тем нормам и требованиям, которые предъявля­ются к учреждениям музейного типа.

В связи с этим активу школьного музея целесообразно разработать и принять устав школьного музея, в котором необходимо достаточно четко продумать и зафиксировать принципы внутримузейной демократии, от­ветственность музея перед учреждением образования, другими учредите­лями и перед государством. Большое значение этой процедуры заключа­ется в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполне­нии устава, дети осваивают принципы демократии и технологии осущест­вления демократических процедур, получают представление о собствен­ных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.

По решению собрания (конференции) актива школьного музея устав может и не быть зарегистрированным в местных органах юстиции, а иг­рать роль внутреннего документа в учреждении образования, определяю­щего статус, функции, формы работы и иные условия деятельности музея как общественного объединения без образования юридического лица.

Для реализации основных направлений деятельности музея создают­ся профильные функциональные группы: поисково-собирательская, осу­ществляющая комплектование музейного собрания; фондовая, обеспечи­вающая учет и хранение фондов; экспозиционно-выставочная, отвечаю­щая за разработку и создание экспозиций и выставок музея; массово-про­светительская группа для проведения экскурсий, лекций, бесед, встрече гостями музея, музейных праздников, других массовых мероприятий, ор­ганизации публикаций в местных СМИ и т.п.

Эти группы могут называться и по-другому, равно как и создаваться иные функциональные структуры, в зависимости от концепции музея и выдумки его актива. Например, в некоторых школьных музеях создаются группы переписки, группы музейного оборудования, группы моделирова­ния музейных предметов и др. Суть не в количестве и названии групп, а в том, чтобы создать условия для добровольного и творческого участия детей в реализации всех основных направлений и видов музейной деятельности.

Как показывает практика, такие группы целесообразно создавать на добровольных началах и организовывать их работу на принципах учени­ческого самоуправления, самостоятельного обеспечения своего участка деятельности с отчетностью перед Советом школьного музея, рационально, если учащиеся - руководители таких функциональных групп входят в состав Совета школьного музея.

Важно, чтобы деятельность каждой функциональной группы куриро­вал взрослый из числа педагогов или попечителей музея. Естественно, желательно, чтобы взрослый наставник имел профессиональные предста­вления о тех видах музейной деятельности, которые осуществляют его подопечные. В этом случае он сможет не только профессионально грамот­но организовать работу группы, но и проводить систематические занятия с ней по повышению квалификации.

В функции поисково-собирательской группы входят вопросы комплек­тования музейного собрания. При этом если в музейно-краеведческой дея­тельности принимают участие и другие подразделения учреждения образо­вания (классы, кружки, студии, клубы), то в задачи поисково-собиратель­ской группы входит координация их работы, разработка краеведческих за­даний, анализ выполнения планов и программ по комплектованию и т.п.

Поисково-собирательская группа организует тематическое и система­тическое комплектование, комплектование «по горячим следам собы­тий», оказывает помощь фондовой группе в поиске недостающих в кол­лекциях музейных предметов и т.п. Например, в коллекции часов нет хо­диков с кукушкой, и задача поисково-собирательской группы - собирать и анализировать информацию, проводить консультации, вести переписку, давать объявления, чтобы найти желаемый предмет.

Одна из основных задач поисково-собирательской группы - органи­зация краеведческих экспедиций, особенно летних, т.к. это наиболее бла­гоприятное время для осуществления комплексных краеведческих изы­сканий. Поэтому необходимо заблаговременно планировать летние экс­педиции, вести разработку маршрутов, готовить необходимое снаряже­ние и оборудование, изучить регионы предполагаемой работы. С целью осуществления предварительной договоренности с местными органами власти, выявления возможных объектов исследования и источников ком­плектования краеведческих материалов, определения условий работы экспедиции и т.д. Можно провести пилотажные исследования - совер­шить кратковременные туристские походы в дни зимних и весенних ка­никул, однодневные походы в выходные и праздничные дни, которые по­могут решить многие организационные вопросы и максимально обеспе­чить успех будущих экспедиций. Например, по согласованию с местными органами власти, с руководителями предприятий, возможно, будет избра­на такая форма работы экспедиции, как лагерь труда и отдыха или уточ­нено наиболее удобное время для проведения краеведческой экспедиции. Последнее, в частности, очень важно, если работа экспедиции планирует­ся в сельской местности. Жители села, как правило, большую часть лета заняты интенсивным трудом не только в колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, но и на собственном подворье. В это время жители села не особенно охотно идут на контакты с «приезжими». Другое дело, если эти «приезжие» живут некоторое время рядом и участвуют в сельскохозяйст­венных работах, тогда у местных жителей возникает уважение и доверие к участникам экспедиции. Кроме того, цикличность сельскохозяйствен­ных работ, отмечание государственных и религиозных праздников позво­ляют участникам экспедиции найти соответствующие паузы в занятости жителей села и использовать их для решения краеведческих задач.

Ответственная организационно-методическая и научная задача в про­цессе сбора краеведческих материалов - регулярное и правильное веде­ние полевых документов учета и описания самих выявленных предметов музейного значения, объектов живой культуры и разносторонней инфор­мации о них и среде их бытования. Эту работу должны выполнять специальные ответственные лица из числа участников экспедиции и иных по­исково-собирательских групп. Ведение полевых документов - дело профессионально сложное, поэтому ответственным за ведение полевой доку­ментации целесообразно пройти предварительную подготовку под руко­водством педагогов, почитать специальную литературу, проконсультиро­ваться у специалистов музейного и архивного дела, в местных краеведче­ских обществах и отделениях Всероссийского общества охраны памятни­ков истории и культуры. Специалисты могут подсказать также, какое обо­рудование необходимо для хранения в экспедиции собранных краеведче­ских материалов.

Организационные вопросы работы фондовой группы связаны с опера­тивным проведением экспертизы (оценки) поступивших в музей краевед­ческих материалов для вынесения решения об их дальнейшем использова­нии: включить в основной или научно-вспомогательный фонды школьно­го музея; передать на хранение в государственный (муниципальный) му­зей или архив; возвратить владельцу и т.п. Задача экспертной оценки соб­ранных краеведческих материалов чрезвычайно сложна и ответственна, поэтому очень важно, чтобы в работе фондовой группы наряду с учащими­ся принимали участие взрослые: педагоги, члены попечительского совета, местные краеведы, специалисты музеев, архивов, вузов, отделений Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры. Можно реко­мендовать приглашение отдельных специалистов на те заседания фондо­вой группы, на которых рассматриваются предметы музейного значения, являющиеся объектами изучения этих специалистов - археологические, этнографические, нумизматические, документальные и т.п.

После вынесения решений фондовой комиссии, которые фиксируют­ся в протоколах ее заседаний, все предметы музейного значения и сопровождающие их материалы (полевые документы, легенды, фотоснимки) должны быть переданы по назначению.

Музейные предметы, которые остаются в основном и научно-вспомо­гательном фондах школьного музея, необходимо оперативно зарегистри­ровать в «Главной инвентарной книге» музея. Если в музее ведется раз­дельный учет основного и научно-вспомогательного фондов (что представляется более рациональным для школьного музея), то необходимо провести регистрацию в соответствующих инвентарных книгах учета, а сами музейные предметы, снабдив их необходимыми шифрами, помес­тить в соответствующие фонды и коллекции музея. Полезно, если в про­цессе учета и описания музейных предметов в инвентарных книгах при­мут участие те юные краеведы, которые участвовали в их комплектова­нии, т.к. в их памяти хранится масса полезных сведений об источниках комплектования, о среде бытования предметов музейного значения, условиях хранения, способах использования и другой научно значимой ин­формации.

В функции фондовой группы входит и организация комплектования музейных коллекций «на полноту», т.е. поиск предметов, которых не дос­тает в тематических, а чаще систематических коллекциях, контроль за температурно-влажностным режимом хранения музейных предметов в фондах и экспозиции, выдача (с обязательным учетом) музейных предме­тов для использования в экспозиции, на уроках, в различных формах про­светительной работы и многое другое. Фондовая группа организует науч­ное изучение и атрибуцию музейных предметов, составление и ведение паспортов, инвентарных карточек музейных предметов, коллекционных и топографических описей и т.п., в зависимости от реальных возможностей школьного музея. Фондовая группа может, например, привлечь других учащихся учреждения образования к сбору и изготовлению специальных емкостей для хранения музейных предметов (коробок, папок, конвертов). Организационные функции экспозиционно-выставочной группы включают в себя задачи не только экспозиционного проектирования и со­здания экспозиций, но и контроля за ее состоянием, реэкпозиции отдельных разделов стационарной экспозиции, ее расширения новыми раздела­ми и материалами, разработки и создания музейных выставок.

Одна из организационных задач этой группы - изучение опыта и тен­денций экспозиционно-выставочной работы государственных и муници­пальных музеев, архивов, библиотек, общественных музеев других орга­низаций. Это поможет более успешно решать собственные экспозицион­ные проблемы, а также может стать одной из форм повышения квалифи­кации актива школьного музея.

В функции экскурсионно-просветительской группы входит организация разработки обзорных и учебно-тематических экскурсий и их проведе­ния по стационарной экспозиции и на музейных выставках, подготовка и проведение лекций, бесед, конкурсов, тематических вечеров и музейных праздников. Каждый из видов этой деятельности имеет свою специфику, свои организационно-методические особенности. Успешная их реализа­ция зависит от творческой изобретательности организаторов, их увлечен­ности своей работой.

Особая ответственность за решение организационных вопросов лежит на Совете школьного музея, поскольку он является одновременно орга­ном коллегиального руководства деятельностью школьного музея и ис­полнительным органом музея как общественного объединения. Поэтому при разработке концепции школьного музея, его устава необходимо тща­тельно продумать и прописать функции Совета школьного музея, сферу его компетенции в решении проблем как внутримузейной деятельности, так и за его пределами. К компетенции Совета школьного музея обычно относят: проведение научных, отчетных и отчетно-выборных конферен­ций (собраний); координацию деятельности, рассмотрение планов и отче­тов функциональных групп школьного музея и иных краеведческих объ­единений (поисково-собирательских групп, классов, кружков, отрядов) участвующих в реализации концепции музея, в охране объектов культурного и природного наследия родного края; организацию профессиональной подготовки и повышения квалификации учащихся в области краеве­дения, музейного дела, охраны памятников истории и культуры, объектов природы; осуществление творческих связей с государственными органа­ми, научными учреждениями и общественными организациями; обсужде­ние проблем материально-технического обеспечения; вопросы успевае­мости и дисциплины актива школьного музея; отчетность перед руковод­ством и педагогическим советом учреждения образования и т.п.

Функции Совета школьного музея и функциональных групп могут быть при необходимости сформулированы и в специальных положениях о них.

Предложенная модель организации основных направлений и форм де­ятельности школьного музея - не плод авторской фантазии, а своего рода компиляция различных элементов этой схемы, используемых в практике школьных музеев и краеведческих объединений учащихся. Это тот максимум, к которому должен стремиться актив школьного музея в организации своей деятельности. В действительности же лишь немногие школьные му­зеи способны достаточно полно реализовать подобную модель.

На практике часто сравнительно небольшой актив школьного музея организует и осуществляет все направления и виды музейной деятельно­сти. Одни и те же учащиеся участвуют и в комплектовании фондов, и в их учете, и в создании музейной экспозиции, и в проведении экскурсий и т.д. Однако и в этом случае полезно создавать функциональные группы школьного музея. При этом одни и те же члены актива школьного музея будут выполнять разные ролевые функции. Например, ответственный за работу фондовой группы в экспедиции по комплектованию фондов мо­жет быть рядовым участником и отвечать, скажем, за ведение «Полевой описи», а председатель Совета музея может быть рядовым экскурсоводом в экскурсионно-просветительской группе. Совмещение разных ролевых функций в школьном музее может способствовать расширению диапазо­на специализации учащихся в области музейного дела и краеведения, формированию их организаторских и исполнительских навыков.

В целом же, участие детей в решении организационных вопросов соз­дания и работы школьного музея способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, выработке профессиональных навыков, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе, формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает навыки коллективной и индивидуальной дея­тельности, социальной активности.

НАЗВАНИЕ И ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ

Дать имя музею - задача не столь простая, как кажется на первый взгляд. Название музея должно включать несколько параметров, отража­ющих статус музея, его профиль, наименование учредителя. Название музея должно быть достаточно информативным и, одновременно, лаконичным. Найти эту «золотую середину» бывает непросто. Когда мы, на­пример, читаем такое название: «Музей боевой славы школы № 5 г. Н-ска», то, во-первых, не можем понять, чью военную историю документи­рует музей - своей школы, данной территории или какого-то воинского подразделения - вариантов очень много. Во-вторых, не точно назван уч­редитель музея, т.к. это может быть школа начального образования, ос­новного или среднего образования, в том числе и школа-интернат. Подоб­ные неточности затрудняют понимание тематической специфики музея, определение его статуса и местонахождения.

На практике бывают случаи, когда расположенный в здании учрежде­ния образования музей не является школьным. Так, в конце 1980-х годов в ряде школ Москвы были предоставлены помещения для размещения в них Советов ветеранов некоторых воинских частей. Ветераны организо­вали в этих помещениях музеи истории боевого пути своих воинских под­разделений, а учащихся школы приглашали лишь на экскурсии и празд­ничные мероприятия. Таким образом, школа была лишь местом располо­жения музея, учредителем которого являлся Совет ветеранов определен­ного воинского подразделения.

Эти примеры показывают, насколько важно дать достаточно точное название школьному музею.

Словосочетание «школьный музей», «музей школы» дает представле­ние о статусе музея, его основных функциях и месте в музейной сети. Во-первых, оно указывает на то, что музей относится к виду негосударствен­ных музеев, во-вторых, - к типу музеев, работающих на общественных началах, в-третьих, что это музей, в котором основные музейно-профессиональные функции осуществляют дети, в-четвертых, - это музей, пред­назначенный, в первую очередь, для обучения и воспитания учащихся.

К сожалению, в настоящее время не используется существовавшая пре­жде система поощрения школьных музеев путем присвоения им почетных званий «Отличный школьный музей» и «Народный музей». Однако если школьному музею в свое время было присвоено такое звание, то его целе­сообразно включить в название музея, поскольку оно отражает и высокий уровень работы музея, и признание его заслуг в развитии культуры и образования. Если почетное звание не удается органично включить в название музея, то его можно привести перед названием или после него.

Наименование учредителя, включенное в название музея, дает пред­ставление как о статусе музея, так и о широте реализации его образова­тельно-воспитательных функций. Например, если учредитель музея - школа, то и его образовательно-воспитательный потенциал направлен на реализацию педагогических задач, в первую очередь, данного учреждения образования.

Другое дело - музей в учреждении дополнительного образования. В его создании и деятельности принимают участие учащиеся нескольких образовательных учреждений. Кроме того, экспозиция такого музея мо­жет использоваться педагогами местных школ и гимназий как для прове­дения обзорных и тематических экскурсий, так и учебных. Таким обра­зом, у школьного музея учреждения дополнительного образования появ­ляются признаки межшкольного музея.

Было бы хорошо, если бы музеи учреждений дополнительного образо­вания, особенно районного и городского масштаба, расширяли свой межшкольный статус путем, во-первых, вовлечения в поисково-собиратель­скую краеведческую работу педагогов и учащихся тех учреждений обще­го образования, в которых нет и не планируется создание музея; во-вто­рых, организацией учебно-тематических экскурсий и других музейных мероприятий не только для своих воспитанников, но и для учащихся школ своего региона влияния; в-третьих, выполнением функций органи­зационно-методических и координационных центров для всех учрежде­ний общего и специального образования (музыкальные, художественные и иные школы, училища, лицеи) в области музейного дела и краеведче­ской деятельности.

Наименование учредителя музея во всех официальных документах (устав, положение, инвентарная книга и т.п.) и реквизитах музея (печать, бланк), если они используются, необходимо приводить полностью лишь в переписке, статьях, справках и т.п. можно применять общепринятые сокращения: облСЮТур, СОШ, МОУ, ДТДиЮ и т.д.

Несколько сложнее обстоит дело с включением в название музея, знания его профиля. Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различным) видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей кате­горией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяй­ственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются крае­ведческие музеи.

Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реа­лизации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем, не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создава­емые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея. Ведь, в конце концов, само по­нятие «профиль музея» достаточно условно. Не случайно, практически во всех профильных классификаторах на первое место выносятся музеи исторического профиля, поскольку, по большому счету, практически все музеи являются историческими, только одни документируют социаль­ную историю, другие историю природы, третьи историю литературы, изо­бразительного искусства, историю техники и т.д.

Еще одной специфической особенностью школьных музеев (во всяком случае, абсолютного большинства из них) является краеведческий харак­тер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимуще­ственно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение - это наука, изучающая особенно­сти развития природы и общества определенного региона силами его жи­телей. Следовательно, краеведение - это и методологический прием поз­нания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края. Поэтому нельзя полностью согласиться с мнением учителя-краеведа А.А.Шаблина, что краеведение - это наука, изучающая развитие только человеческих сообществ, поскольку социальная история каж­дого региона складывалась и складывается во многом в зависимости от его природных особенностей.

Таким образом, школьные музеи фактически любого профиля с пол­ным основанием могут считаться краеведческими.

Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изуче­нием истории своего края с древнейших времен, а быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края либо определенному истори­ческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музе­ям исторического профиля могут быть отнесены и музеи, изучающие и ис­торию села, и историю школы, и историю местного предприятия.

Школьный литературный музей может изучать не только жизнь и творчество знаменитых писателей, родившихся и живших в данной мест­ности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и не публиковались никогда. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление тех лиц, природных и технически объектов, которые описаны в литературных произведениях.

Подобные рекомендации могут быть отнесены и к школьным музея других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п. Очень важно при этом, чтобы юные краеведы не только собирали музыкальные инструменты, записывали песни и частушки, но и сами учились играть на этих инструментах, исполнять произведения местного песенного и танце вального творчества, сохраняя тем самым живую культуру своего края,

Иногда школьным музеям даются условные названия или имена соб­ственные. Как бы ни романтично или патриотично ни звучали эти назва­ния, необходимо стремиться к тому, чтобы они отражали профильную специфику музея. Когда мы читаем название «Музей «Деревенька моя» Козловской школы общего образования Бутурлиновского района Воро­нежской области», то нам более или менее ясен профиль музея. Из на­звания можно понять, что он посвящен истории родной деревни, возмож­но, и окружающей природе.

Еще точнее можно определить профильную направленность музея «А музы не молчали» школы № 235 им. Д.Д.Шостаковича г. Санкт-Петербур­га. Хотя и здесь не все ясно со статусом учредителя музея.

Однако когда встречаешься с названием «Краеведческий музей «Ви­тязь» Караяшниковской школы общего среднего образования Ольговатского района Воронежской области», сочетание «краеведческий му­зей» и «Витязь» вызывает массу вопросов.

Сложно определить основную исследовательскую тематику и по на­званию «Музей «Космос и школа» классической гимназии г. Тамбова». Лишь только по Каталогу школьных музеев Тамбовской области, издан­ному тиражом всего 200 экземпляров, можно понять, что это преимущественно историко-биографический музей, посвященный Герою Советско­го Союза космонавту Л.С.Демину.

Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению, какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей коня, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: «Государственный музей обороны Москвы», «Музеи героев-панфиловцев» и т.п. К монографическим музеям относятся и мемориальные музеи, создан­ные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памят­ном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). К сожалению, далеко не все юные краеведы и их руководители понимают, что мемориальный музей можно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек. Например, в средней школе № 5 г.Хотькова Московской области много лет существует музей ленинградской школьницы, известной пар­тизанки Великой Отечественной войны Лары Михеенко, который юные музейщики называют мемориальным. Однако Л.Михеенко никогда не бывала ни в здании школы, ни даже в г.Хотькове. Правильнее было бы на­звать этот музей историко-биографическим. Не следует думать, что био­графические музеи менее важны, чем мемориальные. Помимо того, что в историко-биографическом музее могут храниться подлинные вещи, при­надлежавшие изучаемому лицу, эти музеи играют важную роль в выявле­нии и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяри­зации его жизни и деятельности среди учащихся и местного населения.

Приведенные примеры показывают, что название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образова­тельно-воспитательной функций, наименование учредителя. Таким обра­зом, составление названия музея - ответственный процесс музейного творчества. Перед руководителями и активом школьного музея стоит сложная задача - сформулировать название своего музея таким образом, чтобы оно, с одной стороны, было информативным и лаконичным, с дру­гой - позволяло реализовать романтические и творческие устремления детей и, наконец, соответствовало бы тем нормам и традициям, которые сложились в отечественном музееведении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: