Тема 7. Этика и эстетика.




1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Этимология и соотношение терминов: этика, мораль, нравственность.

2. История происхождения этики: основные этапы и направления развития этики (этические учения древней Индии и Китая, этические воззрения античности, этика эпохи средневековья и Возрождения, этика Просвещения, этика Нового времени, включая 21 век).

3. Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этики. Система категорий этики. В.С. Соловьев о первичных данных нравственности. (конспект).

4. Метод сократовской этики: определение общих этических понятий. Учение Аристотеля о добродетелях и пороках. (конспект). Добро и зло как фундаментальные категории этического мышления.

5. Понятие о профессиональной этике. Этический кодекс как нормативная составляющая профессиональной этики.

6. Педагогическая этика как вид профессиональной этики. Нравственные педагогические нормы.

7. Этикет: понятие и основные принципы. Этикет как «малая этика» и культура поведения. Этикет в профессиональной деятельности педагога.

8. Философские основания эстетики. И. Кант об эстетическом представлении и всеобщности эстетического удовольствия. Понятие прекрасного и возвышенного. (конспект).

9. Сущность и смысл искусства. Философские принципы классификации искусств: виды и жанры искусства.

Литература

1. Назаров, В.Н. Систематическая философия: в вопросах и ответах. Опыт философской пропедевтики / В.Н. Назаров. – Тула, ТГПУ. - 2004.

2. Валеева Г.В. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Профессиональная этика». – Тула, изд-во «Тульский полиграфист». – 2016.

3. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр.соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 5.

С. 29-49, 161-167.

4. Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2.

С. 390-404.

5. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 51-108.

6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр.соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 95-144.

7. Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 203-220.

8. Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. М., 1993. С. 37-53.

9. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 123-132.

 

 

Вопросы к экзамену.

 

1. Определение и предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Сократовский метод исследования человеческой мудрости (Платон «Апология Сократа»).

2. Философия как особый вид знания: отличие философии от религии, искусства, науки.

3. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятия «предельное (метафизическое) вопрошание» и «предельное противоречие (антиномия)».

4. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм

5. Философия и метафизика (М. Хайдеггер «Основные понятия метафизики»).

6. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (И.А. Ильин «Религиозный смысл философии»).

7. Предмет и метод истории философии. Соотношение истории философии с историей других областей знания (мифологией, религией, искусством), с историей наук.

8. Гегель о начале философии и ее истории (Г.В.Ф. Гегель «Лекции по истории философии»).

9. Особенность восточной (древнеиндийской и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой) философией. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления.

10. Общепринятая периодизация истории философии.

11. Основные принципы типологизации философских учений: марксистский принцип, типологизация В.С. Соловьёва, классификация Н.А. Бердяева, типология С.Н. Булгакова.

12. Фундаментальные проблемы античной философии.

13. Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики).

14. Основные направления философии Нового времени.

15. Специфика русской философии: характерные черты и особенности.

16. Славянофилы и западники о проблемах бытия, познания, исторических судьбах России.

17. Понятие онтологии. Базовые категории онтологии.

18. Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое: их соотношение. Духовное и материальное начала бытия.

19. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.

20. Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».

21. Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания. Соотношение знания, мнения и веры. Философские представления о сущности и критериях истины.

22. Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (Н.О. Лосский «Обоснование интуитивизма»).

23. Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания.

24. Определение понятия наука. Научные, философские, религиозные картины мира.

25. Основные направления в современной философии науки.

26. Предмет и функции социальной философии. Социальная философия как система.

27. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

28. Философское осмысление проблемы соотношения общества и государства.

29. Своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим. Основные проблемы философии истории.

30. Бердяев Н.А. о сущности исторической реальности (Н.А. Бердяев «Смысл истории»).

31. Сущность и основные черты циклических концепций исторического развития. Идея тождественности и подобия циклов.

32. Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер).

33. Сущность и основные черты линейных концепций исторического развития.

34. Понятие «осевого времени» и цели истории в философии К. Ясперса

35. Понятие и предмет философской антропологии. Основные проблемы. И. Кант о двух видах антропологии – физической и прагматической.

36. Структура природы человека: биологическая, социальная, духовная. Социальная среда и духовный мир человека. Материальный и духовный мир.

37. Уникальность природы человека и способы её религиозно-философской интерпретации. (М. Шелер «Положение человека в Космосе»).

38. Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность».

39. Традиция «человекознания в истории философии».

40. Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.

41. Соловьев В.С. о первичных данных нравственности (В.С. Соловьев «Оправдание добра: нравственная философия»)

42. Философские предпосылки целостного понимания сущности религии. Религиозное сознание. Понятие Бога. Способы доказательства бытия Бога. Бог и мировое зло: проблема теодицеи.

43. Философские основания идеи образования. Сущность и смысл образования.

44. Различие и тождество образования и воспитания. Воспитание как целостный процесс. Сакральный смысл процесса воспитания.

45. Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры.

46. Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера (О. Шпенглер «Закат Европы»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: