Исследование Антарктиды в Международный геофизический




Год.

В 1956-1958 годах на всей Земле проводились наблюдения по единой научной программе Международного геофизического года (МГГ) Исследованиям в Антарктиде в этой программе было отведено центральное место.

Приняло участие 12 государств, в том числе СССР

В 1956-1958 годах на всей Земле проводились наблюдения по единой научной программе Международного геофизического года (МГГ) Исследованиям в Антарктиде в этой программе было отведено центральное место.

Во время Международного геофизического года были исследованы свободные ото льда участки Антарктиды, её оазисы, занимающие все вместе не более 10 тыс. кв. км., то есть 0,06% от площади материка. Кроме них есть и участки, не покрытые льдом суши на побережье, немало возвышается над поверхностью ледникового щита горных вершин и скал. Таких участков даже больше, чем оазисов -30-40 тыс. кв. км, но оазисы особенно интересны для науки. Оазисы становятся очагами жизни в Антарктиде: в них особенно разнообразна растительность, встречаются представители фауны, много микроорганизмов, насекомых, летом залетают птицы.

В соответствии с международной программой, в Западной части Антарктиды основную деятельность развернут американские исследователи, в Восточной - советские, хотя в различных частях материка организовывали станции и другие страны. (12 государств мира решили совместно изучать материк). Впервые исследование материка стало интернациональным делом

Первые российские исследователи вступили на берег Антарктиды лишь 5 января 1956 года, спустя 136 лет после открытия мореплавателями из России. Хотя ещё в начале 30-х годов планировалась советская экспедиция в связи с проведением 1932-1933 годах Второго международного полярного года. Но всё предприятие пришлось отменить из-за того, что власти Южно-Африканского Союза отказались (по политическим соображениям) предоставить флотилии топливо. К старому проекту вернулись через 20 лет.

Первые Антарктические экспедиции были укомплектованы в основном теми, кто имел арктический опыт. Первую Российскую экспедицию возглавил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, возглавлявший вторую дрейфующую станцию Северный Полюс два.

Награждён медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", а также Орденом Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.

В 1955–57 годах Сомов возглавил первую Советскую Антарктическую экспедицию, основал три научных станции, включая "Мирный" и "Пионерскую". В 1962–1964 годах был начальником 8-й и 9-й Антарктических экспедиций.

Скончался Сомов в 1973 году в Ленинграде. Надгробие на его могиле выполнено из камней, привезённых из Антарктиды.

 

 

В честь Михаила Михайловича Сомова названы море у берегов Антарктиды и ледник. Также имя учёного носит научно-исследовательское судно.

В состав команды М.М. Сомова вошёл наш земляк Басов Владимир Михайлович.

 

1927-1996г.г.

В. М. Басов - ученый-геолог, путешественник, участник первой антарктической экспедиции 1955-1956 гг., научный сотрудник, а с 1956 по 1963 гг. - директор Ильменского государственного заповедника им. В. И. Ленина.

Родился 16 января 1927 г. в городе Усмани Воронежской области, после окончания школы 1944 г поступил в Московский геолого-разведочный институт им. С. Орджоникидзе. Окончил его в 1950 г. по специальности "Геология и разведка месторождений полезных ископаемых". После окончания института В. М. Басов - начальник отряда, затем начальник партии по геологической съемке и поискам месторождений в сложных природных условиях экспедиции Главсевморпути в центральном секторе Арктики. Проводил геологическую съемку южной части Таймырского национального округа. В феврале назначен начальником экспедиции в отдаленный и неисследованный район Арктики - на остров Врангель, где трудился до 1954 г. Геологический отчет о работе партии получил отличную оценку После ликвидации геологической службы Главсевморпути Басовы переехали на Урал. Директор Горно-геологического института Уральского филиала Академии наук СССР (УФ АН СССР) А. А. Иванов предложил В. М. Басову должность заведующего научной частью (ученого секретаря) в Ильменском заповеднике. В мае 1954 г. Владимир Михайлович приехал в заповедник.

Владимир Михайлович, опытный полярник, ученый, человек коммуникабельный, ответственный, физически здоровый, получил летом 1955 г. приглашение принять участие в изучении далекого южного материка - Антарктиды. Экспедиция была организована Главным управлением Севморпути Министерства морского флота СССР и Академией наук. В ее комплектовании и снаряжении принимали участие десятки научных учреждений и ведомств страны. Научное руководство экспедицией осуществляла Академия наук СССР.

30 ноября 1955 г. флагманский корабль "Обь", первый из экспедиции, вышел в плавание из порта Калининграда. С борта дизель-электрохода "Обь" В. М. Басов изучал донные осадки прибрежных морей Антарктиды.

После 35-дневного плавания, преодолев десять с половиной тысяч миль, корабль подошел к Антарктическому материку в районе Земли королевы Мери.

14 февраля 1956 г. над научной обсерваторией Мирный на материке Антарктида был поднят государственный флаг СССР. Из воспоминаний В. М. Басова: "5 января 1956 года все участники экспедиции на палубе - прямо по курсу корабля ледяной обрывистый берег, у которого прилепилось поле ледяного припая - годовалого молодого льда. На склоне ледяного купола материка видна темная полоса из валунов. Эти громадные глыбы камней принесены сюда за сотни или тысячи миль на спине сползающего в море ледника со скоростью нескольких метров в год. "Обь" врезается в припай и сильными ударами корпуса пробивается вперед. С палубы сбрасывается шторм-трап. Впервые спускаемся на припайный лед, окружающий ледяной обрыв Антарктиды. Навстречу движутся толпы здешних жителей, пингвинов-Адели. Для ускорения встречи некоторые из них ложатся на округлые животы, гребут по льду ластами-крыльями, так получается быстрее. Новые и новые стаи пингвинов окружают корабль. Принимается решение выгрузить здесь самолеты и произвести разведку окрестностей. На голубом небе нежный серп молодого месяца, обращенный острыми концами непривычно в обратную сторону, стоит полярный день, и, когда светит солнце, температура в летнюю пору поднимается до плюс 8 градусов. Но, отражаясь ото льда, солнечные лучи немилосердно жгут, вызывая ожоги и линяющий загар, после которого кожа сходит клочками. На второй день Антарктида неожиданно показывает свой коварный нрав. С материка сорвался сильнейший ветер, все скрывается в снежно-ледяной пелене. Наказание за беспечность. Выгруженные ранее на лед тяжелые контейнеры с крыльями самолета Ли-2 находятся под угрозой. Ветер не стихает, достигая скорости 25-30 м/с. Поземка и снежная пыль сменяются крупными хлопьями мокрого снега. Аврал. Припай продолжает ломать и уносить в море. Работают все 4 дизеля, стараясь удержать корабль на месте. С большим трудом удается спасти крылья самолета. Антарктида дает первый предметный урок.

20 января - приход второго дизель-электрохода "Лена", с которым идет вторая партия грузов. Каждая дорога на материк едва служит 3-4 дня, потом надо вырубать новую. Натужно гудя моторами, тянут тракторы тяжелые сани по крутому склону очередной новой дороги. Очень ненадежны остатки ледяного припая. Каждый очередной шторм раскалывает и уносит большие поля льда. Море все ближе подступает к ледяному обрыву. Там, где вчера еще свободно шли тяжелые тракторы с гружеными санями, сегодня на волнах колышутся обломки льда".

В. М. Басов в условиях трудной и сложной антарктической обстановки проявил себя активным и дисциплинированным участником экспедиции как на работах по выгрузке грузов с корабля на ледниковый берег Антарктиды и строительстве поселка "Мирный", так и во время большого океанологического рейса в водах Антарктики и Индийского океана. После того, как трагически погиб один из участников экспедиции, пытаясь спасти тонущий трактор, никто не решался садиться за руль тягача. Тогда Владимир Михайлович, став водителем, показал пример мужества и отваги. Получил благодарность от начальника экспедиции за отличную работу.

Вернувшись на Родину, В. М. Басов с мая 1956 по август 1963 гг. работал директором Ильменского государственного заповедника. Как геолог, Владимир Михайлович в 1957 г. организовал работу в заповеднике по структурно-петролого-минералогическим съемкам пегматитовых полей и вмещающего комплекса Ильменских гор в масштабе 1:10000 с целью выявления закономерностей размещения редкометалльной минерализации.

Ученые лесобиологической группы внесли большой вклад в изучение лесов Ильменских гор и территории Челябинской области. Перед вышестоящими организациями они поставили вопрос о создании на базе заповедника комплексного научного института. Разрабатывали проектные документы на строительство научного корпуса.

 

В. М. Басов (в центре) со студентами на геологической съемке в Ильменском заповеднике. 1961г.

В конце 1958 г. комиссия Челябинского обкома КПСС, изучавшая "состояние научно-исследовательской работы, соблюдение государственной тайны и режима в Ильменском государственном заповеднике им. В. И. Ленина" одобрила работу В. М. Басова, как директора.

В. М. Басов организовывал крупные научные совещания, писал статьи для местной печати, выступал на радио. В 1958 г. он участвовал в Первом Уральском совещании по охране природы, в следующем году - в научно-производственном совещании по вопросам развития лесного хозяйства Челябинской области. В 1959 г. в составе делегации СССР В. М. Басов принимал участие в работе 7-й Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО по охране природы (Греция, Афины).

В 1963 г. Владимир Михайлович был направлен Министерством геологии в Республику Гана в качестве старшего инженера-геолога при Советнике по экономическим вопросам Посольства СССР. В 1964 г. окончил годичный курс обучения в Институте языка при Американском культурном центре в г. Аккре.

Вернувшись на Урал в 1966 г., Владимир Михайлович возобновил работу в качестве научного сотрудника Ильменского заповедника.

В 1967 г переведен в КБ машиностроения г. Миасса (ныне Государственный ракетный центр), куда его пригласил Виктор Петрович Макеев. Владимир Михайлович знал несколько языков. Работал старшим инженером, начальником группы зарубежной информации и переводов. Руководил работой по отбору и анализу зарубежной информации и выпуску необходимых для проектантов и конструкторов тематических досье, справочников, аналитических обзоров по зарубежным публикациям о разработках стратегических ракет морского базирования. В этой организации Владимир Михайлович работал двадцать лет, до 1987 г.

В личных архивах хранятся материалы В. М. Басова: воспоминания, фотографии, сделанные им в "путешествиях по миру" - в Арктике, Антарктиде, Африке, Австралии, Новой Зеландии, Греции.

В. М. Басов был депутатом Миасского горсовета (1957-1963), членом Миасского горкома КПСС (1957-1962). Награжден орденом "Знак Почета" (1978) и медалями СССР.

Владимир Михайлович умер 12 мая 1996 г. Ему было 69 лет. Похоронен в Миассе.

 

5 января 1956 года российские корабли подошли к материку. Экспедиция должна создать на побережье океана базовую обсерваторию и две внутриконтинентальные станции: одну вблизи Геомагнитного полюса, другую - в самой удалённой от побережья точке, на Полюсе Недоступности (820 30/ ю.ш.,1070 в.д.)

Разгрузку на берегу Антарктиды начал дизель- электроход «Обь», затем подошли ещё два судна- «Лена» и «Кооперация»

У берега Правды, в районе острова Хасуэлл, на четырёх скалах, выступавших из под края ледяного купола, началось строительство станции, названной именем одного из кораблей- первооткрывателей Антарктиды- МИРНЫЙ.

13 февраля 1956 года обсерватория Мирный была открыта, а к концу мая она выполняла уже полный комплекс наблюдений, предусмотренных научной программой.

Организовав основную базу у побережья, где могли разгружаться корабли, экспедиция стала продвигаться в глубь материка.

Сначала было совершено несколько разведывательных полётов, в частности, самолёт ИЛ-12 пролетел над районом Южного геомагнитного полюса, где планировалось организовать научную станцию. Во время полётов впервые выяснено, что во внутренних районах Восточной Антарктиды, где никогда ещё самолёты не летали, ледниковый купол поднимается до четырёх километров над уровнем моря.

В начале апреля 1956 года началось продвижение в глубинные области материка с использованием санно-тракторных поездов. Пробный поход был предпринят на расстояние всего 375 км. от Мирного, подъём по склону ледникового щита составил 2700 м над уровнем моря. Поезд состоял из двух гусеничных тракторов С -80 и шести прицепных саней. На двух из них установлены балки (вагончики), в которых жили участники похода (11 человек). Продолжался поход более 30 дней, когда температура воздуха достигала минус 50 градусов, а пурга не прекращалась по несколько суток, сопровождаемая порывами ветра до 25 м в секунду. В этом походе полярники выяснили трудности передвижения по Антарктиде, недостатки в технике и оборудовании. Вся информация была передана в Центр. В том месте, где остановился поезд, решено было основать станцию ПИОНЕРСКАЯ. Самолётом доставили всё необходимое для организации жилья в ледяной пустыне и проведения научных наблюдений.

27 мая 1956 года первая в Антарктиде внутриконтинентальная станция «Восток» была открыта. Впервые в истории группа людей осталась зимовать в центральной части планеты, Их было четверо. Они получили данные о погоде зимой на ледниковом куполе, где минимальная температура достигла минус 67 градусов, а штормовые ветры дули постоянно.

14 декабря 1958года санно-тракторный поезд третьей КАЭ прибыл в район, наиболее удалённый от всех берегов материка, преодолев от моря Дэвиса 2110км. Была создана станция ПОЛЮС НЕДОСТУПНОСТИ. Во время похода продолжались сейсмическая и гравитационные (изменение силы притяжения) съёмки, в результате которых составлена карта подлёдного рельефа Восточной Антарктиды.

А в это время в Ленинграде и Москве формировался личный состав новой экспедиции, которой предстояло создать станцию в районе Южного Геомагнитного Полюса.

Тогда было выбрано место для строительства этой станции ВОСТОК (название дано по имени второго корабля российских первооткрывателей Антарктиды.)

Санно- тракторный поезд за четыре месяца удалился от МИРНОГО на 2000 км. Достигнута высота 3500 км. над уровнем моря На которой определена точка, где магнитное наклонение равно 900, т.е. стрелка космоса становится вертикально. Это Южный Геомагнитный Полюс. Он «не привязан» к одной точке, а перемещается: в 1909году, когда магнитного полюса достигла британская экспедиция Эрнста Шеклтона, он находился на 720 25/ ю.ш. и 1550 в.д., а спустя почти полвека оказался в точке с координатами 780 25 ю.ш. и 1060 48/ в.д.

Научно-исследовательская станция ВОСТОК - единственная из всех российских антарктических станций работает без перерыва на протяжении всех лет. В течение многих лет сотрудники станции проводят глубокое бурение ледникового щита. Первоначально была поставлена цель - пробурить весь ледниковый покров до каменного ложа, получив образцы, подстилающих гигантский ледник, пород и разрез толщи льда, отложившихся не менее чем за миллион лет. Получаемый из скважины ледяной керн позволяет, благодаря изотопному методу, определить температуру, количество осадков и газовый состав атмосферы в далёком прошлом. Гляциологи в районе станции ВОСТОК подо льдом, на глубине 3500 м обнаружили обширный водоём. Его предполагаемая длина 250 км, ширина 40 км, глубина – более 500 м. А площадь - не менее10 тыс. кв. км. В ледяном керне скважины найдены микроорганизмы, сохранившие свою жизнеспособность. Биологи считают вероятным сохранением в древней подледниковой воде микроорганизмов, живших на Земле около миллиона лет назад.

На Международном совещании исследователей Антарктиды было решено соблюдать при дальнейшем бурении скважины на ВОСТОКЕ крайнюю осторожность, чтобы не допустить и малейшего загрязнения уникального водоёма, миллионы лет изолированного от окружающей среды мощной ледяной защитой

Исследования Антарктиды продолжаются. 20 октября 2019 года в Антарктиду отправилась 65-я Российская экспедиция, посвящённая 200- летию открытия Южного материка Российскими мореплавателями Ф. Ф. Беллисгаузеном и М Лазаревым.

2020 год в России - год Антарктиды.

На 2019 год в Антарктиде девять Российских полярных станций, из них пять зимовочных. На станциях зимовать остаётся 20-25 человек, а в летний сезон проживает до 140 человек.

Антарктида сегодня.

Всего в Антарктиде действуют 90 научных станций: 45 круглогодичных. Современная Антарктида не принадлежит ни одной стране мира, на этом континенте проводятся исключительно исследовательские работы учёных из множества стран. Поэтому Антарктиду называют «материком учёных»

Значение Антарктиды.

Исследование Антарктиды - ключ к пониманию циркуляции атмосферы и океана, прогнозу будущего климата планеты.

Почему в Антарктиде запрещено добывать полезные ископаемые? Хозяйственная деятельность может вызвать таяние снегов, что приведет к природной катастрофы.

Научное значение Антарктиды.

Недра материка богаты на полезные ископаемые – железную руду, каменный уголь и руду. Также ученые заметили следы никеля, меди, цинка, свинца, горного хрусталя, молибдена, графита и слюды. Кроме того, она - большущее хранилище запасов пресной воды на Земле. Исследователи наблюдают за метеорологическими и климатическими процессами и пришли к заключению, что самый холодный материк на планете – это колоссальный климатообразующий фактор для нашей планеты. Благодаря вечной мерзлоте, можно узнать, какой была наша планета тысячи лет назад, достаточно изучить ледниковый покров Антарктиды. В нем буквально заморожены данные о климате Земли и составляющей части атмосферы. Ученые доказали, что на материке можно найти воду, которая была заморожена еще в период жизни миллионы лет назад.

Хозяйственное значение Антарктиды.

Антарктида широко используется в отраслях туризма и рыболовства. Несмотря на то, что материк богат на уголь, стоить шахты для добычи природного ресурса на нем запрещено. Основная сфера хозяйственной деятельности на территории Антарктиды – активное использование ее биоресурсов. Здесь занимаются китобойным промыслом, мелкий промысел тюленей, рыболовство, промысел криля.

 

Источники информации

1. Р.К.Баландин, В.А.Малкин. 100 великих географических открытий. Москва, «ВЕЧЕ» 2004 г. с. 187-402, 416-428

2. Интернет АНТАРКТИДА.

3. Архивы В. М. Басова.

 

 


 

 

Приложение

 

 

Российские полярные станции в Антарктиде

 

 

 

 

Пингвины Адели

 

 

Южный полюс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: