Краеведение как сфера научной деятельности по изучению особенностей развития природы, истории и культуры родного края зачастую связано с выявлением памятников материальной и духовной культуры, оригинальных объектов природы. Особенно это характерно для школьного краеведения, которое традиционно используется для эффективного решения двуединой задачи обучения и воспитания детей и молодежи в процессе их участия в выявлении, охране и использовании культурного и природного наследия. История отечественного школьного краеведения свидетельствует о том, что наиболее распространенными источниками для изучения различных фактов и событий в истории края являются те, которые были собраны юными краеведами в процессе поисково-собирательской краеведческой деятельности.
Юные краеведы выявляют и собирают предметы быта и рабочие инструменты, газеты и фотографии, письма и воспоминания, образцы растительности и почвы, осуществляют наблюдения за состоянием недвижимых памятников и окружающей среды. Все их находки и наблюдения становятся основой для написания работ историко-краеведческой тематики, создания в школах предметных кабинетов, краеведческих уголков, музеев.
Анализ современного состояния школьного краеведения, осуществленный в процессе реализации задач туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», показывает, что педагоги и учащиеся, участвующие в поисково-собирательской краеведческой работе, подчас недостаточно хорошо знакомы с основными правилами и методиками выявления объектов наследия, их определения, описания и учета.
Особенно это заметно при анализе опыта комплектования фондов школьных музеев, научного описания и атрибуции музейных предметов. В многочисленных статьях, докладах и сообщениях юных краеведов и их педагогов выявленные в процессе поисково-собирательской работы предметы музейного значения называются то памятниками истории и культуры, то реликвиями, то экспонатами и т.п. Юные краеведы и их педагоги часто не делают различия между подлинниками и копиями, оригиналами и новоделами, муляжами и моделями, не имеют элементарных представлений о порядке и содержании научного описания и атрибутирования музейных предметов, не говоря уже о выявлении их свойств и определении научной значимости как объектов наследия.
|
Среди причин, порождающих эти недочеты, можно назвать и недостаточное количество издаваемых методических разработок, и отсутствие системы подготовки руководителей школьных музеев, и многообразие терминов для определения одних и тех же объектов в системе различных научных дисциплин. Например, письменный документы впамятниковедении определяется как документальный памятник, в архивоведении - архивный документ, в музееведении - музейный предмет, в источниковедении - исторический источник. Краеведение как научная дисциплина интегрирующего характера использует понятийный аппарат этих и других научных дисциплин, в зависимости от того, в рамках каких методик осуществляется конкретное исследование. Поэтому один и тот же объект культурного наследия в различных краеведческих исследованиях или на разных этапах исследования может называться и памятником истории и культуры, и объектом природы, и историческим источником, и музейным предметом. Например, при выявлении объекта наследия в среде бытования он может классифицироваться участниками поисково-собирательской работы как памятник истории и культуры, и в случае, если принято решение о передаче этого объекта в школьный музей, то в полевых учетных документах он фиксируется как предмет музейного значения, а при поступлении в музейное собрание учитывается и описывается как музейный предмет. Если этот музейный предмет используется для изучения какого-либо события или исторического факта, то он выступает как исторический источник, а если для демонстрации в экспозиции, то как экспонат.
|
Таким образом, в процессе краеведческого исследования довольно часто приходится прибегать к методикам и понятийному аппарату различных дисциплин или использовать профильные приемы и термины на разных этапах исследования. Например, группа краеведов приступает к изучению какого-нибудь события или явления в истории края. На первом этапе осуществляется выявление публикаций по теме исследования с целью выяснения степени ее изученности. На этом этапе краеведы прибегают к методикам, разработанным отечественной библиографией.
Изучение опубликованных работ, их сравнительный анализ, выявление подходов к описанию и оценке события различными исследователями осуществляется с использованием приемов и методов историографии. Здесь же может применяться и источниковедческий анализ с целью определения полноты и достоверности фактов, их соотнесения с другими фактами и событиями, с уточнением датировки, имен, топонимов и т.п. Источниковедческий анализ, в свою очередь, предполагает использование методик и данных других научных дисциплин: хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, палеографии и т.д. Так, уже на начальном этапе исследования краеведам приходится прибегать к разнообразным методикам, использовать терминологию различных научных дисциплин.
|
Нередко анализ литературы по теме исследования не дает полного представления о степени изученности темы. Поэтому полезно обратиться в местные музеи с целью выяснения, изучалась ли эта проблема музееведческими средствами и какими данными располагает музей об этом событии или явлении.
Изучение вопроса о степени разработанности выбранной темы в историографии и музееведении - очень важный этап краеведческого исследования, поскольку позволяет выяснить уровень изученности темы, ее актуальность для истории и культуры края, наметить возможные пути и методы осуществления исследования. Немаловажно и то, что подобное предварительное изучение исследованности темы позволяет краеведам получить представление о степени ее сложности и прийти к выводу о том, по силам ли выбранная тема для ее исследования данной группой краеведов, хватит ли у них специальных знаний для ее достаточно глубокого изучения, насколько вероятно выявление и получение новых источников и данных для разработки темы с учетом возможных затрат времени (например, до окончания школы).
Как показывает практика последних лет, многие школьники-краеведы берутся за такие темы, которые либо уже хорошо и довольно полно изучены специалистами, либо не по силам для исследования детям, поскольку вероятность выявления новых источников и данных в среде бытования близка к нулю. Кроме того, часто выбираются для исследования довольно глобальные темы, как по проблематике, так и по хронологии. Например, историю населенного пункта за несколько столетий его существования можно достаточно подробно изучить, потратив на это многие годы упорного труда и усилия не одного поколения юных краеведов. Поэтому педагогу-руководителю краеведческой работы в учреждении образования необходимо реально представлять, что изучение такой темы может растянуться на многие годы, а то и десятилетия и, соответственно, ставить перед каждым поколением юных краеведов достижимые цели - сравнительно небольшие по проблематике и хронологии темы, которые могут быть интересны и посильны детям для изучения.
Одна из важнейших задач педагога-краеведа - обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности, основным приемам и методикам выявления и определения объектов наследия, изучения среды их бытования, осуществления их учета и научного описания, использования их как источников для изучения избранной темы. Специалисты считают, что «краеведческая работа в школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательную деятельность. Учитель, прежде всего, сам, должен владеть исследовательским методом и методикой обучения учащихся элементам исследовательской работы». Особая ответственность в этом смысле возлагается на тех педагогов-краеведов, которые ставят перед собой задачи создания краеведческих уголков и школьных музеев, поскольку это связано с необходимостью изъятия объектов наследия из среды бытования и создания на их основе конкретных моделей развития истории, культуры, природы родного края в форме музейных коллекций и экспозиций.
Создать школьный музей, обеспечить эффективное выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятникоохранительных функций можно лишь при условии достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания целей и методов выявления, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия краеведческими и музейными средствами.
В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. Убери из музея музейный предмет и станет бессмысленным существование музея.
В современном музееведении изучению феномена музейного предмета уделяется большое внимание. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте музейного предмета в музее, о его потенциальных возможностях «отражать» и «представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта наследия.
Нередко, увидев в экспозиции музея какой-нибудь хорошо знакомый предмет, мы удивляемся, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необычного, почему ее так внимательно рассматривают посетители!? Точно такая же вещь есть у меня дома и никому не приходит в голову любоваться ею как чем-то особенным, диковинным. И только из пояснений экскурсовода узнаем, что эта вещь, этот экспонат, этот музейный предмет имеет прямое отношение к какому-то конкретному историческому событию или, скажем, природному явлению. И мы уже другими глазами смотрим на экспонируемую вещь, по-другому воспринимаем ее, потому что именно она была как бы участницей известного события, как бы хранит память о нем.
Одинаковые, на первый взгляд, вещи могут по-разному восприниматься нами в зависимости от того, в какой ситуации и с какой целью мы рассматриваем предмет. Одно дело, например, наручные часы в витрине магазина. Они могут нас интересовать с практической точки зрения: длительность и точность хода, способность противостоять ударам и влаге, показывать дни, недели, месяцы, светиться в темноте и т.п. Другое дело - внешне похожие часы в музейной витрине, принадлежавшие, например, космонавту и побывавшие с ним в космическом полете. Здесь нас уже мало интересуют технические возможности часов - нам любопытно узнать, и как они попали к космонавту, и как проходил полет, и как часы оказались в музее, т.е. разного рода историческая информация.
В этом-то и заключается главная функция музейного предмета - быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. Даже произведения изобразительного искусства мы воспринимаем не только эмоционально - нам интересны и биография художника, и повод создания произведения, и его сюжет, и история произведения и т.п.
В современном музееведении музейный предмет определяется как «памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. Является составной частью национального культурного достояния. Выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность».
В приведенном определении сконцентрировано большое количество специальных музееведческих понятий, каждое из которых, в свою очередь, отражает различные состояния музейного предмета и многообразные научные приемы его выявления, изучения и использования.
Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены экспедицией, переданы дарителем или приобретены у владельца. Многие предметы, до того как ими заинтересуются музейные специалисты или краеведы, не являются памятниками истории и культуры - они представляют собой обычные материальные объекты и используются по прямому назначению: орудиями труда работают, одежду носят, книги читают, радио слушают и т.д. Иными словами, каждый предмет, после того как его изготовили, выполняет свою утилитарную функцию до тех пор, пока не утратит ее (сломается или будет заменен новым). Вышедшие из употребления вещи чаще всего уничтожают (выбрасывают, сжигают, утилизируют). Однако часть предметов сохраняется и в силу различных причин приобретает значение памятников истории и культуры, объектов наследия. Например, предметы, которые сохранились в ограниченном количестве. К ним относятся не только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в том числе и современности, которые сохранились в ограниченном количестве. Такие предметы часто называют раритетами, т. е. редкими предметами, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.
Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.
Раритеты и реликвии - это, чаще всего, материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто интересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности.
Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например, знамена, награды, удостоверения личности и т.п.
Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров. Необходимо понимать, что реликвия и раритет не одно и то же и что раритетный предмет воспринимается людьми рационально, а реликвийный - эмоционально. Следовательно, отнесение раритетов и реликвий к памятникам истории и культуры, несмотря на их общее свойство уникальности, осуществляется по разным основаниям. Рассмотрим два примера. Знамя полка реликвийно по отношению к данной воинской части: офицеры и солдаты полка воспринимают знамя как святыню. Вместе с тем, каждый полк имеет свое знамя, внешне эти знамена очень похожи и потому не представляются раритетными в широком смысле. Возьмем другой пример: до начала 1960-х годов учащиеся школ были обязаны писать перьевыми ручками, и в каждой семье была одна, а то и несколько чернильниц. На смену перьевым ручкам пришли авторучки, затем шариковые ручки, гелевые. Чернильницы стали не нужны, и сегодня, чтобы найти чернильницу, необходимо приложить немало усилий. Те, у кого они еще сохранились, часто об этом и не подозревают - убрали за ненадобностью в кладовку или инее укромное место и забыли о ней. Таким образом, обычная когда-то чернильница сегодня стала раритетом, более того - определенным символом эпохи; образования, культурной революции. Однако не много, вероятно, найдется людей, которые относятся к чернильнице как к реликвии.
Раритетность вещи - свойство объективное, поскольку определяется количественными характеристиками, реликвийность же - свойство субъективное, поскольку им наделяют предметы люди. Реликвия может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек воспринимает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллективной, когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный предмет как реликвию. Именно потому, что реликвийные предметы чаще всего воспринимаются не рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к раритетным.
Реликвийность и раритетность предметов можно рассматривать как одно изоснований для придания им статуса памятников истории и культуры, объектов культурного наследия и одним из объективных критериев для отбора в музейное собрание.
Краеведов и актив школьного музея могут интересовать не только раритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым событием или явлением.
Специфика музееведческого изучения событий и явлений прошлого и настоящего заключается в том, что специалисты музейного дела стремятся выявить и собрать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события. Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делают эти предметы фактами истории (историческими источниками).
От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные. Тогда перед краеведами возникает проблема: какие предметы целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне, используя наименьшее количество предметов. Площади для хранения музейных фондов не безграничны, ограниченны и возможности музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед музеями всегда стоит дилемма: как в меньшем объеме источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении.
В последние десятилетия в музееведении, как отечественном, так и зарубежном, предпринимаются попытки разработать критерии отбора музейных предметов в музейное собрание. Речь идет не о выработке каких-то формальных стандартов и инструкций, а скорее о разработке научно обоснованных методов исследования различного типа предметов с точки зрения их возможного отбора в музейное собрание.
В ходе этих исследований, например, возникло понятие «предмет музейного значения», т.е. такой предмет, который выявлен музейными специалистами или краеведами в среде бытования как источник, содержащий (несущий) информацию об изучаемом событии или явлении, и может быть включен в состав музейного собрания.
Одним из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность, т.е. оригинал, в отличие от копии, подделки или воспроизведения. Существует множество сложных методик определения подлинности предметов музейного значения: искусствоведческие, материаловедческие, графологические и др. Однако эти исследования чрезвычайно сложно организовать в полевых условиях экспедиции, они проводятся, при необходимости, позже, в музее, с привлечением экспертов. В полевых же условиях используются более простые способы. Например, наличие на предметах музейного значения заводских марок, клейм, автографов, печатей, водяных знаков на бумаге, характерных орнаментов и т.п. дают веские основания для признания выявленных объектов наследия подлинными памятниками истории и культуры. Нередко подлинность предмета фиксируется со слов участников или очевидцев изучаемого события, владельцев и дарителей предмета.
Необходимо иметь в виду, что подлинность предмета музейного значения в музееведении часто рассматривается не с точки зрения его оригинальности, а с позиций причастности предмета к изучаемому событию. Поэтому бывают случаи, когда копия, модель или новодел получают статус подлинного предмета музейного значения, если они выступают как источники знаний об изучаемых исторических событиях или природных явлениях и сами являются фактами или символами этого события или явления. Допустим, что краеведы изучают жизнь и деятельность местного художника, собирают созданные им произведения. Если среди работ этого художника встречается выполненная им копия с полотна другого художника, то по отношению к изучаемому художнику эта копия может считаться подлинником. Другой пример: музей изучает историю чеканки фальшивых монет в своем городе. В этом случае все фальшивые монеты, включенные в коллекцию истории фальшивомонетчиков, будут считаться подлинными, а в общей нумизматической коллекции музея - подделками. Таким образом, проблема определения подлинности объекта наследия в краеведении и музееведении решается своими специфическими способами. Главным критерием для признания подлинности предмета музейного значения выступает не только оригинальность предмета, но и его причастность к изучаемому событию, его способность «отражать» это событие.
Иногда музеи вынуждены сами создавать, хранить и экспонировать подделки. Это обусловлено разными причинами. Например, музею в соответствии с его профилем и тематикой экспозиции необходимо экспонировать какой-нибудь памятник истории и культуры, который существует в одном или очень ограниченном количестве экземпляров, и подлинник получить невозможно либо оригинал не может экспонироваться по соображениям обеспечения его сохранности. В таких случаях музеи используют копию, т.е. предмет, созданный специально с целью имитации или замены другого предмета, или муляж - объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, точно передающее его форму, размер и цвет. В школьных музеях копирование и муляжирование может применяться в тех случаях, когда подлинный предмет музейного значения не удалось получить и он остался в среде бытования (у владельца), либо если подлинный музейный предмет передан в фонды государственного музея. Однако краеведам школьного музея необходимо понимать, что копирование и муляжирование музейных предметов - процесс трудоемкий и дорогостоящий, поэтому иногда в экспозиции могут быть использованы фотографии музейного предмета, рисунки его внешнего вида, репродукции картин, ксерокопии документов и т.п.
В некоторых случаях, чаще всего, когда подлинный памятник истории и культуры утрачен, однако сохранились полные технические и технологические сведения о нем, изготавливают новодел - точную копию памятника материальной культуры, выполненную в материале и в размере оригинала. Поэтому одной из важнейших задач краеведения является выявление и сбор разносторонних сведений об исчезнувших (утраченных) памятниках истории и культуры, объектов природы. Собранные сведения: чертежи, описания, фотографии, зарисовки, карты-схемы, воспоминания и т.п. - позволяют осуществить научную реконструкцию утраченного объекта наследия, а при необходимости - изготовить новодел.
В тех случаях, когда новодел изготовить невозможно, используют воспроизведение - предмет, создаваемый с целью точной передачи внешнего вида памятника истории и культуры. Например, Храм Христа Спасителя в Москве иногда ошибочно называют новоделом, хотя на самом деле он является воспроизведением, поскольку выполнен из других материалов, нежели утраченный подлинник, и по другим технологиям.
Пространство музея не всегда позволяет ввести в него крупногабаритные объекты наследия, такие как автомобили, самолеты, корабли, архитектурные и технические сооружения. Однако если есть необходимость музейного использования такого объекта, то изготавливают модель, т.е. масштабную копию оригинала. Существует несколько разновидностей моделей, например, действующая модель создается для демонстрации процесса работы или функционирования какого-либо объекта, техническая модель раскрывает устройство и принцип действия объекта, дидактическая модель предназначена для использования в учебных целях в процессе проведения экскурсий или учебных занятий в музее. Изготовление моделей различных объектов местного наследия может стать одним из важных и интересных направлений деятельности школьников-краеведов. Если, например, юные краеведы, изучая боевую биографию своего земляка - летчика Великой Отечественной войны, построят модель самолета, на котором воевал герой их поиска, и смогут отразить на ней индивидуальные особенности (бортовой номер, изображения, повреждения, заплаты на фюзеляже и плоскостях), то создадут, по существу, историческую модель и тем самым внесут научный вклад в исследование темы.
Естественно, ни копия, ни муляж, ни новодел, ни, тем более, модель (если они не поступили в музей как музейные предметы), не могут заменить подлинник, оригинал. Только в исключительных случаях, если музейный предмет утрачен, он может быть заменен дублетом, т.е. идентичным предметом, если такой имеется в составе музейного собрания или может быть выявлен в среде бытования. Однако в музей редко поступает несколько предметов, дублирующих друг друга. Кроме того, даже дублеты могут иметь отличительные свойства, если не по внешним признакам, то по каким-либо иным, например, два одинаковых предмета, поступившие из разных источников комплектования. Наконец, с научной точки зрения, производить замену музейного предмета как исторического источника дублетом не всегда корректно. Например, в персональную коллекцию какого-нибудь выдающегося человека входит чайная чашка. По каким-то причинам эта чашка оказалась утраченной - разбилась. В составе систематической коллекции фарфора есть точно такие же чашки. По внешним признакам они неотличимы от утраченной и с материаловедческой точки зрения могут считаться дублетами. Однако с точки зрения музейного источниковедения эти предметы значительно различаются, поскольку отражают разные исторические факты, т.е. отличаются по своим информационным свойствам, обладают разными информационными потенциалами. «Информационный потенциал музейного предмета - это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа. Информационный потенциал складывается из: а) информации, зафиксированной самим предметом как носителем (тексты, надписи, подписи, печати, клейма, знаки, изображения и т.п.; б) информации, полученной в ходе комплектования и изучения предмета (история его происхождения и бытования, связь с историческими событиями и лицами и т.п.); в) атрибутивных характеристик предмета (размер, вес, цвет, материал и т.п.), выявленных в ходе его научного описания и сопоставления с другими предметами того же типа. Рассмотрение музейного предмета как источника информации позволяет выделить информативность в ряду общих свойств музейного предмета». Поэтому от того, насколько полно собрана информация о предмете музейного значения в процессе его комплектования, зависит его информационный потенциал и, следовательно, возможности его использования как исторического источника.
Информативность музейного предмета - это его основное общее свойство. Современное музееведение выделяет и другие общие свойства музейных предметов, например, аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической ценностью. Использование аттрактивных свойств предметов музейного значения как критериев отбора способствует выделению этих памятников истории и культуры среди других объектов наследия в процессе поисково-собирательской работы юных краеведов по комплектованию фондов школьного музея.
Вместе с тем следует понимать, что аттрактивностъ - свойство субъективное и потому довольно условное. Во-первых, далеко не всегда предмет, привлекший наше внимание на фоне других предметов, имеет преимущество перед ними с точки зрения его информационных возможностей, например, предмет мог случайно попасть в комплекс объектов, относящихся к изучаемому событию. Поэтому подарки какому-нибудь человеку, жизнь и деятельность которого документирует (изучает) музей, представляются менее ценными историческими источниками, чем принадлежавшие ему вещи. В то же время неприметный на первый взгляд предмет может оказаться, при более пристальном изучении, значительно информативнее, нежели другие объекты из выявленного комплекса.
Во-вторых, аттрактивностъ предмета нередко воспринимается нами через призму научной специализации, эстетических вкусов и т.п. Фалериста привлекут награды, нумизмата - денежные знаки, этнографа - предметы быта и т.д.
В-третьих, аттрактивностъ музейного предмета можно, в известной степени, «регулировать». Например, для привлечения внимания посетителей музея к какому-нибудь предмету в экспозиции можно выделить его с помощью экспозиционно-художественных средств (поместив его среди более мелких или менее ярких предметов, на особом цветовом фоне или под специальной подсветкой и т.п.).
Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие - также относят к общим свойствам музейных предметов. При выявлении и использовании экспрессивных свойств объектов наследия следует понимать, что экспрессивность, как и аттрактивность, относится к субъективным характеристикам музейного предмета, поскольку разные люди, в зависимости от их мировоззрения, профессиональных интересов, уровня знаний и общей культуры могут по-разному эмоционально воспринимать тот или иной памятник истории и культуры. Кроме того, разные музейные предметы могут вызывать различные эмоции, в том числе и диаметрально противоположные чувства: гордости и стыда, любви и ненависти, восторга и страха и т.п. Например. Знамя Победы, экспонирующееся в Центральном музее Вооруженных Сил, у нас вызывает чувство гордости, а у многих немцев -чувство стыда за ту роль, которую сыграла Германия, развязав Вторую мировую войну, а у некоторых - и за поражения в этой войне. Такие же противоположные эмоции у людей разных вероисповеданий, политической ориентации могут вызывать культовые предметы, источники политической истории. Тем не менее, аттрактивные и экспрессивные свойства объектов наследия нельзя не учитывать при их выявлении в среде бытования и отборе в музейное собрание, поскольку эти свойства играют важную роль в процессе экспозиционного использования музейных предметов.
Одним из важнейших общих свойств музейного предмета как объекта историко-культурного или природного наследия принято считать репрезентативность (представительность). В музееведении это свойство понимают как типичность данного предмета в ряду предметов ему подобных, а также в ряду явлений и процессов, которые он отражает; уникальность предмета по отношению к подобным предметам. Иными словами, под репрезентативностью можно понимать свойство предмета представлять ряд аналогичных предметов либо какое-то событие, явление. В этом смысле предмет выступает как определенный знак исторического процесса, события, природного явления. Например, репрезентативные свойства любого серийного изделия заключаются в материале, из которого изготовлен предмет (или в сочетании материалов), в способе и технологии производства этих изделий, в их распространенности и роли в жизни общества.
Свойство репрезентативности может сочетать диаметрально противоположные, на первый взгляд, характеристики, такие как типичность и уникальность. Например, каждое юбилейное изделие предприятия типично по отношению к выпускаемому ассортименту продукции, и в то же время оно уникально, поскольку единственное в этом ряду носит «круглый» номер: «стотысячный автомобиль», «миллионный телевизор» и т.п. (книга с автографом автора типична по отношению к данному изданию его тиражу), а по большому счету, и к самому явлению культуры - книгоиздательству, вместе с тем она уникальна, поскольку имеет автограф. Это сочетание характеристик типичности и уникальности часто используется как критерий отбора при выявлении объектов этнографического, археологического, технического, геологического наследия и др.
Таким образом, репрезентативность является одним из важнейших объективных свойств памятников истории и культуры, объектов природы может использоваться как один из основных критериев в процессе их музеефикации.
Однако даже идеальное сочетание перечисленных выше признаков и свойств в выявленных объектах наследия далеко не всегда дает достаточно полное представление об их научной, исторической, культурной значимости как источников знания об изучаемых событиях и явлениях. Чтобы стать таким источником, объект наследия должен содержать определенную информацию, позволяющую осуществлять ее анализ и использование для реконструкции изучаемых событий прошлого и природных явлений.
Некоторые виды наследия, например, документальные памятники (письменные источники, архивные документы) содержат такую информацию: тексты можно читать, анализировать, сопоставлять и т.д. Другие объекты наследия, например, фотографии, рисунки, скульптурные изображения содержат лишь частично открытую информацию о событиях и явлениях. На фотографии мы видим какой-либо объект, но далеко не всегда можем определить, к какому историческому событию или явлению природы он относится, какова его роль и значимость в изучаемом процессе. Возникает потребность в дополнительной информации: кто или что запечатлено на фотографии, когда и при каких обстоятельствах сделан снимок, как эти лица или изображенные объекты связаны с изучаемым событием или явлением. Чаще всего такую «скрытую» информацию можно получить либо от владельца снимка, либо путем длительных и кропотливых исследований с привлечением других источников.
С еще более «скрытой» информацией мы сталкиваемся, когда имеем дело с вещевыми объектами наследия: орудия труда, оружие, предметы быта, детали механизмов и т.п. Если на самом предмете нет письменных текстов или других знаков (марок, клейм, номеров, монограмм и т.п.), то получить какую-либо историческую информацию становится почти невозможно.
Найденная на местах боев каска красноармейца, безусловно, может рассматриваться как памятник истории и культуры, объект наследия, предмет музейного значения: она подлинная, она репрезентативна (типична, поскольку такие каски носили миллионы бойцов), уникальна (скажем, пробита осколком снаряда) и является определенным символом Великой Отечественной войны; она одновременно привлекает внимание (аттрактивна) и вызывает определенные эмоции (экспрессивна), однако ее информационное поле (информационный потенциал) остается чрезвычайно ограниченным, поскольку неизвестно, кому принадлежала каска, когда и где ее изготовили, в каких сражениях и боевых эпизодах участвовал ее владелец, при каких обстоятельствах каска осталась много лет назад в том месте, где ее нашли.
Исследователь, рассматривая находку, понимает, что возможности ее исследования чрезвычайно ограниченны и, вместе с тем, его не покидает ощущение, что эта каска была свидетельницей многих важных событий и повседневного быта красноармейцев, «слышала» их разговоры, приказы командиров, разрывы снарядов, свист пуль и многое другое. Умей она говорить - как много поведала бы она важного, интересного и правдивого об этой войне. Но находка молчит. Исследователю предстоит сложная и кропотливая работа: запросы в архивы и воинские части, чтобы установить, какие соединения и подразделения участвовали в боях в этих местах; поиск участников и очевидцев этих событий; попытки определить, кто погиб и пропал без вести в этих сражениях и многое другое, чтобы хоть в общих чертах представить ход событий, свидетельницей которых могла быть эта каска, а значит, участником которых мог быть ее владелец.
Недостаток объективной информации, которая «скрыта» в памятнике истории и культуры, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидц