ФЕНОМЕН МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА




Краеведение как сфера научной деятельности по изучению особенно­стей развития природы, истории и культуры родного края зачастую свя­зано с выявлением памятников материальной и духовной культуры, ори­гинальных объектов природы. Особенно это характерно для школьного краеведения, которое традиционно используется для эффективного ре­шения двуединой задачи обучения и воспитания детей и молодежи в процессе их участия в выявлении, охране и использовании культурного и природного наследия. История отечественного школьного краеведе­ния свидетельствует о том, что наиболее распространенными источника­ми для изучения различных фактов и событий в истории края являются те, которые были собраны юными краеведами в процессе поисково-соби­рательской краеведческой деятельности.

Юные краеведы выявляют и собирают предметы быта и рабочие инст­рументы, газеты и фотографии, письма и воспоминания, образцы расти­тельности и почвы, осуществляют наблюдения за состоянием недвижи­мых памятников и окружающей среды. Все их находки и наблюдения ста­новятся основой для написания работ историко-краеведческой тематики, создания в школах предметных кабинетов, краеведческих уголков, музеев.

Анализ современного состояния школьного краеведения, осуществлен­ный в процессе реализации задач туристско-краеведческого движения обу­чающихся Российской Федерации «Отечество», показывает, что педагоги и учащиеся, участвующие в поисково-собирательской краеведческой работе, подчас недостаточно хорошо знакомы с основными правилами и методика­ми выявления объектов наследия, их определения, описания и учета.

Особенно это заметно при анализе опыта комплектования фондов школьных музеев, научного описания и атрибуции музейных предметов. В многочисленных статьях, докладах и сообщениях юных краеведов и их педагогов выявленные в процессе поисково-собирательской работы пред­меты музейного значения называются то памятниками истории и культу­ры, то реликвиями, то экспонатами и т.п. Юные краеведы и их педагоги часто не делают различия между подлинниками и копиями, оригиналами и новоделами, муляжами и моделями, не имеют элементарных представ­лений о порядке и содержании научного описания и атрибутирования музейных предметов, не говоря уже о выявлении их свойств и определении научной значимости как объектов наследия.

Среди причин, порождающих эти недочеты, можно назвать и недоста­точное количество издаваемых методических разработок, и отсутствие системы подготовки руководителей школьных музеев, и многообразие терми­нов для определения одних и тех же объектов в системе различных науч­ных дисциплин. Например, письменный документы впамятниковедении определяется как документальный памятник, в архивоведении - архив­ный документ, в музееведении - музейный предмет, в источникове­дении - исторический источник. Краеведение как научная дисциплина интегрирующего характера использует понятийный аппарат этих и других научных дисциплин, в зависимости от того, в рамках каких методик осуще­ствляется конкретное исследование. Поэтому один и тот же объект куль­турного наследия в различных краеведческих исследованиях или на разных этапах исследования может называться и памятником истории и куль­туры, и объектом природы, и историческим источником, и музейным пред­метом. Например, при выявлении объекта наследия в среде бытования он может классифицироваться участниками поисково-собирательской рабо­ты как памятник истории и культуры, и в случае, если принято решение о передаче этого объекта в школьный музей, то в полевых учетных докумен­тах он фиксируется как предмет музейного значения, а при поступлении в музейное собрание учитывается и описывается как музейный предмет. Ес­ли этот музейный предмет используется для изучения какого-либо собы­тия или исторического факта, то он выступает как исторический источник, а если для демонстрации в экспозиции, то как экспонат.

Таким образом, в процессе краеведческого исследования довольно ча­сто приходится прибегать к методикам и понятийному аппарату различ­ных дисциплин или использовать профильные приемы и термины на раз­ных этапах исследования. Например, группа краеведов приступает к изу­чению какого-нибудь события или явления в истории края. На первом этапе осуществляется выявление публикаций по теме исследования с це­лью выяснения степени ее изученности. На этом этапе краеведы прибега­ют к методикам, разработанным отечественной библиографией.

Изучение опубликованных работ, их сравнительный анализ, выявле­ние подходов к описанию и оценке события различными исследователя­ми осуществляется с использованием приемов и методов историографии. Здесь же может применяться и источниковедческий анализ с целью определения полноты и достоверности фактов, их соотнесения с другими фа­ктами и событиями, с уточнением датировки, имен, топонимов и т.п. Ис­точниковедческий анализ, в свою очередь, предполагает использование методик и данных других научных дисциплин: хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, палеографии и т.д. Так, уже на начальном этапе исследования краеведам приходится прибегать к разнообразным методи­кам, использовать терминологию различных научных дисциплин.

Нередко анализ литературы по теме исследования не дает полного представления о степени изученности темы. Поэтому полезно обратиться в местные музеи с целью выяснения, изучалась ли эта проблема музеевед­ческими средствами и какими данными располагает музей об этом собы­тии или явлении.

Изучение вопроса о степени разработанности выбранной темы в исто­риографии и музееведении - очень важный этап краеведческого исследо­вания, поскольку позволяет выяснить уровень изученности темы, ее акту­альность для истории и культуры края, наметить возможные пути и мето­ды осуществления исследования. Немаловажно и то, что подобное пред­варительное изучение исследованности темы позволяет краеведам полу­чить представление о степени ее сложности и прийти к выводу о том, по силам ли выбранная тема для ее исследования данной группой краеведов, хватит ли у них специальных знаний для ее достаточно глубокого изуче­ния, насколько вероятно выявление и получение новых источников и данных для разработки темы с учетом возможных затрат времени (напри­мер, до окончания школы).

Как показывает практика последних лет, многие школьники-краеведы берутся за такие темы, которые либо уже хорошо и довольно полно изу­чены специалистами, либо не по силам для исследования детям, посколь­ку вероятность выявления новых источников и данных в среде бытования близка к нулю. Кроме того, часто выбираются для исследования доволь­но глобальные темы, как по проблематике, так и по хронологии. Напри­мер, историю населенного пункта за несколько столетий его существова­ния можно достаточно подробно изучить, потратив на это многие годы упорного труда и усилия не одного поколения юных краеведов. Поэтому педагогу-руководителю краеведческой работы в учреждении образова­ния необходимо реально представлять, что изучение такой темы может растянуться на многие годы, а то и десятилетия и, соответственно, ставить перед каждым поколением юных краеведов достижимые цели - сравнительно небольшие по проблематике и хронологии темы, которые могут быть интересны и посильны детям для изучения.

Одна из важнейших задач педагога-краеведа - обучение учащихся на­выкам исследовательской деятельности, основным приемам и методикам выявления и определения объектов наследия, изучения среды их бытова­ния, осуществления их учета и научного описания, использования их как источников для изучения избранной темы. Специалисты считают, что «краеведческая работа в школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательную деятельность. Учитель, прежде всего, сам, должен владеть исследовательским методом и методикой обучения учащихся элементам исследовательской работы». Осо­бая ответственность в этом смысле возлагается на тех педагогов-краеведов, которые ставят перед собой задачи создания краеведческих уголков и школьных музеев, поскольку это связано с необходимостью изъятия объектов наследия из среды бытования и создания на их основе конкрет­ных моделей развития истории, культуры, природы родного края в форме музейных коллекций и экспозиций.

Создать школьный музей, обеспечить эффективное выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятникоохранительных функций можно лишь при условии достаточно серьезной научной подго­товки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания целей и методов выявления, собирания, учета, научного описания и использова­ния объектов наследия краеведческими и музейными средствами.

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он яв­ляется объектом комплектования, научного изучения и описания, ис­пользования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспита­тельной и других формах музейной деятельности. Убери из музея музейный предмет и станет бессмысленным существование музея.

В современном музееведении изучению феномена музейного предме­та уделяется большое внимание. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте музейного предмета в музее, о его потенциальных возможностях «отражать» и «представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта наследия.

Нередко, увидев в экспозиции музея какой-нибудь хорошо знакомый предмет, мы удивляемся, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необыч­ного, почему ее так внимательно рассматривают посетители!? Точно такая же вещь есть у меня дома и никому не приходит в голову любоваться ею как чем-то особенным, диковинным. И только из пояснений экскурсовода узнаем, что эта вещь, этот экспонат, этот музейный предмет имеет прямое отношение к какому-то конкретному историческому событию или, ска­жем, природному явлению. И мы уже другими глазами смотрим на экспо­нируемую вещь, по-другому воспринимаем ее, потому что именно она бы­ла как бы участницей известного события, как бы хранит память о нем.

Одинаковые, на первый взгляд, вещи могут по-разному восприни­маться нами в зависимости от того, в какой ситуации и с какой целью мы рассматриваем предмет. Одно дело, например, наручные часы в витрине магазина. Они могут нас интересовать с практической точки зрения: дли­тельность и точность хода, способность противостоять ударам и влаге, по­казывать дни, недели, месяцы, светиться в темноте и т.п. Другое дело - внешне похожие часы в музейной витрине, принадлежавшие, например, космонавту и побывавшие с ним в космическом полете. Здесь нас уже ма­ло интересуют технические возможности часов - нам любопытно узнать, и как они попали к космонавту, и как проходил полет, и как часы оказались в музее, т.е. разного рода историческая информация.

В этом-то и заключается главная функция музейного предмета - быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с кото­рыми был связан данный предмет. Даже произведения изобразительного искусства мы воспринимаем не только эмоционально - нам интересны и биография художника, и повод создания произведения, и его сюжет, и ис­тория произведения и т.п.

В современном музееведении музейный предмет определяется как «памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошед­ший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного со­брания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. Является составной частью национального культурного достояния. Выступает в музее как источник знаний и эмоци­онального воздействия и как средство воспитания и образования. Для ха­рактеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориаль­ную, историческую и художественную ценность».

В приведенном определении сконцентрировано большое количество специальных музееведческих понятий, каждое из которых, в свою оче­редь, отражает различные состояния музейного предмета и многообраз­ные научные приемы его выявления, изучения и использования.

Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены экспедицией, переданы дарителем или приобретены у вла­дельца. Многие предметы, до того как ими заинтересуются музейные спе­циалисты или краеведы, не являются памятниками истории и культуры - они представляют собой обычные материальные объекты и используются по прямому назначению: орудиями труда работают, одежду носят, книги читают, радио слушают и т.д. Иными словами, каждый предмет, после то­го как его изготовили, выполняет свою утилитарную функцию до тех пор, пока не утратит ее (сломается или будет заменен новым). Вышедшие из употребления вещи чаще всего уничтожают (выбрасывают, сжигают, ути­лизируют). Однако часть предметов сохраняется и в силу различных при­чин приобретает значение памятников истории и культуры, объектов наследия. Например, предметы, которые сохранились в ограниченном коли­честве. К ним относятся не только памятники археологии, но и разнооб­разные предметы быта разных эпох, в том числе и современности, кото­рые сохранились в ограниченном количестве. Такие предметы часто на­зывают раритетами, т. е. редкими предметами, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.

Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном собы­тии. Такие предметы принято называть реликвиями.

Раритеты и реликвии - это, чаще всего, материальные предметы, ут­ратившие свое функциональное значение и приобретшие значение сим­волов, памятных знаков. Такие предметы часто интересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности.

Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например, знамена, награды, удостоверения личности и т.п.

Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров. Необходимо понимать, что реликвия и раритет не одно и то же и что ра­ритетный предмет воспринимается людьми рационально, а реликвийный - эмоционально. Следовательно, отнесение раритетов и реликвий к па­мятникам истории и культуры, несмотря на их общее свойство уникаль­ности, осуществляется по разным основаниям. Рассмотрим два примера. Знамя полка реликвийно по отношению к данной воинской части: офице­ры и солдаты полка воспринимают знамя как святыню. Вместе с тем, ка­ждый полк имеет свое знамя, внешне эти знамена очень похожи и потому не представляются раритетными в широком смысле. Возьмем другой пример: до начала 1960-х годов учащиеся школ были обязаны писать перьевыми ручками, и в каждой семье была одна, а то и несколько чер­нильниц. На смену перьевым ручкам пришли авторучки, затем шарико­вые ручки, гелевые. Чернильницы стали не нужны, и сегодня, чтобы най­ти чернильницу, необходимо приложить немало усилий. Те, у кого они еще сохранились, часто об этом и не подозревают - убрали за ненадобно­стью в кладовку или инее укромное место и забыли о ней. Таким образом, обычная когда-то чернильница сегодня стала раритетом, более того - оп­ределенным символом эпохи; образования, культурной революции. Одна­ко не много, вероятно, найдется людей, которые относятся к чернильнице как к реликвии.

Раритетность вещи - свойство объективное, поскольку определяется количественными характеристиками, реликвийность же - свойство субъ­ективное, поскольку им наделяют предметы люди. Реликвия может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек восприни­мает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллек­тивной, когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный пред­мет как реликвию. Именно потому, что реликвийные предметы чаще все­го воспринимаются не рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к раритетным.

Реликвийность и раритетность предметов можно рассматривать как одно изоснований для придания им статуса памятников истории и культуры, объектов культурного наследия и одним из объективных критериев для отбора в музейное собрание.

Краеведов и актив школьного музея могут интересовать не только ра­ритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распростра­ненные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым со­бытием или явлением.

Специфика музееведческого изучения событий и явлений прошлого и настоящего заключается в том, что специалисты музейного дела стремят­ся выявить и собрать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помо­щью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события. Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, де­лают эти предметы фактами истории (историческими источниками).

От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные. Тогда перед краеведами возникает проблема: какие предме­ты целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне, используя наименьшее количество предме­тов. Площади для хранения музейных фондов не безграничны, ограничен­ны и возможности музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед музеями всегда стоит дилемма: как в меньшем объеме источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении.

В последние десятилетия в музееведении, как отечественном, так и за­рубежном, предпринимаются попытки разработать критерии отбора му­зейных предметов в музейное собрание. Речь идет не о выработке каких-то формальных стандартов и инструкций, а скорее о разработке научно обоснованных методов исследования различного типа предметов с точки зрения их возможного отбора в музейное собрание.

В ходе этих исследований, например, возникло понятие «предмет му­зейного значения», т.е. такой предмет, который выявлен музейными спе­циалистами или краеведами в среде бытования как источник, содержа­щий (несущий) информацию об изучаемом событии или явлении, и мо­жет быть включен в состав музейного собрания.

Одним из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность, т.е. оригинал, в отличие от копии, подделки или воспроизведения. Существует множество сложных методик опреде­ления подлинности предметов музейного значения: искусствоведческие, материаловедческие, графологические и др. Однако эти исследования чрезвычайно сложно организовать в полевых условиях экспедиции, они проводятся, при необходимости, позже, в музее, с привлечением экспер­тов. В полевых же условиях используются более простые способы. На­пример, наличие на предметах музейного значения заводских марок, клейм, автографов, печатей, водяных знаков на бумаге, характерных орна­ментов и т.п. дают веские основания для признания выявленных объектов наследия подлинными памятниками истории и культуры. Нередко под­линность предмета фиксируется со слов участников или очевидцев изучаемого события, владельцев и дарителей предмета.

Необходимо иметь в виду, что подлинность предмета музейного значе­ния в музееведении часто рассматривается не с точки зрения его ориги­нальности, а с позиций причастности предмета к изучаемому событию. Поэтому бывают случаи, когда копия, модель или новодел получают статус подлинного предмета музейного значения, если они выступают как ис­точники знаний об изучаемых исторических событиях или природных яв­лениях и сами являются фактами или символами этого события или явле­ния. Допустим, что краеведы изучают жизнь и деятельность местного ху­дожника, собирают созданные им произведения. Если среди работ этого художника встречается выполненная им копия с полотна другого худож­ника, то по отношению к изучаемому художнику эта копия может считать­ся подлинником. Другой пример: музей изучает историю чеканки фаль­шивых монет в своем городе. В этом случае все фальшивые монеты, вклю­ченные в коллекцию истории фальшивомонетчиков, будут считаться под­линными, а в общей нумизматической коллекции музея - подделками. Та­ким образом, проблема определения подлинности объекта наследия в кра­еведении и музееведении решается своими специфическими способами. Главным критерием для признания подлинности предмета музейного зна­чения выступает не только оригинальность предмета, но и его причаст­ность к изучаемому событию, его способность «отражать» это событие.

Иногда музеи вынуждены сами создавать, хранить и экспонировать подделки. Это обусловлено разными причинами. Например, музею в со­ответствии с его профилем и тематикой экспозиции необходимо экспони­ровать какой-нибудь памятник истории и культуры, который существует в одном или очень ограниченном количестве экземпляров, и подлинник получить невозможно либо оригинал не может экспонироваться по сооб­ражениям обеспечения его сохранности. В таких случаях музеи использу­ют копию, т.е. предмет, созданный специально с целью имитации или за­мены другого предмета, или муляж - объемное воспроизведение внеш­него вида музейного предмета, точно передающее его форму, размер и цвет. В школьных музеях копирование и муляжирование может применяться в тех случаях, когда подлинный предмет музейного значения не удалось получить и он остался в среде бытования (у владельца), либо ес­ли подлинный музейный предмет передан в фонды государственного му­зея. Однако краеведам школьного музея необходимо понимать, что копи­рование и муляжирование музейных предметов - процесс трудоемкий и дорогостоящий, поэтому иногда в экспозиции могут быть использованы фотографии музейного предмета, рисунки его внешнего вида, репродук­ции картин, ксерокопии документов и т.п.

В некоторых случаях, чаще всего, когда подлинный памятник истории и культуры утрачен, однако сохранились полные технические и техноло­гические сведения о нем, изготавливают новодел - точную копию памят­ника материальной культуры, выполненную в материале и в размере ори­гинала. Поэтому одной из важнейших задач краеведения является выяв­ление и сбор разносторонних сведений об исчезнувших (утраченных) па­мятниках истории и культуры, объектов природы. Собранные сведения: чертежи, описания, фотографии, зарисовки, карты-схемы, воспоминания и т.п. - позволяют осуществить научную реконструкцию утраченного объекта наследия, а при необходимости - изготовить новодел.

В тех случаях, когда новодел изготовить невозможно, используют вос­произведение - предмет, создаваемый с целью точной передачи внешне­го вида памятника истории и культуры. Например, Храм Христа Спаси­теля в Москве иногда ошибочно называют новоделом, хотя на самом деле он является воспроизведением, поскольку выполнен из других материа­лов, нежели утраченный подлинник, и по другим технологиям.

Пространство музея не всегда позволяет ввести в него крупногабарит­ные объекты наследия, такие как автомобили, самолеты, корабли, архите­ктурные и технические сооружения. Однако если есть необходимость му­зейного использования такого объекта, то изготавливают модель, т.е. масштабную копию оригинала. Существует несколько разновидностей моде­лей, например, действующая модель создается для демонстрации про­цесса работы или функционирования какого-либо объекта, техническая модель раскрывает устройство и принцип действия объекта, дидактиче­ская модель предназначена для использования в учебных целях в про­цессе проведения экскурсий или учебных занятий в музее. Изготовление моделей различных объектов местного наследия может стать одним из важных и интересных направлений деятельности школьников-краеведов. Если, например, юные краеведы, изучая боевую биографию своего земля­ка - летчика Великой Отечественной войны, построят модель самолета, на котором воевал герой их поиска, и смогут отразить на ней индивиду­альные особенности (бортовой номер, изображения, повреждения, заплаты на фюзеляже и плоскостях), то создадут, по существу, историческую модель и тем самым внесут научный вклад в исследование темы.

Естественно, ни копия, ни муляж, ни новодел, ни, тем более, модель (если они не поступили в музей как музейные предметы), не могут заме­нить подлинник, оригинал. Только в исключительных случаях, если му­зейный предмет утрачен, он может быть заменен дублетом, т.е. идентич­ным предметом, если такой имеется в составе музейного собрания или может быть выявлен в среде бытования. Однако в музей редко поступает несколько предметов, дублирующих друг друга. Кроме того, даже дубле­ты могут иметь отличительные свойства, если не по внешним признакам, то по каким-либо иным, например, два одинаковых предмета, поступив­шие из разных источников комплектования. Наконец, с научной точки зрения, производить замену музейного предмета как исторического ис­точника дублетом не всегда корректно. Например, в персональную кол­лекцию какого-нибудь выдающегося человека входит чайная чашка. По каким-то причинам эта чашка оказалась утраченной - разбилась. В соста­ве систематической коллекции фарфора есть точно такие же чашки. По внешним признакам они неотличимы от утраченной и с материаловедческой точки зрения могут считаться дублетами. Однако с точки зрения му­зейного источниковедения эти предметы значительно различаются, по­скольку отражают разные исторические факты, т.е. отличаются по своим информационным свойствам, обладают разными информационными по­тенциалами. «Информационный потенциал музейного предмета - это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа. Информационный по­тенциал складывается из: а) информации, зафиксированной самим пред­метом как носителем (тексты, надписи, подписи, печати, клейма, знаки, изображения и т.п.; б) информации, полученной в ходе комплектования и изучения предмета (история его происхождения и бытования, связь с ис­торическими событиями и лицами и т.п.); в) атрибутивных характери­стик предмета (размер, вес, цвет, материал и т.п.), выявленных в ходе его научного описания и сопоставления с другими предметами того же типа. Рассмотрение музейного предмета как источника информации позволяет выделить информативность в ряду общих свойств музейного предмета». Поэтому от того, насколько полно собрана информация о предмете музейного значения в процессе его комплектования, зависит его инфор­мационный потенциал и, следовательно, возможности его использования как исторического источника.

Информативность музейного предмета - это его основное общее свойство. Современное музееведение выделяет и другие общие свойства му­зейных предметов, например, аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, разме­ром, цветом) или своей художественной и исторической ценностью. Ис­пользование аттрактивных свойств предметов музейного значения как кри­териев отбора способствует выделению этих памятников истории и культу­ры среди других объектов наследия в процессе поисково-собирательской работы юных краеведов по комплектованию фондов школьного музея.

Вместе с тем следует понимать, что аттрактивностъ - свойство субъе­ктивное и потому довольно условное. Во-первых, далеко не всегда пред­мет, привлекший наше внимание на фоне других предметов, имеет преи­мущество перед ними с точки зрения его информационных возможно­стей, например, предмет мог случайно попасть в комплекс объектов, отно­сящихся к изучаемому событию. Поэтому подарки какому-нибудь чело­веку, жизнь и деятельность которого документирует (изучает) музей, представляются менее ценными историческими источниками, чем при­надлежавшие ему вещи. В то же время неприметный на первый взгляд предмет может оказаться, при более пристальном изучении, значительно информативнее, нежели другие объекты из выявленного комплекса.

Во-вторых, аттрактивностъ предмета нередко воспринимается нами через призму научной специализации, эстетических вкусов и т.п. Фалери­ста привлекут награды, нумизмата - денежные знаки, этнографа - пред­меты быта и т.д.

В-третьих, аттрактивностъ музейного предмета можно, в известной степени, «регулировать». Например, для привлечения внимания посети­телей музея к какому-нибудь предмету в экспозиции можно выделить его с помощью экспозиционно-художественных средств (поместив его среди более мелких или менее ярких предметов, на особом цветовом фоне или под специальной подсветкой и т.п.).

Экспрессивность - выразительность предмета, его способность ока­зывать эмоциональное воздействие - также относят к общим свойствам музейных предметов. При выявлении и использовании экспрессивных свойств объектов наследия следует понимать, что экспрессивность, как и аттрактивность, относится к субъективным характеристикам музейного предмета, поскольку разные люди, в зависимости от их мировоззрения, профессиональных интересов, уровня знаний и общей культуры могут по-разному эмоционально воспринимать тот или иной памятник истории и культуры. Кроме того, разные музейные предметы могут вызывать раз­личные эмоции, в том числе и диаметрально противоположные чувства: гордости и стыда, любви и ненависти, восторга и страха и т.п. Например. Знамя Победы, экспонирующееся в Центральном музее Вооруженных Сил, у нас вызывает чувство гордости, а у многих немцев -чувство сты­да за ту роль, которую сыграла Германия, развязав Вторую мировую войну, а у некоторых - и за поражения в этой войне. Такие же противополож­ные эмоции у людей разных вероисповеданий, политической ориентации могут вызывать культовые предметы, источники политической истории. Тем не менее, аттрактивные и экспрессивные свойства объектов насле­дия нельзя не учитывать при их выявлении в среде бытования и отборе в музейное собрание, поскольку эти свойства играют важную роль в про­цессе экспозиционного использования музейных предметов.

Одним из важнейших общих свойств музейного предмета как объекта историко-культурного или природного наследия принято считать репрезентативность (представительность). В музееведении это свойство по­нимают как типичность данного предмета в ряду предметов ему подобных, а также в ряду явлений и процессов, которые он отражает; уникальность предмета по отношению к подобным предметам. Иными словами, под репрезентативностью можно понимать свойство предмета представлять ряд аналогичных предметов либо какое-то событие, явление. В этом смысле предмет выступает как определенный знак исторического процесса, события, природного явления. Например, репрезентативные свойства любо­го серийного изделия заключаются в материале, из которого изготовлен предмет (или в сочетании материалов), в способе и технологии производства этих изделий, в их распространенности и роли в жизни общества.

Свойство репрезентативности может сочетать диаметрально противоположные, на первый взгляд, характеристики, такие как типичность и уникальность. Например, каждое юбилейное изделие предприятия типично по отношению к выпускаемому ассортименту продукции, и в то же время оно уникально, поскольку единственное в этом ряду носит «круглый» номер: «стотысячный автомобиль», «миллионный телевизор» и т.п. (книга с автографом автора типична по отношению к данному изданию его тиражу), а по большому счету, и к самому явлению культуры - книгоиздательству, вместе с тем она уникальна, поскольку имеет автограф. Это сочетание характеристик типичности и уникальности часто используется как критерий отбора при выявлении объектов этнографического, археологического, технического, геологического наследия и др.

Таким образом, репрезентативность является одним из важнейших объективных свойств памятников истории и культуры, объектов природы может использоваться как один из основных критериев в процессе их музеефикации.

Однако даже идеальное сочетание перечисленных выше признаков и свойств в выявленных объектах наследия далеко не всегда дает достаточно полное представление об их научной, исторической, культурной значимости как источников знания об изучаемых событиях и явлениях. Чтобы стать таким источником, объект наследия должен содержать определенную информацию, позволяющую осуществлять ее анализ и использование для реконструкции изучаемых событий прошлого и природных явлений.

Некоторые виды наследия, например, документальные памятники (письменные источники, архивные документы) содержат такую инфор­мацию: тексты можно читать, анализировать, сопоставлять и т.д. Другие объекты наследия, например, фотографии, рисунки, скульптурные изо­бражения содержат лишь частично открытую информацию о событиях и явлениях. На фотографии мы видим какой-либо объект, но далеко не все­гда можем определить, к какому историческому событию или явлению природы он относится, какова его роль и значимость в изучаемом процес­се. Возникает потребность в дополнительной информации: кто или что запечатлено на фотографии, когда и при каких обстоятельствах сделан снимок, как эти лица или изображенные объекты связаны с изучаемым событием или явлением. Чаще всего такую «скрытую» информацию можно получить либо от владельца снимка, либо путем длительных и кропотливых исследований с привлечением других источников.

С еще более «скрытой» информацией мы сталкиваемся, когда имеем дело с вещевыми объектами наследия: орудия труда, оружие, предметы быта, детали механизмов и т.п. Если на самом предмете нет письменных текстов или других знаков (марок, клейм, номеров, монограмм и т.п.), то получить какую-либо историческую информацию становится почти не­возможно.

Найденная на местах боев каска красноармейца, безусловно, может рассматриваться как памятник истории и культуры, объект наследия, предмет музейного значения: она подлинная, она репрезентативна (ти­пична, поскольку такие каски носили миллионы бойцов), уникальна (ска­жем, пробита осколком снаряда) и является определенным символом Ве­ликой Отечественной войны; она одновременно привлекает внимание (аттрактивна) и вызывает определенные эмоции (экспрессивна), однако ее информационное поле (информационный потенциал) остается чрезвычайно ограниченным, поскольку неизвестно, кому принадлежала кас­ка, когда и где ее изготовили, в каких сражениях и боевых эпизодах уча­ствовал ее владелец, при каких обстоятельствах каска осталась много лет назад в том месте, где ее нашли.

Исследователь, рассматривая находку, понимает, что возможности ее исследования чрезвычайно ограниченны и, вместе с тем, его не покидает ощущение, что эта каска была свидетельницей многих важных событий и повседневного быта красноармейцев, «слышала» их разговоры, приказы командиров, разрывы снарядов, свист пуль и многое другое. Умей она говорить - как много поведала бы она важного, интересного и правдивого об этой войне. Но находка молчит. Исследователю предстоит сложная и кропотливая работа: запросы в архивы и воинские части, чтобы устано­вить, какие соединения и подразделения участвовали в боях в этих мес­тах; поиск участников и очевидцев этих событий; попытки определить, кто погиб и пропал без вести в этих сражениях и многое другое, чтобы хоть в общих чертах представить ход событий, свидетельницей которых могла быть эта каска, а значит, участником которых мог быть ее владелец.

Недостаток объективной информации, которая «скрыта» в памятнике истории и культуры, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: